Алжир
Алжир — богатая и цивильная страна, там есть нефть и газ. Благосостояние народа — примерно как в России. Много иммигрантов из Черной Африки. Образ жизни народа претерпел сильное влияние Франции. Но при всем этом Алжир — страна изолированная и совершенно лишенная иностранных туристов, своего рода параллельный мир. Для вольного путешественника Алжир — страна неудобная по трем причинам. Во-первых, единственный официальный способ получить визу — через частное приглашение от гражданина Алжира. Во-вторых, на севере страны множество всяких гопников, террористов и просто воров. В-третьих, большая часть пустыни официально закрыта для вольных путешественников, из-за чего невозможно законным способом попасть в Мавританию, Мали и Нигер.
Содержание
География и климат
Алжир — крупнейшая страна Африки по площади и 11-я в мире. Делится на две природные зоны — горы Атлас на севере и пустыню Сахара на юге. Пустыня занимает 85 процентов площади страны, но в ней проживает всего 10 процентов населения. Климат на севере субтропический, зимняя температура около +15 днем, в море купаться зимой нельзя. В горах зимой выпадает снег. На севере Алжира осадки идут в основном зимой. В пустыне — резкие перепады температур, разница между днем и ночью может составлять 20-25 градусов, дожди могут пойти в любой сезон. Зимой существенно прохладнее и приятнее, чем летом, хотя по ночам возможны заморозки.
История
Государство со столицей в городе Алжир было основано морским пиратом Барбароссой в XVI веке. Несколько веков порт Алжир был главным логовом средиземноморских пиратов, под предлогом борьбы с которыми страну захватили французы. Алжир был французской колонией более 100 лет. Французы относились к стране, как к своему главному владению за рубежом, всячески развивали экономику и промышленность. На момент получения независимости в стране жило несколько миллионов французов. Оран, например, был почти полностью французским городом. После независимости французов в стране не осталось. К власти пришли социалисты, началось сотрудничество с СССР. После распада соцлагеря в стране началась длительная гражданская война с исламистами, в ходе которой происходили жуткие зверства, а также похищения туристов. Исламисты власть так и не захватили, но правящий режим превратился в военно-капиталистический. Сейчас война уже закончилась, но несмотря на это Алжир — одна из самых закрытых и малопосещаемых стран мира.
Визы
В Москве консульство Алжира находится на Большой Спасской улице, рядом со станцией Каланчевская. Посольство находится в другом месте. Нужны 7 евро, 4 одинаковых фотографии и приглашение. Делают месячную визу с коридором в 1 месяц, сингл, если очень попросить, сделают дабл. Если приглашение сделано на севере страны — ни в коем случае не пишите в анкете, что поедете в пустыню. Срок изготовления визы — неделя. С вольными путешественниками, не имеющими приглашения, там даже не разговаривают, посылают сразу. Приглашение можно сделать через турфирму, занимающуюся отправкой в Алжир цивилов (это недешево), можно попробовать закорешиться с алжирцем в интернете. Алжирские менты очень любят проверять документы, поэтому просрочивать визу крайне нежелательно. Возможности продления визы не изучались.
Во всех соседних странах представлены посольства Алжира, они могут сделать визу без приглашения, но делают ее очень долго — около месяца — и иногда отказывают. В нигерском городе Агадес есть консульство, где вроде бы можно получить визу Алжира, если вы купите тур и договоритесь, чтобы на алжирской стороне вас встретил гид.
Интересно, что граждане Грузии, Армении и Азербайджана формально могут получить визу по прибытии. Не очень ясно, является ли эта процедура тривиальной или на границе надо показывать ещё какие-то документы.
Деньги и цены
В 2013 г. 1 доллар равен 80 алжирским динарам, 1 евро — 110. На черном рынке курс лучше. Монеты бывают до 100 динар, купюры — от 100. Теоретически есть еще мелкая монета — сантим.
Обмен денег в Алжире проблематичен. Во-первых, не все банки меняют деньги. Обмен невозможен без паспорта, из которого клерк тщательно перепишет все данные, да еще спросит вашу профессию, цель визита, имя и фамилию отца и матери. Во-вторых, иностранец не может продать динары в банке. Это можно сделать только у барыг по невыгодному курсу. Валюты соседних стран — Марокко, Туниса, Ливии, Мавритании и франк сефа — в банке поменять нельзя.
Цены в Алжире примерно как в России, еда несколько дешевле. Большой контраст между едой в кабаках и на базаре. Обед в кабаке стоит 200—250 динар, а на базаре можно аналогично поесть раза в три дешевле. Отели дороги, и качество их плохое. Дешевый отель стоит 7-8 долларов. В столице самый дешевый отель стоит 10 долларов. В целом столица существенно дороже других городов. Следует иметь в виду, что алжирцы говорят цену в копейках, то есть если кофе стоит 15 динар, вам скажут «1500». Не пугайтесь и учитесь делить на 100! В отличие от других арабов, алжирцы подчеркнуто не любят торговаться. Во всех магазинах цены фиксированные, и даже в лавках на базаре иногда висят ценники. В музеях цены очень дешевы, с иностранцев дополнительных денег не берут.
