Таиланд
![]() | Предмет этой статьи подробно изложен в практическом путеводителе «Путешествуем сами: Таиланд». Часть информации из статьи была взята из этого путеводителя по разрешению от правообладателей. Подробнее о книге см. на сайте серии. |
Таиланд является одной из наиболее туристизированных стран мира. Тем не менее, здесь, в отличие от Туниса, Египта и ОАЭ, комфортно приходится не только пакетникам, но и самостоятельным путешественникам. Причины тому — простая визовая политика, отсутствие законодательных ограничений на перемещение, низкий уровень цен, отлаженность инфраструктуры, хорошие дороги и адекватное отношение местного населения к приезжим. Относительно юго-восточного региона Таиланд является средней по материальному достатку и ценовому уровню страной: явно беднее, чем Россия, страны Запада и даже соседняя Малайзия, но при этом гораздо цивильнее, чем Индия, Камбоджа или Индонезия.
Хотя обычно в Таиланд едут ради пляжей, тут немало интересного и вдали от моря. «Знаковые» достопримечательности вроде Ангкора в Камбодже или Джорджтауна в Малайзии, в стране отсутствуют, но зато здесь очень большой уровень насыщенности местами более мелкими, но тоже весьма интересными — они тут попадаются каждые 10-20 км. Даже в одном Бангкоке можно с интересом провести пару недель, а сколько-то полное исследование тайской провинции займёт 2-3 месяца. Главная же достопримечательность Таиланда — сама местная жизнь с её очень особенным смешением традиционно-азиатских, ультрасовременных и чисто тайских особенностей.
Содержание
- 1 Природа и климат
- 2 История
- 3 Народы, языки, религии
- 4 Визы
- 5 Попадание
- 6 Транспорт внутри страны
- 7 Деньги и цены
- 8 Ночлег
- 9 Еда
- 10 Покупки
- 11 Достопримечательности
- 12 Пляжи
- 13 Безопасность
- 14 Информация
- 15 Связь
- 16 Прочее
- 17 По стране
- 18 Ссылки
Природа и климат
Большая часть Таиланда — это плоская равнина, засеянная рисом. Страна населена очень плотно, повсюду попадаются населённые пункты разных размеров. На севере и западе страны имеются горы, население там гораздо более редкое, кое-где сохранилась дикая природа в виде почти непроходимых джунглей. Отдельные невысокие горные хребты имеются и в других частях страны — например, почти весь юг покрыт скалистыми горными образованиями. На юге и востоке есть весьма длинное морское побережье с многочисленными пляжами и островами. Все тайские острова — гористые, коралловых атоллов в стране нет. Крупнейшие реки — Меконг на границе с Лаосом и Чао-Пхрая, на которой стоят многие крупные города Северного и Центрального Таиланда, включая Бангкок.
Погода в Таиланде почти всегда жаркая и влажная, круглый год стоит температура около +30. Прохладно (до +15) бывает только на севере и северо-востоке в декабре и январе. Снега нет нигде. Самая жаркая погода на большей части страны стоит в весенние месяцы — до +40 в удалённых от моря регионах. На юге сезонных различий нет. Сезон дождей случается летом (июнь — сентябрь), больше всего дождя выливается на Андаманском побережье и на островах востока страны. Во время сезона дождей температура несколько падает, сильный дождь идёт почти каждый день по 1-2 часа.
История
Долгое время Таиланд входил в состав Ангкорской империи, а основную часть населения составляли моны. Собственно тайцы заселили Таиланд около XIII в., тогда же началась и тайская государственность. В средневековье Таиланд поддерживал контакты с Индией, индийская культура оказала серьёзное влияние на тайскую. После разорения бирманцами тогдашней столицы Аюттхаи в 1767 г. к власти пришла ныне правящая династия Чаккри. Благодаря разумной политике короля-реформатора Рамы V Таиланд в конце XIX в. смог отстоять свою независимость от колониальных держав.
В 1932 г. произошёл переворот, в результате которого король был отстранён от власти и стал церемониальной фигурой, а у власти оказались военные. Во Второй мировой Таиланд официально воевал на стороне Японии, но реально не принимал участия в войне. Во время Холодной войны Таиланд был последовательным союзником США, принимал участие во Вьетнамской войне.
