Гонконг
Идеальным вариантом для тех, кто хочет посетить необычные места, являются авторские туры в Гонконг. Опытные тревел-эксперты помогут увидеть и попробовать все самое интересное. |
![]() | |
![]() | |
Столица: | Гонконг |
Площадь: | 1100 км2 |
Население: | 7.070.000 чел. |
Валюта: | гонконгский доллар (HKD) |
Язык: | кантонский, английский |
Движение: | левостороннее |
Телефонный код: | +852 |
Виза для РФ: | не требуется |
Территория принадлежит: | Китаю |
Маленькая бывшая английская колония Гонконг (англ. Hong Kong, официальное китайское название Сянган, Xianggang, 香港) располагается на юге Китая, в восточной части эстуария реки Жемчужная, в 100 км к югу от Гуанчжоу. Хотя формально Гонконг входит в Китай, между провинцией Гуанчжоу и Сянганским САР остаётся полноценная граница с КПП, гонконгцы не могут свободно попасть в Китай, а китайцы — в Гонконг. Со времён англичан мало что изменилось, Гонконг остаётся богатым и цивильным центром международной торговли, резко отличаясь по жизненному укладу от материкового Китая. Путешественников Гонконг привлекает красивым природным расположением, инфраструктурным удобством, безвизовостью для россиян и украинцев. Недостатки — очень высокие цены и малое число красивых памятников старины.
Содержание
География
САР Сянган захватывает несколько островов и участок материка. Собственно остров Гонконг — это центр территории, здесь самые высокие небоскрёбы и самая плотная застройка (в особенности в северной части острова). Северо-запад острова — это транспортный и деловой центр города (район Централ). Напротив через узкий пролив находится материковый полуостров Каулун (Kowloon), там тоже сплошная городская застройка, но уже не такая понтовая, и цены ниже. Прочая часть материкового Гонконга называется «Новые территории», это леса и горы, среди которых натыканы районы, застроенные высотными домами — так называемые тауны. Других островов (Outlying Islands) несколько десятков, большинство из них необитаемы. Крупнейший остров — Ланьтау (в 2 раза больше о. Гонконг) — находится к западу от мегаполиса, там тоже горы, леса и несколько таунов. Прямо к северу от Ланьтау — искусственно насыпанный остров, на котором аэропорт. Тропического леса в Гонконге много — около половины площади суши САР, он сохранился даже на о. Гонконг в его центральной гористой части. Горы невысокие, не более 1000 м, но довольно крутые. Мосты (2 шт.) соединяют материк с Ланьтау. На остров Гонконг с материка мостов нет, зато есть три автомобильных и три метрошных тоннеля. Пешеходный проход по тоннелям запрещён. На другие острова (кроме искусственного аэропортового) нет ни мостов, ни тоннелей.
В 2011 г. вышла компьютерная игра Sleeping Dogs, сделанная в популярном в последнее время жанре — надо кататься по Гонконгу на машине, выполняя разные задания. Весьма рекомендуется поиграть в эту игру перед поездкой, чтобы проникнуться городской атмосферой и заранее начать ориентироваться в городе. Из недостатков — хотя топонимика сохранена, границы города обрезаны — оставлен только остров Гонконг, да и то не весь, а относительное нахождение имеющихся районов изменено — например, North Point на игровой карте находится не к востоку от Централа, а к юго-востоку.
Климат
Гонконг находится недалеко от северного тропика. Это холодная часть тропиков — настоящей зимы и снега не бывает, но чувствуется различие между сезонами. Зимой довольно прохладно, около +15. Весной и в начале лета жарко и сухо. В конце лета — начале осени длится сезон дождей.
