Южная Корея

Материал из «Вольной энциклопедии»
(перенаправлено с «Республика Корея»)
Перейти к: навигация, поиск
noframe

noframe

Столица:Сеул
Площадь:100.200 км2
Население:50.200.000 чел.
Валюта:южнокорейская вона (KRW)
Язык:корейский
Движение:правостороннее
Телефонный код:+82
Виза для РФ:не требуется

Богатая азиатская страна со средним ценовым уровнем. Очень удобна для путешествий из-за хорошей отлаженной инфраструктуры, но при этом не пользуется популярностью среди туристов из-за отсутствия ярких «знаковых» достопримечательностей и «островного» расположения. Тем не менее, страна колоритна, интересна и вполне достойна посещения. Немаловажно, что Южная Корея — одна из двух экономически развитых стран мира (вторая — Израиль), куда россияне могут попасть без виз.

География

Южная Корея — небольшая страна в форме прямоугольника размерами около 500 на 200 км. Фактически является «островом», так как единственная сухопутная граница с КНДР закрыта наглухо. В состав Южной Кореи также входит один крупный остров Чечжудо (англ. Jeju) и несколько сотен мелких островков.

Несмотря на высокую плотность населения, корейцы большей частью живут вдоль побережья (половина населения страны проживает в сеульской агломерации), а внутренняя часть Кореи занята в основном невысокими лесистыми горами. Все крупнейшие города Кореи выстроены в одну линию, идущую через всю страну с северо-запада на юго-восток: Инчхон, Сеул, Тэчжон, Тэгу, Пусан. Юго-западная часть страны называется Чолла, она считается отсталым аграрным регионом.

Климат Кореи на удивление холодный для таких широт. Хотя вся страна расположена южнее широты Сочи, снег зимой лежит везде, кроме южного побережья и острова Чечжудо, а летние температуры лишь ненамного выше подмосковных. Даже в мае есть шанс попасть на холодную погоду. Влажность довольно высокая, осадки могут пойти в любое время года.

История

Курганы древних царей в Кёнчжу

История Кореи известна примерно с рубежа новой эры, причём известна весьма хорошо. Большую часть времени страна была вассалом Китая и находилась на положении «бедного родственника». Как и в Китае, государственной религией было конфуцианство, а чиновники назначались на свои посты по результатам государственных экзаменов. Вплоть до конца XIX в. Корея была страной закрытой, не имела международных контактов с кем-либо, кроме Китая и Японии.

После победы в русско-японской войне японцы взяли курс на колонизацию Кореи. В 1910 г. император был смещён, а Корея объявлена колонией. Несмотря на мощное освободительное движение, независимость корейцы получили только после капитуляции Японии. Союзники поделили страну на две оккупационные зоны — советскую и американскую. Поначалу планировалось объединить эти зоны, но началась Холодная война, и обе стороны поспешили создать свои марионеточные режимы. С 1950 по 1953 гг. две Кореи воевали друг с другом, причём северянам активно помогал Китай, а южанам — США. Война, несмотря на многочисленные потери и разрушения, закончилась ничем — новая граница прошла примерно там же, где и старая. На юге осталась историческая столица Сеул, а на севере — большинство промышленных предприятий.

В 1960-х и 70-х годах Югом правил военный диктатор Пак Чжон Хи. Хотя он подавлял гражданские свободы, Пак прослыл борцом с коррупцией и умелым экономистом — именно в его правление Южная Корея начала уверенно опережать КНДР по темпам экономического роста. Следующий диктатор Чон Ду Хван был менее популярен в народе, его сместили и восстановили демократию к концу 80-х годов. Быстрое экономическое развитие продолжалось, и в середине 90-х Южная Корея вошла в число развитых стран мира, опережая КНДР по доходам населения более чем в 10 раз. Сейчас Корея остаётся демократическим государством с быстрорастущей экономикой, уверенно догоняющей Японию.

Население

Народы

Южная Корея — моноэтничная страна, почти всё население состоит из корейцев. Корейцы — народ загадочного происхождения, не имеющий доказанных родственных связей с каким-либо другим народом. По менталитету корейцы значительно отличаются от других дальневосточных народов, во многом напоминая русских. Народ очень музыкальный, по выходным на улицах городов часто устраиваются шумные концерты и представления, имеются и просто поющие «на шляпу» неформалы. Много ярко одетых молодых людей с нестандартным мышлением. Недостаток — много пьяниц, бывают и спившиеся личности бомжового типа. Старшее поколение, которое помнит диктаторов, — заметно более строгое и традиционное. Среди корейцев много людей добрых и общительных, часто помогают иностранцам в сложных ситуациях и вообще относятся с теплотой.

Языки

По фонетике корейский язык напоминает китайский, но без тонов. Системы транскрипции корейских слов в русском и английском языках сильно различаются, поэтому подчас очень сложно понять, как писать по-русски англоязычное название. Например, Kim Jong Il — это Ким Чен Ир.

Корейский язык записывается алфавитом «хангыль». Этот алфавит очень лёгок в изучении, так как в нём мало букв, простые правила чтения, а буквы с похожим написанием читаются похожим образом. Главная сложность в хангыле — необычная последовательность записи букв: текст делится на квадратики, каждый из которых соответствует одному слогу, внутри квадратика буквы читаются слева направо и сверху вниз. Запись корейских слов иероглифами встречается заметно реже.

