Недоделка:Таджикистан

Материал из «Вольной энциклопедии»
(перенаправлено с «Таджикистан»)
Перейти к: навигация, поиск
noframe

[[Файл:{{{map}}}|noframe|250px]]

Столица:Душанбе
Площадь:142 000 км2
Население:8 000 000 чел.
Валюта:сомони (TJS)
Язык:таджикский, русский, памирские языки
Движение:правостороннее
Телефонный код:{{{phone}}}
Виза для РФ:не требуется

Таджикиста́н (тадж. Тоҷикистон), официально Респу́блика Таджикиста́н (тадж. Ҷумҳурии Тоҷикистон) — государство в Центральной Азии, бывшая Таджикская Советская Социалистическая Республика в составе СССР.

Таджикистан расположен в предгорьях Памира и не имеет выхода к морю. Это наименьшее по площади государство Средней Азии. Граничит с Узбекистаном на западе и северо-западе, с Киргизией на севере, с Китаем на востоке, с Афганистаном — на юге. Столица — город Душанбе.

Таджикистан — единственное ираноязычное (персоязычное) государство в бывшей советской Средней Азии. Большинство населения Таджикистана исповедует ислам суннитского толка.

Это самая высокогорная страна СНГ, представители которой часто встречаются в России. Интересна красивыми горами, чистыми реками, вкусными лепёшками и необычайным гостеприимством местных жителей. Таджики очень дружелюбны, к русским (и другим соседям по СНГ) относятся хорошо, русский язык в большинстве своём знают. Страна безопасна.

Режим пребывания

Виза

Виза для посещения Таджикистана гражданам России, Белоруссии, Украины (и других стран СНГ кроме Узбекистана и Туркмении) не нужна. Более того — граждане России до сих пор могут спокойно въезжать в Таджикистан по внутреннему паспорту. Это удобно, если вы летите на самолёте. Если же Вы едете по земле, вам нужно пробираться сюда через Киргизию — для транзита через Узбекистан нужен загранпаспорт. Таджикские милиционеры в провинции настолько радушно относятся к гостям, что за всё время вашего путешествия могут десять раз угостить и ни одного — спросить документы. В Душанбе документами могут интересоваться чаще. Однако, перед тем как ехать, обязательно проверьте правила въезда и всё-таки, если он оформлен, — возьмите загранпаспорт. С ним вы будете более свободны в передвижениях по соседним странам. Кроме стран СНГ, без визы в Таджикистан могут въезжать еще граждане Монголии. С 3 апреля 2006 г. граждане 68 государств (Европа, США, Япония и др.) имеют право получить въездные-выездные визы сроком до 45 дней в аэропорту г. Душанбе. Визовые иностранцы из богатых стран в последнее время получили возможность получать пропуск в погранзону сразу вместе с визой в посольстве Таджикистана в своей стране. Такой пропуск представляет из себя специальную печать в паспорте, в которой указаны районы, в которые обладатель печати имеет право въезжать. По желанию туриста туда могут быть вписаны хоть все закрытые районы сразу.

Регистрация

В течение трёх суток по прибытии в Таджикистан (исключая праздничные и выходные дни) иностранцев обязывают зарегистрироваться в ОВиРе. Это дорого (275 руб. для россиян) и довольно сложно. Для регистрации необходим гражданин Таджикистана, который согласится у себя «прописать» иностранца. Зарегистрироваться в палатке нельзя. Для регистрации требуется:

  • домовая книга;
  • техпаспорт квартиросъемщика;
  • копия паспорта домовладельца;
  • фотография;
  • 20 сомони плюс эквивалент 5 долларов (в сомони) для граждан РФ и других безвизовых граждан, или 15 долларов плюс 20 сомони для визовых граждан. Регистрация действует на всей территории страны. Время от времени ее наличие проверяют милиционеры на улице, а также пограничники при выезде из страны. Штраф за отсутствие оной — $300-360.

