Филиппины

Материал из «Вольной энциклопедии»
Перейти к: навигация, поиск
noframe

noframe

Столица:Манила
Площадь:298.200 км2
Население:100.617.600 чел.
Валюта:филиппинское песо (PHP)
Язык:филиппинский, английский
Движение:правостороннее
Телефонный код:+63
Виза для РФ:не требуется
Идеальным вариантом для тех, кто хочет посетить необычные места, являются авторские туры на Филиппины. Опытные тревел-эксперты помогут увидеть и попробовать все самое интересное.

 

Второе по величине островное государство в мире после соседней Индонезии, единственная христианская страна Азии. По истории и культуре Филиппины существенно отличаются от других стран региона, местами напоминая Латинскую Америку. Бедность на достопримечательности и удалённость от всего приводят к тому, что путешественники заезжают на Филиппины не очень часто, а цель поездки на Филиппины — это обычно природа и пляжи.

География

Филиппины можно условно разделить на четыре макрорегиона. Первый — это крупнейший остров Лусон, на котором находится столица Манила. Лусон — это наиболее разнообразное и насыщенное достопримечательностями место в стране. Висайские острова — архипелаг из нескольких десятков средних и малых островов в центре страны. Крупнейший город — Себу. Интересного на Висайских островах немного, но тут находится главный пляжный курорт страны, остров Боракай. Остров Минданао на юге страны делится на две части: христианскую на севере и мусульманскую на юго-западе, в последнюю также входит небольшой архипелаг Сулу. Из-за деятельности исламских террористических организаций туристы сюда почти не заглядывают. Наконец, остров Палаван на западе Филиппин — диковатый «медвежий угол», где лучше всего сохранилась дикая природа.

Климат на Филиппинах экваториальный, ярко выраженные сезоны отсутствуют, температура — около +30 круглогодично, часто идут дожди.

Рельеф на большей части территории слегка холмистый, но настоящих гор почти нет. Незанятой земли осталось мало, ландшафты в основном сельскохозяйственные.

История

В отличие от остальных стран ЮВА, на Филиппинах до прихода европейцев не было письменности. Многие народы жили первобытным строем, но уже начали формироваться государства, крупнейшим из которых был султанат Себу. Открыл Филиппины Магеллан, и там же он и большая часть его команды была убита в стычке с войсками султана Себу. Испанской колонией Филиппины стали существенно позже, после экспедиции Легаспи в 1560-х годах. Султанат был уничтожен, а на островах на несколько веков установилось испанское правление.

В течение всего испанского периода главной проблемой Филиппин было снабжение. Других испанских колоний в Азии не было, а путь вокруг Африки испанские корабли использовать не могли из-за запретов португальцев. Снабжение островов производилось посредством огромных кораблей, известных как манильские галеоны, которые раз в год ходили через весь Тихий океан от побережья Перу или Чили на Филиппины и обратно. Неудивительно, что в таких условиях Филиппины были одной из наиболее отсталых и бедных испанских колоний.

В 1890-х годах филиппинцы начали активно бороться за независимость, однако прекращение испанского господства было положено испано-американской войной 1898 г., после чего страна продолжала быть колонией, но уже американской. Независимость Филиппины получили только после Второй мировой. Американцы довольно активно развивали экономику, и на первых порах это помогало и независимым Филиппинам: в 1970-х годах страна считалась одной из наиболее богатых в ЮВА. Но нестабильность и коррупция во власти сделали своё дело: сейчас Филиппины — страна не только бедная, но и почти не развивающаяся.

Население

Рисовые террасы в Банауэ, Лусон

На Филиппинах проживает множество народов, почти все из которых находятся в близком родстве друг с другом и принадлежат к крупной малайской языковой группе. Тем не менее, языки филиппинцев с одной стороны, малайзийцев и индонезийцев с другой, достаточно сильно отличаются друг от друга, чтобы взаимопонимание было невозможно. Крупнейшим народом являются тагальцы, проживающие на Лусоне. Их язык тагалог является наиболее распространённым, но здесь, как и в Индонезии, правительство решило создать искусственный «филиппинский» язык, который и является государственным — он сделан на основе тагалога, но вбирает в себя черты других филиппинских языков. Все филиппинские языки записываются латиницей. Страна Филиппины на тагалоге называется «Пилипинас», сокращённо «Пинас», а её население — «Пинай».

Единственный народ немалайского происхождения — это негритосы, первобытные племена, напоминающие пигмеев, остатки древнейшего населения региона. Свой язык негритосы утеряли и говорят на языках соседних малайских народов.

