Камбоджа

Материал из «Вольной энциклопедии»
Перейти к: навигация, поиск
noframe

noframe

Столица:Пномпень
Площадь:181.030 км2
Население:15.200.000 чел.
Валюта:камбоджийский риэль (KHR)
Язык:кхмерский
Движение:правостороннее
Телефонный код:+855
Виза для РФ:выдаётся на границе

Одна из беднейших стран мира, Камбоджа прославилась в основном страшным геноцидом в 1970-х годах. Тем не менее, для путешествий страна неожиданно удобная: лёгкие визы, низкие цены, нет особых опасностей. Инфраструктура «не фонтан», но по сравнению с другими нищими странами Азии — относительно неплоха. Смущает только любовь местного населения к деньгопрошению, а милиции — к взяткам.

Чаще всего туристы ездят из Таиланда — заезжают через Пойпет, едут в Сием-Реап, смотрят на храмы Ангкора и уезжают тем же путём. Этот маршрут не является ни самым красивым, ни самым интересным в стране, поэтому весьма рекомендуется изучить страну более плотно.

География

Страна находится целиком в тропиках, по форме более-менее круглая. Климат похож на Бангкок и Паттаю: зимы нет, сезонные колебания температур незначительны, сезон дождей летом. Основная часть страны — район Пномпеня, левобережье Меконга, район озера Тонлесап и Ангкора — находится на равнине, но есть и горы: Кардамоновый хребет на юго-западе и хребет Донгрек вдоль северной части границы с Таиландом. Крупнейшая река — Меконг, делит страну на две почти равные части. В Меконг впадает река Тонлесап, вытекающая из одноимённого крупного озера — она интересна тем, что весной на пару месяцев меняет направление течения.

Ландшафты в Камбодже в основном сельскохозяйственные, но в горных районах очень зелено, почти нет постоянного населения. В кхмерских сёлах по сравнению с тайскими и вьетнамскими гораздо больше деревьев, из-за чего населённая местность напоминает редколесье.

История

Кхмерская цивилизация является старейшей в Юго-Восточной Азии. Уже в VII в. здесь была высокая культура, сохранились многочисленные религиозные гимны индийским богам, выдолбленные в камне. С X в. кхмерские короли создали Ангкорскую империю, объединявшую, кроме самой Камбоджи, большую часть нынешнего Таиланда и юг Вьетнама. Монументальное строительство Ангкорского периода сопоставимо с цивилизациями римлян и ацтеков.

В XIV в. империя начала распадаться, а в 1430 г. Ангкор был завоёван тайцами. Кхмеры сохранили свою государственность, но во всех областях культурной жизни погрузились в упадок — прекратились и строительство, и создание произведений искусства, нет даже письменных источников на кхмерском языке с XV по XVIII вв. В XIX в. начинается некий ренессанс, но новая Камбоджа была всего лишь малозначительным вассалом, платившим дань Таиланду и Вьетнаму.

В конце XIX в. Камбоджа оказывается под протекторатом Франции, при этом монархия сохраняется. После ухода французов власть захватил энергичный король Нородом Сианук, но в 1970 г. его свергли, а в 1975 пришли Красные Кхмеры во главе с Пол Потом и устроили уникальный в истории человечества геноцид собственного народа, в котором погибло до 3 млн человек. При этом у Красных Кхмеров не ладились отношения с СССР и его сателлитом Вьетнамом, и в результате в 1979 вьетнамские войска выгнали полпотовцев и установили марионеточный социалистический режим Хун Сена. Красные Кхмеры партизанили по лесам до конца 1990-х годов.

Хун Сен, впрочем, ухитрился выйти из-под вьетнамской опеки и даже восстановил на троне Сианука в 1992 г. Власть короля осталась чисто номинальной, а Хун Сен установил «мягкую диктатуру» под прикрытием многопартийной системы. Это привело к политической стабильности, но также и к огромной коррупции, которая в Камбодже пронизывает все эшелоны власти.

Население

Камбоджа — почти моноэтничная страна. Более 95 % населения составляют кхмеры — народ, находящийся в отдалённом родстве с вьетнамцами. Крупнейшим этническим меньшинством являются чамы — потомки основателей крупного средневекового государства Чампа на территории центрального Вьетнама. После уничтожения Чампа вьетнамцами большинство чамов бежало в центральную Камбоджу, где они основали город Кампонг-Чам. По языку чамы родственны малайцам.

По религии Камбоджа — самая буддийская страна в мире, здесь буддистами является примерно 97 % населения. При Красных Кхмерах было разрушено немало храмов, но и остающихся очень много. Кхмерский буддизм относится к Тхераваде тайского толка, внешне храмы и обряды сильно напоминают о Таиланде.

Кхмерский язык печально известен своей сложностью. Существует несколько диалектов, которые очень существенно отличаются как друг от друга, так и от литературного языка. На слух язык похож на тайский, между ними много общих слов. Алфавит выглядит необычно, с многочисленными «завитушками». Сложен для изучения: у каждой буквы есть два варианта — настрочный и подстрочный, а гласные знаки могут читаться двумя разными способами в зависимости от предыдущей буквы. Тонов в кхмерском нет. Своих цифр нет, используются европейские и тайские цифры.

