Сингапур
Третья по богатству страна мира после Люксембурга и Катара. Представляет собой город-государство, находящийся на островах рядом с побережьем Малайзии. У русскоязычных путешественников страна не пользуется большой популярностью из-за визовости и уровня цен, сопоставимого с Западной Европой. Тем не менее, в Сингапуре немало интересных мест, он заинтересует как любителей урбанистики, так и тех, кто захотел отдохнуть от «азиатщины» во время долгого путешествия — ведь Сингапур скорее напоминает Британию, чем любую из азиатских стран.
Содержание
География
Сингапур находится в 150 км к северу от экватора на нескольких островах. Подавляющее большинство площади страны занимает остров Уджонг, он же остров Сингапур. Из малых островов крупнейший — курортная Сентоза. Рельеф выражен слабо, в целом Сингапур — равнинная страна. Вся территория страны является одним городом, сельской местности в Сингапуре, в отличие от Гонконга, нет. Тем не менее, даже главный остров застроен не сплошь, в нём имеются крупные «дикие» районы, занятые парками, ботаническим садом, зоопарком, военными зонами и пр.
Климат в Сингапуре влажный, тропический. Сезонов нет, температура в течение всего года — около 30 градусов. Зимой дожди идут несколько чаще, чем летом, но вероятность дождя есть всегда.
История
Сингапур был основан британцами в начале XIX в. в качестве ключевой перевалочной базы для морской торговли с Китаем. Впоследствии вошёл в колонию Стрейтс-Сетлментс, состоявшую из трёх не связанных друг с другом территорий — Сингапура, Малакки и Пинанга, причём Сингапур был самой маленькой из этих территорий. К местным малайцам британцы относились подозрительно, зато приветствовали эмиграцию китайцев и индийцев. Во время Второй мировой Сингапур был на несколько лет захвачен японцами.
После получения Стрейтс-Сетлментс независимости в 1957 г. все её части вошли в состав Малайзии. Однако Сингапур, на тот момент крупнейший город Малайзии, всего через два года обрёл независимость поневоле — власти Малайзии, недовольные оппозицией националистическому курсу со стороны большинства сингапурцев просто исключили город из состава федерации. К власти демократическим путём пришёл китаец Ли Гуанъяо, он же Ли Куан Ю, видный экономист. Ли развивал страну по американскому пути, но со своей особой спецификой — например, жёстко подавлялась оппозиция, были запрещены любые митинги и введены публичные телесные наказания за мелкие провинности. Народ простил Ли подавление гражданских свобод в обмен на ускоренные темпы экономического роста. За несколько десятков лет правления Ли сумел превратить Сингапур из страны третьего мира в регионального лидера. После того, как Ли Гуанъяо ушёл в отставку по состоянию здоровья, страну возглавил его сын.
Население
Народы
Хотя Сингапур со всех сторон окружён малаеязычными землями, этнические малайцы в нём составляют меньшинство. Крупнейшей этнической группой (более половины населения) являются приехавшие в XIX—XX вв. китайцы. На третьем месте — индийцы, в основном этнические тамилы. В Сингапуре больше, чем в других странах ЮВА, постоянно живущих европейцев — это как потомки колонизаторов, так и недавно приехавшие в погоне за «длинным долларом» — однако суммарно их не более 1 %. Также имеются иммигранты и гастарбайтеры из более бедных стран ЮВА — тайцы, филиппинцы и др.
В книгах и музеях часто можно встретить слово «перанаканцы» — это не какой-то особый этнос, а общее обозначение коренных сингапурцев независимо от национальности.
Языки
В Сингапуре, как и в Швейцарии, нет единого государственного языка. Четыре языка — английский, китайский, тамильский и малайский — имеют одинаковый официальный статус. В госучреждениях, на уличных указателях, в метро, на деньгах вся информация дублируется на четырёх языках. На практике, хотя китайцы составляют большинство населения, главным языком Сингапура является английский, на нём выполнено большинство вывесок, меню и т. п.
Английский знают все сингапурцы поголовно, для многих местных азиатов он уже стал родным языком. Но английский в Сингапуре необычный — тут есть свой диалект, понять который сложно из-за особой интонации и вкраплений китайских слов. Иноязычные слова, особенно касающиеся названий районов города, записываются по-английски как попало, поэтому часто бывает сложно понять, как прочитать то или иное название.
