Иордания

Материал из «Вольной энциклопедии»
Перейти к: навигация, поиск
Идеальным вариантом для тех, кто хочет посетить необычные места, являются авторские туры в Иорданию. Опытные тревел-эксперты помогут увидеть и попробовать все самое интересное.


noframe

noframe

Столица:Амман
Площадь:89.300 км2
Население:6.500.000 чел.
Валюта:иорданский динар (JOD)
Язык:арабский
Движение:правостороннее
Телефонный код:+962
Виза для РФ:выдаётся на границе

Хашимитское Королевство Иордания — одна из приятнейших стран Ближнего Востока. Является своеобразной «гигиенической прокладкой» между модернизированным государством Израиль и традиционной Саудовской Аравией. Иордания — самостоятельное и динамично развивающееся государство. В столичной агломерации, состоящей из собственно столицы, Аммана, и города-спутника Аз-Зарка, проживает добрая половина населения страны. Географическое расположение Иордании — между Азией и Африкой — делает её ключевой для попадания наземным путем в страны Африки и Аравии.

Виза

Посольство Иордании в Москве расположено по адресу: Мамоновский пер., 3. Если идти от метро Маяковская по Тверской ул. в сторону центра, то второй переулок направо и есть Мамоновский; посольство там. Виза стоит около 30 долларов (45 долларов за двукратную, 90 долларов за мульт), никаких приглашений, бумаг, билетов не надо. Надо одну фотографию и прийти к 10.00 утра, получите визу в тот же день.

В других странах, например в Египте, все тоже могут получить иорданскую визу быстро и недорого. А проще получить её в точке прибытия — в аэропорту Аммана, в морском порту Акабы или на любой сухопутной таможне, кроме границы с Палестиной. Стоимость визы на въезде для всех народов (кроме японцев и арабов) одна — 20 динаров ($28). Японцам и арабам Иордания бесплатная. Граждан Молдавии почему-то не пускают — надо разрешение МВД.

Внимание! На КПП «Мост Короля Хуссейна» с Израилем-Палестиной виза по прибытии не ставится! Тем не менее, если вы выезжали из Иордании в Израиль через этот же переход, а потом там же возвращаетесь, то иорданцы вас впустят, аннулировав выездной штамп.

Въехав в страну, вы можете находиться в ней до месяца безо всяких продлений, разрешений и регистраций. Через месяц нужно продление (оно простое, бесплатное и производится в любом городе в полиции). Вы можете легко продлиться до трёх месяцев. Забывшие продлиться будут оштрафованы на выезде; штраф составляет 1 динар за каждый просроченный день. Выездной налог в Иордании отменили несколько лет назад.

Интересно, что Акаба (южный портовый город) является свободной экономической зоной (сокращенно ASEZA), и туда можно въехать, не платя за визу. Бесплатная ASEZA-виза выдается на любой срок по желанию — до трех месяцев. При влёте в Акабу на самолёте, въезде из Израиля, Саудовской Аравии или вплыве из Египта непосредственно в Акабу такую визу вам поставят «по умолчанию». При въезде/влёте через другие переходы, сообщив, что едете в Акабу, вы тоже можете получить акабскую визу, но тогда в течение 48 часов вам нужно будет прибыть в Акабу (смотрите, чтоб на пятницу-выходной не налететь), найти труднонаходимый визовый офис (ASEZA-офис) и отметиться. Офис расположен на большом проспекте с двумя кольцевыми развязками, который является выездом на север. Уточнить место можно в полиции. Если не отметитесь — на выезде заставят заплатить цену обычной визы плюс небольшой штраф. Выезжать с акабской визой можно через любой переход.

Гражданам Израиля въезд в Иорданию разрешён, виза выдаётся на тех же основаниях, что и остальным.

Получение других виз

Большинство посольств, представленных в Иордании, столпились в Аммане вокруг Zahran street. Однако, Иордания — плохое место для получения других виз, так как посольства, в большинстве своём, выдают визу лишь резидентам Иордании.

Посольство Саудовской Аравии разговаривает только с жителями Иордании. Находится в районе 1 circle; тел.814-154.

Посольство Сирии разговаривает только с жителями Иордании и с выдающимися мудрецами. Визы раньше стоили по 14 динаров на нос и выдавались в день обращения. Нужно рекомендательное письмо и уговорить консула выдать вам визу в качестве исключения. Находится на Afghani st., тел.641-935.

Посольство Ирака не проверялось после войны.