Народы
Подавляющее большинство алжирцев — арабы. В горах живут несколько племен берберов — коренного населения Атласа. Крупнейшее племя — кабилы, живут в центре северного Алжира. Кабилы очень светлокожие. Другое нацменьшинство — туареги — обитают в основном в райoне Таманрассета. Туареги знамениты тем, что закрывают лицо специальной вуалью, а также любят возить группы цивильных туристов по пустыне. В целом народ в Алжире приятный, образованный, традиционное арабское гостеприимство имеется. Понять вашу сущность для алжирца не составит труда, потому что многие были во Франции и Тунисе и знают, что существуют на свете туристы, бэкпекеры и автостопщики, хотя в Алжире они таких и не встречали. Отношение типа «белый мистер» не встречается, к вам будут относиться как к местному. Деньгопрошение за подвоз и вписку в Алжире считается грехом и не развито. Часто предлагают деньги. К сожалению, за годы гражданской войны алжирцы стали очень подозрительны, боятся останавливаться на трассе и даже обычные люди просят показать документы.
Языки
Главные языки Алжира — арабский и французский. Французский язык используется повсеместно, на нем свободно говорит больше половины населения. В крупных городах часто можно услышать, как местные говорят по-французски между собой. Часто говорят на смеси французского и арабского. Однако, французский язык не имеет статуса государственного, поэтому арабские надписи не дублируются французскими в государственных учреждениях, документах и на железной дороге. В пустынной части страны, а также среди дальнобойщиков вам могут попасться не знающие французского люди. А вот любителям английского языка в Алжире делать нечего, потому что здесь этот язык не знает никто. Даже люди, которые утверждают, что знают английский, говорят на нем крайне скверно.
Алжирский диалект арабского очень сильно отличается от классического арабского языка, поэтому при разговоре с обычными людьми у вас могут возникнуть проблемы; вас-то может и поймут, но отвечать могут на диалекте. Однако, политика арабизации принесла свои плоды и образованные люди без проблем говорят на классическом арабском.
Не надо забывать о кабильском языке, который является вторым официальным в районах Кабилии и 4ый канал алжирского ТВ именно на нем. Пишут кабилы латиницей, есть и свой уникальный алфавит, но для неподготовленного товарища это — танцы пляшущих человечков, да и сами кабилы его почти не знают. То, что для постороннего человека звучит как арабский с французскими словами — это и есть кабильский язык. Трудно ожидать знания кабильского языка от европейца, но поголовное большинство кабилов знают французский, так как они традиционно больше всех остальных ездят во Францию на заработки.
Религия
В подавляющем большинстве алжирцы — мусульмане-сунниты малакитского толка. Во многом религиозность алжирцев зависит от их классовой принадлежности. Среди бедных (не гопников) правоверных больше, а вот военные (они сейчас во многом управляют страной) относятся к исламу скорее как к национальной традиции (вино пьют, только наливай!).
В центре и на западе северной части Алжира в «народных» кварталах все-таки есть женщины (в основном пожилые), которые носят haik (белое покрывало до пят), а лицо закрывают платком (aadjar), в восточной части (Константина, Аннаба) носят m`leya — черное порывало и тоже aadjar для лица. Термины khimar и niqab все-таки общеарабские, хотя в Алжире и употребляются. На юге (не туарегском) haik носят без платка, а лицо закрывают им же, держа край во рту, причем в Мзабе вообще открыт только один глаз (периодически закусают другой угол, чтобы не окосеть). Ради справедливости надо сказать, что женщин одетых таким образом с каждым годом все меньше и меньше, но hijab стали носить очень многие по сравнению хотя-бы с 80-ми годами прошлого века.
В Рамадан до заката не ешьте, не пейте и не курите на улице, могут камнем бросить и ножом пырнуть. Алкоголь купить можно, но винных магазинов очень мало и они зашифрованы (не закрытого типа, а просто не на основных улицах), хотя официального запрета на продажу алкоголя нет. Однако, все это относится к востоку Алжира;в Асема и Оране (наверное, самый либеральный город Алжира) все попроще. Публичные дома существуют фактически официально, некоторые еще с французских времен так и остались на прежнем месте.
На юге страны ситуация спокойнее, а берберы и туареги относятся к исламу весьма пофигистически. В райoне Мзаб живут последние остатки известной исламской секты хариджитов, также их называют ибадитами. У них жизнь более традиционная. Кабилы хоть и религиозны, но все-таки это не ортодоксы из Мзаба и их женщины лица никогда не закрывают и не закрывали.
Интересности
Таковых в Алжире весьма много. В северной части страны сосредоточено особенно много аттракционов для путешественника. Во-первых, два десятка римских городов, из которых лучше всего сохранились Джемила, Тимгад и Типаса. Во-вторых, в каждом городе есть старые мечети, есть и медины, хотя сохранность их хуже, чем в Марокко. В-третьих, красивые горные леса в нац. парках Шреа, Эль-Кала и прочих. В пустынной части интересны города Мзаба, Эль-Уэд, горы Тассили Н’Адджер и Хоггар, еще в некоторых местах сохранились пещеры с первобытными рисунками.
Транспорт
Пассажирский транспорт представлен железными дорогами и автобусами. По стране можно летать и на самолете, так как билет из Алжира даже в Таманрассет (1,5 тыс. км) стоит около 140 евро в один конец, а в Аннабу — около 40 евро. Это недешево по сравнению с автобусами, поездами и такси, но время поездки может сократить значительно (по земле от Алжира до Аннабы минимум 10 часов, в Таманрассет — не менее суток).