Уровень знания иностранных языков в Корее выше, чем в Китае и Японии. Довольно много людей знает английский, на нём часто дублируются вывески и меню. Также попадаются люди, знающие китайский и японский. Объявления в метро и поездах обычно дублируются на этих четырёх языках.

Религии

Буддизм в Корее никогда не был особо популярен, хотя и считается (после смерти конфуцианства) главной традиционной религией страны. Буддистов около 25 % населения, храмов и монастырей немного, но выглядят они весьма симпатично и нарядно. Монахи одеты в серое, также бывают миряне-паломники в серых традиционных одеждах, напоминающих старинные китайские картины. Бывают коммерциализированные монастыри с платным входом, но по большей части монастыри бесплатны и вписывают желающих.

Христианство в Корее распространилось весьма сильно, сейчас христиан примерно столько же, сколько и буддистов, а визуально они заметны куда сильнее, так как строят многочисленные помпезные церкви и активно проповедуют на улицах. Большинство христиан — протестанты разных деноминаций, на втором месте католики. Католические храмы Кореи очень красивы, выполнены обычно в готическом стиле, имеются росписи и витражи, в том числе на национальные темы. Протестантские церкви снаружи похожи на католические, а изнутри сильно отличаются — это что-то типа многоэтажного дворца культуры с лифтами, продуктовой лавкой внизу и недекорированным амфитеатром, в котором и происходят службы.

Из других религий популярен также традиционный корейский шаманизм, но шаманистских храмов замечено не было. Большой процент корейцев — неверующие.

Визы

С 2014 г. Южная Корея безвизова для граждан России на срок до 60 дней. Для граждан большинства развитых стран Корея безвизова на 90 дней. Граждане прочих стран СНГ должны делать визу, причём процесс этот довольно нетривиальный, так как корейцы в Москве не принимают брони отелей, требуют приглашение. К счастью, корейская виза делается в соседних странах, где могут и по броням всё дать. Также имеются турфирмы-помогайки. Кроме того, есть транзитные визы на срок до недели, выдаются под ааиабилеты. Стоимость обычной туристической или транзитной визы — 50 долларов.

Остров Чечжудо имеет статус особой экономической зоны с более мягким визовым режимом, чем на материке — гражданам многих стран виза не требуется. Только вот прямые международные рейсы на остров летают только из Китая, Японии и Тайваня.

Въезд

Так как КНДР фактически закрыта для путешественников, Южная Корея является «островом», попасть на который можно только на самолёте или морем.

Самолётом

Хотя корейцы много летают, в стране нет национальных лоукостеров, вообще дешёвых рейсов из Кореи немного. Из российского Дальнего Востока дешёвых рейсов не бывает. Дешевле всего долететь из Японии — у лоукостера Peach бывают рейсы в Сеул и Пусан по ценам около 50 долларов. Из Москвы цены начинаются от 20 тыс. рублей, есть прямые рейсы «Аэрофлота» и национальных авиакомпаний, но часто бывает дешевле лететь через Китай.

Основных аэропортов три — это два сеульских аэропорта Инчхон и Гимпо и аэропорт Пусана. Также есть международный аэропорт локального значения на Чечжудо. Аэропорты большие, хорошие, но имеется вредное явление — наценка на еду.

Обратите внимание — при влёте пограничники иногда проверяют наличие обратных билетов, как и на настоящих островах.

Морем

Южная Корея, в отличие от большинства других стран мира, сохранила большое число международных морских рейсов. Первая группа рейсов соединяет порт Инчхона с несколькими китайскими городами. Вторая группа соединяет Пусан с несколькими городами Японии, причём в Японию паромов больше. Но будет ли выигрыш в цене по сравнению с самолётами — это большой вопрос, ведь паромы хорошие и цивильные.

Также имеется паром из порта Сокчо на северо-востоке страны во Владивосток, стоит дорого, 270 долларов, в оба конца - в полтора раза дороже. В пути 18 часов от Владика, 15 от Зарубино, паром ходит 3 раза в неделю. Кассы во Владике - в Морском вокзале, сотрудники офиса (россияне) очень доброжелательно и с пониманием относятся к вольным путешественникам. Скидки - 10%: студентам до 30 лет и пожилым людям после 65. На детей до 12 лет билет за полцены.

Транспорт

Железные дороги

Поезд класса KTX

В отличие от Китая и Японии, Корея железнодорожной страной не является, главным средством перемещения по стране остаются автобусы. Тем не менее, имеется вполне функциональная, протяжённая и удобная железнодорожная сеть — правда, цены на проезд несколько завышены. Вся железнодорожная сеть, в отличие от Японии, принадлежит госмонополисту Korail.

Поезда бывают трёх классов. Первый класс — KTX, скоростные поезда, аналог японских синкансэнов. Разгоняются до 300 км/ч, следуют по выделенной железной дороге, которая на некоторых отрезках проходит по другому, чем обычная ЖД, маршруту. Сейчас имеется единственная линия Сеул — Тэчжон — Тэгу — Пусан, причём в Пусане центральный вокзал переделали так, что он принимает только поезда KTX, тогда как более низкие классы «сослали» на окраинную станцию Пучжон. Дорога из Сеула в Пусан отнимает около 4 часов, интервал хождения — не более часа. В процессе строительства находится вторая линия, которая свяжет Сеул с юго-западом страны.

