Шри-Ланка

Материал из «Вольной энциклопедии»
Перейти к: навигация, поиск
noframe

noframe

Столица:Коломбо
Площадь:65.610 км2
Население:20.278.000 чел.
Валюта:ланкийская рупия (LKR)
Язык:английский
Движение:левостороннее
Телефонный код:+94
Виза для РФ:выдаётся на границе

Шри-Ланка — небольшое островное государство к юго-востоку от Индии, размером примерно с Литву. Отличается большой концентрацией исторических, природных и пляжных мест на единицу площади, из-за чего является довольно туристизированным местом. Шри-Ланка является самым богатым государством в южноазиатском регионе, но богатство это очень относительное — по сравнению со странами СНГ и ЮВА тут всё медленно, грязно и нецивильно. В целом страна напоминает богатые южноиндийские штаты типа Кералы.

География и климат

Шри-Ланка целиком находится в тропиках примерно на широте южного Таиланда. Климат в среднем немного прохладнее, чем в ЮВА. Как ни странно, климат в разных частях острова довольно заметно отличается. Весна — худшее время для посещения, по всему острову стоит сухая жаркая погода. Сезон дождей в разных местах длится разное время: на юге — летом и в начале осени, на севере — в конце осени и начале зимы.

Весь остров равнинный, за исключением небольшой зоны к югу от центра — там горы высотой до 2500 м. В горах более дождливо, чем на равнине, а во многих местах бывает вообще холодно — даже днём нужна куртка, а ночью вообще дубак. Но снега не бывает нигде.

Хотя Шри-Ланка — одна из самых густонаселённых стран мира, здесь это не особо заметно, так как выращивают тут в основном не рис и не злаки, а фрукты и кокосы, поэтому деревни выглядят очень зелено. В горах весь ландшафт покрыт чайными плантациями. Есть несколько природных нацпарков, довольно красивых.

История

В отличие от соседней Индии, на Шри-Ланке с древних времён была традиция летописания, поэтому древняя история острова хорошо известна. В III в. до н. э. островитяне приняли буддизм, после чего начался расцвет, отстраивались древние столицы Анурадхапура и Полоннарува. С XII—XIII вв. из-за нашествий с материка древняя культура угасла, столицы были заброшены, началась раздробленность. В XVI в. остров стал одной из первых европейских колоний в Азии. Здесь хозяйничали португальцы, потом голландцы, потом англичане — но частью Британской Индии Шри-Ланка не была. В это же время сюда «понаехали» рабочие из материковой Индии.

После независимости возник конфликт между двумя основными этническими общинами — сингалами и тамилами. В 1970-х годах тамилы, составляющие большинство на севере острова, отделились и основали своё непризнанное мини-государство Тамил-Илам. Война с Тамил-Иламом шла до 2009 г., когда правительственные войска одержали победу и уничтожили всю правящую верхушку тамилов. Сейчас остров переживает волну (относительного) экономического подъёма, связанного с окончанием той войны.

Население

Народы

Главный народ на Шри-Ланке — сингалы, потомки индоариев, приплывших из Северной Индии ещё до нашей эры. Сингалы составляют 75 % населения. Визуально похожи на южных индийцев, цвет кожи — примерно как у негров. Второй по величине народ — тамилы, мигрировавшие из Южной Индии, их около 15 %, живут в основном на севере. Сингалы и тамилы внешне похожи, но их можно отличить: сингальские мужчины обычно бреются, а тамилы носят усы; женщины у тамилов ходят обычно в сари, а сингалки одеваются более современно. Также много так называемых мавров — потомков браков европейцев-колонизаторов с сингалками. Мавры тоже темнокожие, но у них более европейские черты лица. Ведды — народ, родственный папуасам, проживают в небольшом количестве в центре острова, занимаются охотой и собирательством.

Языки

Два государственных языка — сингальский и тамильский. Они не родственны друг другу, но довольно похожи на слух. Оба языка пишутся своими алфавитами, которые тоже похожи, но их можно отличить: сингальские буквы более круглые, тамильские — более угловатые. Многие надписи дублируются на двух языках, но бывают и чисто сингальские, и (на севере) чисто тамильские.

Английский язык довольно популярен — примерно как в Южной Индии. Многие ланкийцы владеют английским на базовом уровне, часто можно увидеть англоязычные вывески даже в нетуристических местах. Впрочем, бывают ланкийцы, которые вообще не владеют английским, а из владеющих им многие говорят с таким сильным акцентом, что очень трудно что-либо разобрать.