Железные дороги
Находятся в грустном состоянии. Имеются поезда из Алжира в Оран (все они дневные), из Алжира в Эш-Шелиф, из Орана в Тлемсен и два ночных из Алжира в Аннабу и Константину. Железные дороги в Лагуат и Бискру не функционируют. Сахарская линия Бискра — Тугурт существует, но пассажирского движения там нет, попадание на товарняк представляется проблематичным.
В последнее время железные дороги стали улучшаться. Появились быстрые дальние поезда с кондиционером (autorail), но старых душегубок (французские вагоны стального цвета с гофрированными бортами) еще хватает. В 2010 г. пустили пассажирский поезд Оран — Бешар. Расписание для того, чтобы ехать и смотреть в окошко не сильно годится: выходит вечером из Орана, а приходит в Бешар рано утром, обратно такая же ситуация. Смысл в этом, конечно, есть, так как autorail на этой линии пока не ожидается, а в обычном вагоне летом можно просто не доехать, по пустыне-то днем.
Поездов в Тунис нет. Есть вариант доехать из Сук Араса до тунисской границы на пригородном дизеле (ходит один раз в день рано утром), перейти границу пешком, а потом сесть на поезд уже в Тунисе в Гардимау, но проще уехать на такси из того-же Сук Араса или Аннабы. В Марокко поездов нет.
Расписание — это часто листочек А4 на арабском языке, поэтому полезно знать хотя бы написание нужного вам города. Расписание на сайте SNTF (алжирские железные дороги) — полный бред, даже не смотрите. Если вы пришли, а поезда нет, ничего страшного, опоздать может и на 1,5 часа, поспрашивайте у народа.
Поезд стоит дороже автобуса, но идет быстрее, например из Алжира в Оран — 4.5 часа.
Автобусы
Главное средство передвижения алжирцев. Они весьма дешевы, примерный расчет — один динар за один километр. На направлении Алжир — Аннаба, где в горах могут прятаться террористы, автобусы по ночам не ходят. На трассе автобусы не останавливаются и автостопщиков не вписывают.
Дороги и автостоп
Дороги повсюду хорошего качества. Траффик на большинстве трасс большой, это касается и главных трасс пустыни, но автостоп плох. Рекомендуется стопить на заправках и у кафе. В безлюдных местах стоять не надо по соображениям безопасности. В пустыне автостоп имеет свою специфику. Дело в том, что в пустыне никто не живет и расстояния между населенными пунктами достигают нескольких сот километров. Надо обязательно убедиться, что машина не свернет на какую-нибудь нефтяную вышку, а довезет до обжитого места. Вообще имеет смысл брать машины только из одного города в другой, каким бы ни было расстояние, хоть 1000 км. Вообще слово «отостоп» или «стоп» в Алжире весьма популярно, его понимают все, включая ментов. В пустыне автостопом ездят и местные, поэтому каждая хорошая позиция будет заполнена «тюленями». Алжир — страна ментовская, поэтому один из самых удобных способов передвижения — ментостоп. Менты и жандармы часто сами будут предлагать вам помощь в добирании до всяких отдаленных мест. Если у них не получится поймать вам машину — они вас сами довезут.
Еда
В Алжире много вкусной и дешевой еды. Представлены арабская и французская кухни, причем французской еды больше. Хлеб — исключительно французские батоны. Пиццы, круассаны, омлеты, французские фри, эскалопы и т. д. Очень популярны сэндвичи с мясом и картошкой. Море всяких слоек. Цены таковы: сэндвич — 70-100 динар, кусок пиццы — 30, шаурма — 150, брошетт (маленькие шашлыки) — 150. Из супов есть лубия (фасолевый) и шурпа. А вот кускус почти исчез, в общепите его не готовят. Сладости еще лучше и дешевле. Чудесные пирожные и муссы в десятках разновидностей стоят по 15-25 динар за штуку. Бывает пахлава и другие арабские сласти. Любимый напиток алжирцев — кофе. Пьют черный и очень крепкий кофе в больших количествах. Обычный чай встречается редко. В пустыне популярен крепкий чай с мятой. Заметим, что алжирский общепит делится на две категории — рестораны и кафе. В ресторане — «серьезная» еда, в кафе — только кофе и пирожные. Самый хороший выбор пирожных — в patisserie, это кондитерские магазины, но там обычно есть столики.
Ночлег
Вписывают алжирцы неплохо, но на стопроцентную вписку нельзя рассчитывать. Если едете с дальнобойщиком — будете ночевать в кабаке за бесплатно. Ночлег на вокзалах в Алжире невозможен, так как все они (и ж/д, и автобусные) закрываются на ночь, и в них нет залов ожидания. В городах типа Сетифа, куда ночью приходит поезд, вокзал открывается за час перед поездом, а потом закрывается опять. Палатку поставить несложно, но лучше отойти подальше от населенных мест и от трассы, чтобы избежать ограбления. Отели в стране плохи и недешевы. Часто попадается номер без батареи и вентилятора, где нельзя высушить вещи. Конура без душа стоит 7 баксов, в столице 10. Еще есть система молодежных общежитий. Общежития обычно пустынны, койка стоит 100 динар.