Второй и третий классы называются Сэмаул и Мугунхва соответственно. Они похожи друг на друга, являются аналогами российских электричек, хотя по комфорту и техническим характеристикам опережают их. Мугунхва встречается чаще, отличается несколько менее комфортными сидениями. Теоретически в Мугунхва могут продать билет без места, стоячий — но, видимо, их число ограничено, так как во время высокой загрузки есть шанс нарваться на полное отсутствие любых мест.

Билет можно купить как в кассе, так и в автомате. Автоматы на крупных вокзалах двуязычные, а вот на мелких попадаются и такие, где всё на хангыле.

Контроль в поездах проходит очень необычным способом. Контролёр идёт по вагонам, но билеты не проверяет. Его работа сводится к тому, чтобы смотреть на места и сверять их со списком — не сел ли заяц на место, куда не был продан билет. Турникетов на вход и выход в Корее, в отличие от Японии, нет нигде, даже на станциях скоростных поездов.

Вокзалы в Корее выглядят крайне необычно и являются своеобразными туристическими достопримечательностями, которые стоит посетить, даже если хотите ехать по стране на автобусах. Вокзалы бывают двух типов. Первый — станции крупных городов, где обычно делают остановку скоростные поезда KTX. Это огромные полукруглые постройки с «космическим» дизайном, в которых расположены многочисленные магазины, рестораны и пр. Второй тип — мелкие провинциальные станции. Они ещё интереснее «крутых» вокзалов тем, что выглядят крайне уютно, в них хочется остаться жить. В провинциальных вокзалах, кроме стандартных минимаркета и буфета, имеются удобнейший зал ожидания с обязательным телевизором, бесплатная библиотека, обычно какая-то мини-экспозиция, иногда детская игровая площадка. Сами посадочные платформы везде, включая Сеул, выглядят на удивление просто, как на российских провинциальных станциях.

Автобусы

При всей интересности корейской ЖД автобусами удобнее пользоваться для поездок по стране. Прежде всего, из-за цены: даже скоростные автобусы, идущие по автобанам, стоят слегка дешевле, чем поезд 3-го класса на то же расстояние, не говоря о скоростных KTX. Во-вторых, интервалы отправлений у автобусов обычно меньше. В-третьих, во многие интересные пункты ЖД не проложили.

Автовокзалы по сравнению с ЖД вокзалами выглядят крайне задрипанно, напоминая страны СНГ. На крупных автовокзалах имеются автоматы по продаже билетов, но тут, в отличие от ЖД, они никогда не дублируются английским. Уровень комфорта в автобусах неплохой, скорости обычно примерно соответствуют поездам низших классов. На длинных маршрутах имеется остановка у придорожной столовой — оные столовые выглядят весьма приятно. На трассе рейсовые автобусы не останавливаются.

Дороги и автостоп

Дороги в Корее замечательные, вся страна охвачена сетью автобанов. Часть из них платные, но есть и бесплатные хорошие дороги.

Автостопом в Корее возьмут всегда и везде. На более-менее приличной позиции не простоите и 5 минут. Что такое «автостоп», понимают абсолютно все, хотя почти никто не путешествует подобным образом. О недостатках. Попутки — суперлокальны. Вас часто будут везти 5-10-20 км и, не отрицая наличия автостопа в собственной стране, норовить запихнуть в автобус за их деньги. Поэтому лучше не дремать и при движении на дальние расстояния пользоваться автобанами. Можно смело голосовать прямо на обочине автобана везде, кроме окрестностей столицы.

Самолёты и морской транспорт

Учитывая малые размеры Кореи, внутренней авиацией пользоваться смысла нет. К тому же, даже скоростные поезда KTX стоят обычно дешевле самолёта. Единственное место, куда имеет смысл летать — остров Чечжудо. Морское сообщение имеется между многочисленными корейскими островами и материком, имеются паромы на Чечжудо из городов юго-запада страны.

Городской транспорт

Весь городской транспорт представлен автобусами и метро. Нет ни троллейбусов, ни трамваев, ни маршруток. Городские автобусы выглядят цивильно, останавливаются только на размеченных остановках.

В Корее есть пять систем метро (Сеул-Инчхон, Пусан, Тэчжон, Тэгу, Кванчжу). Все они принадлежат государственной железнодорожной компании и очень похожи друг на друга. Метро — это одна из главных достопримечательностей Кореи, по роскоши, комфорту и удобству все корейские системы не имеют равных в мире, а система Сеул-Инчхон является мировым рекордсменом по общей длине линий. Под землёй находится целый мир, весьма не похожий на мир надземный. В метро имеются улицы, площади с амфитеатрами и телеэкранами, фонтаны, экспозиции, торговые ряды, рестораны, даже библиотеки. Часто бывает так, что две или три соседние станции одной линии связаны друг с другом пешеходными подземными улицами. Собственно поезда выглядят красиво и цивильно. Оплата проезда зональная, причём в Сеуле в стоимость билета входит залог в 500 вон — билет на выходе надо отдать специальному автомату, который возвращает эти 500 вон. Обратите внимание на шкафчики, расположенные на каждой станции перед турникетами — там лежат противогазы, припасённые на случай войны с КНДР.