Освобождаются от регистрации иностранные граждане, прибывшие в Республику Таджикистан на праздничные и выходные дни или на срок до 3-х суток в обычные дни и выезжающие из Республики Таджикистан в течение этих дней.

Попадание в Таджикистан из СНГ

На автомобиле

Тысячи километров далеко не лучших дорог отделяют Таджикистан от Москвы и Питера.

Существует четыре главных автостопных маршрута сюда

1. Летом — трасса М34 Ташкент — Душанбе. Из Ташкента ехать на Бекабад. Посередине этой трассы — отворотка на Худжанд (в районе села Ченак), там же погранпереход Ойбек. До Худжанда мало машин. С Худжанда большой поток легковушек и автобусов в Ура-Тюбе. От Ура-Тюбе остается 280 км до Душанбе через два трудных перевала (3378 м и 3372 м), открытых с мая по декабрь. Дорога здесь — одна из худших магистральных трасс в СНГ: от асфальта остались только воспоминания, грунтовка вся в ямах, часто такой глубины, что в ней может застрять колесо легковушки. На трассе лежат камни и целые глыбы, упавшие с гор, иногда машинам приходится даже форсировать речушки, разлившие в ширину на два-три метра. Китайцы сейчас реконструируют дорогу, поэтому все машины проходят по трассе только ночью, в рабочее время с 9 утра до 6 вечера дорога от Ура-Тюбе до Душанбе закрыта. Путешествуя здесь, следует учитывать этот график работ, и к вечеру уже быть готовым к старту. Если вы поймаете легковушку, то реально проскочить всю трассу от Худжанда до Душанбе за ночь, на грузовике же вы будете ехать непредсказуемо долго. Средняя скорость иномарки на этой дороге — 30-35 км/ч, джипа — немного больше. Реконструкция дороги китайцами началась в 2006 г. Она предусматривает постройку трех туннелей, которые позволят машинам миновать перевалы, противолавинных галерей, постройку 37 новых мостов и ремонт 23 старых. Длина автодороги Душанбе — Худжанд — Бустон — Чанак (граница с Узбекистаном) после реконструкции сократится на 46 км и составит 357 км, но что самое главное — она станет круглогодичной. Официально обещают закончить все работы к августу 2009 года, но вид этой трассы в 2007 г. заставляет сомневаться в выполнении этого плана. Денег на строительство у Таджикистана нет — их выделил Китай, заинтересованный в экспорте своих товаров в Среднюю Азию. Город Ура-Тюбе связан со всем северным Таджикистаном (Ленинабад и др.города) автобусным и автостопным сообщением, а вот автобусов на Айни — Душанбе не бывает, так как разбитая дорога М34 не отвечает техническим нормам.

2. Ещё один путь из Узбекистана — Самарканд — Пенджикент — Айни, в конце которого вы оказываетесь на М34 примерно посередине между Худжандом и Душанбе. Самарканд — Пенджикент — сносный асфальт, дальше — совершенно убитая трасса. От Самарканда ходят маршрутки до границы, с таджикской стороны до Пенджикента — только такси (в последние можно подсесть за небольшие деньги, если водитель уже взял клиента). От последнего до Душанбе никаких автобусов и маршруток нет. Вариантов передвижения немного: а) Такси. Начальная цена за машину — $100-120, при ожесточенном торге может упасть до $85. Если подождать у таксистов прихода других клиентов, можно уехать за $100 на четверых. б) Автостоп. От Пенджикента до Айни днем поток небольшой, так как основная трасса М34 закрыта от этого населенного пункта и на север, и на юг. Некоторые пенджикенские водители, впрочем, доезжают заранее до Айни, и ждут открытия трассы уже там. На всей дороге от границы с Узбекистаном до столицы только два поста ГАИ: в Айни и на въезде в Душанбе.

3. Коканд — Канибадам — Худжанд. В Согдийскую (Ленинабадскую) область можно попасть из Ферганской долины. От Коканда ходят прямые маршрутки до границы, также можно добраться до нее на двух маршрутках с пересадкой в Бешарыке. Граница переходится пешком (таможни рядом), с таджикской стороны регулярно бегает микроавтобус до Канибадама. На участке Канибадам — Худжанд много рейсового транспорта, хорош и автостоп. На всем протяжении дорога асфальтирована.