Посольство Ирана может выдать вам визу, но её нужно ждать (около недели). Цена обычная.

Египтяне находятся между 4 и 5 circle, тел.605-202. Лучше всего сделать визу Египта в Акабе! Там она делается за два часа!

Попадание

Акабский флаг — один из самых больших флагов в мире

Из Москвы в Амман летает прямой рейс компании Royal Jordanian. Самый дешёвый билет из Москвы туда-обратно стоит около 15 тысяч рублей. Гораздо дешевле прилететь в Израиль на самолёте (можно найти менее чем за 10 тыс. в оба конца) и достичь Иордании по земле. Те, кто Израиль не любит, могут попробовать найти дешёвый чартер в Египет и далее воспользоваться паромом.

Из Сирии — два оживлённых автоперехода. Первый (круглосуточный) — на автобане, соединяющем Дамаск и Амман. Большой поток машин. Проходится быстро. Второй рядом, близ города Дера. Не удивляйтесь, если в городе Дера к вам подъедет жёлтое такси и со словами: «Мистер, хотите ли вы поехать в Иорданию? Бесплатно!» посадит вас в такси. Это обыкновенные контрабандисты, перевозящие дешёвые сирийские товары в соседнюю дорогую Иорданию под прикрытием «интуристов». Контрабанда самая безобидная — арбузы, пластмассы, детали какие-нибудь, еда; интересно, что эти таксисты реально отвозят в первый городок Иордании и при этом не требуют денег. Многие туристы пользовались уже этим, проблем не было никаких (максимум могут быть задержки на границе, но к вам не будет никаких претензий, вы же «не знали» о сущности таксиста!).

Из Египта — ежедневный паром Нувейба — Акаба. И даже не один. Существуют медленный и быстрый паромы. Ходят они без какого-либо расписания. Заявленное время медленного 3-5 часов, а быстрого 1-2 часа. Но в реальности на переправу нужно закладывать минимум полдня, а то и день в виду неспешности всего здесь происходящего. Самые дешевые места на медленном («народном») пароме из Египта в Иорданию стоят 60$, а на быстром 70$. Плюс египетский departure tax в размере 50 фунтов (9$), который оплачиваются тут же в кассе, в египетской валюте. Купить билеты на медленный паром бывает крайне затруднительно в виду того, что кассир сознательно пытается продать более дорогие билеты для иностранцев на быстрый паром. Цены на паром из Акабы в Нувейбу ниже, а либеральность кассиров выше. Также пустили пароход Акаба — Шарм-эль-Шейх, но ходит он пока только раз в неделю.

В Ирак — хайвей № 10 идёт из города Мафрак на восток. Из Аммана в Багдад дважды в сутки ходит автобус (в день и в ночь; в пути 14 часов; цена 12 JD). Многие люди ездят там. Это настоящий автобан, главные ворота Ирака.

В Саудовскую Аравию ведёт три дороги: Акаба — Хакл (здесь ездит немало грузовиков), Амман — Аз-Зарка — Ан-Набак и Маан — Аль-Мудаввара — Табук. Автобусы Амман — Джидда и Амман — Рияд стоят чуть больше 30 динаров и проходят путь свой по хорошим южным дорогам за 24 часа каждый.

В Израиль и Палестину ведут три перехода. Северный переход идет в Бейт-Шеан, пустынен, тут ходит автобус Амман — Назарет — Хайфа один раз в день, другого рейсового транспорта нет ни через границу, ни локального. Центральный — мост Алленби или мост Короля Хуссейна, на дороге Иерусалим — Амман, ведет к палестинскому городу Иерихон. Самый многолюдный переход. До границы с обеих сторон есть транспорт: с иорданской — из Аммана, с израильской — из Иерусалима. Южный — переход Ицхака Рабина — соединяет Эйлат и Акабу. Народа немного. Все переходы закрываются на ночь, в субботу открыты. Гражданам Израиля разрешено выходить только через северный и южный переходы, гражданам Палестинской автономии — только через центральный. Иностранцев пропускают везде. Из переходов сих лучшим для въезда в Израиль следует считать мост Алленби, так как там с израильской стороны самые спокойные погранцы. На эйлатском переходе погранцы нервозные, ко всем придираются, могут продержать несколько часов. Вдобавок к этому, с иорданской стороны переходы у Бейт-Шеана и Акабы отделены от основной Иордании милитаризованной зоной, где не пропускают пешеходов. На этом делают бизнес таксисты. На переходе им. Ицхака Рабина они провезут вас 2 км до Акабы «всего» за 7 динаров, торговаться не хотят. Автостопом мешают заниматься погранцы, которые в сговоре с таксистами. В обратную сторону, то есть в Израиль, можно и застопить машину. На переходе Бейт-Шеан — ещё хуже, потому что там нет никаких населённых пунктов возле границы.