История
Остров Гонконг был захвачен англичанами во время Первой Опиумной войны с Китаем 1839-42 гг. На тот момент там не было ничего, кроме рыбацких деревень. Город был построен именно англичанами в качестве базы для торговли с Китаем. В 1898 г. англичане вынудили Китай арендовать им на 99 лет Новые территории. По истечению срока аренды в 1997 г. должен был последовать раздел города на британскую островную и китайскую материковую части. К счастью, Китай и Британия пошли на компромисс: британцы согласились передать весь Гонконг, а Китай принял политику «Одна страна, две системы», в рамках которой обязался сохранять широкое самоуправление Гонконга на 50 лет, то есть до 2047 г.
Язык и население
Между собой жители Гонконга общаются на кантонском языке, распространённом также в нескольких провинциях южного Китая. Этот язык записывается китайскими иероглифами, но китайцам из других областей страны он непонятен, так как сильно отличается по произношению. Устойчивой системы романизации типа системы «пиньинь», распространённой в КНР, для кантонского языка не существует. В Гонконге этот язык имеет официальный статус, его учат в школах. Официальный китайский язык (путунхуа) понятен не всем гонконгцам, хотя также используется часто — например, им дублируются объявления в метро. С иероглифами тоже засада: в Гонконге используется старый (дореформенный) вариант китайских иероглифов, который также является официальным на Тайване. В результате примерно четвёртая часть иероглифов выглядит решительно по-другому, чем в Китае, даже цифры другие.
К счастью, английский язык тоже является официальным, его тут знает значительный процент населения, им дублируются многие надписи и объявления. Кроме китайцев, в Гонконге живут потомки колонизаторов, индусы, сикхи и прочие народы бывшей Британской империи; с ними можно общаться на их языках. Впрочем, по сравнению с Сингапуром, других народов тут немного, территория почти моноэтнична.
Менталитет населения существенно отличается от КНР. Более ярко одеваются, меньше людей пролетарской внешности, более вежливы. Главное хорошо заметное отличие — отсутствие китайской склонности ходить повсюду большими толпами. Тем не менее, некоторые черты китайского менталитета есть и тут — часто громко разговаривают, вечно спешат, не особо обращают внимание на происходящее вокруг.
Визы
Гонконг фактически — отдельное государство с отдельным от КНР визовым режимом. Граждан России, Украины и большинства западных стран пускают без визы на срок 15 дней. Гражданам прочих стран СНГ визу получить всё-таки придётся. Выглядит она точно так же, как обычная китайская виза, но с надписью Hong Kong. Визы выдаются консульствами Китая, но анкета на гонконгскую визу отдельная, гораздо сложнее и подробнее китайской. Многие консульства не выдают визу до отправки запроса в Гонконг, а это дело небыстрое.
К сожалению, при выезде из КНР в Гонконг аннулируется китайская однократная виза, поэтому или заранее делайте многократную, или получайте новую в самом Гонконге, благо это не особо сложно. При въезде в Гонконг вы заполняете миграционную карту, которую надо отдать на выезде. Несколько лет назад Гонконг отменил въездные и выездные штампы, вместо них степлером прибивают к паспорту бумажку с данными въезда.
Просрочка лимита пребывания в Гонконге считается уголовным преступлением и карается огромным штрафом.
Получение визы КНР
Гонконг часто используется с целью площадки для получения визы в основную часть КНР. Это действительно одно из легчайших мест для получения китайской визы в регионе, но у него есть свои особенности.
Аналог консульства называется The Commissioner’s Office, находится он недалеко от Централа, рядом со станцией метро Wan Chai. Часы работы и на подачу, и на получение документов — 9.00-12.00, 14.00-17.00 с пн по пт. Очереди значительно меньше, чем в большинстве других консульств. Талон на очередь дают только после заполнения анкеты, поэтому желательно заранее распечатать с сайта консульства [1] и заполнить эту анкету.
Кроме анкеты, требуется одна фотография, копия 1-й страницы паспорта и страницы с въездным билетом Гонконга. У тех, кто раньше был в КНР, просят ксерокопии предыдущих виз, и это может стать проблемой, если нет на руках старого паспорта. Время изготовления визы составляет от 2 до 4 рабочих дней, в зависимости от тарифа. Самая дешёвая виза (однократка без надбавки за срочность) стоит 200 HKD.