4. Круглый год действует трасса М41 Термез—Душанбе. Если ехать с Ташкента, ваш путь пролегает через Самарканд, Гузар, Байсун, Денау — сам Термез остается в стороне. На всем протяжении пути трасса с множеством машин и хорошим асфальтом, поэтому хотя она и почти вдвое длиннее, чем напрашивающая прямая, рассмотренная в п. 1 (800 км против 475), при движении автостопом она займет сравнимое количество времени. Главное, что по ней можно ехать круглый год.

Прочие дороги

5. Памирская трасса М41 Ош—Хорог—Душанбе (1250 км) работает круглый год. Нужен пропуск в погранзону. См. об этом отдельно ниже.

6. Трасса А372 Сары-Таш—Карамык—Джиргаталь-Гарм сокращает путь, указанный в предыдущем пункте, по расстоянию вдвое. Работает только летом. Но этот переход не является международным, и вас там постараются не пустить. Направляясь в Таджикистан наземным путём по неизученным дорогам, — проверьте международность переходов! Не всюду вас пустят таджики или их соседи-узбеки. Совсем не рекомендуется пересекать границу Узбекистана с Таджикистаном в неофициальных местах, в горах: граница не только охраняется узбеками, но кое-где и заминирована (во избежание «проникновения международных террористов»).

На поезде

Существуют прямые поезда Москва — Душанбе и Москва — Куляб. Ходят несколько раз в неделю, стоят 4000 руб. в плацартном вагоне и немногим больше — 5000 руб. — в купейном. Поезд Саратов — Худжанд ходит раз в неделю. Других международных поездов из Душанбе нет. Поездов в восточную часть России нет. Проезд в этих поездах не очень комфортабелен — очень много народу (больше, чем мест), непрерывно что-то продают, грязь, теснота и толчея. Проходящие по поезду российские, казахские, узбекские пограничники проявляют корыстный интерес к обитателям поезда. Из России трясут больше таджиков, приезжавших в РФ на заработки (вымогают деньги); по пути в Россию ищут чаще наркотики и контрабанду. Лучше ехать на перекладных, чем в поездах сих.

Самолётом

От Москвы до Таджикистана примерно четыре часа лёту из аэропорта «Домодедово». Таджикская государственная авиакомпания и «Домодедовские авиалинии» ежедневно летают из Москвы в Душанбе, Хужданд и иногда в Куляб. При общей дороговизне билетов на этом направлении «Таджикские авиалинии» ощутимо дешевле — около $570 в Душанбе и обратно. Стоимость зависит от направления миграционных потоков работяг-таджиков в Россию. В рабочий сезон (с весны примерно до октября) билет Москва — Душанбе примерно вдвое дешевле такового из таджикской столицы в российскую. Под новый год — прямо противоположная ситуация. Подробности можно узнать в представительстве «Таджикских авиалиний» в Москве — ул. Намёткина, 3 (ТЦ «Русский сувенир», м. «Новые Черёмушки»). Работают с 9 до 18 час. (пт-пт) и с 10 до 16 час. (сб); тел. (495) 420-65-16. Бронь билетов — (495) 913-32-35.

Автобусом

Как и в Киргизии, — здесь существует немало автобусов, поставляющих таджиков на работу на стройки РФ. Больше таких автобусов из Худжанда. Ходят они 1-2 раза в неделю по каждому направлению. Стоимость проезда, как правило, около 1 российского рубля за километр, причём взятки на постах (акутально для таджиков) уже включены в стоимость проезда. В России о таких автобусах можно спрашивать в мечети или на рынке (в больших городах); в расписаниях автовокзалов их нет. Есть очень дальние рейсы, такие как Худжанд — Иркутск, Худжанд — Сургут. Идут они несколько суток, и проезд в них не очень комфортабелен. Мудрецы АВП их на практике не изучали.