Уплыть по морю в Судан, Йемен, Эритрею и подобные иные страны из Акабы нельзя.

Деньги и цены

Иорданский динар — достаточно стабильная и очень крупная валюта, относящаяся к разряду СКВ. Уже несколько лет 1 динар = 1,4 доллара США или 45-50 рублей.

Деньги свободно меняются в банках с минимальной комиссией. Вы можете привезти в Иорданию доллары, евро, сирийские или египетские фунты и т. п. — все они легко обмениваются на динары и обратно. Курс на границах и внутри страны одинаковый. Чёрного рынка не существует.

Иорданский динар делится на 1000 филов или на 100 пиастров. В обращении монеты: 1/2, 1/4 динара, 100, 50, 10 и 5 филов. Монеты в 1 динар, использовавшиеся ранее, вышли из обращения, вместо них выпущена бумажка в 1 динар. Есть и 5, 10, 20, 50 и 100 динаров бумажками. Есть в природе и фальшивые, сделанные на принтере: распознать их можно очень легко.

Иордания — не самая дешёвая страна. Дёшев только хлеб (150 филов за килограмм) и мороженое (самое дешёвое — 50 филов). Фотоплёнки стоят 2 динара и более (в туристических местах 3 и более динаров). Вход в музеи и достопримечательности стоит несколько динаров. Съесть в столовой блюдо с растёртым горохом вы можете за 300 филов. Фрукты стоят 500, 700, 800 филов за килограмм. Письмо в Россию — 300 филов. Имеется интернет, 0.5-1 динара в час.

Дороговизна более чем компенсируется добротой, изобилием и гостеприимством местных жителей. Но неприятной особенностью туристических мест вроде Петры и Вади Рама является то, что существует ярко выраженный двойной стандарт цен: для местных и для приезжих. Причем разница этих цен очень существенная (в 2-4 раза).

Автодороги и автостоп

Карта не должна вас обманывать. На самом деле Иордания — маленькая страна, тянущаяся узкой полосой вдоль границы с Сирией и Израилем-Палестиной. В этой полосе живет почти всё население, только там (да ещё по трассе в Ирак) возможно нормальное автостопное передвижение. Весь восток страны — ненаселенная, бездорожная и безмашинная местность. Большинство «номерных» дорог заасфальтировано. Иорданские водители приобщены к европейской культуре, зачастую знают английский язык, а также международное слово «Отостоп». В кузовах ездят редко.

Три главных дороги страны соединяют столицу Амман с портом Акаба. Они таковы.

Пустынный тракт — хайвей № 15 — является главной трассой из Аммана в Акабу. Имеет продолжение на север от Аммана к сирийской границе. Южнее Аммана проходит по ровной пустыне, откуда и название. Вся дорога — хороший асфальт, большей частью даже автобан с разделительной полосой, много машин, как легковушек, так и грузовиков. Весь сей путь вы можете при желании легко проавтостопить за день или даже быстрее. Дорога некрасивая, за исключением маленького участка Хиджазских гор между Акабой и вадирамским поворотом.

