Недоделка:Италия

Материал из «Вольной энциклопедии»
(перенаправлено с «Италия»)
Перейти к: навигация, поиск

Относительно крупная страна на юге Европы, Италия традиционно находится в пятёрке наиболее посещаемых туристами стран мира по причине огромного изобилия старинных историко-культурных достопримечательностей. При этом Италия, особенно в своей южной части, сохранила свой неповторимый колорит, не особо испорченный «евроремонтом». Ещё один плюс - одна из самых лёгких для получения виз в Шенгенской зоне. С другой стороны, в плане инфраструктуры это одна из наименее развитых стран Европы, а цены часто «кусаются».

Внутри Италии имеются одно признанное и два полупризнанных анклавных государства. Сан-Марино описано в отдельной статье, тогда как описания крошечных Ватикана и Мальтийского ордена включены в раздел «Рим».

География

Италия занимает Апеннинский полуостров и сопредельные с ним участки основной части материка, а также два крупных острова Сицилия и Сардиния и несколько сотен мелких островков. С севера естественной границей являются Альпы, через которые из Италии в Австрию и Швейцарию ведёт несколько широких долин. У обоих побережий (Тирренского и Адриатического) Альпы понижаются.

Ландшафты страны большей частью представляют собой невысокие холмы, местами переходящие в равнину. Большинство старинных городов стоят на вершинах этих холмов. Главный Апеннинский хребет делит Италию продольно на две примерно равные части, однако высота этого хребта весьма невелика. Настоящие снежные горы есть только в одном месте — области Трентино, она же Южный Тироль, у границы с Австрией. Также в Италии имеются два отдельно стоящих вулкана: Везувий возле Неаполя и Этна на Сицилии.

Исторические провинции

В описаниях Италии часто мелькают названия исторических провинций, которые нелегко бывает найти на картах, так как они часто не совпадают с названиями нынешних регионов. Перечислим наиболее известные с юга на север.

  • Калабрия. Носок итальянского сапога, напротив Сицилии. Крупнейший город — Реджо-ди-Калабрия.
  • Апулия. Каблук итальянского сапога. Крупнейший город — Бари.
  • Кампанья. Область Неаполя.
  • Лацио. Римская область.
  • Тоскана. Крупный регион к северо-западу от Рима. Крупнейшие города — Флоренция, Пиза.
  • Эмилия-Романья. Регион Болоньи и Римини, также захватывает районы в отдалении от побережья (Парма).
  • Лигурия. Прибрежная полоса на северо-западе. Крупнейший город — Генуя.
  • Пьемонт. Регион возле Лигурии, но в стороне от моря. Крупнейший город — Турин.
  • Ломбардия. Холмистый регион вдоль подножия Альп на севере страны. Крупнейший город — Милан.
  • Венето. Регион вокруг Венеции.
  • Фриули. Окраинный малонаселённый район вдоль северо-восточного побережья. Крупнейший город — Триест.

Климат

Италия — одна из самых тёплых стран Европы. Климат в стране мягкий, хорошо подходящий для путешествий почти в любое время года. Летом обычно +25-30, зимой — около +10, снег падает редко и сразу тает. Иногда даже среди зимы бывает потепление до +20. Дожди чаще всего идут зимой. Тем не менее, туристическим сезоном в Италии (кроме горнолыжных курортов Южного Тироля) считается летняя половина года.

История

До расцвета Рима север Италии был населён загадочным народом этрусков, а на юге находилось несколько греческих колоний. Римская республика, возникшая в VI в. до н. э., поначалу контролировала лишь сам Рим и окружающую его область Лацио. Полностью территория нынешней Италии была покорена Римом только во II в. до н. э. Начиная с III в. н. э. центр жизни уже императорского Рима стал перемещаться на восток, в Грецию. В V в. Италия раздиралась на части разными варварскими племенами, а в начале VI в. империя окончательно распалась. Юг Италии и Равеннская область достались Византии, а на севере и западе господствовали германцы-лангобарды.

На варварских территориях постепенно стали возникать государственные образования, пытавшиеся подражать Римской республике — именно они поделили между собой Северную Италию в течение средневековья. Номинально север Италии входил в империю Карла Великого, а потом в Священную Римскую империю, но реально представлял собой лоскутное одеяло из республик и монархий. Самыми известными государствами Италии были республики Венеция, Генуя и Флоренция, герцогство Милан и графство Савоя.