Попадание
Попасть в Алжир весьма нелегко из-за закрытых границ и запретов на передвижение по стране. Из Москвы в столицу летает самолет компании Air Algerie. Летает он раз в две недели и стоит дорого — 600 баксов в один конец. Дешевле добраться с пересадкой в Париже или Милане. Компания Alitalia летает через Милан за 500 евро в один конец.
Паромы из Алжира и Орана ходят во Францию и Испанию. Цены неизвестны. В Марокко, Тунис, Ливию пассажирского водного транспорта нет.
Единственная сухопутная граница, которая проходится беспроблемно — с Тунисом. Известны два перехода. Переход Гардимау — Эль-Мимун совершенно пустынный. Пропускают спокойно, но очень много формальностей на алжирской стороне. В пограничной деревне есть римские руины. Переход под Эль-Уэдом гораздо более оживленный, но там нельзя перейти без гида. Если за вами не приехал гид на границу — вас подержат в ментовке, пока не приедет гид, нанятый ментами. Он попросит у вас много денег за то, чтобы сопроводить вас в Бискру — ближайший город, где гид не обязателен. Будете упираться — вас вернут в Тунис. Видимо, есть и другие переходы с Тунисом, их суть неизвестна.
Граница с Марокко закрыта с 1984 года. По поводу нее ходят самые разные слухи. Большинство людей говорит, что граница абсолютно закрыта и перейти через нее невозможно. Но есть и такое мнение, что иностранец, выписавший в полиции некую бумагу, может пройти через погранпереход Магния — Уджда. К сожалению, эта информация никем не проверялась. В любом случае, планирующим пройти вокруг Средиземного моря будет удобнее идти по Магрибу с запада на восток, имея многократную шенгенскую визу на случай облома. Самолетом попадание в/из Марокко довольно дорого. Есть только два рейса: Алжир — Касабланка и Оран — Касабланка. Последний дешевле, выполняется авиакомпанией Royal Air Maroc и стоит 18000 динар (полный) или 14000 (по молодежной скидке).
Границы с Нигером и Мали открыты (трассы Таманрассет — Агадес и Адрар — Гао), но для вольного путешественника они неполезны ввиду законодательных ограничений на передвижение по алжирской пустыне. Если вы въезжаете из Нигера / Мали, то вас тоже не пропустят в страну без гида. К тому же, граница с Мали ненадежна и периодически закрывается.
Граница с Мавританией весьма таинственна. Путешественники проезжают там крайне редко, но все же известны случаи успешного прохождения. Следует помнить, что пограничный район контролируется полутеррористическим фронтом Полисарио.
Граница с Ливией под Эль-Бормой открыта и там есть траффик.
Информация и связь
Повсюду есть телефонные кабины с выходом на межгород, цены божеские. Интернет повсеместен и дешев, порядка 20 динар в час. Качество связи бывает разным. Книжных магазинов довольно много, все книги в них арабо- или франкоязычные. Карту страны купить несложно. А вот путеводителей по Алжиру не издавалось уже очень давно. Самый новый — это путеводитель из серии Guide Bleu на французском языке, он издан в 1988 году, не содержит карт, но может пригодиться за неимением лучшего. Вот только в самой стране его не найти. В интернете тоже про Алжир почти ничего нет.
Безопасность
Теперь о грустном. Алжир — одна из самых опасных стран мира. Мешать вам будут как гопники, так и менты.
Гопники представлены недобитыми террористами и просто бездельной молодежью, которая берет с террористов пример. Основные проблемы для вольного путешественника связаны с мелкой преступностью (крупная также является большой проблемой, но вас затронуть не должна), которая растет с каждым днем из-за огромной безработицы. Особую проблему представляют крупнейшие города страны — Алжир, Оран, Константина, Аннаба. Но в больших городах куча всяких интересностей, поэтому бежать бегом оттуда не надо, а просто соблюдать определенные правила: фотик, мобильный и деньги не носите на поясе или во внешних карманах, не гуляйте с рюкзаком, перемените бриджи и туристические ботинки на что-то более цивильное, избегайте районов бидонвилей (трущоб), при входе в конфликтные районы заранее изучите маршрут быстрого отхода и расположение полицейских участков. Так как гопники обычно начинают драку, боднув в лицо головой, то в случае, если конфликта избежать не удалось, держите дистанцию. В драке отбиться вполне реально, так как особой храбростью они не отличаются, но при отходе оглядывайтесь. С ножом тоже могут прыгнуть, тут все зависит от вашей подготовки, но основной совет — бегите. В пустыне бандитов меньше.
Менты в Алжире представлены двумя разновидностями — собственно полиция и жандармерия. Жандармерия — это армейское подразделение, но оно выполняет полицейские функции вне населенных пунктов. И менты, и жандармы ведут себя вежливо, взяток не вымогают, но очень любят проверять документы, а общение с ними способно любого вывести из себя, потому что они постоянно задают идиотские вопросы, читают вслух информацию со всех виз в вашем паспорте и делают все очень медленно. И все-таки на севере страны из-за развития бандитизма менты скорее помогают, чем мешают. Другое дело — пустыня.