Знание английского в народе довольно неплохое: немного лучше, чем у тайцев, особенно в туристических районах. Многие кхмеры знают тайский. Французский язык почти вымер, встречается реже, чем даже в Лаосе и Вьетнаме.

Визы

Виза Камбоджи, выданная на границе

Визы в Камбоджу требуются для граждан всех стран СНГ и Запада. Камбоджийская виза — одновременно простая в получении и муторная. Простая — потому что не надо ходить в посольство: визу ставят на любом международном погранпереходе. Муторная — потому что камбоджийские пограничники вместе с разного рода мошенниками придумали много хитрых мафиозных схем по «разводу» путешественников на деньги за визу. Лучше всего дела обстоят в аэропортах, а также на главном КПП Бавет с Вьетнамом — там реально получить визу за официальные 20 долларов — только надо иметь при себе мелкие долларовые купюры. Хуже — на оживлённых переходах с Таиландом. Ещё хуже — на отдалённых КПП.

Прежде всего, стоит помнить, что далеко не все, кто предлагает сделать визу на границе — это официальные лица. Даже люди в униформах, сидящие в формального вида будках, могут оказаться мошенниками. Они заберут ваш паспорт, отнесут его к настоящим пограничникам, которые и вклеят визу. Настоящие же пограничники могут никак себя не проявлять, сидеть в малозаметном уголке. Всё это сделано специально, по договорённости с мошенниками. В Пойпете, например, настоящие пограничники сидят возле красивой арки. Им надо молча протянуть 20 долларов и 100 бат — минимально возможную взятку, а также одну фотографию. Если нет фотографии — ещё 100 бат. Если спросить у них, сколько стоит виза — скажут, что 1000 бат. Примерно так же дела обстоят в Кох-Конге. Особо наглые просят 1200 бат. Можно ли без взятки? Да, можно, но тогда готовьтесь к тому, что придётся качать права и ждать по полчаса начальника смены.

К счастью, есть два способа обойти коррупционеров. Первый — сделать визу в посольстве. Её ставят на следующий день, но просят 25 долларов, а не 20. Второй — сделать визу в интернете на сайте МИД Камбоджи [1]. Срок изготовления — до 3 рабочих дней, обычно на следующий день. Требуется отсканированная фотография, больше ничего не нужно. Стоит ещё дороже — 28 долларов (оплата по карте), но есть плюс: электронная виза не занимает страницу в паспорте. Визу надо распечатать в двух экземплярах и предъявить на границе: один экземпляр заберут, другой проштампуют и вернут, его надо отдать на выезде. К сожалению, такая виза действительна при въезде только через один из пяти КПП: Бавет с Вьетнамом, Пойпет и Кох-Конг с Таиландом, аэропорты Пномпень и Сием-Реап.

Все упомянутые типы виз являются однократными, действуют месяц.

Счастливые обладатели туристической визы Таиланда (не штампа, а визы, и именно туристической) могут въехать в Камбоджу без визы на срок действия тайской визы.

Камбоджа — самая простая страна в регионе для получения долгосрочных виз и вида на жительство: годовая многократная бизнес-виза получается без проблем за 300 долларов.

Попадание и въезд

По воздуху

В Камбодже есть всего два международных аэропорта — Пномпень и Сием-Реап. Причём, как ни странно, сиемреапский аэропорт крупнее столичного. Оба аэропорта довольно убоги и принимают только рейсы в пределах азиатского региона. Единственное исключение — рейс Qatar Airways в Доху из Пномпеня. Невелика и единственная местная авиакомпания Cambodia Angkor Air, они летают в Таиланд, Вьетнам и несколько городов Китая.

Представлены лоукостеры: AirAsia (из обоих аэропортов в Куала-Лумпур и Бангкок), JetstarAsia (из обоих аэропортов в Сингапур), Tiger Airways (Пномпень — Сингапур), Cebu Pacific (Сием-Реап — Манила), Spring (Сием-Реап — Шанхай).

Обратите внимание: в обоих аэропортах аэропортовый налог не включён в стоимость билета, оплачивается при вылете и составляет 25 долларов.

По земле

Границы Камбоджи со всеми тремя соседями открыты. Все границы Камбоджи закрываются на ночь: популярные переходы работают до 22.00, обычные — до 20.00.

С Таиландом имеется как минимум 6 международных переходов.