Начиная с 1990-х годов и по 2013 год страна постепенно демократизировалась, проводились демократические выборы. Тем не менее, иногда, особенно в центре Бангкока, случаются народные волнения и крупные демонстрации, в последний раз это произошло в 2010 г. Короля зовут Рама IX или Пхумипхон, он уже очень стар и пользуется в народе огромным уважением, его портреты можно увидеть на каждом шагу. В 2014 г. произошел военный переворот, деятельность политических партий запрещена.
Экономическое положение
Экономически Таиланд — аграрная страна, крупнейший в мире экспортёр риса. Экономика растёт уверенными темпами, хотя и несколько медленнее, чем в Китае. По уровню ВВП на душу населения Таиланд на 4-м месте в ЮВА после Сингапура, Брунея, Малайзии, на 2013 г. примерно на одном уровне с Белоруссией, серьёзно опережает другие страны Индокитая и большинство стран СНГ. Имеется сильная неравномерность в доходах: Бангкок и курорты по доходам населения к 2013 году сравнялись с российскими городами вроде Самары и Челябинска, а крестьяне в провинции влачат полунищее существование.
Полезные ископаемые в Таиланде практически отсутствуют.
Народы, языки, религии
Таиланд — в целом моноэтническая страна, тайцы составляют 95 % населения. Крупнейшие нацменьшинства — малайцы на юге страны и китайцы в крупных городах. В горах на севере страны живут различные полудикие нацменьшинства, так называемые hill tribes.
Единственный государственный язык — тайский, он же самый полезный язык в Таиланде, на нём разговаривают представители всех местных национальностей. По грамматике похож на китайский язык: много коротких односложных слов, но есть и длинные, заимствованные из Индии. Как и в китайском, есть тона, то есть одно слово, произнесённое с разной интонацией, будет иметь разные значения. Записывается язык тайскими буквами, похожими на индийские. Алфавит сложный, 76 букв и много хитрых правил чтения. Но выучить его на базовом уровне всё-таки весьма рекомендуется, чтобы разбирать маршруты автобусов и поездов (они не всегда дублируются латиницей). Бывают и тайские цифры, но используются они редко. Сам язык непрост для изучения, но в стране продаётся много учебников и разговорников. Ударение в большинстве тайских слов ставится на последний слог.
По-английски тайцы говорят гораздо лучше, чем китайцы, но гораздо хуже, чем малайзийцы. Англоязычных вывесок много, особенно в туристических местах. В принципе с английским можно достаточно беспроблемно ездить по стране, но на длинные разговоры на английском можно не надеяться: тайцы знают только самые базовые слова.
Русский язык встречается только там, где много русских туристов и экспатов: Паттая, Пхукет, Самуй.
По религии почти все тайцы — буддисты. В стране несколько тысяч буддийских монастырей: по несколько штук в каждом городе, да и в деревнях встречаются. Заходить в храмы, общаться с монахами, фотографировать — можно. В зданиях монастыря надо снимать обувь и головной убор. Женщины не должны прикасаться к монахам никогда. Больше каких-то особых религиозных правил нет. У буддизма тайского толка есть довольно много отличий от более известного в СНГ тибето-монгольского, что заметно, среди прочего, в убранстве храмов.
Кроме буддизма, широко распространён анимизм в виде поклонения духам умерших, духам зданий, духам деревьев и т. п. Рядом с каждым сколько-то крупным домом стоит так называемый домик для духов — игрушечное здание в виде тайского храма в миниатюре, стоящего на постаменте. Перед ним имеется алтарь, куда тайцы ставят еду и напитки, которыми должны питаться духи.
Юг Таиланда, населённый малайцами — преимущественно мусульманский. Из других религий имеются буддисты китайского толка, индуисты и сикхи, христиан почти нет.
Менталитет людей
По национальному характеру тайцы близки к китайцам и японцам. Они бесконфликтны, вежливы, бесстрастны, боятся «потерять лицо», то есть проявить какую-то сильную эмоцию на публике. Также к достоинствам тайцев можно отнести умение работать сообща и чистоплотность. Недостатки тайцев — невысокая сообразительность, особенно в провинции, и некий пофигизм, нежелание возиться с чужими проблемами. Этот же пофигизм, правда, может быть и полезен: никто не будет приставать, кричать «хеллоу», пытаться навязать какую-то услугу «ради вашей безопасности». Тайцы в принципе довольно добродушны, без проблем могут накормить, подвезти и т. д., это у них называется «сделать заслугу», но всё это очень ненавязчиво: редко кто предложит помочь, если не просить. Женщины в Таиланде вполне эмансипированы и ведут себя свободно.