Китайский — второй по распространению язык. Родными для большинства местных китайцев являются диалекты юэ, хакка и мин, но на государственном уровне признаётся только пекинский диалект. Кроме того, в 80-х годах Сингапур признал маоцзэдуновскую реформу иероглифов, поэтому китайские иероглифы в Сингапуре совпадают с КНР и отличаются от Гонконга и Тайваня.
Религии
Сингапур — возможно, единственная страна мира, где нет не только государственной, но даже традиционной религии. У каждой из этнических групп страны религия своя, а за время сосуществования многие люди переходили в религию соседей. Кроме того, в Сингапуре много и неверующих.
Храмов в городе довольно немного относительно его размеров, имеющиеся поделены примерно поровну между китайским буддизмом, исламом, христианством и индуизмом. Имеются также сикхский храм, синагога, храмы других ветвей буддизма. Какой-то особой сингапурской специфики у указанных религий не найдено.
Виза
Гражданам всех стран СНГ требуется виза в Сингапур. Исключение делается для граждан некоторых стран (включая Россию и Украину), которые могут находиться без визы в течение 96 часов с целью транзита в третью страну. Указанной лазейкой пользуются многие путешественники: например, берут лоукостный авиабилет из Куала-Лумпура в Сингапур, а потом из Сингапура в Индонезию и гуляют по городу. Обратите внимание: нужен билет в третью страну, билет в Сингапур и обратно не годится, как не годится и билет из материковой Малайзии в островную через Сингапур. Чисто наземным способом проехать тоже не получится, хотя у некоторых получалось въехать в Сингапур по земле из Малайзии, показав авиабилет в третью страну.
Впрочем, даже если и делать визу — это довольно легко. Посольства Сингапура с населением не работают, а отправляют всех в специальные турфирмы. Стоимость месячной сингл-визы там составляет около 30 долларов, но требуется авиабилет или бронь билета. А можно даже и в турфирму не ходить, а выслать сканы и электронные версии документов конторе «Визовый центр стран Азии» через их сайт [1], через три дня получите визу. Все визы Сингапура — электронные, в паспорт они не ставятся, их надо распечатывать и показывать на границе.
Гражданам большинства западных стран Сингапур безвизов. Это касается и граждан Израиля — впрочем, оные могут в Сингапур только прилететь, так как въезд в Малайзию израильтянам закрыт.
Въезд
Самолётом
Аэропорт Сингапура называется Чанги, он находится в северо-восточном углу острова. В Чанги проложено метро, но проложено несколько странным образом — за две остановки до аэропорта при движении из центра надо пересаживаться на другой поезд, хотя из схемы это неочевидно. Имеется три терминала, из каждого летают как лоукостеры, так и дорогие авиакомпании. Чанги — один из лучших аэропортов мира, там нет очередей, приятный дизайн, имеется нормальная еда по тем же ценам, что в городе, нет наценки на обмен денег.
Авиакомпаний и авиарейсов в Сингапуре великое множество. Национальная Singapore Airlines [2] — одна из лучших авиакомпаний мира, летает в Москву и иные европейские города. В Питер, Украину, Белоруссию рейсов нет. Региональное отделение этой компании называется SilkAir [3], оно обслуживает рейсы внутри ЮВА, в Китай и Индию. В принципе летать из России в Сингапур не особо выгодно — обычно можно сэкономить, улетев в Бангкок, а оттуда на лоукостере.
Имеется аж три местных лоукостера. Крупнейший называется Tigerair [4], два других — Jetstar Asia [5] и Scoot [6]. Также в Сингапур летает ещё несколько региональных лоукостеров из других стран, включая Air Asia. Лоукостеры летают во все страны ЮВА, Китай, Индию. Бывают дешёвые рейсы в Австралию, хотя самые бюджетные самолёты следуют в города Перт и Дарвин, откуда до основных населённых регионов ещё как-то надо добираться.
Из Малайзии
Через узкий пролив, разделяющий Сингапур с малайзийским штатом Джохор, перекинуты два моста. Главный мост на севере Сингапура называется Woodlands, но от одноимённой станции метро он не совсем рядом — надо идти пешком около получаса или ехать на автобусе. Немного ближе к переходу находится станция метро Marsiling. С малайзийской стороны мост выводит прямо в центр крупного города Джохор-Бару. Здесь ходят многочисленные автобусы, а по железнодорожной секции — поезда. Второй мост называется Tuas, находится на западе Сингапура и ведёт не в сам Джохор-Бару, а в его пригороды, оттуда всего 10 км до мыса Пиай, самой южной точки Евразии. Ближайшее метро называется Joo Koon, но от него до моста ещё дальше, чем от Вудлэндс. Строится метро дальше на запад, в сторону моста.