Главное, что поражает путешественника на Филиппинах — насколько активно в этой стране используется английский язык. Он имеет статус второго государственного и на нём умеет говорить большинство населения. Более того, всевозможные вывески, объявления и т. п. почти всегда пишутся на английском языке, письменный тагалог встречается реже. Письменный английский на Филиппинах более правильный, чем в других странах Азии, а вот устный язык в исполнении филиппинцев понять сложнее из-за сильного акцента. Испанский язык почти вышел из употребления и встречается в основном в именах и фамилиях филиппинцев. Тем не менее, встречаются люди, особенно среди духовенства, которые хорошо знают испанский и используют его в быту.

Главной религией Филиппин является католичество, занесённое испанцами. Церквей тут меньше, чем в Латинской Америке, но всё же их немало, также нередко можно встретить католических монахов. Народная религиозность находится на высоком уровне и проявляется в различных празднествах, которые сочетают христианские и исконные традиции. Ислам распространён на южном острове Минданао.

Визы

Для граждан РФ, Казахстана, Туркмении, Таджикистана и Киргизии Филиппины безвизовы на срок до 30 дней. Гражданам развитых стран Запада также не требуется виза. Граждане прочих стран СНГ должны делать визу заранее в посольстве. В соседних странах филиппинская виза делается без особых проблем, но требуется обратный авиабилет. Консульский сбор — 40 долларов, срок действия туристической визы — до 3 месяцев. При безвизовом въезде в страну обратный билет также могут проверять. Штамп и визу можно продлять внутри страны, в том числе можно продлить и уже просроченный штамп.

Попадание

Прямых авиарейсов из России и стран СНГ на Филиппины не имеется, хотя можно долететь с пересадкой в арабских странах или в Китае. Зато на Филиппинах широко развита бюджетная авиация, поэтому из соседних стран сюда можно попасть недорого — от 100 долларов в оба конца.

Крупнейшим бюджетным перевозчиком в стране является компания Cebu Pacific, обладающая широкой внутренней и международной сетью. Самолёты летают из Манилы в Таиланд, Малайзию, Сингапур, Бруней, Камбоджу, Вьетнам, Индонезию, Китай, Гонконг, Макао, Тайвань, Южную Корею, Японию, а также Австралию.

Филиппинское отделение компании Air Asia пока существенно меньше в размерах, самолёты летают в Малайзию, Китай, Макао, Корею.

Кроме манильского аэропорта, существует также аэропорт Кларк, находящийся в 80 км к северу от столицы. Он существенно меньше в размерах, но оттуда также летает несколько международных бюджетных рейсов. Также имеются бюджетные международные рейсы из второго аэропорта страны в городе Себу.

Внимание! Выездной налог в филиппинских аэропортах не входит в стоимость билета и оплачивается только в песо! Перед вылетом из страны обязательно надо заранее узнать размер выездного налога в данном аэропорту и не обменивать соответствующую сумму в песо.

Водного пассажирского сообщения из Вьетнама, Китая и Тайваня на Филиппины нет. Однако, существуют пассажирские суда, соединяющие Минданао (город Самбоанга) с малайзийским штатом Сабах (город Сандакан), в пути более суток. Также имеются сведения про паромы с того же Минданао на Молуккские острова (Индонезия).

Транспорт по стране

Джипни в Маниле

Внутренняя авиация

Внутреннее авиасообщение чрезвычайно развито на Филиппинах. Имеется множество авиарейсов, в том числе в довольно глухие места страны. Главная авиакомпания — та же Cebu Pacific, у них часто наблюдаются крупные скидки на внутренние рейсы, из-за чего самолёт может стоить дешевле парома.

Железная дорога

Железнодорожная сеть Филиппин невелика и охватывает только центр и юг острова Лусон, причём значительная часть сети лишена пассажирского движения. В последние годы делаются попытки реанимировать ЖД, в частности, то возобновляют, то опять отменяют два единственных ночных дальних поезда: Манила — Нага и Манила — Лигао (недалеко от Легаспи). Также имеются пригородные поезда в окрестностях Манилы. На острове Пинай также имеется ЖД, но сообщения по ней нет уже много лет, хотя рельсы лежат. А вот ЖД на острове Себу давно разобрана.

Автобусы

Главное средство внутриостровного междугороднего транспорта. Как и везде в ЮВА, имеется множество автобусных компаний. В большинстве городов (но не в Маниле!) имеется единый государственный автовокзал, откуда отправляются автобусы всех компаний. Уровень комфорта — средний, примерно как в Индонезии, хуже, чем в Малайзии и Таиланде. Имеются межостровные автобусы, идущие через паромы.