Юг Италии после ухода византийцев был на короткое время занят арабами, а потом даже викингами-норманнами. В XIII в. юг перешёл под прямое управление Священной Римской империи, потом перешло к Арагону и к Испании. В XVIII в. весь юг страны вошёл в отдельное королевство Обеих Сицилий со столицей в Неаполе. Рим и окружающие его регионы в течение почти всего Средневековья оставались независимыми и назывались «Ватикан» или «Папское государство», вся полнота власти там принадлежала папам.

В XVIII—XIX вв. Австрия стала постепенно подгребать под себя малые государства севера Италии. Сначала были захвачены дипломатическим путём Флоренция и Милан, а когда Наполеон уничтожил малые республики, после его поражения они также были переданы Австрии. Недовольство австрийским правлением вылилось в национально-освободительное восстание под руководством Гарибальди, известное как Рисорджименто. Плодами этого восстания воспользовалось последнее крупное государство Северной Италии, королевство Сардинии и Пьемонта. Австрийцев прогнали, были завоёваны и ликвидированы королевство Обеих Сицилий и Ватикан. В 1861 г. под управлением Пьемонта оказались все итальянские территории, кроме Сан-Марино и Корсики, а само королевство переименовали в Итальянское.

После Первой мировой в Италии пришёл к власти харизматичный премьер Муссолини, который оставил королю лишь минимальные полномочия, а сам стал диктатором внутри изобретённой им же государственной модели «фашизм». Фашизм обеспечил стране экономический подъём и даже помог создать небольшую колониальную империю, но после вступления в войну на стороне Германии слабая итальянская армия была разгромлена, а Муссолини казнён. После войны Италия быстро стала республикой, а к власти пришли умеренные социалисты, сохранявшие хорошие отношения как с Западом, так и с СССР. Тем не менее, послевоенная экономика Италии так и не смогла достичь прежней мощи, и сейчас Италия остаётся бедной на общем фоне Западной Европы страной.

Население

Исторически Италия — почти моноэтничная страна. Несмотря на обилие этнических групп и говоров, коренное население разных областей родственно друг другу по языку и ментальности. Из нацменьшинств имеются немцы в Южном Тироле, каталонцы на Сардинии, а также малый народ фриульцы, язык которых имеет статус официального во Фриули.

Однако в последние десятилетия этническая картина серьёзно изменилась за счёт мигрантов из бедных стран. Прежде всего это африканцы, которых в Италии очень много. Африканцы нелегально проникают в страны Северной Африки — Алжир, Тунис и Ливию, а оттуда на лодочках переплывают Средиземное море и пытаются осесть в Италии. Также много арабов и выходцев из Восточной Европы, как из стран ЕС (особенно из Румынии), так и из бывшего СССР, в особенности много почему-то украинцев. В общей сложности мигранты уже составляют более 8 % населения Италии.

Языки

Итальянский язык — самый близкий к латыни из современных. Язык несложен для изучения и понимания, из других языков Европы больше всего на него похож испанский. Правила чтения итальянского языка большей частью просты и понятны интуитивно. Основные сложности таковы:

  • C перед буквами E, I читается как Ч, CC — как ЧЧ;
  • CH и CCH всегда читаются как К и КК, соответственно;
  • G перед буквами E, I читается как ДЖ;
  • GH всегда читается как Г;
  • Z читается как Ц или ДЗ;
  • сочетания GL и GN читаются как ЛЙ и НЙ;
  • буква I в позиции между C или G и другой гласной не читается;
  • буква I в позиции между любой другой согласной и гласной читается как Й;
  • чёрточка над последней гласной слова означает, что на неё падает ударение.

Италия известна обилием диалектов, многие из которых существенно отличаются от литературного языка. В диалектных областях, особенно на юге, можно встретить вывески и надписи на диалектах.

Знание английского распространено относительно широко, хотя нередко можно встретить и не понимающих по-английски. Русский на вывесках встречается реже, чем в Германии и Скандинавии, в основном на курортах.

Религии

Большинство итальянцев — номинальные католики, хотя особой религиозности они не выражают. Компактных регионов с преобладанием какой-либо другой религии в стране не выявлено. Церкви обычно открыты в течение светового дня, вход в них бесплатен, однако бывает, что основная часть церковного зала отгорожена верёвкой с надписью «только для верующих».