Категорически нельзя кричать на тайцев: здесь, в отличие от стран Ближнего Востока и Индии, крик означает «потерю лица» и приводит к противоположному эффекту — тайцы перестают обращать внимание на человека, «выключаются» из общения.
Визы
Официально Таиланд безвизов для граждан России, совершающих туристическую поездку на срок до 30 дней. На практике иногда могут проверить наличие обратного авиабилета, причём как в аэропорту, так и на наземном переходе. Если нет обратного билета, по закону нужно делать туристическую визу. Штампы в случае безвизового въезда ставятся на 30 дней. Штамп можно продлить на 7 дней в иммиграционном бюро любого города за 1900 бат. Загранпаспорт должен действовать по крайней мере 6 мес. на момент въезда в страну.
Гражданам Украины, Казахстана и стран Прибалтики требуется виза, но её можно получить на границе на срок 15 дней. Для этого требуется показать обратные билеты в течение этого времени, а также «показные деньги» в размере 700 долларов с человека. Гражданам прочих стран СНГ визу надо делать заранее.
В отношении граждан развитых стран (большинство стран ЕС, США, Израиль) действует следующий порядок: при безвизовом въезде ставится штамп на 30 дней в аэропортах или 15 дней на наземных и морских переходах. Россияне получают 30 дней вне зависимости от того, где был произведён въезд.
Список необходимых документов на туристическую визу зависит от консульства. В Москве просят справку с работы и выписку с банковского счёта либо справку о покупке трэвел-чеков на 700 долларов. В странах ЮВА зачастую требуются только паспорт, фотография и анкета. Лёгкими местами для получения тайской визы считаются Вьентьян и Саваннакхет (Лаос), Куала-Лумпур, Пинанг и Кота-Бару (Малайзия). Виза обычно выдаётся однократная на 2 мес. Двукратную визу ставят без проблем в Лаосе. В других странах для получения двукратной визы могут попросить авиабилеты на «промежуточный» выезд из страны. Стоит однократная виза 1000 бат, двукратная — 2000 бат.
На самой визе прописана последняя дата возможного въезда в страну (3 мес. со дня выдачи), а срок пребывания не прописан, он указывается пограничником на въездном штампе. Для туристических виз это 2 мес. Виза продляется за те же 1900 бат, что и штамп, но уже на месяц. Также в иммиграционном бюро можно сделать Re-entry permit, это такая бумажка, позволяющая один раз выехать из страны и вернуться назад, стоит 1000 бат. На наиболее популярных наземных КПП и в основных международных аэропортах Re-entry permit можно получить непосредственно перед выездом из страны.
За просрочку визы берётся штраф в размере 500 бат за день просрочки. Случаи, когда выезд произошёл после даты, указанной на визе в графе «Валидность», но до даты, указанной на штампе, просрочкой визы не считаются. Просрочка визы не влечёт за собой ограничений на дальнейший въезд в страну.
Интересно, что в Таиланде отсутствует правило, ограничивающее суммарное пребывание в стране по туристическим визам (до недавнего времени - и по безвизовым штампам). Ранее были известны люди, которые годами жили в стране, каждые 1-2 месяца катаясь на любой погранпереход на 1 день с целью получения нового штампа. Эта технология называется виза-ран, она может быть полезна для путешественника, если, например, хочется пробыть в стране дольше разрешённого безвизового месяца, а визу делать неохота. Однако с мая 2014 г. политика безвизового пропуска изменена, и рассчитывать на несколько безвизовых штампов с суммарным пребыванием более месяца-двух в течение одного года рискованно.
При въезде в страну все иностранцы должны заполнить миграционную карту, которая состоит из двух частей. Обе части надо заполнять сразу, но одну изымает пограничник, а вторую прикрепляют степлером к паспорту и изымают на выезде. Утеря второй половины миграционной карты ничем на карается.