Дороги и автостоп

Качество дорог в стране посредственное, большинство трасс узкие и двухполосные, в окрестностях крупных городов на них выстраиваются длинные пробки. Автобаны имеются только на Лусоне, да и то не везде, проезд по ним платный. Как и в Индонезии, на Филиппинах имеются так называемые межостровные трассы, то есть такие, которые разделены автомобильными паромными переправами. Крупнейшая межостровная трасса проходит через всю страну по маршруту Манила — Легаспи — Самар — Лейте (через мост) — Минданао.

Качество автостопа в стране можно назвать средним. Автостопу мешают высокая плотность трафика и склонность к деньгопросительству, но всё же перемещаться по стране вполне реально.

Паромы

По объёмам пассажирского морского сообщения Филиппины занимают второе место в мире после Индонезии. При этом, в отличие от Индонезии, многие паромы и морвокзалы выглядят довольно цивильно, но в размерах они обычно меньше и поэтому более подвержены качке.

Паромы можно условно разделить на два типа. Первый — автомобильные переправы на межостровных трассах. Это крупные старые паромы, не обладающие какими-то особенностями, проезд для пассажиров дёшев. Второй — более дальние пассажирские (неавтомобильные) паромы. Они выглядят более цивильно и поделены между несколькими крупными компаниями. Интересно, что цена на паром, как и на самолёт, обычно дешевле, если брать билет сразу в 2 конца. Имеются весьма дальние паромы: например, прямые из Манилы на Минданао или на Палаван, они находятся в пути около суток. В паромах могут иметься телевизор с кинофильмами, магазинчик или кафе, в особо дальних — каюты.

Городской транспорт

Метро имеется только в Маниле. Городские автобусы встречаются в нескольких крупных городах, но основным средством транспорта являются так называемые джипни — уникальные транспортные средства, которые спереди внешне напоминают джип, однако собираются самими филиппинцами «на коленке». Люди едут в полуоткрытом кузове, посадка сзади, на манер тайских сонгтхэо. Хотя джипни пытаются раскручивать как местную достопримечательность, суровая правда такова, что это один из наименее удобных видов транспорта в мире по причине тесноты — те же сонгтхэо намного лучше. За пределами Манилы слово «джипни» иногда применяют также к микроавтобусам с посадкой через кузов. В малых городах рейсового транспорта может не быть вовсе.

В крупных и средних городах имеется система недорогих такси со счётчиком, которые можно ловить на улице.

Деньги и цены

Денежная единица называется песо, курс много лет держится на отметке 45 песо за доллар. Так как Филиппины — капиталистическая страна, обмен денег в обе стороны и использование банкоматов не представляют проблемы. В дорогих местах принимается оплата по картам. За пределами страны в Азии филиппинские песо кое-где берут, но по плохому курсу.

Уровень цен в стране в целом низкий. Обед в ресторане стоит от 100 песо (в народной столовой — от 50 песо), проезд в междугороднем автобусе — от 1 песо за километр. При этом гостиницы несколько дороже, чем в других бедных странах региона.

Устройство городов

Большинство крупных филиппинских городов устроено примерно одинаковым и весьма унылым образом. В центре имеется прямоугольная сетка улиц, в кварталах которой — одинаковые бетонные замызганные здания. Никакой интересной архитектуры, зелени или парков. Достопримечательности обычно ограничены одним или двумя барочными соборами, построенными ещё при испанцах. Нет и современных ТЦ, вместо них имеются рынки и магазины средней цивильности, также кое-где можно найти минимаркеты, но их меньше, чем, скажем, в Малайзии и Таиланде.

В отличие от других стран ЮВА, на Филиппинах города не прячутся от моря, а пристраиваются к нему, немногочисленные колониальные здания стоят прямо возле моря, где-то поблизости имеется и морвокзал.

Кварталированность выражена слабо, в частности, на Филиппинах, в отличие от Таиланда и Вьетнама, не бывает специальных районов для интуристов, а отели и рестораны раскиданы по центру равномерно.

Ночлег

В отношении ночлега Филиппины — пожалуй, наименее удобная страна ЮВА. Нет бесплатных вписок при буддийских монастырях (как нет и их самих), а отели дороги относительно нищих стран и зачастую имеют скверное качество. В провинции самый дешёвый номер в занюханном отеле для проституток будет стоить 10 долларов, а в Маниле — аж 20 долларов. Причём бэкпекерских гестхаусов как категории на Филиппинах не имеется, как нет и самих бэкпекеров. Хостелы есть только в Маниле, и их мало. Отели, кроме самых дорогих, не сконцентрированы в одном районе, поэтому на Филиппинах рекомендуется бронировать отели заранее в интернете — иначе можно замучаться, гуляя по большому городу в поисках гостиницы.