Религии

Руины буддийской ступы в Полоннаруве

Шри-Ланка — один из самых пёстрых уголков мира в отношении религиозном. Тут широко представлены четыре основных религии мира — буддизм, индуизм, христианство и ислам, причём каждая из этих вер является религией большинства населения хотя бы в одной из провинций.

Главной религией острова является буддизм Тхеравады, который исповедует большинство сингалов. Шри-Ланка исторически считается главной и самой святой из стран Тхеравады, именно отсюда эта религия распространилась в Юго-Восточную Азию. Но сейчас буддизм находится в относительном упадке, монахов и монастырей тут явно меньше, чем в Таиланде и Бирме. Ланкийские монастыри выглядят похоже на бирманские, но отличаются от тайских и камбоджийских. Главным объектом в них является ступа, которой поклоняются миряне, а сами здания монастыря неказисты и малозаметны. Важная особенность сингальских святых мест: разуваться надо у входа не в храмовое здание, а на всю территорию монастыря, даже если она очень большая. Это очень неудобно, так как оная территория часто содержит грязь и пыль, а после дождя — ещё и лужи.

Индуизм распространён среди тамилов. Имеются так называемые ковилы — южноиндийские храмы характерной формы с многочисленными мелкими статуями богов. В городах с тамильским большинством можно обнаружить такое чисто индийское явление как бесхозные коровы на улицах города. А вот сингалы коров едят.

Ислам популярен в основном у тамилов, живущих в Джафне и её окрестностях. Какой-то особой местной специфики не имеет.

Христианство имеется в прибрежной зоне на юге острова, а также в городах, где были крупные колониальные крепости, вроде Джафны. В таких городах довольно много церквей, среди них попадаются красивые барочные соборы. В основном церкви католические, но бывают также протестанты, иеговисты и т. п.

Менталитет

По ментальности народы Шри-Ланки близки к индийцам. Люди тут живут традиционной жизнью, современные особенности ещё не проникли в их разум, и поэтому они воспринимают белого иностранца как существо из другого мира. Как и в Индии, на Шри-Ланке часто встречаются такие качества как нечистоплотность, шумность, склонность к мелкому обману при торговле, приставучесть. Впрочем, приставания от таксистов и просто непонятно чего хотящих молодых людей тут всё же реже встречаются, чем в Индии. Сервис тут, как и во всём индийском мире, считается мужским делом — официанты, продавцы, кондукторы, кассиры и отельщики почти все мужчины, женщины же сидят дома и растят детей. Кастовая система есть у обеих главных национальностей, но у сингалов слабее выражена — в основном влияет только на вопросы брака. Часто наблюдается такое негативное явление — кто-то что-то для вас делает, когда вы не просите, не упоминая про оплату, а потом начинает требовать деньги, как будто так и надо, поэтому разного рода хелперов надо своевременно отшивать. Ещё есть такой обычай — платить за услугу после её оказания, например, в отелях за проживание платят утром, в тук-туках — после окончания поездки и т. п. Жестикуляция у ланкийцев местами не совпадает с европейской, особенно смущает мягкое покачивание головой из стороны в сторону, которое кажется европейцу отказом, а на самом деле является нечётким согласием — «окей, ладно».

Визы

Много лет Шри-Ланка была безвизовой для граждан почти всех стран мира. Но после окончания войны с тамилами правительство придумало ещё один способ выдоить деньги из иностранцев — ввели так называемые электронные визы. Граждане России и всех стран СНГ, а также европейцы, американцы и др., могут получить визу двумя способами. Первый — зайти на сайт МИДа [1], заполнить анкету и оплатить 30 долларов по банковской карте, после чего распечатать страницу подтверждения и показать её на границе. Второй способ — ничего заранее не делать, а получить визу по прибытии в аэропорту Бандаранаике, тогда она будет стоить 35 долларов. Платить надо в долларах, но необязательно иметь точную сумму — в аэропорту могут дать сдачу в долларах же.

Виза выдаётся на 30 дней и является двукратной, то есть можно один раз куда-то слетать и вернуться. В отличие от Индии, здесь туристическую визу можно продлять на срок аж до 5 месяцев, то есть итого до полугода можно жить по одной такой визе. Выглядит виза как маленькая марочка размером с пограничный штамп, занимает мало места.

Есть ещё транзитные визы, они выдаются на неделю такими же двумя способами, что и туристические, стоят 10 долларов, но для них требуется авиабилет в третью страну — не в ту же самую, из которой вы прилетели.