Попадание в Таджикистан из Дальнего Зарубежья

Построена прямая дорога, соединяющая Памир и Китай. Дорога сия ответвляется от дороги Мургаб — Токтомуш — Шаимак где-то на полпути между двумя последними пунктами и уходит на восток, туда, где всего в 20 км восточнее таджикской границы проходит Каракорумская трасса Кашгар (Китай) — Исламабад (Пакистан). Но пока здесь пускают только местных – таджиков и китайцев. К тому же таможенный пост «Кульма» действует только по 15 дней в месяц с мая по ноябрь. Существует несколько возможностей попасть в Афганистан (при наличии визы). Три основных (международных) перехода – Ишкашим и Нижний Пяндж, а также Тем (близ Хорога). Во всех их сейчас имеются мосты (включая Нижний Пяндж, где мост был открыт в сентябре 2007 г). Виза Афгана на границе не выдаётся! Посольство Афганистана в Душанбе выдает визы Афгана только с предъявлением рекомендательного письма из посольства РФ! А вот письмо россияне не дают. Консульство Афгана в Хороге, также, в последнее время отказывается давать визы Афгана без рекомендательного письма от посольства РФ в Душанбе. Вывод – сделайте афганскую визу дома. В столице страны, Душанбе, представлены посольства многих других стран мира, например, Пакистана. Способы получения виз в них не были разведаны.

Автодороги и автостоп

Автодороги в Таджикистане пока не очень хороши. Многие не чинились со времен СССР. Однако в последние годы ситуация стала меняться: к 2007 году активно шло строительство трасс Душанбе – Худжанд и Душанбе – Куляб. Разрабатывается проектная документация по восстановлению дороги Душанбе – Навабад – Кара-Мык – Сары-Таш. Возможно, через четыре-пять лет ездить на машинах по Таджикистану станет проще и комфортнее. Автостоп в Таджикистане хорош. Как на главных, так и на глухих дорогах очень большой процент останавливающихся. Можно ездить по восемь человек в кабине одного грузовика, а в провинции – также в кузовах. Деньгопросов немного, но нужно все равно предупреждать. На постах случаются проверки документов, особенно на Памире. Имейте паспорт и Дорожную грамоту при себе. Новые НОМЕРА АВТОМАШИН по дизайну очень похожи на российские, и подобно им, указывают регион страны. Региональных кодов всего четыре, по числу крупнейших административных единиц страны: 01 – Душанбе и районы республиканского подчинения (от Турсунзаде на границе с Узбекистаном до Джиргаталя на границе с Киргизией); 02 – Согдийская (бывшая Ленинабадская) область (центр – г. Худжанд); 03 – Хатлонская область (в советские годы эта территория делилась на две области – Кулябскую и Курган-Тюбинскую, столица – г. Куляб); 04 – Горно-Бадахшанская автономная область (ГБАО, г. Хорог). Правительственные машины вместо кода региона имеют флаг страны. Попадаются длинные желтые номера, состоящие из буквы М и шести цифр. Есть и другие разновидности. Автобусы есть не всюду, а на высотах до 3000 метров. В высокогорье есть только грузовики и частные маршрутки, являющие собой 10-местный «Уазик»-«таблетку».

Внутренние самолёты

Есть рейс Душанбе — Худжанд, цена 224 сомони, летают несколько раз в день. Есть также Душанбе — Хорог (вылет ежедневно в 7.00, 80$) и Душанбе — Курган-Тюбе.

Железная дорога

Из Душанбе отправляется совсем немного поездов. На Астрахань, на Москву. Ехать по железке в пределах Таджикистана практически некуда, так что вольные передвижения там в последнее время не изучались. Сами поезда раздолбанные. Есть один поезд Ленинабад—Душанбе, ходит очень редко (раз в неделю), пересекает территорию Узбекистана, идёт полтора суток и для проезда не удобен.