Еда

Недостатки филиппинских отелей с лихвой возмещаются едой. Для бедной страны тут удивительно много цивильных, вкусных и при этом недорогих заведений. Вообще филиппинская кухня как таковая не обладает особой известностью, и сами филиппинцы любят есть еду других народов. Значительную часть едален составляют заведения американского фаст-фуда типа «Макдоналдса» и KFC, а также их местные аналоги. Но при этом филиппинцы додумались до уникального: тут весьма распространены сети азиатских кухонь, организованные по принципу того же «Макдоналдса», но с аутентичной едой — китайской, тайской и собственно филиппинской. Кроме того, в больших городах имеются популярные в Азии минимаркеты 7-Eleven с горячей едой и кафетерием со столиками. Из десертов у филиппинцев наиболее популярны пончики: американские пончичные сети имеют отделения по всей стране, даже в глухой провинции.

Прочее

Книги и карты

В крупных городах Филиппин имеются на удивление хорошие англоязычные книжные магазины, в которых можно купить путеводители по стране и отдельным городам, а также многочисленные карты городов и регионов страны.

Безопасность

В отношении безопасности Филиппины — худшая страна в регионе ЮВА. Совсем страшного бандитизма в латиноамериканском стиле тут нет, но воровство и даже ограбления периодически случаются с путешественниками, в том числе в Маниле. В той же Маниле имеются аналоги фавел, хотя они всё же не столь сильно выделяются на общем фоне города, как в Бразилии. Особо опасным считается остров Минданао, там действуют террористы, которые иногда похищают иностранцев.

Ещё один тип опасности — разного рода стихийные бедствия, которые на Филиппинах происходят довольно часто — в основном это землетрясения и тайфуны, а также шторма, в которых иногда тонут паромы.

Проституция

По объёму рынка интимных услуг Филиппины, видимо, являются мировым лидером — что-то сопоставимое можно найти разве что в Паттае (кстати, значительный процент проституток в Паттае — иммигранты с Филиппин). Причём филиппинцы не особо стесняются и могут открыто писать на вывесках расценки на сами услуги и на соответствующие отели. Больше всего проституция распространена в Маниле, которая особо популярна у американских секс-туристов. В особо злачных районах даже средь бела дня к мужчинам на улице могут приставать проститутки обоего пола, в том числе несовершеннолетние.

Электричество

Филиппины — единственная страна ЮВА, использующая розетки американского типа. Для российского и европейского электрооборудования требуется переходник. Тем не менее, напряжение в сети европейское, 220В. Замечательным исключением является город Багио, где действует напряжение 110В. Причём в некоторых окраинных районах того же Багио напряжение стандартное — 220В.

Связь

Сети мобильных телефонов работают по европейскому стандарту GSM 900/1800. Покупка сим-карты не представляет сложностей и стоит дёшево. Интернет-кафе имеются в большом количестве. Кроме того, распространённость цивильного общепита означает, что не будет особых проблем и с нахождением вай-фая.

Часовой пояс

Филиппины находятся в часовом поясе UTC + 8, соответствующем Китаю, Тайваню, Малайзии. При перелёте из других стран материковой ЮВА часы переводятся на час вперёд. Летнего времени нет.

Остров Лусон

Манила

Вход в форт Сантьяго, Интрамурос

Столица и крупнейший город, мегаполис с населением более 10 млн. Стоит в центральной части западного побережья Лусона, выходит к морю.

Путешественники традиционно Манилу не любят за транспортные проблемы, почти полное отсутствие красивых и уютных мест, малое число достопримечательностей. Тем не менее, по филиппинским меркам это довольно удобный и колоритный город, значительно отличающийся по атмосфере от провинции.

80 % исторических и культурных достопримечательностей собраны в небольшом районе Интрамурос, находящемся внутри пределов старых городских стен. Это соборы, музеи, памятники и колониальные здания. Сами стены сохранились, но не представляют особого интереса. Если сравнивать со старыми испанскими городами Южной Америки, Интрамурос не является особо атмосферным местом — видно, что Филиппины были глухой окраиной испанской империи. Метро вплотную к Интрамуросу не подходит, ближайшая станция — Recto.

К северо-западу от Интрамурос находятся порт и главный морвокзал, а на юг вдоль моря идёт бульвар Рохас, вдоль которого стоят пятизвёздочные отели, океанариум и самый крупный в стране ТЦ Mall of Asia. В районе океанариума и Mall of Asia также имеются мелкие морвокзалы отдельных паромных компаний. Главный ЖД вокзал Тутубан находится недалеко от порта.