Режим посещения северных регионов

Во время гражданской войны попадание на север страны представляло собой проблему. На главной трассе А9 к северу от Вавунии стоял блокпост, где никого не пускали без пропусков, а пропуска надо было делать в Коломбо. К счастью, в 2011 г. пропуска наконец отменили. Пост под Вавунией ещё стоит, но там просто берут у иностранцев паспорта и записывают данные в амбарную тетрадь, иногда задают вопросы типа куда едете, где будете ночевать и т. п. При возвращении с севера паспортные данные переписывают ещё раз, но уже ничего не спрашивают.

Попадание

Самолётом

Единственный международный аэропорт страны — им. Бандаранаике, находится в 20 км к северу от Коломбо, ближайший город — Негомбо. Это, конечно, не самый лучший аэропорт мира, но для такой бедной страны выглядит относительно неплохо. К тому же, в 2014 г. обещают открыть новый современный терминал.

Возле аэропорта стоят многочисленные такси, а автобусы не стоят, но это не значит, что их тут нет. Остановка автобусов находится на трассе у выезда с аэропортовой территории. Ходит автобус 187 в Коломбо (ст. Форт), также прямые в Негомбо и даже прямой в Канди раз в 2 часа.

Одно время на Шри-Ланку летало несколько дешёвых лоукостов из ЮВА, но в 2012-13 гг. их переотменяли, и теперь снова проще попасть из Индии. В ближайший крупный город Ченнаи летает SpiceJet, а в Мадурай — тоже SpiceJet и национальный лоукост Mihin Lanka [2]. Также Mihin Lanka летает в Дели, Дакку, Джакарту, Медан и в несколько аравийских стран. В ОАЭ летают ещё Air Arabia и FlyDubai. В целом — если удастся найти лоукост хоть откуда-нибудь менее чем за 100 долларов в один конец — это будет хорошо.

Есть и национальная компания SriLankan [3], она летает в том числе в Москву.

Морем

Хотя от Маннара до ближайшего индийского города менее 50 км, много лет ничего на Шри-Ланку не плавало. Потом, в 2011 г. ввели таки паром в Индию аж из Коломбо. Он проходил полгода, а потом опять отменили. Так что по состоянию на 2013 вопрос попадания на остров морем решён не был.

Транспорт по острову

Железные дороги

По плотности железнодорожной сети Шри-Ланка стоит на одном из первых мест в Азии. ЖД имеется во всех сколько-то крупных городах, кроме Джафны и Маннара, даже в горах проложена ветка. Но вот какой минус есть у шриланкийской сети: она очень нецивильная, неудобная, грязная и многолюдная.

Вагоны бывают трёх классов. Лежачие — только вагоны 1-го класса, билеты в них надо бронировать заранее. 2-й и 3-й классы — сидячие, отличаются только удобством сидений. Кондиционеров в вагонах нет. Билеты в вагон 3-го класса покупаются перед отправлением, а 2-й класс можно как купить перед отправлением, так и забронировать. К сожалению, хотя 2-й класс стоит вдвое дороже 3-го, разница между ними невелика, так как, если не бронировать заранее, то билет продают без места, а поезда часто бывают переполнены, особенно в районе Коломбо. Бронировать тоже неудобно, по интернету нельзя этого сделать. Вот и выясняется, что обычный государственный автобус по комфорту сопоставим с поездным 2-м классом, по цене несколько дешевле (но дороже 3-го класса), а ходят автобусы гораздо чаще и место там найти проще.

Особенность Шри-Ланки — обилие дизельных моторвагонных поездов, не имеющих локомотива. Выглядят такие поезда немного приличнее локомотивных, слегка напоминают российские электрички. Настоящих электричек в стране нет. Есть несколько пар более современных и быстрых поездов «Интерсити».

Вокзалы на Шри-Ланке выглядят ещё хуже, чем в Индии. Нормальных залов ожидания нет, буфеты ужасные, имеются бомжи. На ночь вокзалы закрываются, включая главную станцию страны Коломбо-Форт.

Говорят, что на Шри-Ланке реально попроситься в кабину машиниста и проехать таким образом.

Главная ЖД достопримечательность острова — ветка Канди — Хаттон — Нувара-Элия, она была построена англичанами в зоне сложного горного рельефа, имеются многочисленные мосты и тоннели. В отличие от горных ЖД Индии, на этой ветке используется обычная для Шри-Ланки широкая колея, ходят прямые поезда из Коломбо.

Ветка в Джафну перестала использоваться после начала войны, её разобрали. В 2013 г. шло активное её восстановление, так что уже через пару лет можно будет доехать до Джафны на поезде. А вот каких-либо современных скоростных ЖД пока никто не строит.