Королевский тракт — хайвей № 35 — это так называемая «старая дорога» Амман — Акаба (на самом деле и Пустынному несколько сотен лет). Трасса сливается с пустынной примерно в 80 км к северу от Акабы. Трасса идет по водоразделу, в горной местности, в местах пересечения глубоких вади превращается в серпантин. Проходит старинные города Мадаба, Керак, Шобак, Вади-Муса. Если по Пустынному тракту вы доедете от Аммана до Акабы примерно за 4 — 6 часов, то по этой дороге ехать будете 1.5 дня. Дорога в целом медленная и глуховатая, асфальт есть почти везде, хотя местами плохой, машины — не реже чем раз в полчаса. Несмотря на эти особенности, дорога рекомендуется к прохождению — уж больно красивая и интересная, и на ней вы сможете сполна почувствовать особенности иорданской жизни. Амман — Мадаба — самый простой участок, много транспорта и маршруток. Мадаба — Керак — прямых автобусов нет, машины только локальные, есть серпантинный участок. После Керака начинается «маанский синдром». Дело в том, что Королевский тракт соединяется с Пустынным множеством перемычек, а рейсовый транспорт за Кераком пропадает. Поэтому от Керака и до Вади-Мусы включительно народ будет вас активно агитировать сойти с трассы по одной из перемычек и уехать в местный облцентр Маан, чтобы потом вернуться на трассу в другой точке. А некоторые, полагая, что вы глупый иностранец, не предупреждая, будут пытаться увезти в Маан. Поэтому надо сразу предупреждать, что едете не через Маан. Керак — Тафила — автобусов нет, трафик умеренно хороший. Тафила — пакостный городок, тупые местные, гостиниц нет вообще. В 30 км к югу от Тафилы — какой-то нацпарк. Перед Шобаком будет соединение с очередной перемычкой к Пустынной трассе, оттуда начинается неплохой трафик, а вот участок Тафила — Шобак — самый глухой на трассе. Шобак — Вади-Муса — неплохой трафик, но много деньгопросов. Вади-Муса — конец трассы — хороший асфальт, машин немного, рейсовых нет.

Мертвоморский тракт (хайвей № 65), идущий вдоль реки Иордан и Мёртвого моря, является самой низкогорной дорогой в мире. Большая часть её лежит на глубине 400 метров ниже уровня моря. Обычно на неё выезжают из Аммана. Перемычек с Королевским трактом мало из-за крутых гор. На трассе попадаются курортники и деньгопросы. Эта дорога, с которой виден Израиль, является стратегической в военном отношении. Южнее Мертвого моря вы увидите в нескольких сотнях метров к западу израильскую трассу № 90. Между двумя дорогами — небольшая полоса абсолютно ровной пустыни, никаких заборов нет и в принципе нелегальный переход элементарен. По этой причине вдоль дороги с иорданской (но не израильской) стороны стоят многочисленные посты, которые любят проверять документы и сообщают данные о количестве пассажиров в каждой машине следующему посту по цепочке. Если будет выявлено расхождение — ответственность несет водитель. Законопослушным людям военные вреда не приносят, особенно если их не фотографировать.

Другие дороги таковы.

Дорога № 10 Ирбит — Мафрак — иракская граница (север). Много иракских грузовиков и саудовских шейхов на джипах. Иракцы стопятся хорошо, шейхи — плохо.

Дорога № 40 Амман — Каср-Амра — оазис Азрак. Ездят иракцы, шейхи и иорданцы.

Дорога № 5 Азрак — Маан, после поворота на Аль-Умари (второй иракский путь) весьма глуха, машина в час. Ездят одни иракцы, направляющиеся в морской порт Акабу и далее в Египет.

Помимо этих главных дорог, существуют и другие, мелкие. На них немного машин, но водители-иорданцы хорошо относятся к автостопу, и вы не оскучните свою жизнь долгим стоянием.

В Аммане и Акабе возможен городской автостоп.

Транспорт

Большое количество современных автобусов, их регулярность и довольно низкая стоимость делают вполне возможным перемещение по стране на них. Так, из Акабы в Амман и обратно каждый день совершается больше 15 рейсов. Стоимость переезда на самом дорогом из них — 7-8 JD. (10$), нормальная же цена в районе 4-5. Это 335 километров пути. Однако эти самые автобусы Амман — Акаба — самые дешевые в стране в пересчете на километры. А по всяким глухим дорогам типа Королевского тракта транспорт существенно дороже и из того же Аммана в Акабу вы доедете со многими пересадками и в два раза дороже. Есть и много таких дорог, где автобусов вообще нет никаких, например, в пустыне, или отдельные участки того же Королевского тракта.

От былой Хиджазской железной дороги осталось два действующих участка. Один на юге — по нему возят удобрения из пустыни в Акабу, и пассажирского сообщения нет. Другой на севере — по нему можно попасть из Аммана в Сирию (Дамаск). Путь, который на машине проходится за 3-5 часов, преодолевается поездом почти за целый день, но он того стоит.

Интернет

Распространен очень обширно по стране и довольно шустр. Цена 0,5-1,5 динара за час, в зависимости от места. В крупных городах обычно 1 JD. В супертуристических может быть и 1,5, и 2, и даже 3 (рядом со входом в Петру). Нужно быть внимательным, поскольку в некоторых интернет-кафе меньше получаса сидеть нельзя, поэтому, сколько бы вы не просидели (5, 10 или 25 минут), с вас все равно возьмут как за полчаса. Обычно где-нибудь на входе висит листок с информацией об этой особенности заведения.