Деньги и цены

Южнокорейская вона — очень дешёвая валюта по номиналу. За один доллар дают чуть больше тысячи вон, за йену — чуть больше 100 вон. Обменных пунктов в Корее не очень много, принимают доллары, йены, реже юани. Зато в Корее, в отличие от Японии, нет особых проблем с банковскими картами — многие банкоматы принимают международные карты, и многие магазины, рестораны и отели берут оплату по карте.

Слухи о дороговизне Кореи сильно преувеличены. Для развитой страны здесь весьма низкие цены — во многом напоминает крупные города Китая, последовательно дешевле Японии. Если сравнивать с Россией, то в среднем путешественник будет тратить немного меньше, хотя магазинная еда и городской транспорт дороже, чем в России. Одно- или двухместный номер в апартотеле или хостеле будет стоить около 30 долларов в Сеуле (в провинции дешевле), обед в ресторане — менее 10 долларов, автобус через всю страну (Сеул — Пусан) — около 20 долларов, проезд на метро — в среднем около 1,5 долларов.

Устройство городов

Лежбище бомжей у сеульского вокзала

Города Южной Кореи больше всего напоминают китайские, но с поправкой на богатство и ухоженность. От японских или европейских городов отличаются резко и целиком, зато есть у них некое лёгкое сходство с Россией.

Главная черта южнокорейских городов — это обилие современной типовой жилой застройки в виде панельных многоэтажных домов. Дома эти обычно современные, с неплохим дизайном, красивыми и просторными дворами. Благодаря таким домам корейские спальные районы выглядят скучновато, но опрятно. При этом, так как Корея разбогатела лишь в последнее время, всех в такие дома переселить ещё не успели, и поэтому даже в центрах мегаполисов можно увидеть старые частные дома — многие из них выглядят весьма гадко и подобны трущобам. Трущобы эти постепенно сносятся, так что спешите видеть — в будущем Корея будет менее колоритной страной, чем сейчас.

Азиатская сущность Кореи проявляется и в торговле — как старые базарные улицы, так и многие торговые центры, кроме самых современных, пестрят огромным множеством вывесок самого аляповатого вида. Интересных старых домов в городах весьма немного, и в большинстве своём они подражают европейским стилям. Во многих городах имеются небоскрёбные деловые центры, но они выглядят довольно скучно и не являются главной «фишкой» Кореи. Пешеходные улицы в Корее распространены больше, чем где-либо ещё в Азии, в каждом крупном городе их несколько штук, да и в мелких городках попадаются. Городские парки в Корее очень хороши — они обычно довольно крупные и, в отличие от японских, не страдают чрезмерной окультуренностью — сохраняется ощущение дикой природы. Обычно в парке имеется крупная площадка с тренажёрами, как в Китае.

Интересно, что в Корее при всём её суперсовременном лоске попадаются и картины из другого, старого мира. Кроме уже упомянутых трущоб и старых базарных улиц можно упомянуть такие «российские» явления как бомжизм на привокзальных площадях (в вокзальные здания бомжей не пускают), развешивание объявлений на столбах, продажа всякой фигни торговцами, снующими по поездам метро. Иногда можно увидеть, как прямо возле современных многоэтажных домов разбиты огороды, на которых трудятся корейцы старшего поколения, живущие в этих самых домах. Конечно, в современной Корее никакой экономической выгоды это занятие не несёт — просто старики не могут приспособиться к новым реалиям и занимаются тем же, чем в молодости.

Ночлег

Удивительно много хороших и относительно недорогих вариантов ночлега. На сайтах интернет-бронирования у большинства корейских гостиниц очень хорошие рейтинги, и это не случайно. Недорогой сектор представлен в основном хостелами (во многих из них есть отдельные номера вполне отельного качества), а в Сеуле — ещё и апартотелями, которые по сути представляют собой обычную квартиру. В апартотеле порядок такой — надо заранее информировать хозяина о времени прибытия, он идёт встречать вас к ближайшему метро, показывает комнату и даёт ключи. Апартотели обычно находятся на окраинах, а хостелы в центре, но зато в апартотелях есть возможность ощутить, как живут простые корейцы. В провинции многие частные гостиницы представляют собой обычные деревенские дома, иногда даже с удобствами на улице.

В Корее прекрасно развита система вписки через сайт Couchsurfing. Найти ночлег так можно не только в крупных мегаполисах, но и в более мелких населённых пунктах. Чаще всего вписывают не корейцы, а живущие тут иностранцы, как правило, англоязычные и работающие тут учителями в местных школах.

Палатка отлично подходит для ночлега на природе и в сельской местности. Не составит туда найти места для палатки и в крупном городе. Хорошо подходят парки и места около туристических достопримечательностей, где всегда есть открытые чистые туалеты. Единственная проблема ночёвки в парках — корейцы любят рано вставать и вас могут разбудить уже с 6-7 утра вышедшие на утреннюю разминку пенсионеры.

Необычный вариант платного ночлега — традиционная корейская сауна Jim jil bang. Они есть в каждом городе, это часть корейской культуры, других иностранцев тут, как правило, не бывает. Их нахождение можно узнать в офисах тур информации. В jim jil bang за 6-7 долларов можно насладится горячими ваннами с различной температурой воды, сауной. Все вещи сдаются на входе, а вам выдаются специальные майка и шорты. Ванны разделены на мужскую и женскую части, но есть и общий зал, где народ общается, лёжа на матрасах. После всех водных процедур можно поспать в специально для этого отведённых комнатах.