В 2001 или 2002 году правительство Алжира решило на манер Ливии закрыть пустыню (то есть почти всю страну) для самостоятельного передвижения иностранцев. Чтобы попасть в пустыню, путешественнику нужен гид от официально зарегистрированного турагентства. Гиды обитают в столице и городе Гардая. Им запрещено передвигаться на автобусах, поэтому для человека без машины гид от Гардаи до границы с Нигером будет стоить примерно как самолет (больше 300 евро). Можно попытаться проникнуть нелегально. Мало кто из жандармов (именно в их компетенцию входит слежка за иностранцами) знает закон, поэтому вас вряд ли развернут на первом же посту. Но если вас поймают — скорее всего попытаются депортировать в Тунис через Эль-Уэд, это у них стандартный порядок. Границы «официальной пустыни» — то есть райoна, куда нельзя без гида — таковы: в центре — все, что к югу от Гардаи, на востоке — все, что к югу от Бискры, на западе — неизвестно.
Северный Алжир
Столица
По-французски — Алжер, по-арабски — Аль-Джезейр. Чтобы избежать путаницы с названием страны, алжирцы обычно называют город: «Ля Капиталь». Крупнейший город страны, население более миллиона. Город расположен амфитеатром вокруг бухты. Ориентация проста, потому что по мере удаления от моря вы будете идти в гору и море видно почти из каждой точки города. В самом центре находится главпочтамт (grande poste), это самое красивое здание города и место, вокруг которого забивают стрелки. От него отходит центральная улица Дидуш-Мурад, где находятся дорогие магазины и рестораны, там же — самые хорошие книжные. Над Дидуш-Мурад — райoн посольств. К северу от центра будет старый город, к югу — ж/д вокзал и автовокзал. Дешевые отели находятся в старом городе и его окрестностях, качество их очень плохое. Рядом с Дидуш-Мурад есть небольшой и довольно дешевый базар. Еще более дешевые шмотки — к юго-западу от южного ж/д вокзала, там же обитают менялы.
Городской транспорт представлен большими автобусами. Они хорошего качества, ходят не слишком редко, но имеют мало остановок. Проезд стоит 15 динар. С ж/д на автовокзал можно доехать электричкой, которая ходит примерно раз в полчаса. В 2011 г. открылось настоящее подземное метро, пока там всего 10 станций.
Железнодорожных вокзалов два — северный и южный. Южный полезнее, оттуда уходит больше поездов. Вокзал очень маленький, зала ожидания нет. Автовокзал Алжира — это местный центр цивилизации, там множество магазинов и кафе. Специального зала ожидания тоже нет, на ночь вокзал закрывается. Билеты, продаваемые на этом вокзале, похожи на самолетные. Система пропуска в автобус — тоже как в аэропорту, только чуть проще. Автобусы в южном направлении идут только до Гардаи, Эль-Уэда и Хасси-Мессауда, а едущие в Адрар, Таманрассет, Иллизи и Тиндуф должны делать пересадку. Автовокзал находится далеко от центра, у главной трассы на Аннабу и Гардаю. В центр можно попасть автобусом или электричкой. Аэропорт Хуари Бумедьенна находится в 25 км к юго-западу от центра, туда ходит автобус. Морской порт находится в самом центре города, его свойства неизвестны.
В Алжире представлены многочисленные посольства, но виз других стран в Алжире никто из нас не получал. Российское посольство вольному путешественнику малополезно, со впиской не помогает, в городе никого и ничего не знает. Хотя откровенной враждебности там тоже нет. Находится посольство вместе со многими другими в квартале непосредственно к западу от Дидуш-Мурада.
В плане интересностей Алжир — довольно бедный город, ничего особо красивого тут нет, хотя в целом все довольно приятно и ухоженно. Сохранился старый город, но туда лучше не соваться по соображениям безопасности. На горе к юго-западу от центра стоит огромный и уродливый мемориал мучеников. Рядом с посольствами — национальный музей Бардо.
К сожалению, Алжир — один из самых опасных городов мира. Здесь нередко случаются кражи, ограбления и убийства. К тому же, в городе очень мало европейцев, и о вашем приезде скоро узнает весь преступный мир, который уже давно мечтает пограбить белого человека. Если у вас нет дел в городе — не приезжайте сюда, если есть дела — сделайте их и уезжайте. Если есть спутник — не ходите в одиночку. Рюкзаки надо сразу куда-нибудь положить — в отель, на вписку или в камеру хранения автовокзала. Не заходить в безлюдные места и регулярно оглядываться по сторонам — нет ли слежки. Стараться идти по центру улицы, к домам не прижиматься. Особо опасны райoн старого города и ж/д вокзала, также не надо ходить вдоль большой трассы, идущей на юг — например, до автовокзала из центра лучше ехать на автобусе.
Константина
По-арабски: Куснатына. Третий город страны, расположен в горах на северо-востоке. Город известен с римских времен, но ничего с тех пор не сохранилось. Город очень красив благодаря уникальному природному положению на стыке двух глубоких каньонов. Каньон, известный как «провал Константины», проходит прямо через центр города. Он состоит из трех ярусов. В верхний несложно спуститься из города, там разбит парк, в средний залезть чуть сложнее, а нижний, непосредственно под которым протекает речка, из города недоступен. По нему идет маленькая тропка, чтобы попасть на нее, надо выйти из города. Каньон изобилует пещерами и натуральными арками.