С востока центр города полукругом обходит улица Эпифанио-де-лос-Сантос-авеню, которую обычно сокращённо называют EDSA. Район этой улицы является одним из наиболее злачных в городе, но на нём также располагаются многочисленные мелкие автостанции — несколько десятков их, а вот главного автовокзала в Маниле нет. Главные скопления автостанций находятся у станций метро EDSA и Santolan.

На юге города находится аэропорт, а возле него — довольно интересный район для богачей. Рейсовый транспорт в аэропорт не ходит, только такси, однако к аэропорту ведут метро, а сейчас от конечной станции Baclaran до аэропорта около часа ходьбы. Обратите внимание, что у аэропорта четыре терминала, значительно удалённые друг от друга — перед вылетом обязательно надо узнавать, из какого терминала отправится самолёт.

Манильское метро состоит из трёх надземных линий. Это самое старое метро в ЮВА, оно открылось в 1970-х годах и с тех пор не особо модернизировалось. В часы пик в поездах и на станциях царит страшная давка. Ещё один интересный городской транспорт — речные лодки, маршрут которых начинается от Интрамурос и идёт вверх по реке до пересечения с EDSA.

Прикольная особенность Манилы — большое количество заведений, оформление которых не менялось с американских времён — ресторанов, баров, клубов — они сделаны в стиле, напоминающем о голливудских фильмах «нуар».

Цены на отели в городе несоразмерно высокие, чего нельзя сказать про их качество, бэкпекерский квартал отсутствует.

Легаспи и вулкан Майон

Легаспи — крупнейший город в южной части Лусона. Выглядит симпатично по филиппинским меркам. Достопримечательности — барочный собор и приморский променад с сувенирным рыночком. Имеются аэропорт и цивильный автовокзал. Из Легаспи хорошо виден действующий вулкан Майон — самая известная гора в стране. На вулкан можно организовать восхождение с гидом, но без ночёвки управиться нереально.

Северный Лусон

Самый насыщенный достопримечательностями регион страны, большая часть которого находится в невысоких горах (Филиппинские Кордильеры). Примечательные места таковы.

  • Анхелес. 80 км к северу от Манилы, в городе находится аэропорт Кларк. Один из наиболее современных городов страны благодаря зоне свободной торговли, которая занимает часть города, примыкающую к аэропорту.
  • Багио. Живописный город средних размеров в горах. Знаменит тем, что в 1978 г. там проводился знаковый шахматный матч Карпов — Корчной, растиражированный советской пропагандой.
  • Виган. Провинциальный городок, сохранивший ансамбль испанской застройки лучше, чем любой другой город страны.
  • Банауэ. Город, известный тем, что в его окрестностях находится сложная система террасированных рисовых полей, внесённая в список ЮНЕСКО.

Висайские острова

Себу-Сити

Второй город страны с населением более миллиона, находится у восточного побережья острова Себу. Самая примечательная особенность Себу-Сити — это почти полное отсутствие каких-либо интересных мест. Большая часть города выглядит столь же уродливо и замызганно, сколь и прочие провинциальные города Филиппин. Кроме пары барочных соборов, посмотреть стоит только на место, где был убит Магеллан — на маленьком островке возле побережья Себу, там стоит памятный крест.

Боракай

Маленький островок размерами примерно 10х2 км в проливе между островами Панай и Миндоро. Филиппинские туристические власти попытались сделать из Боракая своего рода аналог Бали — главную точку притяжения для пляжных туристов и бэкпекеров, «туристическую Мекку». Тем не менее, Боракай — это, конечно, вовсе не Бали: он значительно меньше в размерах, лишён какой-либо оригинальной культуры, да и находится довольно неудобно для туристов. Всё же любителям пляжных курортов азиатского типа тут, наверное, понравится, а вот настоящим путешественникам на Боракае делать нечего.

Попадание на остров — главная проблема Боракая: вроде несложно, но немного муторно. Аэропорта на острове нет, ближайший находится в городе Катиклан на Панае, но он не международный. Из Катиклана на Боракай имеются часто ходящие лодки. По земле из Манилы надо ехать следующим образом: на автобусе по межостровной трассе в город Рохас на Миндоро, далее паром в Катиклан и от той же пристани вышеупомянутый боракайский паром.

Из достопримечательностей, кроме пляжей, фактически ничего нет, кроме двух пещер. Городов тоже нет, только пляжные посёлки с обычными развлечениями типа дайвинга, яхтинга и проката водных лыж.

Остров Минданао

Остров Палаван