Подавляющее большинство ездит через переход Пойпет / Аранья-Пратхет. Этот переход весьма удобен в транспортном отношении: с обеих сторон границы идёт множество автобусов в различные крупные города. На нейтральной полосе стоят два казино. Главный минус — зашкаливающее число мошенников, а также большие очереди на тайской стороне границы. До центра тайского города Аранья-Пратхет 5 км, но автобусы отправляются непосредственно от границы. До Бангкока ехать часа 3, в Паттаю — чуть дольше. С камбоджийской стороны автовокзал — далеко от границы, но — удивительное дело! — ввели современные автобусы-шаттлы, соединяющие автовокзал с КПП. В Сием-Реап ехать около 3 часов, в Пномпень — около 6 часов. Имеются два официальных международных автобуса из Бангкока — один в Пномпень, другой в Сием-Реап, оба отправляются утром и прибывают вечером. Есть ещё неофициальные микроавтобусы, но они обычно подразумевают организованную пересадку на границе. Пойпет — это большое село, весьма мерзкое на вид, лучше там не задерживаться.

Второй по важности переход — Кох-Конг / Хат-Лек, находится у моря. Это быстрейший способ попасть из Таиланда в Сиануквилль. С тайской стороны — маленькая деревня, регулярно ходят микроавтобусы в Трат (1,5 часа), в прочие места надо ехать с пересадкой в Трате. С камбоджийской стороны — посёлок при казино, до города Кох-Конг — около 8 км, рейсового транспорта нет. Народа гораздо меньше, чем в Пойпете.

Иные переходы — Бан-Паккат и Бан-Лэм возле города Пайлин, ещё два перехода в тайских провинциях Бурирам и Сурин. Все они крайне малоизвестны из-за удалённости от популярных маршрутов. В провинциях Си-Сакет и Убон переходов нет. Переход возле храма Пхра-Вихан в провинции Си-Сакет, ранее работавший для туристов, желающих осмотреть этот храм, закрыт уже несколько лет из-за пограничных конфликтов.

С Вьетнамом имеется как минимум три перехода. Главный переход — Бавет между Пномпенем и Хошимином, там проходят многочисленные автобусы между этими городами. В другие города Вьетнама из Пномпеня автобусов нет. Все автобусы отправляются в первой половине дня, в пути около 6 часов. Второй переход находится у моря близ города Кер. Третий — речной на Меконге, имеются пассажирские лодки. Про наличие международных переходов в северной части границы сведений нет. Морской транспорт отсутствует — например, нельзя приплыть из Камбоджи на вьетнамский остров Фукуок.

С Лаосом имеется единственный переход возле реки Меконг. Имеется автобусное сообщение: рейсы из Паксе в Пномпень и Сием-Реап.

Транспорт

Самолёты

Единственная национальная авиакомпания Cambodia Angkor пускает рейсы между тремя пассажирскими аэропортами страны: Пномпень, Сием-Реап, Сиануквилль. Зачем они нужны — не очень, ясно, ведь на автобусе можно добраться за 4-5 часов.

Поезда

Недействующее здание вокзала в Пномпене

Железнодорожная система Камбоджи, построенная французами, постепенно деградировала, до 2000-х годов дожили только поезда из Пномпеня в Сиануквилль и Баттамбанг, но и они были отменены в 2009 г. Тем не менее, в стране ведётся ЖД-строительство, уже реанимировано грузовое сообщение по сиануквилльской ветке, также строится ЖД Пномпень — Хошимин.

Так называемые бамбуковые поезда — это самодельные дрезины и локомотивы, собранные местным населением из дерева и автозапчастей. Какое-то время они активно использовались, но сейчас ушли в прошлое из-за улучшения качества автодорог. Единственный бамбуковый поезд остался на небольшом участке под Баттамбангом и является туристическим аттракционом.

Автобусы и большие такси

Междугородние автобусы — главный транспорт в стране. По качеству автобусы примерно соответствуют тайскому 2-му классу — не люкс, но для нищей страны вполне приемлемо. Главная же проблема с автобусами состоит в том, что их мало, часто не хватает мест, особенно в праздничные дни. Рекомендуется брать билеты по возможности заранее. Стоячих пассажиров, в отличие от Таиланда, не берут. Ночные автобусы в Камбодже не обнаружены, да и вечером мало что ходит, по большинству направлений последний рейс уходит где-то в 15 часов.

Автовокзалы выглядят весьма ужасно, это просто пыльные площадки с каким-то самодельным подобием зала ожидания и кассой. Многие автовокзалы расположены далеко от центра, поэтому билеты удобнее покупать не в них, а в агентствах или в отелях. Тук-тук от агентства до автовокзала в стоимость билета не входит. Также бывают микроавтобусы, которые не заходят на автовокзал, а собирают пассажиров по агентствам и отелям.

Цены на проезд несколько выше, чем в Таиланде и Вьетнаме — около 30 км за 1 доллар.

По некоторым направлениям имеется сообщение в кузовных пикапах, напоминающих тайские сонгтхэо, но, в отличие от Таиланда, пользы от него мало — в основном эти рейсы связывают деревни с ближайшими городами, да и немного их.

Если не повезло, и на автобусе кончились места, или нет удобного рейса, то единственный выход — коллективное такси. Такси могут отправляться от тех же автовокзалов, представляют собой простые легковушки, стоят раза в 3 дороже автобуса.