Менталитет

Визы

Как попасть

По воздуху

По суше

По морю

Транспорт

Внутренняя авиация

Железные дороги

Автобусы

Морской транспорт

Городской транспорт

Деньги и цены

Достопримечательности

Ночлег

Еда

Прочее

Покупки

Связь

Электричество

Режим работы

По стране

Рим

Милан и Бергамо

Верона

Самый популярный у туристов город между Миланом и Венецией. Особенно его любят влюблённые пары, так как здесь якобы происходили события, описанные Шекспиром в «Ромео и Джульетте». Сохранился крупный, но маловыразительный старый центр, в котором туристам показывают дома, в которых якобы жили эти вымышленные персонажи. Объективно же главной достопримечательностью Вероны является большая крепость Скалигеров, примечательная тем, что из всех итальянских крепостей она более всего напоминает московский кремль. Крепость непосредственно примыкает к историческому центру.

Попасть в Верону несложно, так как она стоит на пересечении двух больших ЖД магистралей: Милан — Венеция и Болонья — Инсбрук. Вокзал находится недалеко от центра.

Больцано

По-немецки — Бозен. Столица итальянских Альп, административный центр региона с несколькими дорогими горнолыжными курортами, самый известный из которых — Кортина д’Ампеццо, принимавший несколько раз зимнюю Олимпиаду. Тем, кто не любит лыжи и горные походы, тут особо делать нечего, разве что проехать транзитом в Австрию. Центр городка маленький и весьма чистый, но без особо выдающихся по меркам Италии мест. ЖД вокзал находится в центре города, на магистральной ветке Верона — Инсбрук (Австрия).

Венеция

Один из самых «раскрученных» и туристизированных городов мира, центр самой «долгоиграющей» республики в истории человечества, прожившей более тысячи лет. Венеция служит иллюстрацией двух прямо противоположных идей: как можно построить красивый и интересный город в крайне неподходящих для этого условиях и как можно изуродовать этот же город до крайней степени посредством бесконтрольного массового туризма.

Венеция состоит из трёх частей, заметно отличающихся друг от друга. Исторический центр находится на расположенных близко друг к другу островах Риальто. Он имеет неправильную форму, размеры примерно 4х2 км и весь сплошь застроен старыми зданиями, единственные современные постройки — вокзал и порт. Люди терраформировали острова настолько сильно, что сейчас уже невозможно сказать, где проходят границы между ними — правильнее считать весь центр за один большой остров. Центр соединён с материком автомобильно-железнодорожным мостом. Возле моста в северо-западном углу стоят ж/д вокзал Санта-Лючия и порт круизных судов. От вокзала начинается Большой канал, который пересекает центр насквозь сложной и извилистой дугой. В центре имеется ещё несколько десятков каналов, но крупные пассажирские суда могут проходить только через Большой канал.

Распространённое мнение о том, что в Венеции якобы нет улиц, поэтому обязательно нанимать гондолу — это миф, улицы имеются и по ним можно ходить. При этом весь исторический центр пешеходный, за исключением пятачка возле вокзала и порта. Единственным транспортом в центре является водный. Гондолы — это фактически такси, несмотря на крайнюю туристизированность города, никакого упорядочения их деятельности нет и не было, гондольеры выглядят как типичные «бомбилы», номеров, счётчиков и униформы они не имеют.

Большие пассажирские лодки ходят по Большому каналу, а также по периметру центрального острова со множеством остановок со скоростью, не особо отличающейся от пешеходной, однако с них открываются хорошие виды на город. Имеется сложная маршрутная сеть (видимо, самая большая маршрутная сеть рейсового водного транспорта в мире), что связано с тем, что часть маршрутов, обплыв центр, отправляется дальше на дальние острова или на материк. Стоимость поездки кусается (7 евро), но это не специальная туристическая цена, а регулярная. Билет надо пробивать на пристани перед посадкой. Также имеются разного рода проездные и скидки.