Те, кому неохота мотаться в посольство, могут воспользоваться услугами многочисленных контор в районе Цимшацуй. Они берут существенно больше, чем посольщики — от 800 HKD, но делают визы любого типа, включая мульти, примерно за сутки.
Кроме описанных, есть два легальных способа попасть из Гонконга в КНР без визы. Первый — по прилёту в Гонконг, не выходя в город, пройти на паром, следующий в КНР. На границе ставят полноценные китайские визы на срок до месяца. Второй — приехать на основной КПП Lo Wu и там сделать за 400 юаней визу, дающую право посещения только города Шэньчжэнь на период до 5 суток. Также можно уплыть в Макао, а там получить полноценную визу КНР на основном наземном КПП.
Попадание
Самолётом
Аэропорт находится на западе города, на маленьком островке возле побережья Ланьтау. Туда ходит отдельная ветка метро из Централа, проезд стоит очень дорого — от 60 HKD. Умные люди этим метро не пользуются, а едут вот как — до конечной станции жёлтой ветки обычного метро Tung Chung (около 20 HKD из центра), а далее на одном из многочисленных автобусов — 3.50 HKD, в пути 15 минут. Кроме того, имеются прямые автобусы в аэропорт из ряда других районов города. Несколько раз в день на Ланьтау в тот же район Тун-Чун ходят паромы из Туань-Муня, они позволяют существенно сократить время в пути из этого района.
Из аэропорта можно уплыть на пароме в Макао или в КНР, не проходя погранконтроль в Гонконге. Также есть автобусы во многие города Китая.
Цены на еду в аэропорту близки к городским, имеется «Макдоналдс».
Из аэропорта имеются рейсы нескольких авиакомпаний в Москву, Владивосток, Иркутск, Новосибирск, Хабаровск, Алма-Ату. В отличие от городов ЮВА, в Гонконг иногда бывает выгодно лететь прямым рейсом. В принципе цены на перелёты из России несколько выше, чем в Пекин и Шанхай, но ниже, чем в ЮВА. Национальная авиакомпания называется Cathay Pacific, это одна из лучших авиакомпаний мира, цены довольно высокие. Также имеются Dragon Air, Hong Kong Airlines и Hong Kong Express, последняя считается лоукостером, но мало куда летает.
Вообще Гонконг — не лучшее место в плане лоукостеров: сюда летают бюджетные компании из стран ЮВА, но конкуренция невелика, и поэтому цены высокие. Иногда бывает дешевле лететь в Гонконг через Макао — в тамошнем аэропорту сборы ниже. Из КНР дешевле лететь в Шэньчжэнь, а оттуда ехать на поезде.
Из Китая
Из основной части КНР можно попасть пешком, на автобусе, пароме или по ж/д.
Всего имеется два пешеходных, четыре автомобильных и один железнодорожный переход. Большинство из них ведёт в китайский город Шэньчжэнь, который подходит вплотную к границе САР. Шэньчжэнь, как и Гонконг, является крупным центром бизнеса с множеством глянцевых высоток. Автобусы и поезда оттуда ходят во много разных точек Китая. В Шэньчжэнь есть даже метро.
Из Гуанчжоу (восточный вокзал) в Шэньчжэнь и Гонконг (станция Каулун, или Цзюлун на официальном китайском) ходит несколько супербыстрых экспрессов в день. Проезд там весьма дорог — больше 100 ю. На обычный поезд билет достать сложно, их раскупают. Автобус Гуанчжоу — Шэньчжэнь ходит раз в 15 мин. от центрального автовокзала, стоит 65 ю. Проще всего, попав в Шэньчжэнь, перейти пешком до станции Lo Wu, этот переход находится прямо возле ж/д и автовокзалов Шэньчжэнь. У границы находится конечная голубой ветки метро, пешком уйти нельзя. Чуть дальше от центра есть переход Lok Ma Chau, который тоже ведёт к одноимённой станции метро. Самый красивый переход — мост через залив, он ведёт из Туань-Муня в шэньчжэньский район Шэкоу.