Дороги и автостоп

Раньше в Камбодже с дорогами было всё плохо, даже главная трасса страны представляла собой грунтовку. В конце 2000-х ситуация стала меняться к лучшему, на многих трассах положили неплохой асфальт. И тем не менее — дороги узкие, часто небыстрые, а если съехать с основных туристических маршрутов, то асфальт быстро кончится.

Главные дороги страны таковы. 1) Пномпень — Хошимин. 2) Пномпень — Сиануквилль — Кер — далее во Вьетнам. 3) Пномпень — Сием-Реап — Сисопхон — Пойпет (обходит озеро Тонлесап с севера). 4) Пномпень — Баттамбанг — Сисопхон (обходит Тонлесап с юга). 5) Пномпень — Кох-Конг, Кардамоновая трасса, отходит от сиануквилльской трассы в 100 км от Пномпеня. Обратите внимание, что через Меконг в Камбодже нет мостов вообще, на главной трассе мост только строится, а пока действует переправа.

Автостоп в Камбодже заведомо хуже, чем в Таиланде, потому что машин на дорогах мало, они часто забиты, а водители страдают деньгопросительством. Впрочем, ездить всё же вполне реально, немало отзывчивых людей.

Лодки

Камбоджа — одна из немногих стран Азии, где выжило пассажирское речное судоходство. Главные маршруты ходят из Сием-Реапа в Пномпень и Баттамбанг по реке и озеру Тонлесап. Имеются и иные мелкие маршруты, также есть лодочное сообщение во Вьетнам по Меконгу. Скорость и комфортабельность лодок явно ниже, чем у автобусов, поэтому единственный их смысл — туристический аттракцион.

Городской транспорт

А вот тут всё плохо. Ни в одном из городов Камбоджи нет ни одного маршрута рейсового городского транспорта. По этой причине перемещения по городам станут одной из наиболее расходных статей поездки. Более того, цивильные такси есть только в Пномпене и в очень небольшом количестве. А так все ездят на тук-туках и мототакси. Их много и они постоянно «охотятся» за иностранцами, доставая своими криками.

Деньги и цены

В Камбодже сложилась интересная финансовая система, не имеющая аналогов в мире. Существует национальная валюта — камбоджийский риэль. Тем не менее, при крупных расчётах риэлями никто не пользуется, предпочитая им другую валюту — доллар США. Ценники в магазинах, ресторанах, отелях, на транспорте почти всегда написаны в долларах. В отличие от прочих стран ЮВА, в Камбодже мелкие долларовые купюры любят и уважают — ведь это главное средство денежного обмена. Принимают доллары любого типа — новые, старые, грязные, рваные. Если завалялись дома какие-то негодные долларовые купюры, которые не хотят менять в банках — везите их в Камбоджу, пригодятся. А вот при выезде из страны надо попробовать избавиться от некондиционных долларов, выданных на сдачу.

Камбоджа — дешёвая страна, и многие цены измеряются в дробных долях доллара. Но американские центы в Камбоджу почему-то не завезли, и все дробные расчёты производятся в местной валюте — риэлях. К счастью, курс риэля к доллару уже много лет зафиксирован и составляет 4000:1. Хотя суммы больше 1 доллара тоже можно выдавать в риэлях по курсу. Кроме того, в приграничных с Таиландом и Вьетнамом районах к оплате принимают баты и донги, но по менее выгодному курсу, чем если предварительно их обменять на доллары. В Сием-Реапе тоже берут баты, а вот дальше к востоку их не только не хотят брать, но и меняют по скверному курсу.

Избавляться от риэлей обязательно следует перед выездом из Камбоджи: в соседних странах на них никто не желает смотреть. Это же касается мелких долларов, так как обмен денег в Камбодже устроен просто и удобно. Обменом по довольно выгодным курсам башляют все, кому не лень: продавцы в магазинах, в ресторанах и т. п. Банкоматы международных систем представлены в стране в достаточном количестве.

В отношении цен Камбоджа весьма недорога. Особенно дёшевы гостиницы и ресторанная еда. Междугородние автобусы несколько дороже, чем в Таиланде. А вот с продуктами в магазинах не всё так просто, ведь сама Камбоджа почти ничего не производит, а импорт стоит дороже, чем в тех странах, где он произведён. Есть большая разница в ценах между городами: Пномпень явно дороже, чем провинция.

Интересности

Современный камбоджийский храм

Главное, зачем обычно ездят в Камбоджу — это руины храмов Ангкорской эпохи. Они находятся не только в самом Ангкоре, но имеются и в других частях страны. К сожалению, все руины однотипны, осмотрев Ангкор, по другим местам ездить уже не столь интересно. Современные города весьма скучны, за исключением Пномпеня с его колониальной архитектурой. Современные храмы представляют определённый эстетический интерес. Единственный полноценный морской курорт — Сиануквилль. Вообще надо сказать, что и руины, и природные красоты, которых в Камбодже немало, находятся не в городах, а в отдалённой сельской местности, куда нелегко попасть, поэтому Камбоджа будет наиболее интересна любителям лазать по таким труднодоступным местам.