Информация

Пока известен один путеводитель по Иордании на русском языке, который претерпел переиздание и собирается еще переиздаваться. Анхар Кочнева «Иордания. Королевство в сердце Востока», Москва, 2004. Несмотря на то, что книга сия ориентирована на цивильных туристов, тем не менее, она может быть полезна и для вольного путешественника. По поводу приобретения экземпляров можно обращаться в Иорданский Клуб. В Аммане в книжных лежат одинаковые разноцветные путеводители на разных языках, вроде русский там тоже есть. Для любителей треккинга рекомендуется путеводитель по треккингу в районе Мертвого моря на английском языке, изданный в Израиле. Бесплатные карты Иордании можно найти в стране, в редких Tourist information, а также в Tourist police и на ресепшнах отелей и хостелей.

Особенности страны

Иордания — редкая страна Ближнего Востока, где местные жители большей своей частью (60 %), знают английский. Процент англоговорящих здесь выше, чем в прочих арабских странах. Надписи, указатели почти всегда продублированы на английском языке. Однако арабский язык тоже пригодится вам для некоторых случаев, так как всё же около 40 % населения не умеют объясняться по-английски. Да и тех, которые умеют, понять бывает сложновато.

Добродушность иорданцев безгранична. Везде вам будут улыбаться, предлагать попить чай (это они очень любят) и т. д. Деньгопрошение в целом встречается редко. Даже в сильно туристических местах многие люди будут вам помогать совершенно бесплатно — ведь деньги они берут только с богачей, приезжающих по цивильному туру. При этом народ ненавязчивый, бегать за вами не будут. Но, к сожалению, у Иордании есть один большой минус — эта страна сильно загажена туристами. Отсюда следуют еще два минуса. Во-первых, хотя менты в Иордании в целом неплохи, правительство напридумывало всяческих дурацких законов, по которым иностранцам в туристических местах делать ничего нельзя: ночевать в палатке нельзя, ходить за пределами обозначенных троп нельзя и т. д. В этих местах менты могут и мешаться. Во-вторых, хотя автостоп в стране отличный, есть такая особенность как скрытый таксизм. Это проявляется в том, что подавляющее большинство драйверов (берущих бесплатно) будут активно и настойчиво предлагать довезти не туда, куда едут они сами, а туда, куда вам надо, но за большие деньги. Ничего страшного, конечно, но раздражает, когда это повторяется по много раз ежедневно. Но в целом, конечно, иорданцы к путешествующим относятся хорошо.

По стране

Амман

Руины храма Геркулеса в Аммане

Древний город, цивильный и в чём-то западный. Хотя еще в начале прошлого века это была простая черкесская деревушка, теперь это огромный город в котором проживает уже почти 2 млн человек и немногим меньшее количество бродячих котов, которых тут очень любят и обильно кормят. Амман не избалован любовью бэкпакеров из-за небольшого количества интересных мест и общей своей неуютности, хотя в практическом смысле для путешественника он очень удобен. Достопримечательности, дешевые отели, интернетни, сувенирные лавки, книжные, автостанция — все находится в очень небольшом районе, который можно полностью осмотреть за 2-3 часа.

Главная историческая достопримечательность — Цитадель на вершине холма посреди города. Состоит из руин римского храма, мечети Омейядов и еще разных руин. Там же находится и археологический музей, довольно интересный. Вход стоит 2 JD (включая музей). Нешуточно охраняется в виду того, что является государственным достоянием, наряду с Петрой.

Еще достопримечательность — 2000-летний римский амфитеатр в центре города. Вход стоит 1 JD, но явно не стоит того. Снаружи амфитеатр красивее, нежели внутри. Рядом с амфитеатром немало продавцов сувениров и нумизматов, продающих мелкие, ничего не стоящие монеты всех стран.

Главная улица официального центра города — Zahran st., вдоль и вокруг неё расположены многочисленные посольства. В районе площади «3 circle» находится и посольство России; а вот консульский отдел находится примерно в километре от посольства, в районе «4 circle» (спрашивайте аборигенов). В этом же районе — посольства Сирии, Ирана и др. стран.

К северо-западу от центра на холме находится современный район, в котором интересны стоящие друг напротив друга огромная синяя Королевская мечеть и две церкви — православная и коптская. Еще дальше к северу, на окраине города — исполинский флаг Иордании, один из символов города, его хорошо видно с цитадели.