Еда

Традиционные корейские десерты

Корейская национальная кухня малоизвестна в мире, но при этом весьма интересна. Главный ингредиент — квашеная капуста «кимчхи», слегка островатая. Интересные блюда — тушёное мясо булгоги, бибимбап — нечто вроде салата, положенного на рис и заправленного соусом, разные смеси риса с мясом и кимчхи. Рыбных блюд значительно меньше, чем в японской кухне, хотя японских ресторанов в Корее весьма много. Многие рестораны устроены следующим образом — на столе стоит нечто вроде сковороды, клиенту приносят куски сырого мяса и он их сам жарит на этой сковороде. Такого рода места особенно популярны у больших компаний. Так называемые «корейские салаты» были изобретены в Средней Азии, в Корее они совершенно неизвестны. Собак корейцы иногда едят, но они считаются большим деликатесом и подаются в специальных ресторанах для гурманов за большие деньги.

Корея гораздо космополитичнее Японии в отношении еды — часто встречаются рестораны китайские, японские, европейские, много пиццерий. Кроме отделений западного фаст-фуда, имеется своя национальная сеть Lotteria — аналог «Макдоналдса». В торговых центрах имеются столовые с национальной едой. В таких столовых надо заказывать еду в специальном окошке, выдают пейджер, который начинает пищать после того, как еду приготовят — заказ надо забирать с раздачи самому. Большинство ресторанов — как фастфудных, так и столовых, и заведений с официантами, весьма дёшевы, обычно можно пообедать на 6-7 долларов, а в фаст-фуде — и на 4-5 долларов. Английское меню имеется во многих ресторанах.

В Корее, как и в других богатых странах Азии, имеется огромное множество минимаркетов шаговой доступности японских сетей 7-Eleven, Family Mart и других. Все они открыты круглосуточно, выглядят приятно и цивильно. В минимаркетах имеется горячая и разогреваемая еда — как западного типа, так и азиатского. В некоторых местах есть даже столы и стулья. Впрочем, в Корее в минимаркетах питаться менее выгодно, чем в Японии — цены немного кусаются, да и рестораны тут дешевле и разнообразнее.

Связь

Южная Корея — одна из немногих стран мира, которая вовсе не имеет мобильных сетей типа GSM. Поэтому большинство некорейских телефонов в стране работать не будут. Используется сотовый стандарт CDMA. Есть возможность поймать роуминг в Корее с российского аппарата с возможностью выхода на сети 3G. Сим-карты продаются в любом минимаркете.

При наличии проблем со связью актуальность обретают городские таксофоны. К счастью, в Корее они сохранились, в крупных городах найти таксофон можно у станций метро. Часть таксофонов работают по монетам, часть - по карточкам.

Интернет-кафе в Южной Корее больше, чем во многих других развитых странах, но меньше, чем в Китае. Используются в основном геймерами. Вай-фай покрытие весьма велико, имеются как городские сети, так и частные точки в кафе, ТЦ, гостиницах и пр.

Прочее

Электричество

Корея, в отличие от Японии, работает на европейской системе электричества: 220 В, розетки с круглыми гнёздами. Российское и китайское оборудование можно использовать в Корее, и наоборот.

Туалеты

Корея уникальна тем, что в крупных городах туалеты имеются в метро на каждой станции. Они чистые и бесплатные. Также хорошие и (обычно) бесплатные туалеты имеются в других транспортных узлах, торговых центрах, ресторанах.

Часовой пояс

Корея живёт в поясе UTC+9, это время Японии, КНДР и Иркутска, опережает пекинское время на час. На летнее время Корея не переходит.

По стране

Сеул

Старое здание вокзала в Сеуле

Столица страны является огромным суперсовременным мегаполисом с множеством достопримечательностей, развитой транспортной сетью, перенаселённостью. Супер-достопримечательностей Сеул не содержит, но всё же это вполне интересный, достойный изучения город. Несмотря на урбанизм и переизбыток населения, в окрестностях Сеула (даже тех, до которых легко можно доехать на метро) множество гор с лесами, водопадами и скалами. Около одной из станции прямо в черте города расположился национальный парк.

Устройство города

Центральная часть Сеула лежит на северном берегу довольно широкой реки Хан. Возле геометрического центра города имеется холм, на котором - парк и телебашня. На этот холм можно подняться на наклонном общественном лифте. Несколько севернее холма находится современный центр города. В него входят район ж/д вокзала и район Мёндон с узкими базарными улочками и несколькими архитектурными достопримечательностями. Самый "попсовый" и туристический район города лежит дальше к северу вдоль длинной улицы Чонно (Jongno), идущей с севера на юг - у её северной оконечности находится несколько дворцов. В районе Чонно ещё остались старые полутрущобные районы с аутентичной жизнью - например, по здешним узким улочкам грузы развозят на двухколёсных грузовых мотоциклах. На другом берегу реки находится район Каннам, прославившийся благодаря песне Gangnam Style. Это деловая небоскрёбная часть города, ничего особо интересного там нет. С запада к Сеулу примыкает крупный город-спутник Инчхон, выходящий к морю. Особыми достопримечательностями он не знаменит. Сеул и Инчхон соединены линией метро.