Ночлег

В гостиницах недостатка нет. В любом сколько-то крупном городе имеется много небольших отелей разных ценовых категорий. Цены весьма низкие: всегда можно найти номер в пределах 10 долларов, а в нетуристических городах — в пределах 5 долларов за двухместный номер. Приличные номера с кондиционером, горячей водой и подобием дизайна начинаются от 15 долларов. Вай-фай есть в большинстве гостиниц. В туристических городах можно пользоваться системами бронирования в интернете, если хочется найти более комфортное место, тогда как дешевейшие гостиницы удобнее искать на месте.

Вписать у себя дома камбоджийцы могут, но здесь это не особо распространено, сами звать в гости не будут. Зато, как и в других странах буддизма Тхеравады, в Камбодже легко найти вписку в одном из многочисленных буддийских монастырей.

Еда

Кхмерская кухня в целом похожа на тайскую, довольно острая, но вкусная. К сожалению, как и в других беднейших странах, в Камбодже проблема с национальной кухней состоит не в ней самой, а в том, где её пробовать: большинство точек общепита выглядит грязно и мерзко. Приличного вида заведения с английским меню попадаются в Пномпене, Сием-Реапе, Сиануквилле, а в других городах — обычно при дорогих отелях.

Международная еда распространена в точках скопления туристов. Особое влияние оказали французы: часто можно найти сэндвичи на французских булках, пирожные. Международные сети фаст-фуда в стране не представлены, но в основных городах можно найти несколько отделений тайских сетей, а также пару-тройку местных сетей с гамбургерами и пиццей.

С продуктовыми магазинами дела обстоят неожиданно неплохо: хотя сети минимаркетов в страну не зашли, в Камбодже довольно много мелких магазинчиков, устроенных по принципу минимаркета. Ассортимент довольно широк: Камбоджа почти ничего не производит, но активно импортирует из Таиланда, Вьетнама, Малайзии и других стран. При этом в минимаркетах иногда попадаются довольно дорогие продукты, ввезённые откуда-то издалека. Полезны также минимаркеты при автозаправках. А вот супермаркетов в Камбодже почти нет — наверное, менее десятка на всю страну.

Связь

Системы связи в Камбодже выдающихся особенностей не имеют. Как и везде в ЮВА, телефония работает по стандартному GSM-протоколу, симки покупаются легко. Интернет-кафе имеются, предназначены для местных, цены низкие. В большинстве гостиниц есть нормальный вай-фай.

Опасности и неприятности

Камбоджа — не самая спокойная страна по меркам ЮВА. Тут чаще, чем в Таиланде, происходят кражи, по вечерам встречается и необычное для Азии явление — пьяные гопники. Но всё же и бандитской страной Камбоджу нельзя назвать, в целом обстановка довольно спокойная.

Главный бич путешественника в Камбодже — это всякие приставалы, «хелперы» и просто мошенники — по их числу Камбоджа на первом месте в регионе. В туристических местах, особенно в зоне Ангкора, постоянно за вами будут бегать тук-тукеры, самозваные гиды, нищие дети, продающие открытки и т. п. Часто можно встретить обжуливание в отелях, в агентствах по продаже билетов.

Бродячих собак в Камбодже примерно столько же, как и в Таиланде, они могут быть агрессивны в ночное время. Ещё одна специфически камбоджийская опасность — мины, заложенные Красными Кхмерами. Их довольно много на западе страны. При прогулках по «диким» местам консультируйтесь с местными. Самих Красных Кхмеров уже полностью извели, гражданской войны в стране нет.

Полиция в Камбодже в целом безвредна, к путешественникам не цепляется, но уж если почему-то прицепились — будут выпрашивать взятку любыми способами. Про взятки на границе сказано в разделе «Визы».

Прочее

Электричество

Стандарт электричества соответствует тайскому: 220В, универсальная розетка, принимающая европейские и американские вилки. Перебоев со светом в Камбодже не замечено.

Часовой пояс

Страна живёт в поясе UTC+7, аналогично всем соседям — Таиланду, Лаосу и Вьетнаму. На летнее время не переходит.

Календарь

Идентичен тайскому, годы отсчитываются по буддийской эре, опережающей христианскую на 543 года. Номер года сменяется 1 января.

Праздники

Также в целом идентичны Таиланду: имеются как традиционные буддийские праздники, так и народные. Главный праздник — Сонгкран, отмечается на день позже, чем в Таиланде (14-16 апреля), в его дни закрываются многие предприятия обслуживания. В отличие от тайского Сонгкрана, во время кхмерского не принято обливать водой незнакомых людей, поэтому по улицам можно ходить спокойно.