Автобусы

Государственный ланкийский автобус

Сеть междугородних автобусов на острове имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительная сторона такая — по всему острову, включая весьма отдалённые сельские участки, имеется нормальное автобусное сообщение — не маршрутки, не пикапы, не тук-туки, как в некоторых азиатских странах, а большие автобусы, у которых есть и остановки, и расписания, и автовокзалы. Отрицательная же в том, что эти автобусы старые, грязные, неудобные, набитые народом, да ещё и жутко медленные.

Автобусы бывают двух видов — государственные и частные. Внешне они отличаются только окрасом — государственные красные с синим, а частные — белые. Модели автобусов те же, что в Индии — Tata и Ashok Leyland, дизайн и технические характеристики — на уровне 1960-х годов. Ни кондиционера, ни даже вентилятора нет. Цены на проезд и комфортность (если это слово применимо к ланкийским автобусам) одинаковые. Интервалы движения по интересующим направлениям частые — обычно примерно раз в полчаса. Имеется нумерация междугородних маршрутов, но она немного странная — один номер может обозначать не один маршрут, а целую серию маршрутов, идущих в одном направлении — например, Коломбо — Галле и Коломбо — Матара, или Канди — Вавуния и Канди — Джафна, и т. д. Пункт назначения написан по-английски на всех автобусах, идущих из Коломбо, а вот в провинции могут и не дублировать английским. Билеты продаёт кондуктор, места на билете не указаны.

Многие автобусы переполнены, поэтому садиться на автобус всегда следует на автовокзале. Если автовокзал далеко, то надо поймать на трассе первый попавшийся автобус и доехать стоя до автовокзала, а там уже спокойно сесть в пустой автобус.

Автовокзалы выглядят ужасно — кто был в Индии, поймёт. Единственный в стране относительно приличный автовокзал расположен в городе Негомбо.

Более приличные автобусы есть, но ходят реже и не по всем направлениям. Во-первых, есть ночные кондиционированные рейсы из Коломбо в города севера страны. Во-вторых, есть также кондиционированные большие автобусы, идущие по скоростной трассе Коломбо — Галле. В-третьих, микроавтобусы с кондиционером из Коломбо в некоторые города — Канди, Галле и др., а также в аэропорт. Стоят такие люкс-автобусы вдвое дороже обычных, что тоже, конечно, очень дёшево, но увы — мало их, не всегда есть возможность на таких проехать.

Автодороги и автостоп

Дороги на Шри-Ланке довольно скверные. И не из-за качества асфальта — тут он получше, чем в Индии. Во-первых, почти нет широких дорог. Одни двухполоски, которые ещё и постоянно извиваются — не только в горах, но и на равнине. Четырёхполоски есть кое-где на выездах из Коломбо, да вот ещё в 2011 сделали новый скоростной хайвей Коломбо — Галле. И ещё проблема с дорогами — они идут прямо через города и сёла насквозь, а объездных ланкийцы ещё не изобрели. В результате этого остров на самом деле больше в размерах, чем кажется по карте. Например, от Коломбо до Джафны 500 км, а ехать более 12 часов. Средняя скорость у автобуса и грузовика 25-30 км/ч, у микроавтобуса и легковушки — 40-50, не больше. А в горах, понятное дело, ещё медленнее.

С автостопом ситуация такая — он теоретически возможен, но, как и в Индии, не используется ни местными, ни путешественниками по причине своей медленности и крайней дешевизны государственных автобусов. Также автостоп осложняют высокая плотность населения и отсутствие объездных.

Городской транспорт

Интересная особенность Шри-Ланки — городские автобусы внешне ничем не отличаются от междугородних. Кроме того, многие междугородние автобусы можно использовать в качестве городских, что ланкийцы обычно и делают. Конечно, суперудобным такой транспорт нельзя назвать, но это гораздо лучше и дешевле, чем всякие народные средства передвижения во многих других азиатских странах.

А вот с такси не сложилось у ланкийцев, нету никаких такси. Есть только моторикши, которых тут на манер ЮВА называют тук-туками. На некоторых даже стоит счётчик, но всё равно им никто не пользуется, а дерут с иностранцев цену в 10-20 раз выше автобусной.

Также нет на Шри-Ланке ни электротранспорта, ни метро, ни городских лодок — только в Коломбо можно использовать поезда в качестве городских электричек для объезда пробок.

Деньги и цены

Валютой Шри-Ланки является ланкийская рупия. Курс — 110—120 рупий за доллар или 4 рупии за российский рубль. Бывают монеты от 1 до 10 рупий, купюры от 10 до 500 рупий, а вот копейки вымерли. Дизайн денег очень красивый, но многие купюры в плохом состоянии и на сувениры не годятся. С обменом денег проблем нет, курс везде более-менее нормальный. Много банкоматов, хотя не все работают с иностранными картами. Интересная особенность ланкийских банкоматов — дают информацию об остатке на счету в пересчёте на ланкийские рупии.

