Буркина-Фасо
Страна в самом центре Западной Африки. Раньше называлась «Верхняя Вольта». Хотя часто слово «Буркина-Фасо» употребляют как синоним дикости, по африканским меркам это довольно цивильная и благополучная страна. Легковизова. Главный недостаток — не на что смотреть. Путешественниками используется в основном для транзита.
Содержание
История и этнография
Город Уагадугу известен с XV века, уже долгое время он является столицей королевства Моси, которое занимает центр и восток страны. Моси — крупнейший народ Буркины, этнографически довольно интересен, потому что сохранил культуру и традиции. У деревень моси довольно необычная архитектура. Народ долго и упорно сопротивлялся исламизации, по доле язычников Буркина вообще на первом месте в Африке. Но язычество у моси тихое и незаметное, они как бы стесняются, что они язычники. Христиане живут на юге страны, мусульмане — на западе. Вторая этническая группа — диула, они же бамбара, живут в районе Бобо-Диулассо. Язык бамбара понимается по всей Буркине.
В современной истории Буркины особо прославилась одна личность — президент Тома Санкара. Это был единственный президент независимой Африки, который думал о людях, а не о том, как набить карман себе и своим близким. В результате за несколько лет по всем показателям страна скакнула резко вверх. Санкару давно убили, но он еще почитается как герой по всей Африке. Именно он переименовал страну в Буркина-Фасо, что означает «Страна честных людей». В последнее время в Буркине воцарилась стабильность, которая привлекает множество экспатов. По количеству постоянно живущих европейцев (особенно французов) Уагадугу — на одном из первых мест в регионе.
Природа и климат
По природе Буркина весьма похожа на Мали, только влажность слегка больше. Настоящего леса нет нигде, но бывает лесистая саванна. Много баобабов. Гор нет нигде. Охрана природы в Буркине развита гораздо лучше, чем в соседних странах. На постах в районе нацпарков реально останавливают все легковушки и проверяют салон и багажник на предмет браконьерства. Много нацпарков со слонами и львами. Экотуризм составляет важную часть национального дохода. Для вольного путешественника без машины парки Буркины не очень удобны, потому что в саванне живность все-таки лучше с машины смотреть. Климат — тоже как в Мали, может чуть прохладнее и влажнее, но все равно 40-градусная жара — это норма.
Языки
Французский — единственный государственный язык, его знают почти все буркинабе (это совокупное название жителей Буркины) и вам тоже желательно говорить на нем. Базарный язык — бамбара, моси тоже полезен.
Интересности
В основном в Буркину едут за природой, но в отношении природы более южные страны куда интереснее. Культурными достопримечательностями Буркину обделили. Есть интересная этнография, но чтобы ее просечь, надо долго оставаться в стране. Еще в некоторых деревнях и городках есть большие традиционные базары, куда тоже многие едут, дабы подивиться дикости негров. Но и в Мали такие базары тоже есть. Короче, не на что смотреть, но в целом страна приятная и беспроблемная. Еще отметим современные мечети сахельского стиля во всех деревнях запада страны и христианские церкви каких угодно стилей — до конструктивизма — на юге.
Еда и ночлег
Еда — как в Мали. В Уагадугу на улице за дешево продают небывалый для Африки продукт — клубнику. Повсюду много вкусного тамариндового сока, который считается национальным напитком. Гостиницы довольно дешевые, на уровне 5 — 7 евро за ночь. Местные вписывают нормально.
Визы
В Буркину можно попасть по туристической визе Антанты, позволяющей посетить также Бенин, Того, КДИ и Нигер. В посольствах самой Буркины эта виза неполучаема, зато, попав в Буркину, можно ее сделать в здании Police National в Уагадугу недалеко от площади 2 октября, в направлении Бобо-Диулассо — три дня, 25 тыс. франков. Виза Антанты дает право посещения всех стран соглашения в течение двух месяцев. На ней написано «сингл», но что это означает, никто не знает — то ли нельзя повторно въехать в каждую страну, то ли вообще в зону Антанты. В любом случае, если вы едете из Ганы с визой Антанты, у вас на границе никто не будет проверять, есть ли в паспорте штампы Того или КДИ. На некоторых переходах вообще не знают, что такое виза Антанты и могут вас помурыжить. На других переходах проблем нет.