Попадание
По воздуху
Бангкок — крупнейший авиаузел региона ЮВА. Сюда летают многочисленные самолёты из России, Европы, других стран ЮВА. Самолётом попасть в Таиланд дешевле, чем в другие страны региона. Реально можно улететь в один конец регулярным рейсом за 400 долларов, в два конца — от 600 долларов. На новогодние каникулы, как всегда, всё дороже и сложнее — покупать билеты надо не позднее октября, цены начинаются от 850 долларов в оба конца. Выгоднее всего лететь с пересадкой одной из арабских авиакомпаний (Emirates, Etihad, Qatar и др.) или через Китай (Air China, China Southern, China Eastern). Чартеры иногда бывают гораздо дешевле, особенно в октябре-ноябре и марте-апреле, но это как повезёт.
Тем, кому интереснее юг Таиланда, имеет смысл лететь на Пхукет — туда летают как напрямую из России, так и те же арабы со стыковками.
Из других стран региона в Таиланд летают бюджетные авиакомпании — лоукостеры. Азиатские лоукостеры обычно и выгоднее, и лучше качеством, чем европейские. Кроме Бангкока и Пхукета, лоукостеры выполняют международные рейсы в Чианг-Май, Хат-Яй, Краби. Наиболее популярные лоукостеры — это Air Asia [1] (летают в ряд стран региона), Cebu Pacific [2] (на Филиппины), Tiger Airways [3] (в Сингапур).
В 2013 г. лоукостеры из Таиланда летали в следующие страны: Мьянма, Камбоджа, Вьетнам, Гонконг, Макао, Китай, Филиппины, Малайзия, Сингапур, Индия, Индонезия. В Бангкоке для лоукостеров отведён специальный аэропорт Дон-Мыанг.
Аэропортовый сбор во всех тайских аэропортах входит в стоимость билета.
Аэропорт Суваннапхум
Главный аэропорт страны, куда прилетает большинство международных рейсов. По-английски пишется Suvarnabhumi. Находится в 35 км к востоку от Бангкока, до Паттаи чуть более 100 км. Терминал всего один, представляет собой современное здание из стекла. Вход в аэропорт свободный. Вай-фай бесплатный, но надо получить пароль в специальной будке, находящейся за погранконтролем. Курс обмена валют в аэропорту не сильно отличается от городского. Цены на еду в ресторанах завышенные, но имеются дешёвые минимаркеты на 3-м и 4-м этажах и в цоколе, а также недорогие рестораны в цоколе и фудкорт на 1-м этаже.
В Бангкок удобнее всего ехать на электричке, станция расположена в цоколе. Проезд до города на обычном поезде стоит 45 бат, на экспрессе — 90 бат. Такси в центр стоит примерно 300—350 бат, причём к тарифу счётчика требуется прибавить аэропортовый сбор 50 бат и ещё около 40 бат, если хотите объехать пробки по платной скоростной трассе. Городские автобусы отправляются не от пассажирского терминала, а от специального автовокзала, до которого ходит круглосуточный бесплатный автобус. В бэкпекерский район Кхао-Сан нет прямых автобусов, надо доехать на электричке до конечной станции Phaya Thai, а там пересесть на автобус 59 или на станции Makkasan пересесть на автобусы 60, 174, 556. Последняя электричка из аэропорта отправляется в полночь, последний автобус — в 2 часа ночи.
Обратите внимание — многие лоукостеры летают не из Суваннапхума, а из аэропорта Дон-Мыанг, что на другом конце города. Проезд между двумя аэропортами отнимет около 2 часов. От пассажирского терминала Суваннапхума в другой аэропорт ходят автобусы-шатлы.
Из аэропорта ходят междугородние автобусы в Паттаю, Хуа-Хин, на пристани к островам Самет и Чханг, на границы с Камбоджей и Лаосом. Часть рейсов отправляется от терминала, часть — от автовокзала. В Паттаю автобусы ходят ежечасно, тариф 130 бат.
Наземные погранпереходы
Таиланд имеет международные погранпереходы со всеми четырьмя соседями. Переходы устроены беспроблемно — на них нет больших очередей и повсюду, кроме двух Мостов Дружбы, разрешено пересекать границу пешком. Все переходы работают ежедневно, на ночь не закрываются только переходы Чанглон и Паданг-Бесар с Малайзией. В большинстве случаев у границы имеется базарное село или городок, откуда расходятся автобусы вглубь страны.