В ценовом отношении Шри-Ланка — одновременно дорогая и дешёвая страна. Некоторые вещи стоят весьма дорого, а другие — крайне дёшево. Очень дёшев проезд на поездах и автобусах. Пересечение всего острова на автобусах отнимет 3-4 доллара (с кондиционером — вдвое больше), на поездах и того дешевле. Дёшево стоит еда в уличных «хотелях», да и в гостиничных ресторанах тоже. Книги и карты ланкийского издания недороги.

А вот что дорого — это те вещи, за которые правительство придумало собирать с иностранцев спецналог. Прежде всего, конечно, гостиницы. Все отели иностранцам стоят в полтора-два раза дороже, чем местным. Меньше 2000 рупий ничего не найти, даже дырообразного. Билеты во всевозможные музеи — тоже спецналог, иногда очень высокий. В самые дорогие места (Анурадхапура, Полоннарува, Сигирия) билет стоит 25-30 долларов, цены указаны в долларах, хотя платить можно и долларами, и рупиями. Кроме того, в городе Галле вообще всё дороже, чем в других местах — и еда тоже.

Интересности

Интересных мест на Шри-Ланке очень много для такого небольшого острова. Причём в соседней Южной Индии интересности состоят из однотипных храмовых комплексов, а вот на Шри-Ланке всё куда разнообразнее.

  • Древние руины. Оные находятся к северу от центра острова в треугольнике Анурадхапура — Полоннарува — Матале. Основными считаются два древних города Анурадхапура и Полоннарува и Сигирия — большая скала с руинами. Есть несколько более мелких руинированных мест.
  • Колониальные города. За время своего долгого пребывания на острове различные колонизаторы построили много всего — крепости, церкви и пр. Главный колониальный город — это Галле, также интересные европейские сооружения есть в Коломбо, Негомбо, Джафне, Баттикалоа, Тринкомали — в общем, по всему побережью.
  • Горы. Гористым является внутренний район к югу от центра острова с городами Канди, Хаттон, Нувара-Элия. В горах имеются чайные плантации и красивые виды.
  • Пляжи. Главный пляжный район острова находится на юго-западе, возле Галле и Матары. В этом районе больше всего русских.
  • Нацпарки. Имеется несколько относительно крупных нацпарков со зверьём. Все они имеют ту же мерзкую особенность, что и нацпарки Индии — туда не хотят пускать без навязанных гида и группы. Нелюбители гидов могут залезть в нацпарк в обход официального входа, это обычно несложно.

Ночлег

Самая неудобная и проблемная для путешественника по острову тема — это гостиницы. Существует закон, по которому с иностранцев взимается спецналог во всех отелях, из-за чего они стоят примерно вдвое дороже, чем для местных. А вот выглядят они вовсе не вдвое лучше, чем в Индии — так же выглядят, как индийские. С разводами на стенах, отходящей штукатуркой, тараканами, дыркой в стене вместо душа, жёсткими матрасами, грязными простынями. Ещё прикол — отсутствие во многих отелях части оконных стёкол, приходится натягивать сетку для спасения от комаров. Телевизора вообще нигде нет, кроме самых дорогих мест. А цены такие, что сложно найти отель дешевле 2000 рупий (это без кондиционера), в особо туристических местах вроде Галле средний ценник — около 4000. В Таиланде и Малайзии, например, за такие деньги можно жить припеваючи, а тут… Более приличные отели тоже имеются, но их мало и цены там совсем неприличные — от 6000 рупий и выше. Хостелов вовсе нет, как и в Индии.

Ещё одна странная особенность: во многих городах отелей в центре города нет или почти нет, а они находятся в некоем отдельном районе, который расположен на отшибе и куда ещё как-то надо добираться.

Так как на ланкийском диалекте английского слово Hotel означает ресторан, для гостиницы используют слово Rooms.

Бронировать ли в интернете заранее? Нет, лучше не стоит. В интернете далеко не все отели рекламируются — только дорогие и понтовые, а в провинции большинство отельщиков вообще с компьютерами не дружат. А кроме того — перемещения по острову предсказать сложно из-за медленного транспорта, может статься так, что из-за неправильного планирования вы в свой отель попадёте глубокой ночью — лучше уж ночевать там, где застанет закат.

Вайфай в отелях появляется потихоньку, но качество не всегда хорошее, и обычно сигнал есть только в лобби.