Пешком ходить через оба моста нельзя, однако имеются многочисленные автобусы. Из многих городов Малайзии попасть в Сингапур проще, чем в Куала-Лумпур — потоки людей и грузов через мосты огромны. Интересно, что автовокзала в Сингапуре нет, а автобусы разных компаний уходят от своих автостанций, расположенных возле центральных станций метро. Если надо просто переехать границу в Джохор-Бару, то автобусы от упомянутых станций метро Woodlands и Marsiling, стоят незначительно дороже, чем внутрисингапурские.
Крошечный участок железной дороги, соединяющий Сингапур с Малайзией через Вудлэндс, содержит пассажирское сообщение: два поезда в Куала-Лумпур, поезд в Баттерворт через Куала-Лумпур и два поезда в Тумпат по «джунглевой железной дороге». Все эти поезда, как и сама железная дорога, принадлежат Малайзии. Старый ЖД вокзал закрыли в 2011 г., и сейчас поезда отправляются прямо от полустаночка у КПП Вудлэндс, содержащего маленький зал ожидания. В процессе строительства находится скоростная железная дорога Сингапур — Куала-Лумпур.
Есть ещё и паромы в Малайзию, в большинстве своём они отправляются от пристани в районе Чанги, недалеко от аэропорта. Все паромы локальные, идут в Джохор-Бару и его пригороды. Дальних кораблей в Малайзию не имеется.
Из Индонезии
Сингапур связан паромным сообщением с тремя малыми островами Индонезии — Батам, Бинтан и Каримун. Имеются две крупные пристани недалеко от центра города: паромы в Батам и Каримун отправляются от станции метро Harbourfront, в Батам и Бинтан — от пристани Tanah Merah (ближайшее метро — Bedok). Цены — порядка 30 SGD, множество рейсов ежедневно. От каждого из указанных островов можно уплыть дальше на Суматру.
Городской транспорт
Представлен автобусами, метро и монорельсами.
Большие автобусы весьма похожи на своих собратьев в Малайзии, Гонконге, Китае. Оплата производится водителю на входе в автобус, причём сдачу водитель не даёт, поэтому обязательно следует иметь запас мелочи. Интересная особенность — у многих станций метро имеются крупные автовокзалы, предназначенные для городских маршрутов, с кассами и электронными табло — часто такой автовокзал расположен на первом этаже торгового центра. Маршруток, троллейбусов, трамваев в Сингапуре нет, зато по некоторым маршрутам ходят двухэтажные автобусы а-ля Лондон.
Метро, оно же MRT, состоит из четырёх длинных линий. В центре города метро подземное, на окраинах — надземное. Интервалы между станциями крупнее, чем в большинстве городов Азии — больше похоже на Москву. В отличие от московского метро, система не является радиально-кольцевой — линии следуют сложными маршрутами с многочисленными изгибами, поэтому иногда имеет смысл ехать с пересадкой, даже если обе станции находятся на одной линии. Жёлтая линия является «почти кольцевой»: противоположные конечные находятся недалеко друг от друга. На двух линиях — жёлтой и зелёной — имеются разветвления. Часть поездов по жёлтой линии следует до Dhoby Ghaut, другая часть до Marina Bay. Зелёная линия — на самом деле не одна линия, а две: все поезда идут до Pasir Ris, но есть и маленькая аэропортовая линия, которая ответвляется на станции Tanah Merah.
Оплата проезда производится исключительно в автоматах. Стоимость среднедорогая — в среднем около 2 SGD. Система зональная, но тариф растёт нелинейно, на малые расстояния ехать выгоднее. Можно немного сэкономить, если ездить несколько раз по одному билету — для этого уже купленный билет надо положить на специальное поле на автомате, после чего внести деньги.
Монорельсы представлены аж шестью системами, из которых реально работает пять. Самая крупная и интересная — система Bukit Panjang на западе города, соединяющаяся с метро на станции Choa Chu Kang. Маленькие одновагонные поезда полностью роботизированы, едут на резиновых колёсах по эстакаде, внешне напоминают автобусы, идут по кольцу. Подобным образом устроены ещё три системы — Sengkang West, Sengkang East и Punggol East, все они находятся на северо-востоке. Все эти системы совмещены с метро, можно проехать на монорельсе и метро по одному билету. Интересная особенность: если сразу купить билет от одной из центральных станций метро до какой-либо станции монорельса, то цена будет такая же, как и до пересадочной станции метро, то есть поездка на монорельсе будет бесплатной.