С Камбоджей
Имеется 7 переходов. Наиболее удобные — Аранья-Пратхет / Пойпет (трассы в Сием-Реап и Пномпень) и Хат-Лек / Ко-Конг на побережье (трасса в Сиануквилль). На всех переходах ставится виза Камбоджи, но камбоджийцы очень любят вымогать за неё взятку сверх положенных по закону 20 долларов. Рекомендуется заранее делать фото — иначе размер взятки увеличится. Можно также сделать визу заранее в интернете за 25 долларов. При наличии туристической визы Таиланда в Камбоджу можно въехать без визы. В Камбоджу через Пойпет ходят государственные автобусы Бангкок — Пномпень и Бангкок — Сием-Реап, а также много неофициальных автобусов и маршруток.
С Лаосом
7 переходов. Из них полезны 4: Чианг-Кхонг / Хуай-Сай (паром через Меконг, далее дорога на Луанг-Пхабанг), Нонг-Кхай / Вьентьян (Мост Дружбы № 1, переход находится в 20 км от Вьентьяна), Мукдахан / Саваннакхет (Мост Дружбы № 2, дорога на вьетнамский Хюэ) и Убон / Паксе. Гражданам России Лаос безвизов на 15 дней, другие делают визу за 30 долларов на границе. Поборы на границе случаются, но тут они более мелкие и упорядоченные, чем в Камбодже. Из Таиланда в Лаос ходят прямые автобусы: во Вьентьян — из Бангкока, Удона и Нонг-Кхая, в Саваннакхет — из Мукдахана, в Паксе — из Бангкока и Убона. Также есть поезда из Нонг-Кхая, пересекающие границу через Мост Дружбы и останавливающиеся возле КПП на лаосской стороне.
С Мьянмой
4 перехода. Переход Мэ-Сай / Тачилей находится возле самой северной точки Таиланда. Мэ-Сот / Мьявади — на северо-западе страны. Ранонг / Кодаун — морской переход возле самой южной точки Мьянмы. Четвёртый переход открылся в 2013 г. возле города Прачуап-Кхири-Кхан. Переход возле перевала Трёх Пагод закрылся. К сожалению, все переходы ведут в «анклавы» Мьянмы, отделённые от центральной части страны районами, куда требуются пропуска. Эти пропуска надо оформлять заранее. На всех переходах выдаются пограничные пропуска, заменяющие визу Мьянмы — они стоят 10 долларов или 500 бат. С таким пропуском нельзя отъезжать далеко от границы. С 2013 г. снова разрешено перейти в Мьянму с визой этой страны, полученной в посольстве, после чего улететь в центральную часть страны.
С Малайзией
8 переходов. Морские паромы Сатун — Лангкави отправляются раз в 2 часа, идут на малайзийский курортный остров. Переход на главной трассе в Куала-Лумпур находится в черте города Чанглон, куда ходят маршрутки из Хат-Яя. Также этот переход иногда называют Садао — так называется следующий в сторону Хат-Яя тайский город. В городке Паданг-Бесар, разрезанном границей на две части, есть два перехода — автомобильный и железнодорожный. Туда тоже можно попасть из Хат-Яя. Возле города Сунгай-Колок имеется переход, откуда с малайзийской стороны ходят городские автобусы в крупный город Кота-Бару.
Транспорт внутри страны
Внутренняя авиация
Внутренняя авиация довольно-таки развита в Таиланде. По многим маршрутам самолёт стоит не сильно дороже автобуса и позволяет экономить массу времени. Главный внутренний перевозчик — тайское отделение компании Air Asia [4], их сеть охватывает около дюжины городов Таиланда. Бывают и рейсы, которые летают не через Бангкок — например, Пхукет — Чианг-Май. Конкуренцию Air Asia по ценам составляют ещё два внутренних лоукоста — Nok Air [5] и Orient Thai [6]. Обратите внимание: если авиакомпания продаёт билеты на курортные острова — это ещё не значит, что она туда летает. Часто встречаются такие варианты: самолёт до ближайшего к острову материкового города, потом автобус до пристани и паром на остров — всё входит в цену авиабилета.
Кроме лоукостеров, есть и ВИП-авиакомпании на внутренних перелётах — это Bangkok Airways [7] и Thai Airways [8], у них цены существенно выше.