Прямые поезда в Китай отправляются от станции Hung Hom, ходят в Гуанчжоу примерно раз в час, также есть один рейс в день до западного пригорода Гуанчжоу, города Чжаоцин. Проезд до Гуанчжоу стоит 180 HKD.
Автобусов из Гонконга в Китай довольно много, они отправляются из разных точек города. Есть как короткие автобусы, довозящие до границы, так и длинные.
В районе Цимшацуй есть порт, откуда ходят суда компании Chu Kong в несколько портов провинции Гуандун. Кроме Гуанчжоу, есть рейсы вверх по реке Жемчужная до Чжаоцин. На восток по побережью паромы ходят до Шаньтоу. Также есть несколько рейсов в пограничный с Макао город Чжухай.
Из Макао
Мост в Макао пока даже не начали строить, поэтому две территории соединены частоходящими ракетами и катамаранами. Они стоят около 150 HKD за самый дешёвый билет и ходят раз в 20-30 мин. круглосуточно (ночью реже и дороже). Вероятно, это самый частоходящий международный (почти) паром. Идёт быстро, около часа. Уходит от главного морского вокзала в районе Централ (самый западный пирс). Также есть паромы в Макао из Каулуна и аэропорта. В Макао паромы приходят на один из двух морвокзалов — на материке и на острове Тайпа.
Городской транспорт
Автобусы и маршрутки
90 % городских автобусов — двухэтажные, как в Лондоне. Они довольно дороги (примерно как метро). Цена зависит от расстояния, билетов нет. Для проезда надо кинуть монеты в щель возле водителя. Купюры не принимаются, сдача не выдаётся. У щели, в которую надо опускать деньги, есть табло, где написана сумма. Это — стоимость проезда до конечной остановки. Если вам не до конечной, заплатите меньше. Конечными автобусов являются терминалы, обычно совмещённые со станциями метро. Кроме того, Гонконг — одна из немногих развитых стран, где сохранились городские микроавтобусы. Они несколько крупнее «Газели», но существенно меньше больших автобусов. Оплата производится аналогично большим автобусам. Во многих картах и атласах города имеются схемы автобусных маршрутов.
Трамваи
В Гонконге трамваев больше, чем во всей остальной Азии, исключая Японию. Имеются две отдельные системы, непохожие друг на друга.
Старая трамвайная система, широко известная у туристов, состоит из одной линии, проходящей через всю северную часть острова Гонконг с запада на восток, параллельно синей ветке метро. Это последняя в мире система некогда широко распространённых двухэтажных трамваев. Вагонов на линии очень много, интервалы движения — не более пары минут. Хотя линия всего одна, на ней есть несколько разворотных кругов, поэтому и маршрутов тоже несколько. Номеров маршрутов нет, на трамвае написан пункт назначения на двух языках. Оплата на выходе рядом с водителем. Тариф — 2.30 HKD, независимо от расстояния, сдача не выдаётся.
Новая трамвайная система известна гораздо меньше, так как не охватывает центр города. Это весьма густая и разветвлённая система с дюжиной маршрутов, которая проходит исключительно в пределах тауна Туань-Мунь в западном конце малиновой ветки метро. Пересадки на трамвай показаны на схемах метро. Официально система именуется Light Rail, хотя по факту она ничем не отличается от обычных СНГ-шных трамваев. Билеты покупаются перед посадкой в имеющихся на каждой остановке автоматах. Автоматы принимают только монеты, но зато выдают сдачу. Стоимость проезда зональная, от 4.50 HKD. На линии теоретически работают контролёры, на практике ходят нечасто.