Пятая монорельсовая система связывает станцию метро Harbourfront с островом Сентоза. Предназначена для отдыхающих, билеты покупаются отдельно от метро.
Ещё один курортный вид транспорта — канатная дорога. Она соединяет остров Сентоза с парком на горе Фабер, а промежуточная станция имеет пересадку на метро Harbourfront. С канатки открываются хорошие виды на пролив и Сентозу, но цена на проезд существенно выше, чем на монорельсе.
Деньги и цены
Национальная валюта — сингапурский доллар. Доллар примерно в 20 раз дороже российского рубля и в 2 раза дороже малайзийского ринггита. Доллары принимаются к обмену во всех странах ЮВА. В Малайзии без проблем можно купить или продать синг. доллары. Много банкоматов, принимающих иностранные карты.
В ценовом отношении Сингапур — страна довольно дорогая относительно прочих стран ЮВА. Тем не менее, если вспомнить, что это третья по богатству страна мира, то становится ясно, что слухи о крайней дороговизне Сингапура всё же преувеличены — во многих отношениях Сингапур дешевле крупных городов Европы и США. Главным источником расходов станет ночлег, тогда как еду, транспорт, музеи можно найти за божеские деньги.
Устройство города
Визуально Сингапур заметно отличается от других азиатских городов. Во-первых, здесь нет уплотнительной застройки, имеются большие расстояния между домами, отведённые под лужайки, скверы и т. п. Сингапур производит впечатление настоящего города-сада. Во-вторых, город не делится на богатые и бедные кварталы, застроен более-менее равномерно, в этом отношении похож скорее на города СНГ. В-третьих, почти все жилые дома — высокие, панельные и однотипные, строились государством — опять же, как в СНГ, только чище и опрятнее. Спальные районы Сингапура слегка напоминают российские «наукограды».
Хотя городская застройка раскидана по всему главному острову, в окраинных районах плотность этой застройки низкая, между жилыми районами разбиты крупные пейзажные парки, что в сочетании с повсеместными скверами придаёт облик «города-сада». Трущоб уже нигде не осталось, хотя в некоторых районах можно наблюдать более старые и бедные панельные дома 60-х и 70-х годов постройки. А вот якобы фантастическая чистота Сингапура — это миф, мусор можно найти и на улицах, и в парках. Конечно, его меньше, чем в других городах ЮВА, но больше, чем в Японии, например.
Исторический центр города находится на юге острова при впадении в море речки Сингапур. Западное побережье заставлено военными базами, в центре острова — главная зелёная зона. Расстояния в городе значительные, по площади Сингапур чуть-чуть меньше Москвы.
Достопримечательности
Центр города
В Сингапуре на удивление плохо сохранилась колониальная застройка — она встречается лишь спорадически и не образует ансамбля. Историческая центральная площадь называется Рэфлз-плейс, старых домов там осталось мало, сейчас это самый небоскрёбный район Сингапура. Ещё несколько старых домов, церквей, музеев находятся в районе нескольких кварталов к востоку от Рэфлз-плейс. Там же и самые знаменитые современные здания — «дом-корабль» у моря и театр. Главных музеев три — национальный, художественный и музей азиатских цивилизаций, все довольно неплохи, но без каких-то уникальностей.
Китайский и индийский кварталы находятся соответственно к северу и северо-востоку от Рэфлз-плейс. Их по большей части уничтожили, сохранив несколько улочек для туристов. О характере застройки они дают представление, есть и несколько интересных храмиков, но в плане атмосферности существенно уступают аналогичным кварталам Куала-Лумпура, Джорджтауна и Бангкока. Почти из любой точки исторических кварталов неподалёку можно увидеть высотное современное здание.
Остров Сентоза
Островок к югу от главного острова. Добраться можно тремя способами: по мосту (бесплатно), на монорельсе (дёшево) или на канатной дороге (дорого). Ни жилых домов, ни офисов на Сентозе нет — остров целиком курортный. На южном побережье есть два пляжа — один к востоку от монорельса, другой к западу. Это одни из наиболее цивильных пляжей Азии — тут нет дикой торговли, есть бесплатные шезлонги и душевые, много свободного места. В северо-западной части острова находится большой туристический комплекс, состоящий из статуи «Мерлион» — символа Сингапура, торгового центра, луна-парка, океанариума и главного аттракциона — псевдо-студии компании Universal с очень высокой платой за вход.
Автобусы по острову не ходят, но имеются вагонетки, а можно и пешком его весь обойти.