Железные дороги
Таиланд не относится к числу «железнодорожных стран», то есть таких как Россия, Украина или Китай, где большинство внутренних междугородних перевозок берёт на себя железная дорога; автобусы здесь всё же популярнее. Но железнодорожная сеть в Таиланде достаточно развита, чтобы ей было удобно пользоваться для поездок по ряду направлений — фактически везде, кроме восточного побережья и гор северного Таиланда. По сравнению с автобусами, поезда несколько проигрывают в комфорте и частоте отправлений, выигрывая в цене и иногда в скорости.
Состояние железных дорог в стране оставляет желать лучшего. Нет электрификации, второй путь построили лишь на отдельных небольших участках, локомотивы и вагоны потрёпанные. Но всё-таки радует то, что система SRT не деградирует, как в Камбодже или на Филиппинах, а в последние годы даже расширяется. Кроме того, Таиланд на данный момент является единственной страной в мире, где имеются бесплатные междугородние поезда.
Автобусы
Автобусы — главный транспорт в Таиланде. У них много достоинств. Во-первых, они быстрые, во-вторых — дешёвые, в-третьих — их очень-очень много, редко когда придётся больше часа ждать на автовокзале. Автобусы бывают разных классов, как и вагоны в поездах. Самый дешёвый — третий класс, это старые автобусы без кондиционера, стоят около 1 бата за 2 км. Второй и первый классы — с кондиционером, отличаются тем, что второй класс останавливается на трассе, а первый — нет, и поэтому идёт слегка быстрее. Визуально второй класс можно отличить от первого по наличию продольной красной полосы вдоль всего корпуса. Класс VIP отличается улучшенным сервисом и большим свободным пространством для ног. Даже этот самый дорогой тип тайских автобусов стоит несколько дешевле обычного междугороднего автобуса в России: около 1,5 бат за 1 км. Ещё есть маршрутки, они выглядят значительно цивильнее российских, оборудованы кондиционером, но там меньше места для ног. Маршрутки ходят в основном на небольшие расстояния — до 150—200 км. Отправляются по расписанию, как и автобусы.
На дальних переездах автобусы первого класса и VIP останавливаются у специальных столовых для пассажиров. Зачастую обед в такой столовой входит в цену билета, этот вопрос лучше выяснять при покупке. Провоз багажа во всех классах входит в стоимость билета. Если места кончились (а такое бывает нечасто), то во 2-м классе можно ехать стоя или сидя в проходе. В 1-м классе стоячих пассажиров обычно выгоняют, но напроситься можно, если очень спешите.
Автовокзалы («бо-кхо-со») по всему Таиланду выглядят примерно одинаково — они не суперцивильные, но в целом довольно удобные. Имеются простенькая забегаловка и туалет. Некоторые автобусы (обычно класса VIP) отправляются не от самого автовокзала, а от офиса транспортной компании, находящейся напротив через дорогу — в этом же офисе надо покупать билеты. Билет купить можно как в кассе автовокзала, так и в самом автобусе у кондуктора, на цену это не влияет.
В Бангкоке основных автовокзалов три. От Эккамая (у одноимённой станции BTS) ходят рейсы в города и курорты восточного побережья. Автобусы на юг страны и в Канчанабури отправляются от автовокзала Сайтай-Май, он находится далеко от метро на северо-западе города, от туристического района Кхао-Сан туда ходит автобус 511. Это самый современный и удобный автовокзал страны. По всем прочим направлениям автобусы ходят от автовокзала Мо-Чхит, туда можно доехать на многочисленных автобусах от станции BTS Mo Chit или MRT Kamphaeng Phet.
Все перечисленные автобусы называются «государственными», их операторы входят в госкомпанию «Бо-Кхо-Со» [9]. А бывают ещё туристические автобусы, билеты на них покупаются в турфирмах, и отправляются они от какого-нибудь отеля. Обычно это микроавтобусы с кондиционером, но иногда бывают и большие автобусы. Туристические автобусы ходят в некоторые места, где нет государственных (Большая Ланта, например), но в глубинке почти не встречаются. Цены у частников иногда бывают ниже государственных, обычно дороже. Обратите внимание, что микроавтобусы в Таиланде весьма часто оказываются государственными, их можно опознать по бело-сине-красной окраске.