По стране

Пномпень

Строящиеся небоскрёбы Пномпеня

Для столицы нищей страны Пномпень выглядит весьма необычно. Французы построили широкие бульвары, красивую набережную, особняки в колониальном стиле, а нынешние власти направили все средства своего скудного бюджета на поддержание всего этого в благоустроенном виде. Современный Пномпень является, пожалуй, самым европеизированным городом во всей ЮВА. Имеется и новое: кое-где начали строить деловые небоскрёбы и коттеджные посёлки для богачей. Камбоджийская сущность Пномпеня заметна по грязным хаотичным базарам и отсутствию нормального рейсового транспорта.

Пномпень стоит на реке Тонлесап при её впадении в Меконг. Основная часть города находится на правом берегу Тонлесапа, на левый берег и стрелку рек ведут мост на севере и паромная переправа на юге. На другом берегу Меконга города нет. Имеется правильная прямоугольная сетка улиц, в которой легко ориентироваться, потому что каждая улица, кроме названия, имеет номер: номерация растёт с севера на юг. Общий принцип такой — чем ближе к реке, тем богаче и цивильнее район. Вдоль реки в центре города идёт красивая и широкая набережная. На неё выходит главная достопримечательность города — королевский дворец, сделанный по образцу бангкокского. Главное здание закрыто, в нём живёт король, открыты лишь храмики на территории дворца. Рядом с дворцом — не очень крупный, но занятный Национальный музей.

Параллельно набережной идёт бульвар Нородома — главное место скопления колониальных зданий в городе. На севере он упирается в небольшой холмик Пномпень, давший имя городу. На холме находится храм, а вокруг разбит приятный парк. Чуть западнее бульвара Нородома стоит Центральный рынок — странное здание в форме зиккурата, а рядом с ним — две автостанции. Вообще разных мелких автостанций в городе много. В квартале к югу от рынка находится единственный современный ТЦ в городе Sorya Mall. В северо-западном углу центра находится недействующий вокзал, а рядом с ним строятся первые небоскрёбы будущего делового центра города. Аэропорт расположен в черте города у выезда на Сиануквилль.

Главный район бэкпекерских гостиниц и ресторанов — у набережной, недалеко от дворца. Цены выше, чем в других городах страны: от 10 долларов за номер.

С транспортом в городе беда. Теоретически существует единственный маршрут автобуса, проходящий по бульвару Монивонга. На практике даже этот автобус не ходит, цивильных такси также очень мало — только тук-туки. К счастью, большинство достопримечательностей расположено в пешеходной доступности от отельного района.

Музей геноцида Туол Сленг (открыт 8-17:30, 2$) — лучшая достопримечательность Пномпеня. Страшное наследие 3-х лет пребывания у власти Пол Пота и Красных Кхмеров. За короткий срок ему удалось уничтожить более 2-х миллионов сограждан — классовых врагов революции. Людей пытали и казнили за то, что они были интеллигентами — врачами, инженерами, докторами, даже просто за то, что носили очки. В 1975 году высшая школа Тул Свай была переименована в тюрьму S21. Здесь за три года было замучено 17000 человек. Сохранилась колючая проволока, камеры для интеллигентов и заключенных попроще, а также фотографии. Красные кхмеры педантично фотографировали всех будущих жертв. Тысячи снимков мужчин, женщин, детей… Некоторые дети по привычке улыбаются в камеру, не зная, что их ждет. В одной из комнат на полке лежат десятки черепов. В другой — картины, иллюстрирующие пытки. Пыточные принадлежности свалены здесь же, в углу. На 3-м этаже раз в два часа показывают документальный фильм о любви двух молодых людей на фоне репрессий.

Поля Смерти (Killing Fields of Choeung Ek, открыт 7-17:30, 2$). В 13 км от Пномпеня на юго-запад. Дорога сюда извилистая, с плохим покрытием (это где оно есть), машины редки. Так что лучше взять мотоциклиста (2$ из центра). Именно здесь полпотовцы убивали осужденных на смерть заключенных из тюрьмы S21. Сохранились воронки от раскопанных массовых захоронений. В центре находится мемориальная ступа, доверху наполненная человеческими черепами и костями.

Сием-Реап и Ангкор

Лицо Авалокитешвары, Байон

90 % туристов едет в Камбоджу исключительно ради посещения Ангкора и Сием-Реапа. Ангкор — это гигантский старинный город, который был полностью заброшен и обращён в руины. От древности сохранилось более сотни храмов и несколько искусственных водоёмов, светские постройки не сохранились совсем. Построено всё это было в IX—XIII вв. Сием-Реап (в переводе — «побеждённый Сиам») — ближайший современный город к Ангкору, в котором находятся гостиницы, рестораны, автовокзал. Не стоит говорить «Сием-Рип», как делают многие туристы — это безграмотно на любом языке.

Город Сием-Реап весьма уродлив и скучен. В центре нет ни единой достопримечательности, зато есть орды тук-тукеров, сотни отелей и ресторанов. С севера город ограничен трассой Бангкок — Пномпень, на которой стоят один современный храм и небольшой парк. С юга от города находится озеро Тонлесап, но непосредственно к озеру город не выходит, между ними около 5 км. Автовокзал находится на восточном краю города у трассы, аэропорт Сием-Реап расположен ближе к Ангкору, чем к центру города, на северо-западе.