Так как Амман расположен в горной местности, улицы идут этакими слоями, и, бывает, одна улица идёт на уровне крыш домов соседней улицы. В Аммане можно купить всё, а вот ночлег особо предлагать вам не будут.

Трасса на юг начинается от Middle East Circle. Едущим в Сирию можно двигаться на восток по Army st. или King Abdullah st., далее через город Аз-Зарка и далее на север.

Акаба

Город-курорт на Красном море, полный гостиниц и интуристов, в 330 км от Аммана. Свободная экономическая зона. Выйдя на берег, вы увидите соседний Эйлат (он совсем рядом, но это уже Израиль), а также египетский берег и посёлок Таба на том берегу. А в 20 км на юг — Саудия. Так четыре государства встречаются в Акабском заливе.

Грузовой порт находится к югу от города. Уплыть из него гидростопом невозможно.

Ещё южнее, в 7 км от центра города — пассажирский порт, откуда ежедневно ходит паром в Нувейбу (Египет). Билет стоит $20. Многочисленные грузовики и легковушки со всех стран арабского мира подолгу простаивают в очереди на паром. Уплыть с ними даром нельзя, так как водитель платит отдельно за машину (легковушка $100), отдельно за себя и за каждого пассажира. Ещё далее на юг имеется большой вольный пляж, где можно ночевать бесплатно. Когда будете купаться, обувайтесь, чтобы не поранить ноги о многочисленные кораллы и морскую живность.

От портов и пляжа в город и обратно доезжается стопом в любое время дня и ночи.

В западной части Акабы находится консульство Египта, ставящее как однократные (JD 12), так и многократные визы (JD 15) в течение двух часов. Так как Египет не всегда ставит визы на въезде — не нарывайтесь, получите визу здесь! Никаких справок и сопроводительных писем предъявлять не нужно.

Переход в Израиль (им. Ицхака Рабина) находится в 2 км к северу от города, рядом с Мертвоморским трактом и аэропортом. Про этот переход и его мерзкие свойства см. в разделе «Попадание».

Петра

Казна Петры

Наибольшее скопление древностей на всём Ближнем Востоке, ежедневно посещаемое многочисленными туристами изо всех стран цивилизованого мира. Добраться до Петры лучше всего следующим образом: по Пустынному тракту до Маана, а там свернуть и добраться до городка Вади-Муса (это туристский городок с массой гостиниц и сервиса). Также до Вади-Мусы можно добраться по Королевскому тракту, но это дольше и сложнее. От Мертвоморского тракта на Вади-Мусу есть отворот.

Входной билет на один день стоит 21 динар, на два дня — 26, на три дня — 31 (четвертый день — бесплатный). Но поверьте, эти деньги того стоят. Оптимальный вариант — брать трехдневный билет, гулять с ним по Петре один или два дня, а потом продавать его страждущим бэкпекерам за полцены. Билеты хоть и именные, но людей столько, что проверять фамилии ни у кого времени практически нет. Практика для Петры в последнее время обычная. Ищутся желающие путем объявлений в хостелах или прямого поиска возле касс. Билетёры не уговариваются, студенческих и иных скидок нет, но особые мудрецы всё же, после многочасовых переговоров с начальством, получали билет за 1 динар, как для местных жителей.

А можно в Петру и без билета пройти. Она же большая, всю ее забором не обнесешь и всех безбилетников не выловишь. Но иорданцы пытаются. В отличие от большинства других туристических мест, в Петре билеты проверяют не только на входе, но и внутри. Попадетесь или нет — вопрос везения. Особенно часто проверяют вблизи известных нелегальных троп. С попавшимися ничего особенного не делают — просто предлагают купить билет, в противном случае увозят в Вади-Мусу. Некоторые люди попадали в Петру тайно со второй или третьей попытки. Тайные тропы имеют тот плюс, что все они очень красивы, идут через бедуинские стоянки и дают наиболее полное представление о природе и людях в районе Петры.