Паромы
Паромы удобны для перемещения между островами. Они связывают все населённые острова с о. Гонконг. Главный морвокзал находится в районе Централ, там вдоль побережья идёт много-много пирсов, с каждого отправляются паромы какого-то одного маршрута. Стоят довольно дёшево. С острова Гонконг в Каулун ходят смешные паромы Star Ferry, похожие на утюг. Стоят 2-3 HKD. Ходят часто. На Ланьтау в пос. Муй Во на юго-восточной оконечности острова ходят паромы двух типов — быстрые и медленные — примерно раз в час каждый. Медленный стоит 11 HKD, быстрый в 2 раза больше. Также имеются паромы на обе пристани о. Ланна и в Дискавери-Бей (Ланьтау). Оплата проезда происходит следующим образом: у пирсов на морвокзале имеются турникеты, принимающие монеты — билеты не выдаются. При отплытии от морвокзала турникеты проходятся перед посадкой, а если плыть в обратную сторону — турникеты есть только на морвокзале, то есть оплата на выходе.
Метро и электрички
Метро охватывает Каулун, о. Гонконг (северную часть), Ланьтау и заходит в аэропорт. Выглядит метро чисто и просторно, только народа много. Особенность метро в том, что по многим маршрутам надо делать две пересадки и более. На о. Гонконг и в Каулуне станции подземные, в Новых территориях и на Ланьтау — в основном надземные. Многие пересадочные станции устроены на манер «Китай-города» в Москве: для пересадки на другую линию достаточно пройти станцию поперёк. Между станциями Tism Sha Tsui и Tsim Sha Tsui East в центре Каулуна пересадка платная — есть подземный переход, но он находится за зоной турникетов.
Метро очень дорогое. Тарификация зависит от расстояния. Билет на одну остановку стоит от 4.50 HKD, а с Гонконга на Ланьтау — все 25. Билет надо совать в турникет на выходе тоже, так что метод одной остановки не сработает. Касс нет, билеты продаёт только автомат. Хитрость в том, что в автомате можно купить не только обычный, но и «концессионный» билет, который дешевле в 2 раза и предназначен пенсионерам и инвалидам. Вы ничем не рискуете: кроме турникетов, контроля нигде нет. На аэропортовой линии тарификация отдельная — раза в 3 выше, чем в обычном метро.
Линия электричек, соединяющая Каулун с китайской границей, интегрирована в систему метро в качестве голубой ветки, пересадка с метро бесплатна. Электрички тоже очень дорогие, проезд от границы до вокзала стоит 36 HKD. Покупка билетов и контроль аналогичны метрошным, к счастью для «пенсионеров», которые и тут могут сэкономить в 2 раза.
Фуникулёр и канатка
Являются скорее аттракционами, чем транспортом. Фуникулёр (Peak Tram) поднимается от Мидлевелс на вершину пика Виктория, очень популярен у туристов, которые часто образуют большие очереди. Стоит 22 HKD в один конец, 33 HKD в два конца.
Канатка — очень длинная и красивая, находится на о. Ланьтау, поднимается от станции Tung Chung к Большому Будде.
Такси и машины
Такси в Гонконге дорогие, хотя и не настолько, как можно подумать, глядя на тарифы метро. За посадку берут 25 HKD, далее добавляется по 2-3 HKD за километр. Все такси официальные, их довольно много, поэтому заранее вызывать необязательно, можно поймать на улице.
Прокат машин в Гонконге крайне дорог даже по меркам развитых стран, доступен только состоятельным людям.
Деньги и цены
В Гонконге есть собственная валюта — гонконгский доллар. Курс доллара постепенно падает: некогда он был привязан к юаню, а сейчас уже где-то на 30 % дешевле. В 2014 за доллар давали около 4.50 рублей, за американский доллар — около 8 гонконгских. До 10 долларов имеются монеты, от 10 до 500 — купюры. Деньги красивые, бывают нескольких видов. Берегите мелочь: в транспорте и во всяких автоматах по продаже еды купюры не берут. Обмен юаней — проблематичное дело, возможен только в Bank of China или на границе. В прочих банках берут только американские доллары и евро. В магазинах юани не принимают. Маканские патаки не принимаются к оплате в Гонконге, зато в Макао принимают HKD. Гонконгский доллар несложно обменять в Китае или ЮВА.