Исторических памятников в городе хватает, основными являются мосты (мост Эль-Кантара вообще построен римлянами, но, конечно, перестраивался и расширялся). Довольно забавен пешеходный мост, который ведет от района вокзала к улице Бен Мхиди в районе медресе, однако из старого города на него надо спускаться либо на лифте (не факт, что не застрянет) либо шагать по жутко вонючей и грязной лестнице несколько этажей. К посещению рекомендуется мост Сиди Мсид (символ города), откуда далее можно пройти к памятнику павшим, который поставили французы, виды там изумительные. Мост Сиди Рашид огромный, но по нему сильное движение и гулять там не особо приятно. Есть еще мост дьявола, но он скромный и расположен в нижней части города и туда надо прилично идти от Сиди Рашида вниз. До недавнего времени рядом с ним были трущобы квартала Бардо (по нему из центра туда и входили), но тут их снесли, поэтому стало относительно спокойно.
В городе сохранился дворец последнего турецкого наместника Константины, там сейчас музей. Пройти туда можно по улице Дидуш Мурада (бывшая улица Франции), если идти от мэрии, то через несколько кварталов за бывшим кафедральным собором (сейчас мечеть) налево. Также в городе сохранился уникальный квартал Souika, который признан ЮНЕСКО всемирным достоянием. К огромному сожалению, единственный квартал, где сохранились здания дофранцузской эпохи(то есть до 1830 года) разрушается прямо на глазах, но все-же вы можете получить представление как жили в Алжире до французов. Район несколько конфликтный, поэтому читайте внимательно раздел «Безопасность». Кроме того, в городе есть красивый университет, а на самой высокой точке стоит триумфальная арка.
Отели Константины по качеству лучше, чем в других городах страны. Ж/д вокзал находится ряадом с провалом. Железная дорога в Константине — чудо инженерной мысли, сразу после вокзала начинается огромный туннель, который пересекает весь город. Трасса Алжир — Аннаба проходит к югу от центра, на ней стоит автовокзал, рядом с автовокзалом дешевая общага. Выездов на Батну два, более быстрым считается западный. Однако, выходить из города пешком не стоит, в пригородах Константины много гопников.
Аннаба
Ударение на первый слог. Четвертый город страны, находится на крайнем северо-востоке, курортный центр. Летом народ приезжает сюда со всего Алжира купаться на море.
Город, получивший при французах прозвище «la Coquette», сейчас стал столицей гопников. Объяснение этому очень простое. При французах в городе жило очень много европейцев, от этого его классический европейский вид. После 1962 года в город со страшной силой хлынул поток переселенцев из депрессивных внутренних областей. Так как жилья на всех в Аннабе катастрофически не хватает, то народ стал строить трущобы везде, где только можно и нельзя. Близость границы с Тунисом и побережье сделало Аннабу центром контрабанды, что тоже не улучшает ситуацию с преступностью.
Несмотря на весь негатив, посетить город можно. Прогуляйтесь по бульвару Революции (главная улица города), выпейте там стаканчик шербета в летнем кафе, сходите на набережную, съездите в базилику Святого Августина. Старый город сохранился. Это тот островок, где жили арабы при французах. Структура типична для османских городов, остались старые жилые здания и мечети, есть что посмотреть, но все рушится. Старый город начинается сразу за мэрией, можно попасть от порта, есть еще вход через мост над бульваром Виктора Гюго со сторону больницы. Развалины римского города Хиппо Региус, где жил Блаженный Августин, находятся к юго-западу от центра. Развалины малоинтересны. К тому же, на руинах водятся гопники. Недалеко, на холме стоит большая католическая базилика Св. Августина, построенная французами в XIX веке. Ее отлично видно почти из любой точки города. Церковь довольно красивая, построена в эклектическом стиле. Порт и ж/д вокзал находятся в самом центре города.
Во время оно на металлургическом комбинате Аннабы работало немало русских специалистов. Этим объясняется наличие русскоговорящих людей, а также генконсульства РФ. Оно находится у моря, к западу от центра, и очень радушно принимает путешественников. В пригороде Аннабы есть небольшой городок Дреан, знаменитый тем, что там родился писатель Альбер Камю.
Тимгад
Крупнейший из римских городов Алжира. Находится чуть в стороне от трассы Батна — Тебесса, в 40 км от Батны. Руины огромны, по ним можно бродить часами. К сожалению, сохранился город не очень хорошо, потому что многие постройки местные растащили на камни, а французы помогли. Из того, что осталось, красивее всего триумфальная арка и амфитеатр. Знатоки латыни найдут много камней с надписями. Пейзаж живописный, с полупустынной растительностью и горами с заснеженными вершинами. Вход стоит 20 динар. Во время войны повстанцы захватили город и разграбили музей, который с тех пор закрыт. Новый город довольно симпатичный, с декоративными колоннами и арками.
По соседству с Тимгадом, на той же трассе в 20 км от Батны, есть еще одни руины небольшой крепости. Уцелели только башня, триумфальная арка и храм, но сохранность лучше, чем в Тимгаде. Посмотреть на все это можно прямо с трассы.
Джемила
Еще один римский город. При римлянах назывался Куйкуль. Находится в 30 км к северу от торгового города Эль-Ульма, что на трассе Алжир — Константина. Траффик на Джемилу очень маленький, лучше взять маршрутку от Эль-Ульмы. Руины сохранились лучше, чем в Тимгаде, но они меньше и не столь живописны. Вход стоит 20 динар. Музей Джемилы открыт, там есть огромных размеров мозаики, но фоткать строго запрещено.