Достопримечательностей в центре Венеции очень много, фактически каждый дом чем-то интересен, но смотреть на них мешают орды туристов, идущие огромными толпами по всем улицам центра сплошным потоком. Летним днём и вечером центр Венеции превращается в гигантскую набитую битком электричку, прогулка по которой не доставит ни радости, ни удовольствия. Чтобы увидеть Венецию с немного меньшим, чем обычно, количеством туристов, стоит просыпаться рано утром или приезжать зимой — но только не во время карнавала, который бывает в феврале-марте (дата зависит от католической Пасхи). Кроме того, в Венеции, в отличие от большинства городов Италии, вход во все интересные места, включая церкви, платный и недешёвый.

Вторая часть Венеции — это отдалённые острова. Самый крупный из них — остров Лидо к востоку от центра, где находится одно из немногих в Западной Европе казино. К северу от центра расположены острова Мурано, Бурано и несколько других, где также имеются достопримечательности. На островах немного посвободнее, чем в центре, попасть туда можно на лодке.

Наконец, третья, самая нетуристическая часть Венеции — это Местре, материковая Венеция, которую иногда считают за отдельный город. Там находятся вся городская промышленность, большая часть современных жилых домов. Достопримечательности в Местре есть, но их немного, и поэтому туристы там не задерживаются.

Аэропортов в городе три, но ближайший к центру, на острове Лидо, не принимает регулярные рейсы. Аэропорт Марко Поло находится в прибрежной части Местре к северу от центра, туда имеются прямые лодки из центра. Аэропорт Тревизо — самый крупный и самый дальний от центра, находится в одноимённом городе-спутнике. Вокзалов два: главный вокзал Санта-Лючия находится в центре, также есть вокзал Местре на материке. Хотя Санта-Лючия — это тупик, обычно следует уезжать именно оттуда, так как проходящих Венецию поездов практически нет, для попадания дальше на восток, во Фриули, следует делать в Венеции пересадку.

С гостиницами в центре ситуация печальна: они забиты, дороги и нехороши по качеству. Это же касается хостелов. Несколько лучше ситуация на дальних островах, где есть пара недорогих хостелов, но лодки туда прекращают ходить в 21-22 часа, поэтому любителям ночной жизни они не рекомендуются. Наконец, в Местре хостелов нет, но есть недорогие гостиницы и пара кемпингов.

Триест

Небольшой, но красивый и атмосферный город на крайнем северо-востоке Италии, возле словенской границы. Находится в регионе Фриули, но населён в основном итальянцами. Застройка в основном XVIII-XIX вв. Центр города выходит непосредственно к морю, недалеко от него и рядом друг с другом находятся ж/д и автовокзалы. Цены на гостиницы почему-то высокие, хотя особо туристичным Триест назвать нельзя.

Из основной Италии проще всего попасть электричкой из Венеции, они ходят ежечасно. В Словению железной дороги нет, Триест — тупик. Автобусы в Словению ходят как в Копер, так и в Любляну, но нечасто, расписание следует узнавать заранее в интернете. По воскресеньям рейсового транспорта через границу нет!

Флоренция

Ит. Фиренце, прилагательное Фьорентино. Красивый город на севере Италии, сильно испорченный массовым туризмом. Туристов тут меньше, чем в Венеции, но больше, чем в любом другом городе Италии. Примечателен хорошо сохранившимся крупным старым городом, застроенным в пик могущества Флорентийской республики в XV—XVI вв. Старый город начинается у вокзала Санта-Мария-Новелла (SMN) и идёт далее на восток и юг, небольшой старый район есть также на южном берегу реки Арно. К северу от главного вокзала находятся современные районы, куда туристы не заглядывают. Осматривать старый город желательно рано утром, пока всё не заполонили орды туристов. В городе имеется трамвайная сеть, но она захватывает только современные северные районы.

Флоренция стоит на главной ветке Рим — Милан, но вокзал SMN находится в тупике. Поезда идут следующим образом. Скоростные из Рима в Милан и Венецию заходят в этот тупик, также там начинают движение медленные поезда в сторону Рима. А вот медленные поезда на север отправляются от другого вокзала Рифреди, что на севере города.

Римини

Равенна

Неаполь

Ит. Наполи. Столица Южной Италии и третий город страны после Милана и Рима. В отношении концентрации разноплановых достопримечательностей Неаполь — один из лучших городов Италии, но он менее «раскручен», и поэтому туристов здесь ощутимо и существенно меньше, чем в городах севера страны и Риме, а цены демократичнее. У города очень сложный рельеф: с юга он выходит к морю, а исторический центр расположен на довольно высоких холмах.