Все банкоматы берут иностранные карты, комиссия за снятие — около 25 HKD. Картой можно расплачиваться почти везде.
В отношении цен Гонконг — самая дорогая страна региона: дороже Японии, Южной Кореи, слегка дороже Сингапура. Особенно удивляют цены на отели: от 200 HKD за крошечный номер в трущобе. Еда — от 8 HKD за бутылку химического сока в магазине, 15 HKD за маленькую баночку йогурта, от 100 HKD — обед в ресторане с официантами. Метро — в среднем 10-15 HKD.
Но некоторые вещи внезапно дёшевы. Например, музеи — 10-20 HKD, трамвай — 2.30 HKD, обед в Макдоналдсе — 20-30 HKD. Имеется закономерность — в центре магазины и рестораны дороже, чем на окраинах, независимо от качества.
Бесплатными в Гонконге являются: все парки, все туалеты, все храмы (в отличие от КНР), часть музеев.
Устройство города
Особенность Гонконга состоит в том, что его исторический центр на севере о. Гонконг и юге Каулуна — это едва ли не самое скучное место в городе. Почти все исторические здания снесли, а на их месте в 60-х и 70-х годах понатыкали уродливые многоэтажки. Интерес представляет только несколько небоскрёбов, сконцентрированных в районе Централ. К югу от Централа по склонам холма находится район Мидлевелс — он тоже некрасив, но считается местом тусовок и ночной жизни. На Мидлевелс находится знаменитый злачный район Сохо. Из Централа можно подняться на Мидлевелс и далее к зоопарку на самой длинной в мире системе общественных эскалаторов. До 10 утра эскалаторы работают только на спуск, потом — только на подъём. В Каулуне почти всё интересное сосредоточено в южной части, в музейно-трущобном районе Цимшацуй.
Гонконгские тауны представляют интерес для любителей урбанистики. Каждый таун — это настоящий город-сад с современными красивыми жилыми домами по 40-50 этажей, парками, детскими площадками, торговыми центрами, идеально организованной и отлаженной городской средой. Крупнейшие тауны — Туань-Мунь на северо-западе Новых территорий и Абердин на юге о. Гонконг. Имеются и совсем маленькие тауны, состоящие из 2-3 высотных жилых домов посреди леса. Северная часть Каулуна тоже несколько напоминает тауны — это более просторное и упорядоченное место, чем центр города. На Ланьтау большая часть территории занята лесом и горами, но имеется пара маленьких таунов, а также более традиционные деревеньки.
Интересности
Музеи
Основных музеев четыре, все они находятся в районе Цимшацуй. Возле пристани Star Ferry расположены Художественный и Космический музеи, а в северо-восточном углу района — Исторический и Научный. Музеи неплохи, особенно Исторический. Вход стоит 10-20 HKD.
Парки
Парки Гонконга — одни из красивейших в мире, настоятельно рекомендуются к посещению. Основными являются: парк Виктория на побережье к востоку от Централа, парк Гонконг на Мидлевелс, парк Каулун в Цимшацуе. В последних двух имеются бесплатные птичники, особенно интересен открытый птичник парка Гонконг. Рядом с парком Гонконг находится старый зоопарк, также бесплатный. В нём оставили только обезьян и птиц, другие животные находятся в зоопарке при развлекательном центре Ocean Park на юге острова Гонконг.
Также интерес представляет Kowloon Walled City — парк на севере Каулуна, оформленный под старину.