Итак, что же представляет собой Петра? Она находится в кольце из крутых гор, через которое идет единственный абсолютно ровный проход — так называемый сик. Это уникальное тектоническое образование имеет в длину около 2 км, а в ширину — 3-4 метра в узких местах. Машина по сику не проедет, поэтому там распространен лошадино-ослиный таксизм. В одном месте сик расширяется, образуя «площадь», на которой стоит самое знаменитое здание Петры — казна. Это выдолбленное в камне здание с красивым фасадом античного типа. Сик кончается и мы попадаем в собственно Петру, вернее, на ее нижний уровень. В окрестных горах много пещер с разными красивыми фасадами, сами скалы очень необычной формы. Есть и построенные на ровном месте здания. По главной улице римского типа попадаем к археологическому музею (отдельный билет туда не нужен). Оттуда начинается длиннющая лестница, на пролетах которой стоят многочисленные торговцы сувенирами. Лестница приводит нас на верхний уровень Петры, где есть тоже несколько пещер, смотровые площадки с видом на долину Разлома и монастырь — еще одно знаменитое здание, внешне похожее на казну.

Городок Вади-Муса существует исключительно за счет туристов. Но конкуренция там настолько высока, что цены не очень высоки. Много дешевых гостиниц, ресторанов с вкусной шаурмой, интернет-кафе. Общее правило: чем ниже (и ближе к сику), тем дороже. Автостанция порождает некоторое число автобусов и маршруток. Проще всего уехать в Маан, в другие места сложнее. В Тафилу и Шобак ничего не ходит, в Акабу только через Маан. Королевский тракт теряется в городе. На севере вверху выезд на Тафилу, на юге и тоже вверху выезд на Акабу. С акабского выезда красивые виды на сик. Если идти вниз по дороге, ведущей к сику, у дорогого отеля Movenpick видим поворот направо (асфальтовый). Это перемычка к Мертвоморской трассе, весьма популярная у любителей тайных троп в Петру. Через 3 км приходим к деревне, которая помечена на карте как Умм-Сейхун, но вообще-то все ее знают просто как «Бедуинскую деревню». Здесь живут почти все торговцы сувенирами, работающие в Петре. Хотя все занимаются туристическим бизнесом, но народ очень дружелюбен, гостеприимен и англоязычен. Найти вписку в деревне не составит труда — ведь если вы досюда дошли, то вы уже не турист, а гость и деньги с вас просить греховно. Также в деревне вам с радостью объяснят сущность тайных троп, а можно и проводника найти (эти проводники берут существенно меньше цены за официальный билет — 5 динар максимум).

От Умм-Сейхуна начинается тайная тропа в Петру № 1. Это самая короткая из всех троп. Она малополезна, так как про нее прекрасно знают сотрудники Петры и там безбилетников частенько ловят. Если идти дальше по дороге от Умм-Сейхуна, через 3 км обнаруживаем кемпинг, которым заправляет дружелюбный египтянин. Он с радостью вписывает мудрецов бесплатно. А вот вне кемпингов, в палатке спать в окрестностях Петры запрещено, могут выловить менты. Еще через 2 км — икс-образный асфальтовый перекресток. Прямо дорога уходит на долину Разлома, справа недалеко деревня Бейда, а слева — еще одна достопримечательность под названием Малая Петра. В отличие от большой, она бесплатна, тоже содержит сик (хотя не такой большой и не такой ровный) и несколько интересных пещер и скальных фасадов.

За 500 метров до перекрестка будет левый поворот с главной дороги. Это тайная тропа № 2, она же путь завоза в Петру сувениров. Она, увы, тоже известна ментам, поэтому у скального «горлышка» поставили охранника. По совместительству этот охранник содержит кемпинг и у него тоже можно вписаться. Если не удалось с ним договориться, идите в обход. Если идти по малому сику прямо, вскоре пещеры кончатся и последует спуск к уэду. Идем вниз по течению. Уэд кончается, видим перед собой резкий спуск. Как ни странно, там можно спуститься, только очень осторожно и не после дождя. Поворачиваем направо и проходим через бедуинский лагерь. К безбилетникам там относятся спокойно, но ночью идти нельзя — злые собаки (как и у входа в Малую Петру). Можно идти прямо по дороге, но там вроде еще менты бывают. Надо свернуть направо и идти по полю до обрыва. Повернуть налево и аккуратненько идти по террасе вдоль обрыва. В конце концов обязательно выйдете к монастырю. Прежде чем так идти — расспросите местных.

Существуют и другие пути в Петру, но они длиннее. Например от долины Разлома по каким-то тропам можно подняться (в Лонли Планете написано что это якобы трехдневный трек). Да и просто для треккинга эти места интересные.