Ангкорский археологический парк по площади в разы превышает Сием-Реап. Глупые туристы часто путают Ангкор с Ангкор-Ватом, хотя это две совершенно разные вещи: Ангкор — огромный археологический парк площадью с Москву, Ангкор-Ват — один храм на его юго-западном краю. Посещение Ангкора стоит дорого: 20 долларов в день. Билеты именные, с фотографией. Можно сразу купить билет, действительный несколько дней, в этом случае действует система скидок. Без билета попасть можно, если заезжать по одной из малых дорожек, соединяющих Ангкор с трассой к востоку от Сием-Реапа, но тогда надо соблюдать осторожность — по крупнейшим храмам бродят контролёры.

Ангкор устроен следующим образом. Центр города называется Ангкор-Тхом, он представляет собой сравнительно небольшой квадрат, ограниченный стеной. В центре этого квадрата находится самый необычный из храмов Ангкора — Байон, известный огромными лицами Авалокитешвары. Между Ангкор-Тхомом и главным входом со стороны Сием-Реапа находится крупнейший храм Ангкора — Ангкор-Ват, он же единственный в Ангкоре, использовавшийся по назначению в смутное время Камбоджи и поэтому не полностью обращённый в руины.

Район Ангкор-Вата и Ангкор-Тхома близок к заповеднику в европейском смысле, тогда как к востоку лежат ещё десятки крупных храмовых руин, находящихся среди населённой местности — там имеются деревни и местные дороги. Среди них долгое время выделялся храм Та-Пром. Он не был очищен от джунглей и представал перед нами в том же самом виде, в каком увидели его пораженные французы в конце XIX века. Башни, буквально разрываемые на части многотонными стволами деревьев, изваяния богов, обвитые ветками лиан, и крыши галерей, продавленные под тяжестью огромных корней — таким выглядел этот храм. В настоящее время там идут работы по очистке и скоро, по-видимому, он будет обычными расчищенными и частично восстановленными развалинами. Храмовая зона идёт на 50 км на восток и северо-восток от Ангкор-Тхома, но по мере удаления от центра плотность руин постепенно уменьшается.

Группа руин Ролуос находится у одноимённого городка в 10 км к востоку от Сием-Реапа по трассе на Пномпень. Там есть около дюжины храмов, построенных раньше, чем храмы Ангкор-Тхома. Попасть можно на рейсовом транспорте.

Иностранцы обычно ездят по Ангкору на мотобайках и тук-туках с водителем. Цены низкие: около 10 долларов в день, но есть минусы — надо втолковывать водителю, куда надо ехать, не получится спокойно изучать руины. Арендовать мотобайк без водителя в Сием-Реапе почему-то нельзя — только машину или велосипед. Велосипеды стоят совсем дёшево — около 2 долларов в день, и это неплохой вариант, хотя за пределами Ангкор-Тхома будет смущать необходимость уворачиваться от грузовиков, ходящих по местным дорогам. Можно и пешком ходить, если собираетесь осматривать только Ангкор-Ват и Ангкор-Тхом, но в жаркое время года лучше так не делать.

Сколько дней отводить на Ангкор? Сложный вопрос, зависит от предпочтений. Подробно изучать храмы можно хоть неделю, но они все довольно однотипны, поэтому если стиль первых нескольких храмов не понравился — можно уезжать, ничего нового уже не увидите.

Гостиниц внутри Ангкора нет, они все в Сием-Реапе. Нет и приличных ресторанов — только мелкие уличные лавочки.

Озеро Тонлесап

Самое крупное пресноводное озеро в ЮВА, находится примерно в геометрическом центре страны. У берегов озера интересна аутентичная народная жизнь. Туристы обычно смотрят на неё проездом на лодках, ходящих в Сием-Реап из Пномпеня и Баттамбанга. Также можно поискать более локальные лодки или арендовать лодку целиком. Имеется биосферный заповедник, где много птиц, и из плавучего села Прек-Тоал (промежуточная остановка лодки из Баттамбанга) проводятся лодочные экскурсии на них (70$ на двоих).

Баттамбанг

Второй город Камбоджи, а на самом деле — большая мусорная куча, среди которой натыканы дома. Нетуристичен, цены очень низкие. На другом берегу реки напротив города имеется несколько храмов, в окрестностях есть ангкорские руины.

Сиануквилль

Единственный морской курорт Камбоджи. Почему-то пользуется особой популярностью у русских, но второй Паттаей пока не стал. Город современный, исторические достопримечательности отсутствуют. На некоторых картах указан под старым названием Кампонг-Саом. Из примечательных мест, кроме пляжей — нацпарк и пара небольших островков.