Люди

Таджики — гостеприимный народ. Во многих поселках и маленьких городах вас будут зазывать на чай, по возможности угощать; проблем с ночлегом быть не должно. Кроме Душанбе – там посложнее. В придорожных чайханах и ошханах ("пловных") действует принцип "еда за денежку – ночлег бесплатно". (Или – как, например, на Восточном Памире, – за символическую плату в 1-2 сомони.) Местные чабаны и дальнобойщики прекрасно об этом осведомлены; кстати, они и будут Вашим обществом на этих вписках. Почти все мужчины старше 30 лет знают русский язык. Почти всегда знают русский мужчины 20-30 лет в городах и пожилые люди 50-70 лет в сёлах. Меньше всего знают русский деревенские дети и женщины, которые, поскольку не служили в армии в годы СССР и не работали на стройках в Москве, – практиковаться в русском языке не имели возможности. Между собой таджики говорят на таджикском языке, который близок к иранскому фарси и афганскому дари. Записывается он кириллицей. Кроме собственно таджиков, в Таджикистане живут киргизы (в основном на восточном Памире, в Мургабском районе) и узбеки (в приграничных к Узбекистану местностях). Религия. Большинство таджиков – мусульмане суннитского толка. Наиболее религиозные люди – в сельской местности и в небольших городках к востоку от Душанбе (там, кстати, во времена гражданской войны и до 2000 года существовала своеобразная «исламская республика», которую посетили А. Кротов, А. Степанов, О. Сенов и Митя Ф. летом 1999 г.). Юг Памира населяют исмаилиты, представители наиболее «либерального» течения ислама.

Деньги и цены

Национальная валюта назвается сомонИ (в просторечии – "сомОн"), делится на 100 дирАмов. Существуют бумажки в 1, 5, 10, 20, 50 и 100 сомони. Есть монеты номиналами 5, 10, 20, 25, 50 дирамов и 1, 3 и 5 сомони (последние три довольно редки). Раньше ходили бумажки в 1, 5, 10, 20 и 50 дирам, но сейчас они почти повсеместно исчезли. Как и во многих других странах СНГ, местные нередко называют свои деньги рублями и копейками. Обменять российскую валюту на местную в Таджикистане так же просто, как и американскую и европейскую. Узбекские сумы, киргизские сомы и казахстанские тенге – тоже можно поменять почти без проблем. Туркменские манаты в Таджикистане не найти. Деньги соседнего Афганистана – 17 афгани за 1 сомони – можно поменять на еженедельных международных базарах под бадахшанскими райцентрами Калайхумб, Хорог и Ишкашим. Цены в стране на равнинах невысоки. Например, бутылка газировки стоит 1 сомони, лепёшка – 0.6-1 сомони, мороженое – от 30 дирам, проезд 100 км в автобусе – 40 дирам, маршрутка по городу – 60-70 дирам и до 1 сомони (в Душанбе), маленькие пирожки на базаре – 15 дирам, многие фрукты-овощи вам подарят и бесплатно. А вот «упакованные» продукты (кетчуп, майонез, йогурты...) здесь нередко российского или казахского производства, и цены в больших городских магазинах российские, а в горах – ещё выше. Порция едлы в столовой стоит примерно 3-3,5 сомони. В среднем, денег уходит меньше, чем, скажем, в России, но больше, чем в соседней Киргизии. А вот выше в горы цены заметно повышаются. Подъём на 3000 метров повышает цены на 50%, т.к. почти всё привозное. Так, Душанбе, Худжанд, Куляб—относительно дешевые города; а вот в Хороге, Ишкашиме или тем более в Мургабе и дальше в горах все стоит дороже. В Мургабе килограмм картошки стоил 3,5 сомони, а свежих фруктов, кроме ошских арбузов, там не найти. Выше 4000 метров магазинов нет, как нет и постоянных населённых пунктов.

Достопримечательности

Горно-Бадахшанская Автономная область (Памир)

Хорог

Ишкашим

Вранг

Ямчун

Прочая часть Таджикистана

Таджикское море