Еда

Базарная улица в Коломбо

С едой всё грустно. Простой народ ест в странных заведениях, которые называются «хо́тели». Стандартный хотель выглядит вот как — на базаре имеется крошечная продуктовая лавка, а в задней её части стоит несколько столиков и имеется кухня. На эти места неприятно даже смотреть, не говоря уже о том, чтобы заходить в них — да и качество еды соответствующее, попадается там и песок, и иные субстанции.

Туристы обычно питаются при гостинице, в которой живут — это реально самый лёгкий вариант найти что-то съедобное в ланкийской провинции. Цены на еду в гостиницах, в отличие от цен на проживание, не кусаются. Еда похожа на индийскую, но есть мелкие отличия: меньше хлеба, больше риса, меньше разнообразие блюд, меньше процент вегетарианской еды. В хотелях продают индийские сладости и пирожки, они отличаются от индийских тем, что бывают не только с овощами. Конечно же, почти вся еда острая, но в туристических местах могут специально сделать менее остро.

Бывают ещё странные места под названием «немецкие пекарни» — немцы бы умерли со смеху. Там имеется то, что ланкийцы считают европейской едой — какие-то очень убогие бисквиты, гамбургеры и куски пиццы на уровне российского привокзального буфета. Впрочем, всё-таки эти места выглядят приличнее, чем хотели.

Европейский сетевой фастфуд в виде сетей «Макдоналдс», «КФС» и «Пицца Хат» встречается в виде единичных отделений в Коломбо и основных туристических городах. Эти места, конечно, куда приятнее хотелей и пекарен, но их слишком мало. Цивильных кофеен, кажется, нет нигде, кроме аэропорта и Галле.

С магазинной едой ситуация такая. В хотелях продается совсем какая-то мелочь вроде чипсов и газировки (обычно не холодной). Минимаркетов как таковых нет, но зато есть супермаркеты. По их количеству Шри-Ланка сильно опережает Индию, даже в деревнях иногда они встречаются. Готовой еды типа сэндвичей там нет, но всё-таки попадается что-то интересное иногда.

Фрукты на Шри-Ланке индийского типа, то есть привычные, без экзотики — бананы, ананасы, яблоки, виноград, манго, мандарины. Уникальный национальный фрукт Шри-Ланки называется вуд-эпл, ни на что не похож ни видом, ни вкусом — также часто продают сок из него.

Связь

Телефонные номера аж 9-значные. Как и во многих странах Азии, надо набирать ведущий ноль перед любым номером при звонках внутри страны. Сотовые компании называются Dialog, Mobitel и Etisalat, имеются тарифные планы с дешёвыми звонками за границу, есть неплохой мобильный интернет.

Вайфая в стране очень мало — в основном он существует в гостиницах. Кафешек с вайфаем почти нет, только может в каких-то спецместах вроде Галле — даже в фастфудах типа KFC нет обычно вайфая. Зато есть интернет-салоны, их много — ведь у многих ланкийцев нет денег на личный компьютер, вот они и ходят в салоны. Цены низкие, качество интернета разное.

Информация

Информации по острову одновременно много и мало. С одной стороны, туристов много ездит, вольные путешественники тоже появляются — это не Конго какое-нибудь, есть и путеводители на русском и английском, иногда даже неплохие (отдельно упомянем небольшую книжку Антона Кротова [4]), и в интернете разные отчёты и форумы. Но этого всё-таки мало, а сами ланкийцы к исследованиям своей страны не подключаются, поэтому многие вещи, особенно про окраинные нетуристические места, сложно узнать. Например, транспортные расписания или даже сам факт наличия прямого транспорта из А в Б, время в пути. Центров туринформации, раздающих брошюры и карты, тоже не было замечено.

С книгами вот как. Страна в целом англоязычная, поэтому можно найти кое-где довольно крупные книжные с подборкой английских книг. Но книги эти в основном ланкийского издания и соответствующего качества, иногда импорт из Индии, а хорошего рынка новых и подержанных английских книг краеведческой тематики нет — даже в Индии лучше, не говоря о ЮВА. Карты можно найти в продаже в книжных магазинах. Выпустили даже весьма неплохой атлас с картами городов — голубого цвета, тоненький, стоит 600 рупий, там есть почти все туристически интересные места и подробно показана агломерация Коломбо.

Безопасность

После окончания гражданской войны страна стала довольно безопасной — спокойнее Индии. В некоторых районах — в центре Коломбо, в городах севера — много ментов и военных. Проблем они обычно не чинят, только не надо в этих местах злоупотреблять фотографированием. На Шри-Ланке много дворовых собак, обычно они неагрессивные, но могут начать себя плохо вести ночью или в ненаселённых местах. В древних руинах тоже кое-где имеются многособачные места.