Паромы
Дальнего морского транспорта в Таиланде не существует, имеются лишь паромы на острова от ближайшей точки на материке. Выглядят эти паромы по-разному: например, на Самуй, Пха-Нган и Чханг ходят большие суда, а в Райле — убогие лодчонки. На популярных направлениях паромы ходят раз в час в течение светового дня. Есть также международные паромы, но они тоже недальнобойные: морские — из Сатуна в Малайзию, из Ранонга в Мьянму, и речные — через реку Меконг в Лаос.
Речной транспорт в Таиланде полностью вымер, если не считать внутригородских лодок в Бангкоке и многочисленных паромных переправ.
Городской транспорт
С городским транспортом в Таиланде дела обстоят довольно-таки грустно. Единственный город, по которому удобно ездить без своего транспорта — это Бангкок. В Бангкоке имеются: старые автобусы без кондиционера, новые автобусы с кондиционером, автобусы по выделенной полосе (система BRT), надземное метро (система BTS), подземное метро (система MRT), аэропортовая электричка, рейсовые лодки по реке Чао-Пхрая и каналу Сэн-Сэп. Обе системы метро современные и дорогие, но пока что, к сожалению, не охватывают многие районы Бангкока, включая старый город. Кроме того, в Бангкоке много такси со счётчиком, которые стоят дёшево: поездка в пределах центра обычно стоит не дороже 100 бат за машину.
В провинциальных городах автобусы — очень редкое явление, а транспорт обычно представлен сонгтхэо — пикапами, оборудованными под перевозку людей в кузове. Главная проблема с ними в том, что затруднительно узнать маршрут сонгтхэо: если он и написан, то только по-тайски. Проезд обычно стоит 10 бат, деньги надо платить на выходе водителю. В кузове есть специальные кнопки, которые нужно нажимать, чтобы машина остановилась.
В некоторых городах даже такого примитивного транспорта нет, туристы передвигаются по городам на двух- и трёхколёсных мототакси (последние называются тук-туками). Обычное мототакси стоит 20-40 бат за поездку, тук-тук несколько дороже, но туда помещаются двое. Такси со счётчиком в провинции — очень редкий зверь. Хуже всего ситуация на островных курортах: там нет мототакси и тук-туков, а есть только сонгтхэо, которые организовались в «мафию» и пытаются стричь с туристов больщие деньги — по 50-100 бат и более. Такси на курортах редки и возят обычно не по счётчику, а по мафиозному тарифу, превышающему бангкокский в несколько раз.
Многие, отчаявшись разбираться с бестолковым тайским транспортом, берут напрокат скутеры (в Таиланде их называют «мотобайки»). Прокатных контор много, и многие дают напрокат скутер даже тем, у кого нет прав. Но имейте в виду — если вы потом разобьёте этот скутер, страховка лечения и гражданской ответственности при отсутствии прав аннулируется! Стоят скутеры недорого: от 150 бат за ручную коробку, от 300 бат за автомат. Прокат машин в крупных международных конторах стоит от 1000 бат в день, в мелких тайских конторах — дешевле.
Автодороги и автостоп
Весь Таиланд покрыт густой сетью отличных асфальтовых дорог, единственная проблема с которой в том, что легко заблудиться. Дороги нумеруются, чем больше цифр в номере дороги, тем она менее значима, но даже четырёхзначные дороги оказываются очень неплохими по качеству. Зачастую дороги имеют по четыре, а иногда и по шесть полос. Тем не менее, в отличие от Китая и соседней Малайзии, в Таиланде дороги не отделяются барьерами от окружающей сельской местности, поэтому можно спокойно ходить по обочинам. Лучшая трасса страны — двухэтажная трасса 34 Бангкок — Чхонбури длиной 70 км, она содержит по 6 полос на каждом этаже, верхний этаж платный, нижний бесплатный. Грунтовок в стране почти не осталось — только где-то в глухих горных деревнях они имеются. Платными являются только несколько современных трасс в бангкокском регионе.
По всем этим дорогам ходит множество разнообразных машин, что делает автостоп в Таиланде занятием простейшим. Вдобавок ко всему, правила в Таиланде разрешают возить людей в кузове пикапов, а пикапов здесь очень много, это делает возможным перемещение большими нераздельными группами. Останавливаются тайцы хорошо, долго стоять не придётся. Деньгопрошения за подвоз не бывает. Проблемы прохождения городов не существует, за исключением Бангкока, так как трассы всегда проходят или по объездным, или сбоку от города. В случае неуспешности автостопа можно остановить прямо на трассе рейсовый автобус.