Мзаб
Исторический район на северном краю пустыни вокруг города Гардая. В XIX веке был независимым государством. Состоит из семи оазисов. Население принадлежит к секте ибадитов, сохраняет традиционный образ жизни и занимается в основном торговлей. Народ в Мзабе дружелюбен и преступности здесь почти нет.
Гардая — крупнейший город Мзаба. Хорошо сохранился старый город, в центре которого находится большая мечеть интересного архитектурного стиля. Официально по старому городу туристам нельзя ходить без гида, но за неимением туристов этого никто не проверяет. В горах над городом есть небольшая деревня, откуда открывается хорошая панорама, а на кладбище есть несколько красивых могил. У выезда на Уарглу — форт Гардаи, бутафорская крепость, построенная несколько лет назад, очень фотогеничная. В Уаргле, кстати, строят такую же. Автовокзал находится в самом центре города. Вокруг него тусуются таксисты и туроператоры и кричат: «Эль-Голеа! Ин-Салах! Таманрассет!» Если вы хотите ехать в сторону Таманрассета — договоритесь с ними, это будет недешево, но в других местах — еще дороже, а автостопом или на автобусе — незаконно. Офисы турагентств расположены рядком вдоль реки к северу от автовокзала.
Эль-Атеуф — это самый старый и самый маленький город Мзаба, там сохранилась одна мечеть необычного стиля. Находится в 10 км от Гардаи.
Бени-Исген — святой мусульманский город, там тоже есть мечети и мавзолеи, но немусульманам нельзя входить без гида, а также нельзя оставаться на ночь.
Хасси-Рмель
Городок газовиков в полупустыне в 100 км к северу от Гардаи и в 15 км к западу от трассы. Под Хасси-Рмелем расположено самое крупное в мире месторождение газа. Соответственно, город чистый и богатый, есть даже международный аэропорт. Достопримечательностей нет, не считая нескольких газовых «факелов».
Эль-Уэд
Город на востоке страны, знаменитый своим архитектурным стилем. В центре города множество аркад и прямоугольных зданий с круглыми куполами. В окрестностях Эль-Уэда тоже этот стиль попадается.
Пустыня Сахара
Алжирская часть пустыни Сахара — самая большая и, пожалуй, самая интересная. К сожалению, путешествовать там вольными методами стало почти невозможно после того, как алжирские власти обязали иностранных туристов брать гида, и не абы какого, а только из аккредитованной алжирской турфирмы. Тусуются эти гиды в городе Гардая, куда можно попасть свободно. Если вы все-таки решили проникнуть в пустыню нелегально — купите туарегскую тряпку и замотайте ей лицо, это может помочь против постовых жандармов. Ловить иностранцев за безгидовость могут только жандармы, но не полицейские. Жандармы работают только на трассах, так что по городам можно ходить спокойно. Если поймают — пошлют в столицу или в Тунис. Как только поймете, что вас сразу не отпустят — доведите до них, что в Тунис вас не впустят без визы, а на границе визу тунисцы не ставят. Крайне не рекомендуется ездить автостопом: если вы попадетесь, драйверу тоже придется несладко.
Прочие меры безопасности таковы: не отходить более, чем на 5-7 км от населенных пунктов, не заниматься самоходством, не ставить палатку на низменностях (ночью может совершенно неожиданно пойти сильный дождь и вы утонете). Вас будут пугать террористами, но сейчас их в пустыне нет, да и на местные машины они не позарятся. Крупных хищников в пустыне нет вообще. Ядовитых тварей немного: два вида гадюк и три вида скорпионов (из них только один смертельно ядовит). Ядовитых пауков нет.
Климат довольно приятный, перепады температур воспринимаются легко из-за сухости.
Людей и поселений в пустыне очень мало. Среднее расстояние между городками — 500—700 км, но благодаря отличным дорогам и отсутствию ограничителей скорости машины проскакивают эти расстояния очень быстро. Деревень нет вообще — только поселения вокруг заправок и ресторанчиков, где живут в основном негры. В нефтеносных районах в восточной части пустыни много рабочих поселков. Иностранцам въезд туда строго запрещен. Они очень современные, просторные и ухоженные.
Ландшафты пустыни бывают трех видов — эрг, рег и хаммада. Регом является 70 % площади Сахары. Это каменистая пустыня, в которой нет ничего — только щебенка, покрытая тонким слоем песка. Эрг — это песчаная пустыня — море из песка с гигантских размеров дюнами. В Алжире около десятка эргов, самые крупные — Большой Восточный и Большой Западный. Постоянная жизнь в эрге невозможна, дома очень быстро заносит песком. Хаммада — скалистая пустыня, в Алжире встречается у марокканской границы, близ Бешара.
Пустынные трассы
Дорог в пустыне весьма немного. Большая часть размеченных на карте дорог — это совершенно убитые писты (так в Сахаре называются песчаные колеи), по которым проезжает одна машина в неделю. Но случаются и хорошие асфальтовые дороги.