Джераш

Современный провинциальный город, стоящий на месте античного провинциального города Герасы. Половину занимают современные постройки, находящиеся на территории античного города. Вторая половина — обильные древнеримские развалины очень неплохой сохранности. Они наравне с Пальмирой и Баальбеком входит в золотую сокровещницу Ближнего Востока. Находится сей Джераш (Гераса) в получасе езды на машине к северу от Аммана. Вход в древний город стоит 5 динаров. Мудрец может уговорить охрану или найти дырку, ибо периметр города велик и охраняется слабо.

Ирбид

Студенческий город на севере страны с самым большим (в мире?) количеством Интернет-кафе. Их здесь целая улица. Стоимость Интернета — 0.5-1 динар в час.

Мадаба

Древний город в 33 километрах на юго-запад от Аммана, известный своими мозаиками времен Юстиниана и не только. Гора Небо, на которой, по легенде, умер Моисей, находится в 7 километрах к западу от Мадабы. Наверху всякие строения и отменный вид, ничуть не изменившийся со времен Моисея. Вход умеренно платный.

Вади-Харрар

Здесь Иоанн Креститель крестил Иисуса. Находится это место на западе от Аммана, неподалеку от Мертвого моря. Здесь сразу несколько исторических мест: холм св. Илии, источник Иоанна Крестителя, собственно вади Харрар, пещеры монахов и др. Вход 5 динаров.

Мёртвое море

Мёртвое море, уникальное озеро с очень солёной водой (30 % солей), никакая рыба не водится, все тела всплывают. Находится в 400 метрах ниже уровня Мирового океана и в полутора часах автостопа к юго-западу от Аммана. Утонуть здесь действительно трудно; но следите, чтобы вода не попала в глаза. И приходя на берег М. Моря, имейте с собой хотя бы бутылку с пресной водой, ополоснуться после купания.

Вблизи Мёртвого моря имеются так называемые Горячие Источники (Hot Springs) — стекающие в М. Море горячие (+40) и бурные речушки со слегка солоноватой водой. Там отдыхают, купаются и валяются многочисленные иорданцы и их дети. Купаться в М.Море лучше всего поблизости от Hot Springs, иначе вам будет негде отмыть от тела хрустящую соль.

Керак

Относительно крупный и старинный город с крепостью крестоносцев. Расположен на Королевском тракте в 124 км от Аммана. Делится на несколько частей, разделенных ненаселенными полосами. Самая интересная часть — старый город, расположенный на склонах горы вокруг крепости, там есть базары, рестораны и дешевые отели. Сама крепость достаточно крупная и внушительная, вход — 1 JD, что включает археологический музей, который внутри крепости. У начала подъема к старому городу находится необычная православная церковь с «трехмерными» крестами. Попадание автобусом возможно из Маана или из Аммана (через Пустынный тракт). По Королевскому тракту автобусы ходят только в ближайшие деревни.

Шобак

Еще одна крепость крестоносцев, стоит на обрыве в пустыне примерно на полпути между Тафилой и Вади-Мусой по Королевскому тракту.

Вади-Рам

Огромный ландшафтный заповедник прямо в иорданской пустыне, неподалеку от границы с Саудовской Аравией. Известен причудливыми скалами, стоящими прямо посреди пустыни. Из живности имеются очень редкие антилопы-ориксы. Плата за посещение заповедника 2 JD (единовременно, а не за день пребывания). Билетеры обходятся элементарно. В самом заповеднике билет не спрашивают. Официально для посетителей открыта только северо-восточная часть заповедника. Попадать сюда можно как на автобусе из Маана (ходит 1 раз в день утром), так и стопом. От Пустынного тракта 15 километров на восток по дороге в Саудию до визит-центра. Здесь продают билет и выдают бесплатную карту. До бедуинской деревни Вади-Рам, где, как правило, и остаются на ночлег, еще около 4 километров.

Бедуинская деревня располагается в самом центре заповедника, в очень красивом месте. Возможна бесплатная вписка в одном из многочисленных бедуинских кемпингов. Местная вода в водопроводе годна для питья, ибо артезианского происхождения. Иностранные туристы приезжают сюда, как правило, чтобы заказать джиповый тур на несколько часов и после него уехать обратно. Помимо этого широко распространены небольшие походы по пустыне на полдня-день и совершение восхождений на местные вершины (хотя официально для залезания открыты далеко не все). Еще близ деревни имеются руины наббатейского храма.

Замки пустыни

В 55 и, соответственно, 70 км от Аммана на дороге, ведущей в Ирак, находятся уникальные замки — Каср-Харрана и Каср-Амра. Осмотр — бесплатен или за маленькие деньги (1 динар).