Транспортные узлы

В Сеуле имеется два международных аэропорта - Инчхон и Гимпо. Они лежат примерно на одной линии, идущей из центра города на северо-запад. Оба аэропорта соединены с центром экспресс-веткой метро: поезда проходят Гимпо и разворачиваются в Инчхоне. Инчхон - более крупный из двух аэропортов, он стоит на искусственном морском острове, соединённом с материком несколькими мостами.

Главный вокзал Сеула расположен в центре города. Старое историческое здание является достопримечательностью, но по назначению не работает - рядом с ним построен новый современный вокзал, обслуживающий поезда всех классов. На привокзальной площади процветает бомжизм.

Автовокзалов два: центральный расположен в Каннаме, другой (Сеул-Восточный) - на востоке города. Также крупный автовокзал имеется в Инчхоне, но в противоположном относительно аэропорта конце города.

Достопримечательности

Главными достопримечательностями считаются пять дворцов, сосредоточенных в районе Чонно.

Дворец Кёнбоккун. 5-й выход Gyeongbokgung линии 3. 9-18 (зимой до 17). Старейший королевский дворец эпохи Чосон. Построен в 1394 году. Это наиболее обширный и грандиозный дворец эпохи Чосон, состоящий из тронного зала, множества павильонов и других сооружений с изысканной архитектурой. Парадным входом во дворец Кенбоккун служат ворота Кванхвамун. Как и в древние времена, здесь стоят постовые в исторических национальных костюмах. Раз в час происходит смена караула. Интерес представляет и национальный этнографический музей Кореи (9-17, 1000 вон), множество экспонатов которого (дольмены, хижины, идолы, могильники) выставлены под открытым небом на территории дворца. В окрестностях Кенбоккуна (на маленькой улочке, ведущей к дворцу Чхандоккун) обязательно найдите музей Тибета. Милый, интересный, а главное — маленький музейчик, в котором можно немного отдохнуть душой.

Дворец Чхандоккун. Выход 3 станции Anguk линии 3. 9:15-17:15, 2500 вон. С 1615 г. Чхандоккун стал главной и бессменной резиденцией корейских правителей. Считается, его архитекторы испытывали сильнейшее влияние китайских образцов дворцового зодчества (похож на Запретный город в Пекине). Помимо тронного зала, главной особенностью Чхандоккуна является тайный сад Пивон (или Хувон). Он представляет собой парк с тенистыми аллеями, сумрачными реками, изысканными павильонами, густыми рощами, беседками и ручьями так искусно вписан в местный гористый рельеф, что только диву даешься ландшафтному мастерству корейских архитекторов (я и давался). Здесь императоры в уединении веселились, пировали, писали и читали стихи, ласкали красавиц, рисовали, любовались спящими лотосами в зеленоватых водах озер. У этого места есть только один недостаток. Осмотр дворца и сада возможен только в составе группы с англоговорящим гидом (бесплатным), которые формируются, правда, каждые 15 минут. Таким образом — нет, чтобы быстренько все осмотреть, отстреляться минут за 20, приходится таскаться битых полтора часа за группой европейцев и слушать рассказы гида. Хорошо еще, что с такой точки зрения дворец Чхандоккун — уникален в Корее.

Национальный музей. Находится возле станции Icheon чуть севернее реки, возле музея есть небольшой парк. Вход бесплатный. Огромный и интересный музей, хорошие экспозиции по истории (не включает XX в.) и традиционному искусству.

Исторический музей тюрьмы Содэмун. 9.30-18.00, станция Донниммун линии 3, 2500 вон. Раньше в этом здании находилась тюрьма, где во времена японской оккупации содержались в заключении корейские патриоты. Самое зловещее место музея — подвал. Здесь посетители своими глазами могут увидеть внутреннее устройство камер (камеры-гробы, камеры-одиночки), а также (из восковых фигур) сцены пыток. Интересен воссозданный военно-полевой японский суд. Вы садитесь на специальную табуретку, после чего восковой судья начинает ворочать головой и орать на вас. Орет на корейском, но душевно. После того, как он (по всей видимости) вынес приговор, служащий дергает за рычаг и табуретка под вами неожиданно слегка проваливается. Также можно посмотреть в окошко за пыткой электричеством (табуретка под вами трясется) и пыткой иглой (в тесной камере женщина из воска орет просто страшно).

Военный мемориал. 9:30-18:00, станция Samgakji линий 4 или 6, 3000 вон. По сути, представляет собой громадный музей войны. Экспонаты рассказывают о 5000-летней истории сопротивления корейского народа многочисленным иноземным вторжениям. Многие крупные экспонаты выполнены в натуральную величину. Например, вызывают восхищение корабли-черепахи, на которых знаменитый генерал Ли Сунсин наголову разбил японский флот. Также замечательна экспозиция различного оружия: тараны, орудия, стреляющие множеством стрел (против пехоты), древние пушки. Грамотно сделанные диорамы со звуковым сопровождением дополняют картину. Один из залов целиком посвящен военной технике времен Корейской войны, или, другими словами, противостояния (не прямого) СССР и США. По одну сторону идет советская военная техника, которую использовали коммунисты Северной Кореи (самолеты, танки, орудия), по другую — соответствующая ей американская.

Набережная реки Хан в черте города малоинтересна.