Центр главного острова
Геометрический центр Сингапура занят огромной незастроенной зелёной зоной. Она разделена на несколько секторов: национальный парк, ботанический сад, зоопарк, птичник, имеется большое озеро. Все эти места весьма интересны и стоят посещения, особенно знаменит сингапурский зоопарк. Красная ветка метро обходит вокруг зелёной зоны, но на существенном удалении от аттракционов. До разных мест следует добираться от разных станций красной ветки автобусами — в частности, к входу в зоопарк автобусы идут от станции Ang Mo Kio.
Ночлег
Гостиницы в Сингапуре весьма дороги — примерно на европейском уровне. Самое дешёвое койко-место в хостеле стоит около 20 USD, фигового вида двухместный номер в таком же хостеле — около 50 USD. В отличие от Бангкока и Сайгона, нет «бэкпекерского квартала», хотя многие хостелы сосредоточены в Литл-Индии. Зато высок шанс найти вписку на специализированном сайте — в Сингапуре много продвинутой англоязычной молодёжи.
Для любителей палаточного ночлега имеются кемпинги у моря, где теоретически можно ночевать бесплатно до 3 ночей.
- Кемпинг на Changi Beach. Находится на восточном берегу острова к северу от аэропорта. Автобус № 9 от MRT Bedok или Simei, также автобус № 19 от MRT Tampines. После остановки Changi Beach выйти на следующей после моста у берега моря (улица идёт параллельно ему). Добираться от центра довольно долго (часа 1,5-2).
- Кемпинг на East Coast Parkway (значительно ближе к центру). Автобус № 16 от Bras Basah Rd до «Marine Crescent Rd, block 34». Автобус № 36 по улице Marine Parade — спросить Marine Crescent Rd (это небольшая улица, параллельная «Marine Parade rd»). Дальше надо пройти между домами на юг, «форсировать» по над- или подземному переходу скоростную автотрассу, выбрать место под палатку. Ближайшая станция MRT Eunos — пешком минут 20.
Еда
Сингапурская национальная кухня — по сути южнокитайская с добавлением некоторых малайских блюд. В целом — ничего особенного, в Азии есть более интересные кулинарные традиции. Самые приличные и уютные рестораны находятся в торговых центрах. Цены дороже, чем в Малайзии, но для столь богатой страны весьма низкие — можно пообедать в национальном ресторане с официантами за 10-12 USD. Конечно, есть и многочисленные «Макдаки» и им подобные — там ещё дешевле, 6-7 USD за обед. Привычный по Таиланду и Малайзии способ питания разогреваемой едой в минимаркетах здесь тоже работает, но менее выгоден. Уличная еда азиатского типа продаётся кое-где в китайских и индийских кварталах.
Покупки
Хаотичных базаров азиатского типа в Сингапуре вовсе не сохранилось. Отдельные традиционные рыночки в индийском и китайском кварталах оставили скорее ради туристов. Шоппинг по большей части переместился в торговые центры, которые тут несколько уступают в размерах и роскоши бангкокским. Интересная особенность — во многих сингапурских ТЦ на верхних этажах размещены общественные библиотеки. Ещё одно место для торговли — крупные системы переходов у центральных станций метро. Любимые азиатами минимаркеты имеются и в Сингапуре, хотя их концентрация несколько меньше, чем в Таиланде или Японии.
Связь
Сим-карту на мобильник можно купить в любом минимаркете. Цены на мобильную связь невысокие. Интернет-кафе меньше, чем в бедных азиатских странах, зато имеется множество кафешек с вай-фаем и муниципальная сеть бесплатных хотспотов. Нет проблем с вай-фаем в гостиницах и хостелах.
Информация
В англоязычном интернете информации про Сингапур очень много. У многих достопримечательностей, транспортных компаний и т. п. есть свои сайты. В центре внутри различных ТЦ имеется несколько крупных книжных супермаркетов, хотя и не так много, как хотелось бы. Там можно найти карты, путеводители, книги по истории и культуре страны, многочисленные сочинения «отца нации» Ли Гуанъяо.
Прочее
Часовой пояс
Соответствует времени Малайзии и пекинскому времени. При въезде из соседних районов Индонезии (Суматра, Ява, острова Риау), а также из Таиланда стрелки надо переводить на час вперёд, разница с Москвой — 4 часа. Летнего времени нет.
Розетка
Такая же, как в Малайзии — два толстых горизонтальных штыря британского типа. Иногда в такую розетку удаётся запихнуть евровилку, но желательно всё же иметь переходник.