Неаполь является южноитальянским городом во всех отношениях. Те, кто попал сюда с севера, удивятся обилию мусора как на свалках, так и просто на улице, каких-то пустырей, неопрятно выглядящих домов с традиционно висящим возле окон для просушки бельём. Много тут и асоциальных элементов — бомжей, мигрантов-африканцев и др. В целом город, особенно привокзальный район, вызывает ощущение Ближнего Востока, а не Европы. При этом по колориту народной жизни Неаполь оставляет далеко позади Флоренцию, Венецию, Верону, которые уже давно превратились в «музеи под открытым небом».

Главные достопримечательности Неаполя — это два замка. Один стоит на горе, оттуда открываются отличные виды на город и Везувий. Второй, меньше в размерах, но более фотогеничный — наоборот, у моря. Внутри обоих замков имеются маленькие и скучные экспозиции. Дворцов тоже два. Главный королевский дворец выходит на центральную площадь, что недалеко от нижнего замка. Второй находится на северо-восточной окраине, он крупнее в размерах и там находится главный городской музей. Застройка города в среднем несколько новее, чем у северных городов, относится в основном к XVIII—XIX вв.

Вокзал расположен на юго-восточном краю центра, возле моря. Аэропорт маленький и неуютный, находится на востоке города. ЖД к аэропорту не идёт, только автобусы до вокзала.

Транспортная система Неаполя очень необычна. Метро состоит из трёх линий, которые не стыкуются друг с другом непосредственно, а билеты на каждую линию покупаются отдельно (если не брать проездной). Первая линия начинается у вокзала и идёт в центр и далее на север, делая забавную петлю. Выглядит неплохо, некоторые станции — с современным дизайном. Вторая линия намного интереснее: она очень старая и представляет собой фактически подземную железную дорогу, да и принадлежит компании Trenitalia. Она идёт вдоль моря от вокзала на запад, потом поднимается наверх и уходит в пригород Кампи-Флегреи. Поезда ходят по расписанию, интервалы достигают 30 мин. Выглядят поезда как старые, давно без ремонта советские электрички. Третья линия — тоже современная, но не соединена с двумя первыми, проходит по спальным районам на западе города. Кроме метро, имеются общественные подземные фуникулёры в количестве трёх штук, поднимающиеся от моря к верхней части старого города. Ещё один транспортный аттракцион — частная Круговезувианская железная дорога, обходящая Везувий по дуге со стороны моря. Она удобна для попадания в Сорренто, Помпеи и Геркуланум. Вокзал этой ЖД примыкает к главному вокзалу.

Большинство достопримечательностей Неаполя сосредоточено не в городе, а вокруг него. Прежде всего, это вулкан Везувий, на который можно подняться без альпинистских навыков. У подножия Везувия находятся знаменитые римские руины — Помпеи. Это очень большой по меркам тех времён город, хорошо сохранившийся из-за того, что он был засыпан толщей вулканического пепла. Место очень туристическое, но в принципе съездить стоит. Помпеи находятся недалеко от станции Круговезувианской ЖД. По пути от Неаполя в Помпеи находится Геркуланум (ит. Эрколано), ещё один римский город, размером существенно меньше Помпей, но ещё лучше сохранившийся.

Западный пригород Неаполя Кампи-Флегреи — это итальянская долина гейзеров, известная с античных времён. Сами гейзеры почти все потухли, но остались античные руины. Руины разбросаны по большой площади, поэтому их удобнее объезжать на транспорте, из города лучше ехать на второй линии метро до конечной.

Знаменитый курортный остров Капри находится недалеко от Неаполя, туда ходят паромы. Ночевать на Капри лучше не стоит, там отели очень дороги, а вот в качестве однодневной экскурсии его можно посетить. Ещё один курортный город Сорренто, воспетый в знаменитой песне, находится к югу от Неаполя на материке, туда ходят поезда Круговезувианской ЖД.

И главная достопримечательность Неаполя — пицца, это блюдо, как считается, придумали именно здесь. Пиццерий в Неаполе не так много, но пицца там действительно вкусная, сделанная по традиционной технологии и не очень дорогая: 6-8 евро.