Из церквей лучшая — огромный католический собор в районе Мёндон, где во время службы звучит органная музыка. В том же Мёндоне возле соответствующей станции метро находится площадь с неплохим по корейским меркам ансамблем колониальной архитектуры.

Демилитаризованная зона (ДМЗ)

Область на границе двух Корей. Является довольно популярным туристическим объектом. Обычно, когда говорят о поездках на ДМЗ, имеют в виду лишь один оборудованный для туристов участок под Сеулом.

Никакого смысла ехать в ДМЗ самостоятельно нет — всё равно у въезда стоит КПП, иностранцев не пускают. Туры на ДМЗ продаются в Сеуле повсеместно — во всех гестхаусах, апартотелях и пр. или сами хозяева свяжут вас с турфирмой, или дадут визитку. Можно купить тур и возле самого моста, ведущего в ДМЗ. Стоят туры недорого.

3-й туннель. В октябре 1978 года о его существовании поведал перебежчик, но и после этого южане отыскали его с трудом. Этот подземный лаз южане называют сейчас третьим. Таких ходов обнаружено уже 17, но сколько их прорыто всего — неизвестно. Тоннель вырыт на глубине 73 м, его длина — 1635 м, из них 435 м проходят под ДМЗ. Этот тоннель — настоящий памятник корейскому трудолюбию, ибо проложен он, согласно развешенным по его стенам пояснениям, направленными взрывами в гранитной породе. Считается, что лаз был сооружен северянами для молниеносного проникновения в Южную Корею. Его диаметр в два метра якобы позволяет 30 тысячам корейских воинов в полной военной выкладке и с тяжелым вооружением совершить за 1 час марш-бросок и выйти на поверхность в 44 км от Сеула. К сожалению, внутри фотографировать не разрешается.

Рядом с входом в тоннель можно осмотреть интересную скульптурную композицию, воплощающее искусственное разделение полуострова. Две семьи пытаются соединить половинки шара, на разрезе которых — карта Корейского полуострова. На одной половинке Северная Корея выпуклая, а Южная — вдавленная, на другой — все наоборот.

Башня «Тора» и башня «Объединение» в Одусане. Из них посредством сильнейших телескопов можно наблюдать за животными на ДМЗ, которые надежно охраняются от браконьеров при помощи минных полей и пограничников, а также за повседневной жизнью северокорейцев.

Железнодорожная станция Дорасан на Транскорейской железной дороге. Поезда здесь не ходят уже более полувека. До Сеула отсюда 56 км, до Пхеньяна — 205 км. У этого погранпункта даже есть свой штамп: голуби летают над разрушенной железной дорогой и колючей проволокой, символизируя стремление к миру. Такой раритетный штамп каждый желающий может поставить в свой загранпаспорт.

Остров Канхвадо

Англ. Ganghwa. Маленький островок недалеко от Сеула, был столицей страны во времена монгольского ига. Соединён с материком мостом. Весь остров напичкан дольменами. В парке дольменов под открытым небом (ЮНЕСКО, бесплатен) можно посмотреть великолепнейшие образцы основных видов дольменов, характерных для всего мира. Горизонтальная плоская скала на двух скалах-столбах (Корея), дольмен-«домик» (Китай), дольмен-«гробница» (Кавказ), дольмен-«вертикальные скалы с перемычкой» (Стоунхэдж), дольмен-«мужик с огромным носом» (о. Пасха). Зрелище просто потрясающее!

Прочие окрестности Сеула

Этнографический парк-музей «Корейская деревня» («Хангук минсокчхон») находится в 5 км к югу от пересечения автобанов Yeongdong Expressway и Gyeongbu Expressway. Если не хотите париться с автостопом, можно доехать на метро до станции Сувон, затем вписаться в городской автобус. Корейская деревня расположилась в неудобном для безбилетников месте: слева — крутая гора (но не высокая), справа — река. К тому же, по всему периметру она обнесена нехилой колючей проволокой в человеческий рост высотой. «Корейская деревня» — это живой музей под открытым небом, где быт корейцев воссоздан таким, каким он был несколько столетий назад. Здесь можно увидеть, как гончары, кузнецы и другие ремесленники с соблюдением всех традиций занимаются изготовлением изделий. Лекари толкут в ступках свои мрачные снадобья, фермеры занимаются домашними животными. Обязательно найдите древние теплицы в виде навесов из пальмовых листьев — весьма любопытно! На территории музея находятся 260 традиционных домов, а также хозяйственных построек. Регулярно в деревне устраиваются всевозможные уличные представления, свадебные церемонии, похоронные процессии, цирковые номера, состязания по запуску воздушных змеев, народные танцы и т. д.

Крепость Хвасон в Сувоне (ЮНЕСКО, можно посещать (и даже ночевать) круглосуточно). Эта суперкрепость охватывает полгорода. Построена в конце восемнадцатого века. Одна ее стена достигает длиной 5,5 км. Полезно осмотреть древние бастионы, поросшие ползучими растениями, 7 ворот Сумун в стиле арки. Средняя высота стен (не считая башен) — 10 метров. Судя по всему, ее строитель, корейский архитектор Чонг Як Йонг, был хорошо знаком с европейским опытом военного строительства тех лет: в строгих корейских очертаниях огромной крепости можно заметить некоторую схожесть с европейскими замками, в частности, с французскими.