Прочее

Часовой пояс

Тот же, что в Индии — Москва плюс полтора часа, Гринвич плюс 5,5 часов.

Праздники

Имеется интересная особенность: каждый день полнолуния, выпадающий на будний день, считается государственным праздником («пуджа») и учреждения не работают.

Туалеты

Общественных туалетов мало, они плохого качества, нет унитазов и туалетной бумаги. Рекомендуется купить рулон бумаги и таскать его с собой. В гостиницах обычно бумага и унитаз имеются.

Электричество

Весьма необычная розетка. Кроме двух круглых гнёзд европейского типа, есть ещё одно, тоже круглое, для заземления. Российскую вилку просто так ввести нельзя, потому что если третье гнездо не занято, первые два закрываются предохранителем. Можно купить переходник или сделать вот какую хитрость — взять небольшой цилиндрический предмет вроде толстого стержня для ручки, запихнуть его в третье гнездо, потом засунуть вилку в розетку и вынуть стержень.

По стране

Коломбо

Полуторамиллионный город, одна из самых скучных азиатских столиц. Застроен по большей части малоэтажными домами, напоминает большую деревню. В районе Форт (самого форта уже давно нет) сконцентрированы почти все интересные здания — образцы британского колониального стиля и немногочисленные современные высотки. Обойти этот район можно за час. К востоку от Форта находится район Петта, занятый огромным, грязным, мерзким, нецивильным базаром — он весьма напоминает делийский Пахар-Гандж. Музеи и посольства расположены в районе к югу от Форта.

Каких-то ярких знаковых достопримечательностей в Коломбо нет. Кроме архитектуры и музеев, интерес представляет море, непосредственно к которому город выходит в своей центральной части. На юг от Форта вдоль побережья идёт Галле-Роуд, самая длинная и главная улица города, переходящая в трассу на Галле.

Главными транспортными узлами являются ЖД станция Форт к юго-востоку от Форта и автовокзал государственных автобусов в 500 метрах восточнее, рядом с Петтой. И ЖД-вокзал, и автовокзал выглядят нецивильно, какой-то полезной инфраструктуры не содержат.

С едой в городе не очень здорово, как и вообще на Шри-Ланке. В небольшом количестве в районе Форта и к югу возле Галле-Роуд имеются отделения западного фастфуда.

Формальной столицей Шри-Ланки является город Шри-Джаяварденапура-Котте, который фактически является удалённым районом Коломбо. Его построили недавно, но, в отличие от других современных столиц, архитектурных красот он не содержит и ехать туда необязательно.

Галле

Ворота крепости в Галле

Очень необычное для Шри-Ланки и вообще для Азии место. Центр города Галле целиком находится в пределах огромной крепости, которую построили у моря голландцы. Он целиком застроен зданиями в европейском колониальном стиле, и вообще по колориту весьма похож на старые города Европы. Галле — это самое туристизированное место в стране. Много гостиниц и европейских ресторанов. Цены тоже почти европейские — дороже, чем в Коломбо. Простой номер в отеле стоит 30-40 долларов, пообедать — 7-10 долларов. С другой стороны, всё же стоит посетить Галле — тут действительно красиво и интересно.

ЖД и автовокзалы находятся рядом друг с другом недалеко от входа в крепость. До Коломбо можно добраться тремя видами автобусов: обычным медленным (4 ч.), кондиционированным и чуть быстрее (3 ч.) или самым быстрым — по скоростной трассе (1 ч.).

Канди

Маленький, но относительно цивильный город, стоящий возле озера в низкогорной местности. Известен прежде всего храмом, в котором хранится самая святая реликвия Шри-Ланки — Зуб Будды. Впрочем, населению оный зуб не экспонируется, как он выглядит — неизвестно. Посетить храм стоит не ради этого зуба, а из-за самого храмового комплекса, содержащего несколько интересных построек и два музея — музей самого храма и музей буддизма. В последнем показаны религиозные артефакты из всех буддийских стран мира.

Центр города находится рядом с храмом, он очень мал. Там даже имеется более-менее современный ТЦ и западный фастфуд. ЖД и автовокзалы — на юго-западе города. Отели — возле южного (противоположного храму) берега острова, цены средние для Шри-Ланки.

К северу, в городе Матале находится небольшой скальный монастырь Алувихара с фресками.