Кох-Конг

По-тайски — Ко-Конг. Странный город, не вполне похожий на другие провинциальные города Камбоджи. Находится в Кардамоновых горах, у моря, в нескольких километрах от границы с Таиландом. По камбоджийским меркам город зажиточный, причиной чему — как сама граница, так и расположенное рядом с ней шикарное казино. Город стоит в устье довольно широкой реки, через которую проложен мост, казино и граница стоят на другом берегу.

Необычная особенность Кох-Конга — его изолированное расположение. Рыбацкие деревни, пляжи и т. п. имеются, но по другую сторону границы, в Таиланде. А вот в Камбодже вокруг нет почти ничего, кроме пары крошечных деревушек, на 100 км вокруг, вплоть до трассы Пномпень — Сиануквилль. Раньше город был изолирован и в транспортном отношении, но несколько лет назад сделали неплохую трассу на «большую землю». С этой трассы открываются отличные виды на Кардамоновые горы. Помеченной на карте Гугла дороги в сторону Баттамбанга не существует.

Город устроен следующим образом: зажиточный квартал с хорошими отелями, барами и минимаркетами тянется вдоль реки. Далее к востоку идут более традиционные для Камбоджи кварталы, где имеются дешёвые гестхаусы. Впрочем, цены в Кох-Конге везде завышены относительно камбоджийской провинции. Автовокзал расположен на северной окраине, не очень далеко от моста. Больших автобусов — не то один, не то два рейса в день в Пномпень. Есть ещё несколько микроавтобусов в Пномпень и Сиануквилль, но все они отправляются до 12 дня. В Таиланд уехать проще: тук-тук на границу за 4-5 долларов, дальше частые микроавтобусы в Трат в течение дня.

Из достопримечательностей, кроме казино, имеется небольшой зоопарк. Древностей нет. В окрестностях есть природоохранные зоны и пляжи. Тайские баты принимают к оплате повсеместно. В город частенько заезжают русские, едущие транзитом из Таиланда в Сиануквилль.

Не следует путать город с одноимённым островом, крупнейшим в Камбодже. Остров и город связаны спорадическим лодочным сообщением. Туристов на острове почти нет, как нет и инфраструктуры. Северная часть острова занята военной базой, на южной имеются дикие пляжи.

Кампонг-Тхом

Провинциальный город между Пномпенем и Сием-Реапом. Сам город неинтересен. Интерес представляет Самбор-Прей-Кук (Sambor Prei Kuk) — группа храмов доангкорского периода. Именно здесь была столица государства Ченла, которая в начале VII века нашей эры была основана королем Исанаварманом I. Создание большого объединённого государства стало предпосылкой и источником возникновения великой Ангкорской Империи.

Попадание

В 5 км к северу от города с национальной трассы № 6 сворачиваем на № 64. То есть, если вы едете со стороны Ангкора, то будьте внимательны: пропустите поворот (он не заметен), потом долго будете выбираться из немаленького Кампонг-Тхома. Дорога 64 в лучших традициях Камбоджи — пыль и песок. Машины редки (3-4 в час), путь до Самбора извилистый. Поэтому, быть может, лучше взять мотоциклиста (2$ за 30 км). За километр перед первым храмом в стороне от дороги стоит пропускной пункт. Полицейские ленивы, но всё же могут заметить иностранца и свистнуть вашему мотоциклисту, чтобы тот остановился. Потребуйте, чтобы не тормозил — иначе вас зарегистрируют в некую книгу и попросят 1-2$. Билетов не дают.

Храмы

Путеводители советуют приезжать сюда до Ангкора — дескать, храмы похожи и после Ангкора разочаруетесь. Однако восхищение вызывает не столько архитектура, сколько джунгли вокруг, корнями и ветвями буквально разрывающие древние храмы. Очень красивые фотографии получаются. Для осмотра лучше всего вписать рюкзак в небольшое кафе на входе, а затем отыскать бездельничающих мальчишек на велосипеде, которые и будут возить вас туда-сюда по средних размеров территории.

Рядом с кафе на стене висит карта. Основные группы храмов — Prasat Sambor (3), Prasat Yeay Peay (5) и Prasat Таo (4). Также не поленитесь отойти 300 метров от дороги для осмотра Prasat Asram Isey (5).

Храм Преах-Вихеар

По-тайски — Пхра-Вихан. Объект Наследия ЮНЕСКО, крупнейший храм ангкорской эпохи за пределами Ангкора. Храм стоит в непосредственной близости от границы Камбоджи с Таиландом. Попасть сюда проще всего из Таиланда (из Убона или Си-Сакета автобус в Кантхаралак, далее на сонгтхэо). Из основной Камбоджи рейсового транспорта нет — только такси из города Анлонгвенг. К сожалению, из-за постоянных приграничных стычек между Таиландом и Камбоджей погранпереход для туристов возле храма закрыт уже несколько лет. На тайской стороне имеется несколько малых храмов, образовывавших один комплекс с Пхра-Виханом, они входят в состав нацпарка Пхра-Вихан. В камбоджийский храм вход стоит 5 долларов, руины находятся в плохом состоянии, но от храма открываются красивые виды на джунгли Камбоджи.