Тэгу

Католическая церковь в Тэгу

Англ. Daegu. Один из крупнейших городов страны, население — около 2 млн. Редко посещается туристами, хотя вполне достоин осмотра. Главные достопримечательности расположены в кольце пешеходных улиц, возле самой северной точки которого находится центральный вокзал Тэгу. Кроме самих пешеходных улиц, выглядящих совершенно по-европейски, следует выделить несколько интересных старых домов и две церкви: первая не действует и почти полностью заросла плющом, вторая — католическая — находится возле южной оконечности кольца и очень красива снаружи и изнутри. Недалеко от второй церкви находится огромный современный протестантский собор на холме. Кварталы, примыкающие к центральному вокзалу с запада — трущобы с элементами промышленной архитектуры, весьма напоминающими СНГ.

Центральный вокзал Тэгу не является основным, так как там не останавливаются скоростные поезда KTX Сеул — Пусан. Они делают остановку на вокзале Донтэгу (Тэгу-Восточный) на другом берегу реки относительно центра. Это помпезное здание копирует по архитектуре новое здание сеульского вокзала. Скоростные поезда ходят только в Сеул, Тэчжон, Пусан, а в Кёнчжу примерно раз в 2 часа от Тэгу-Восточного ходят поезда класса Мугунхва. Возле вокзала Тэгу-Восточный есть убогого вида автостанция с частыми отправлениями в Пусан и Кёнчжу. В городе имеется метро, состоящее из двух линий — красная линия соединяет между собой оба вокзала. Также строится монорельс.

Кёнчжу

Англ. Gyeongju. Город-музей, корейский аналог Суздаля — главная точка концентрации исторических достопримечательностей. Находится недалеко от восточного побережья на старой дороге Тэгу — Пусан, ближайший крупный город — Тэгу. Достопримечательности представлены прежде всего курганами древних королей царства Силла, столицей которого Кёнчжу был несколько веков. Курганы имеются как в центре города, так и на южной окраине, они весьма крупных размеров. В один из курганов можно войти за деньги. Возле курганов на южной окраине имеются национальный музей, плохо сохранившиеся руины дворца и очень старая башенка, использовавшаяся для астрономических наблюдений. Кроме того, Кёнчжу — один из немногих городов Кореи, где в большом числе сохранились традиционные жилые дома — ими застроен почти весь юг города. Во многих таких домах находятся отели и рестораны. Северная часть города является базарной. В целом Кёнчжу — тихое и приятное место с особой провинциальной атмосферой, большим количеством зелени. При этом в городе есть и фаст-фуд, и минимаркеты.

Транспортные узлы находятся в противоположных частях города: автовокзал — на западе, ж/д вокзал — на востоке. ЖД вокзал Кёнчжу — очень приятное и уютное место со старым зданием. На автобусе добираться удобнее, так как по ЖД ходят только поезда класса Мугунхва Тэгу — Пусан, а скоростные Сеул — Пусан идут в объезд далеко к западу. От автовокзала имеются частые отправления в Пусан и Тэгу.

В 10 км к востоку от Кёнчжу по ЖД на Пусан находится посёлок Булгокса. В нескольких километрах севернее посёлка находится буддийский храм Булгокса — один из самых знаменитых в Корее. Храм находится в живописной горной местности. Имеется несколько зданий в традиционном стиле, это весьма качественный новодел, восстановленный по старым чертежам — старинный храм был уничтожен во Вторую мировую. Попасть сюда можно на городском автобусе из Кёнчжу.

Пусан

Панорама пусанского порта со смотровой

Англ. Busan. Город на самой юго-восточной оконечности Корейского полуострова, второй город страны после Сеула. Находится в красивой горной местности, сам город стоит на холмах и сложным рельефом отличается от большинства других городов Дальнего Востока. Часть города находится на морских островках, соединённых с материком мостами. На традиционные достопримечательности Пусан не очень богат, но при этом город красив и колоритен за счёт природного расположения.

Главная достопримечательность Пусана — смотровая башня на холме возле исторического центра. Подняться на указанный холм можно по эскалаторам. Возле начала подъёма находится красивый буддийский храм. Сам исторический центр состоит из двух параллельных пешеходных улиц, не особо интересен. С востока центр заканчивается гигантским ТЦ Lotte футуристической формы — прямо под боком у этого суперздания ютятся трущобы.

Ещё одна специфическая достопримечательность Пусана — это так называемый Чайнатаун, находящийся возле центрального вокзала. Несмотря на название, это самое русское место в Корее, здесь концентрируется множество магазинов и ресторанов для русских моряков и челноков со смешными вывесками на искажённом корейцами русском языке.

Городской транспорт представлен очень длинной и удобной системой метро. Интересно, что некоторые центральные станции соединены друг с другом подземными улицами, на которых идёт бойкая торговля. Пусанское метро — музыкальное, отдельные объявления сопровождаются сигнализирующими мелодиями: например, одна мелодия возвещает о приходе поезда, другая — о пересадочной станции, третья — о конечной.

Автовокзал расположен не очень удобно — на самом севере города, у конечной станции метро. Здание довольно цивильное. Ж/д вокзалов два. От центрального вокзала ходят только скоростные поезда KTX в Сеул. Второй вокзал называется Пучжон, находится на северо-восточной окраине, оттуда ходят поезда низких классов. На запад железной дороги нет.