Нувара-Элия

Маленький городок на высоте 1800 м. Стоит среди чайных плантаций. Недалеко от города проходит горная ЖД, хотя автобусом из Канди ехать гораздо быстрее. Нувара-Элия — это типичный индийский hill station, горный курорт, который основали мающиеся от жары англичане. Климат действительно похож на английский — холодно, сыро, промозгло. От самих англичан осталось всего несколько домов, а в остальном — обычный ланкийский город. Достопримечательность одна — очень ухоженный по местным меркам парк в центре города.

Анурадхапура

Главный исторический город Шри-Ланки, был столицей острова в период расцвета местной культуры. Ныне представляет собой большой историко-религиозный парк с руинами, рядом с которым стоит одноимённый современный городок. Формально вход в руины стоит 25 долларов, но на входе никто билеты не продает и не проверяет, а делают это только в некоторых местах, которые вполне можно обойти — например, у входа к ступам Джетаванарама и Абхаягири, которые и снаружи неплохо видны.

Основная достопримечательность — это храм, построенный вокруг дерева бодхи. Считается, что это дерево выросло из саженца того самого дерева, под которым просветлился Будда. К северу от этого храма находится большая ступа Махавихара, которая остаётся объектом поклонения ланкийцев. В обе эти достопримечательности можно пройти без билета. Также в руинах имеются иные крупные ступы, парк, музей. Всё это раскидано по довольно большой площади, а между руинами имеется жизнь — стоят деревни, ездят между ними рейсовые автобусы и т. д.

Центр современного города вытянут вдоль одной улицы, где имеются супермаркеты, рестораны, несколько отелей. Ещё одно скопление отелей — возле озера к востоку.

Анурадхапура стоит на трассе и ЖД Коломбо — Вавуния — Джафна. Автобусы из Коломбо и Канди ходят часто, поезда — 2 дневных и 1 ночной.

Немного восточнее Анурадхапуры, у перекрёстка двух трасс, находится религиозно-парковый комплекс Михинтале, где тоже сохранились кое-какие руины. Туда из Анурадхапуры идут любые автобусы, следующие на восток — Тринкомали, Баттикалоа и пр.

Полоннарува

Ещё одна древняя столица, находится у трассы и ЖД Коломбо — Баттикалоа. По ЖД ходит всего 2 поезда — 1 дневной и 1 ночной.

Сама Полоннарува — это мельчайшая деревня у трассы, в которой есть только супермаркет, музей и кучка отелей. Деревня стоит на берегу живописного озера. В 4 км к востоку находится городок Кадурувела с ЖД и автовокзалами. Для выезда из Полоннарувы в любом направлении следует сначала доехать на любом автобусе в Кадурувелу, а там уже садиться.

В полоннарувские руины тоже нужен билет за 25 долларов, причём тут, в отличие от Анурадхапуры, его проверяют на входе. Без билета пробраться сложно, комплекс обнесён колючей проволокой. Билет у входа не продают, а продают только в музее. Руины в Полоннаруве менее разбросанные и менее святые, но сохранились лучше, чем в Анурадхапуре. Почти все интересные места находятся вдоль одной дороги, параллельной трассе.

Дамбулла

Маленький городок у перекрёстка двух дорог. У южного выезда находится гора, а на ней — скальный монастырь, в котором сохранились фрески — немного напоминает грузинский Вардзиа, только меньше размерами. У подножия горы японцы построили забавный современный храм.

Сигирия

Вид с вершины горы Сигирия

Самая красивая достопримечательность острова. Представляет собой столовую гору с почти отвесными склонами, на вершине которой — древние руины. Деревня Сигирия очень мала, застроена в основном отелями деревенского типа. Ближайший город — Дамбулла, оттуда меньше часа на автобусе.

Подъём на гору стоит аж 30 долларов, билетёров обойти можно, но сложно. Снизу кажется, что гора очень высокая, но это оптический обман — всего 370 метров, да и подниматься не так уж сложно, сделаны хорошие ступеньки и поручни. Руины действительно интересные, как и виды с вершины. Также имеется довольно крупный музей.

Джафна

Главный город севера страны. Во время гражданской войны был сильно разрушен, поэтому сейчас выглядит весьма скверно. Интересен памятниками колониальной архитектуры — несколько красивых церквей, недействующая крепость у моря. Также в городе есть довольно много красивых современных особняков в колониальном стиле. На востоке города находятся впечатляющие руины разрушенного в войну здания горсовета.

Килиноччи

Это даже не город, а скорее большое село, вытянутое вдоль трассы А9 между Вавунией и Джафной. Примечательно тем, что тут многие годы находилась «столица» сепаратистского тамильского режима. Многие здания разрушены, повсюду имеются полиция и военные в больших количествах и плакаты типа «Нет войне!». Достопримечательностей в традиционном понимании не имеется.

Ссылки