Правила выдачи визы самой Буркины сильно различаются между посольствами. В последние годы она весьма подорожала и стоит от 20 до 35 тыс. сефа. В Ниамее дают только месячный сингл, в Бамако — трехмесячный сингл и такой же мультик. Транзиток не делают. Дополнительные документы не нужны. По прилете и на границе визы ставятся — 3-дневные и 7-дневные транзитки и полноценные месячные. В 2010 г. на границе с Мали (Сикассо — Бобо) стоимость недельной визы составляла 10 тыс. франков, но проверяйте информацию заранее — правила часто меняются. К тому же, стоимость визы Буркины и возможность её получения на границе зависят от национальности, информация с западных форумов может быть неактуальна для граждан СНГ. Если въезжаете в страну без визы — выбирайте оживленный переход, потому что на глухом могут не дать визу. Посольства Буркины в Москве нет.
Попадание
Прилететь из Москвы можно только на Air France через Париж. Кратчайший наземный путь лежит через ЕС, Марокко, Мавританию, Мали. Из соседних стран попасть несложно, все границы открыты. В КДИ — один переход, асфальт, большой траффик, есть ж/д с пассажирским сообщением. В Гану есть по крайней мере три перехода: Уэсса — Хамале (грунтовка, есть транспорт), переход под По (самый главный, большой траффик), под Биту рядом с тоголезской границей (вроде тоже асфальт, траффик есть). В Того есть два перехода, оба под Дапаонгом. Более активно используется западный (у Синкассе). Там асфальт и большой траффик. В Бенин один переход, он асфальтов. В Нигер — два, активнее южный, и только он асфальтов. В Мали — три перехода: на Сикассо, на Кутиалу и на Банкасс. В восточной части границы с Мали нет ни дорог, ни переходов. Самый ходовой переход — под Кутиалой.
Дороги и транспорт
Все главные дороги между городами и главные погранпереходы асфальтовы, но устроены довольно странно: на хороших асфальтовых дорогах периодически попадаются фрагменты по 10 — 15 км, где асфальта нет и что-то строят. То ли они их только недавно заасфальтировали, то ли они, когда меняют асфальт, полностью соскабливают старый.
Рейсовые автобусы есть, ходят они на нигерский манер — быстро, группами, на трассе не стопятся и бесплатно не везут. Автобусы быстрее и дороже такси. Такси — обычные африканские, гадкие и переполненные. Цены среднеафриканские: 20 франков — километр.
Дальнобойщики стопятся хорошо, как и везде в Африке, денег не просят. Весьма много международных дальнобоев: из Того в Мали, из Бенина в Мали, из Нигера в Гану, из Нигера в КДИ. Из Того в КДИ тоже едут через Буркину, потому что в Гане таможенники вредные. Из Мали в Нигер — через Буркину, из-за паршивости гаосской трассы. А вот из Нигера в Того едут через Бенин.
Надо выучить несколько трасс, по которым едут дальнобои, ибо на остальных автостоп весьма затруднен. 1) Уагадугу — Бобо. 2) Бобо — Феркесседугу. 3) Бобо — Кутиала. 4) Уагудугу — По. 5) Уагадугу — Ниамей. 6) Купела — Синкассе. 7) Фада-н-Гурма — Натитингу.
Автостоп облегчается большим количеством блок-постов и пеажей на платных дорогах.
Железнодорожный пассажирский транспорт представлен поездом, идущим три раза в неделю из Уагадугу в Абиджан. Стоит весьма дорого: самый дешевый билет в Абиджан — 30000 сефа. Еще есть ветка Уагадугу — Кая, по ней поезд ходит раз в неделю.
Деньги и цены
Валюта Буркины — западноафриканский франк-сефа (CFA). 1 евро = 655-660 франков. Эта же валюта ходит во всех соседних странах, кроме Ганы. Инфляции нет. Евро меняют охотнее, чем доллары. В Уаге есть банкоматы, которые берут карточку Visa. Western Union тоже встречается.