- Трасса № 1: Алжир — Гардая — Ин-Салах — Таманрассет — Ин-Геззам — Нигер (на Агадес). Она же — Хоггарская трасса. Асфальтова вплоть до Таманрассета, в Нигере асфальт начнется в Арлите. Оптимальный маршрут для попадания в Таманрассет.
- Трасса № 3: Бискра — Туггурт — Хасси-Мессауд — Ин-Аменас — Иллизи — Джанет — Нигер (на Бильму). Асфальт до Джанета, хороший траффик. Лучший способ попасть в Джанет. Трасса неудобна тем, что проходит через нефтеносную область Иллизи, для которой нужен пермит и где легче могут зацапать менты. Неизвестно, чтобы кто-то проникал в Нигер этим путем - вряд ли там есть официальный переход.
- Трасса № 54: Бордж-Умар-Дрисс — Таманрассет. Ответвляется от трассы № 3 в маленьком поселке посреди пустыни. Асфальтова. По расстоянию это самый короткий путь в Таманрассет, но не рекомендуется из-за отсутствия траффика (на трассе нет ни одного города), к тому же трасса тоже проходит через область Иллизи.
- Трасса № 49: Гардая — Уаргла — Хасси-Мессауд. Соединяет трассы № 1 и № 3. Асфальт, хороший траффик.
- Трасса № 53А: Хасси-Мессауд — Эль-Борма — Ливия. Асфальт, траффик.
- Трасса № 53: Хасси-Мессауд — Дебдеб — Ин-Аменас. Из Хасси-Мессауда в Ин-Аменас и Джанет едут по трассе № 3, а не здесь. Участок от Дебдеба до перекрестка с № 3 асфальтов, но почти без машин.
- Трасса № 55: Бордж-Эль-Хаусс — Таманрассет. Единственный путь из Джанета в Таманрассет. Асфальта тут нет, особого траффика тоже, но ходит автобус.
- Трасса № 6: Маскара — Бешар — Адрар — Бордж-Мохтар — Мали (на Гао). Она же — Танезруфтская трасса. Единственный путь из Алжира в Мали. Асфальт кончается не то в Адраре, не то в Реггане. Качество писты здесь, как говорят, лучше, чем на Хоггарской трассе. В Мали асфальт начинается в Гао, а если едете в Тимбукту — то не увидите асфальта после Адрара.
- Трасса № 50: Бешар — Тиндуф — Мавритания (на Бир-Могрейн). Ничего про нее не известно, но вроде бы до Тиндуфа должен быть асфальт. В Мавритании асфальт начнется не раньше Шума.
Уаргла
Крупный, но малоинтересный город. На выезде из города в сторону Хасси-Мессауда стоит полицейский пост, где не просят гида, зато проверяют пермиты. Пермит можно получить бесплатно и быстро (за пару часов) в комиссариате в центре Уарглы. Он действителен для всей области Иллизи (это весь восток алжирской пустыни), но для жандармов не является оправданием отсутствия гида. Алжирцам эти пермиты тоже нужны.
Хасси-Мессауд
Крупный город нефтяников. Название читается как «Хасси-Мсод». Город современный, ничем не знаменит, но здесь крупный транспортный узел — международный аэропорт и обязательная пересадка для едущих с севера в Ин-Аменас, куда ходит один автобус в день.
Национальный парк Тассили-Н’Адджер
Находится под Джанетом. Это горный хребет, где влажность несколько больше, чем в пустыне. Тут сохранились уникальные растения и животные, которые раньше водились по всей Сахаре — сахарский кипарис, даман и пр. Также известны уникальные скальные формации в виде дуг, некоторые из них находятся недалеко от Джанета.
Таманрассет
Крупный город (80 тыс.) в самом центре пустыни Сахара. В этот святой город российские вольные путешественники пока не попали, и это очень жаль, потому что про него говорят, что он находится в очень красивых горах Хоггар (они же Ахаггар), а население состоит почти полностью из туарегов. Также в Таманрассете находится выдающее визы консульство Нигера.
Адрар
Крупный город, административный центр западной части алжирской пустыни. Говорят, что ландшафт вокруг Адрара довольно красив, в особенности оазис Тимимун.
Тиндуф
Город у границы с Мавританией. В 1975 году, после захвата Западной Сахары марокканцами, алжирские власти разместили в Тиндуфе беженцев. Также там находится штаб-квартира фронта по освобождению Западной Сахары «Полисарио». Говорят, что именно Полисарио, а не алжирские власти контролирует город и вообще это место стремное. Не знаем, не были.
Ин-Салах
Городок на таманрассетской трассе. Известен тем, что его пересекает движущаяся дюна, которая то засыпает одни дома, то открывает другие.
Большой Восточный эрг
Крупнейший песчаный массив в мире. Начинается под Уарглой, идет на 1000 км на юг и еще дальше на восток, уходит в Ливию и краешком задевает Тунис. Через эрг проходят трассы № 3 и № 53. Песчаных дюн много и они очень высокие. Обязательно посмотрите.
Большой Западный эрг
Тянется полосой от Эль-Голеи до Бени-Аббеса. Хотя этот эрг меньше Восточного, в нем самая большая в Сахаре концентрация песка на единицу площади. К сожалению, в Западном эрге так много песка, что в нем нет ни одного поселения и через него не проходит ни одна дорога, поэтому единственный способ туда попасть — арендовать джип в Эль-Голее или Тимимуне.