Дикая природа
Лучшее, что есть в Гонконге — дикие места, леса и горы, расположенные рядом с городскими районами. В отличие от других стран Азии, здесь вся дикая природа бесплатна, никто не навязывает гидов, всюду маркированные вымощенные тропы. Даже на острове Гонконг есть тропа, ведущая от верхней станции фуникулёра по горам. На острове Ланьтау главная тропа идёт от Большого Будды. Некоторые тропы весьма длинные, несколько десятков километров, причём проходят они рядом с вершинами гор ради хороших видов. Народа на тропах мало.
Архитектура
Прежде всего, конечно, бросаются в глаза знаменитые офисные небоскрёбы гонконгского мегаполиса, которые тут и выше, и красивее, чем в Китае. Большинство небоскрёбов находится в районе Централ, есть несколько в Каулуне. В окраинных таунах можно увидеть жилые небоскрёбы, построенные по типовым проектам.
Традиционная архитектура, как китайская, так и колониальная, представлена плохо, за ней лучше ехать в Макао. В районе Централ есть несколько старинных красивых зданий, но они не образуют ансамбля и теряются среди небоскрёбов. Традиционные деревни сохранились в количестве нескольких штук: две на острове Ламма, ещё несколько на севере и северо-востоке Новых территорий.
Прочее
У станции метро Wan Chai есть пешеходный мост. Зайдите на него, там расклеены лозунги антикоммунистического содержания, а оппозиционеры раздают народу газеты и брошюры с названиями типа «Холокост в Китае».
Пляжей много на основных островах, они бесплатны, вода тёплая.
На Ланьтау главная достопримечательность — буддийский монастырь Нгонг Пинг на западе острова, у верхней станции канатки. Монастырь бесплатный и весьма большой. Замечателен огромной статуей Будды современной постройки. Оттуда недалеко по тропе до высочайшей вершины Ланьтау.
На маленьком островке между Ланьтау и материком есть Диснейленд, туда даже проложили специальную линию метро. Билет очень дорогой — 500 HKD.
Островок Ламма — ближайший к острову Гонконг, хорошее место для приятного короткого пешеходного маршрута — от одной пристани до другой пешком по тропе через горы. У обоих пристаней — интересные традиционные деревни. Машин и проезжих дорог на острове нет, местные ездят на велосипедах и квадроциклах.
Ночлег
Тема ночлега в Гонконге доставляет путешественникам немало проблем. Формально дешёвых гостиниц и хостелов не так уж мало. Можно найти одноместный номер в пределах 200 HKD без особого труда. Проблема же состоит в том, что все такие номера, как и вообще 90 % гостиниц Гонконга, находятся в жутких трущобах и выглядят соответственно. На юге Каулуна находится район Цимшацуй (Tsim Sha Tsui), а в нём — несколько больших жилых домов, превращённых во что-то вроде притонов. Самый известный и крупный называется Chungking Mansions. На первом этаже находится торговый центр для разных тёмных личностей — филиппинцев, пакистанцев, индусов, арабов… Кроме обменников, тотализаторов, визовых агентств там толпятся разные предлагалы, впаривающие товары и услуги сомнительного качества. На верхних этажах в лабиринтоподобных коридорах ютятся так называемые отели, представляющие из себя кусок коридора, к которому пристыкованы микроскопические комнаты со 100%-ной слышимостью. Никакой рецепции, конечно, нет. Всего в упомянутом здании таких отелей несколько десятков. Есть и ещё пара домов такого же типа. В Цимшацуе есть и приличные отели, но стоят они запредельно дорого.
При наличии хотя бы каких-нибудь денег стоит игнорировать Цимшацуй, а селиться в приличных отелях на окраинах города. Цены там начинаются от 500 HKD за двухместный (не сильно дороже некоторых цимшацуйских отелей), а качество значительно выше. Долгое время добирания до центра искупается интересностью самих окраинных районов. К сожалению, приличных хостелов на окраинах не водится — только отели в 3-4 звезды. Интересная особенность отелей за пределами Цимшацуя — интернет во многих из них платный.