По ценам Буркина дешева относительно Африки, причем юг страны дешевле. Страна дешевле Мали и Нигера, дороже Ганы и чуть дороже Того.
Информация и связь
Интернет популярен в Уагадугу, в других городах попадается иногда. Связь неплохая, цены божеские — около 250 франков за час. Как и в Того с Бенином, во всех интернет-кафе стоят неприятные клиентские программы, затрудняющие работу. С книгами в Буркине все в порядке, это одна из самых читающих стран Африки. В Уагадугу есть нечто совершенно невероятное — в центре города стоят два книжных магазина с широким ассортиментом и совершенно европейского вида. Закупайтесь! К сожалению, книги только на французском и весьма дороги. Есть журналы на английском, но они еще дороже. Также в этих магазинах стоят путеводители серии «Ле Пти Фюте» и еще несколько плохоньких глянцевых путеводителей — не только по Буркине, но и по всевозможным другим странам. Путеводителей из серии Routard нет, хотя описание Буркины входит в Routard Afrique de L’Ouest. Также новые газеты и журналы можно встретить в неожиданных местах, например, их впаривают шоферам на выездах из Уаги. А карту Уагадугу можно вообще купить где угодно, потому что по городу бегают мальчишки и впаривают ее иностранцам.
Wifi в уаге встречается в коммерческих местах. Скорость катастрофическая.
По стране
Уагадугу
Ударение на предпоследний слог. Для местных — Уага. Столица и крупнейший город республики Буркина-Фасо и королевства Моси. Несмотря на древность этого города, старых зданий в нем не осталось. Однако, город весьма приятен и на удивление цивилен. Первое, чем шокирует Уага — это городские автобусы. Кажется, это единственная западноафриканская столица, где они есть. Автобусы чистые, с номерами, остановки тоже цивильные — как в Москве. В целом город производит впечатление ухоженного, особенно в центре (хотя все относительно). Есть несколько красивых современных зданий, особенно Центробанк (к юго-западу от вокзала), а еще королевский дворец, два музея — национальный и музыкальный — и собор. Во дворце по пятницам король устраивает публичные церемонии. Знаменитые книжные находятся к востоку от Центробанка и к югу от вокзала. Еще Уага знаменита изобилием совершенно наглых грифов, которые гнездятся на крышах и не боятся людей, а также красивыми росписями в наивном стиле на стенах разных учреждений. Ж/д вокзал грязный и темный, камеры хранения нет, там спят всякие бомжи. Автовокзалов как таковых нет, у каждой автобусной компании есть своя станция. Посольство Мали находится на юге города, у той же улицы, где дворец. Сингл-виза на месяц стоит 20000, делается в тот же день. Посольства РФ нет, при проблемах надо обращаться в посольство в Бамако. Свойства других посольств неизвестны.
Боромо
Городок на полпути между Уагой и БобО. Цивильная центральная улица с отбойником посредине, оживлённая уличная торговля, освещение вечером
Бобо-Диулассо
Ударение в обоих словах на последний. Местное название — Бобо. Второй город страны. Из достопримечательностей — мечеть в сахельском стиле, старый квартал Кибидве и музей. В Бобо есть большой перекресток (сходятся трассы на Уагу, КДИ, Сикассо и Кутиалу) и ж/д.
Банфора
Маленький городок на трассе и ж/д в КДИ. Известен окрестностями, в которых есть озера, холмы и водопады. Места довольно туристические, за посещение просят денег — от 500 до 1000 франков. Ничего особенного там нет, в Мали и Того горы интереснее. Черепаший Wifi есть в отеле Калипсо, постояльцы других отелей его могут получить через бар
Купела
На юг - ответвление на Того через Тенкодого. На восток - в Ниамей. Ничем не примечательный городок.
Тенкодого
Этот маленький городок на трассе в Того замечателен современной церковью совершенно невероятной архитектуры — похоже на мечеть Дженне, с большой массивной колокольней с ромбовидным вырезом. Бюджетный отель - на въезде в город с севера, до крупных строений слева. Без вывески, горит зелёный фонарь. Жители хамоваты