Бесплатный ночлег возможен в палатке в лесу. На палатки гонконгцы не обращают никакого внимания, да и найти безлюдное место в лесу не составит труда. Формально в нацпарках (к которым относятся почти все леса) ставить палатку нельзя — именно ставить палатку, спать просто в спальнике можно! — но проверяльщики не были обнаружены. Вписку на международных сайтах найти несложно.
Еда
Гонконг — не самое интересное место в Азии в плане еды, причиной чему — тотальная дороговизна и тот факт, что почти вся еда — привозная. В районе Централ вообще всё невесело — ресторанов не так много, они забиты до отказа сотрудниками офисов, а цены — порядка 100—120 HKD за обед, аналогично на Мидлевелс. В Каулуне — уже лучше, кое-где встречается недорогая уличная еда. Лучше всего — в таунах на окраинах города, там бывают довольно бюджетные (от 30 HKD) места с национальной кухней, только одна беда — часто нет английского меню. Большинство ресторанов сосредоточены в торговых центрах, которых в Гонконге очень много. Улично-базарная торговля едой азиатского типа встречается реже, но всё-таки кое-где ещё держится.
Сеть McDonald’s представлена очень широко, рестораны имеются на каждом шагу и в центре, и на окраинах. «Макдоналдс» в Гонконге — очень ценное и важное для путешественника место, потому что цены существенно ниже, чем в обычных ресторанах — обед стоит от 20 HKD. Сети KFC и Burger King представлены существенно меньше, порядок цен там примерно тот же. Крупнейшая местная сеть общепита называется Cafe de Coral, заведения представляют из себя столовые — сначала надо на кассе оплатить заказ, потом отдать чек на кухню и ждать приготовления. В меню бывают как европейские, так и местные блюда, обед стоит от 30 HKD. Также представлено несколько сетей японской кухни.
В супермаркетах цены на еду также высокие, потому что всё привозное. Любимая азиатами сеть минимаркетов 7-Eleven представлена довольно большим числом магазинов, но в размерах и по ассортименту они существенно меньше, чем их собратья в ЮВА. Другие сети минимаркетов распространены слабо. Классических кофеен мало, зато у метро и в ТЦ часто продают выпечку и десерты в небольших лавочках.
Разное
Книги и карты
Крупнейшие книжные находятся в районе Централ внутри основных ТЦ. С картами ситуация не очень хороша — их не так много и не все хороши. Самые удобные — атласы города со схемами гортранспорта, указателями улиц и интересных объектов. Все они местного производства, двуязычные, но по-английски дублируется далеко не вся информация.
Безопасность
Насмотревшись гонконгских боевиков с Джеки Чаном, многие думают, что в Гонконге все занимаются только тем, что мутузят друг друга приёмами кунфу. На самом деле Гонконг — безопасное место, бандиты давно разбогатели и на туристов не обращают внимания, мелкой шпаны не имеется, менты немногочисленны и неприятностей не доставляют.
Туалеты
Их очень много повсюду. Общественные туалеты есть во всех достопримечательностях, парках, транспортных узлах, торговых центрах и даже на пересадочных станциях метро. Все без исключения туалеты бесплатны и весьма чисты. Унитаз — европейского типа, с бумагой.
Электричество
Используются розетки британского типа с двумя горизонтальными толстыми гнёздами и гнездом заземления. Требуется особый переходник. Переходники имеются во многих отелях.
Часовой пояс
Используется время UTC+8, как и в Китае. На летнее время не переходят.
Электроника
Сведения о том, что в Гонконге якобы баснословно дешёвая электроника — это миф. Да, в принципе цены невысокие, но в сравнении с российскими какой-то особой выгоды не выходит — разве что на модные новейшие «гаджеты», которые в Гонконге просто раньше появились в продаже. Кроме того, вся электроника имеет «неправильную» британскую вилку, в России для неё потребуется переходник.