Деньги и цены
Тайская валюта называется бат (baht), делится на 100 сатангов, которые в реальности почти не используются. Монеты бывают до 10 бат, купюры — от 20 бат. Бат в целом стабилен, инфляция в стране незначительна. Курс доллара уже много лет гуляет вокруг отметки в 30 бат за доллар, так что 1 бат примерно равен 1 российскому рублю.
Банкоматы, принимающие иностранные карты, есть в большом количестве по всей стране. Снимать можно не более 20.000 бат за раз, при этом банкомат берёт комиссию в 180 бат. Можно снимать деньги с карты непосредственно в отделении банка у операциониста, тогда комиссии не будет, но при себе надо иметь паспорт. В не самых дешёвых отелях, ресторанах, магазинах можно платить напрямую по карте.
Обмен денег и обналичка трэвел-чеков производятся как в банках, так и в специальных меняльных лавках. К обмену принимаются доллары США, евро, китайские юани, гонконгские доллары, малайзийские ринггиты, сингапурские доллары. А вот от каких валют в Таиланде сложно избавиться: российские рубли, лаосские кипы, мьянманские чаты, камбоджийские риели. Во всех соседних странах без проблем можно обменять баты на местную валюту, а в Лаосе, Камбодже и Мьянме даже берут баты к оплате в магазинах. В самом же Таиланде за какую-либо другую валюту, включая доллары, купить ничего нельзя.
В отношении цен на базовые товары и услуги Таиланд — одна из самых дешёвых стран мира. Особенно это касается транспорта, ресторанной еды и ночлега. Дороже, чем в России: книги на английском, бангкокское метро, маршрутки на островах, некоторые «европейские» продукты питания — хлеб, колбаса, сыр, ягоды и др. В целом дешевле всего в провинциальных городах севера и северо-востока, Бангкок дороже, острова вообще относительно дорогие (но всё равно дешевле России).
Ночлег
В Таиланде много дешёвых гостиниц, качество которых обычно приемлемое. В большинстве случаев то, что называется одноместным номером — на практике номер с одной двуспальной кроватью, а «двухместный» — с двумя двуспальными кроватями. Если хотите заселиться вдвоём в одноместный — дополнительных денег не возьмут. Самый дешёвый дырообразный номер стоит около 100 бат, за 200 бат часто бывает нечто приличное с душем и туалетом в номере, иногда с телевизором. Главный фактор, удорожающий стоимость ночлега — наличие кондиционера. Там, где его нет, уснуть бывает сложнее, хотя вентилятор имеется во всех номерах.
За 500 бат в глубинке уже можно жить почти по-царски, с телевизором, кондиционером и дизайном. В Бангкоке приличные отели стоят от 800 бат, неприличные — от 150. На курортах может быть ещё дороже. Хостелов мало и они не нужны, так как в стране много дешёвых гостиниц.
В провинции встречается интересное явление — «китайские отели», это средних размеров бетонные здания, построенные китайскими бизнесменами. Цены там примерно такие же, как в дешёвых бэкпекерских отелях, но качество несколько лучше, а вот в интернете такие отели нельзя забронировать, поэтому иностранцы обычно и не ведают об их существовании. Некоторые «китайские» отели не содержат вывески на английском, хотя иностранцев селят всегда.
При гостиницах, особенно рассчитанных на интуристов, часто бывает инфраструктура в виде ресторана, проката мотоциклов, интернет-кафе и турфирмы. Проблема нехватки мест бывает в Бангкоке и на курортах, в провинции обычно отели стоят полупустыми.
Бесплатный ночлег
Вписки в Таиланде искать не надо, они вас сами найдут в виде многочисленных буддийских монастырей. Почти каждый монастырь спокойно вписывает всех желающих на одну ночь. Обычно под это выделяют специальную комнату, в крайнем случае можно поставить палатку на территории. Быть буддистом для вписки в монастыре необязательно (вообще тайцы о религии спрашивают крайне редко), а женщин спокойно вписывают в мужские монастыри — женских монастырей в стране очень мало. Где-то в 7 утра у монахов завтрак, они и вас покормят. А вот вечером монахи не едят. За пределами монастырей и заправок постановка палатки осложняется отсутствием незанятой земли. Простые люди иногда вписывают, хотя не очень часто, сами в гости обычно не зовут. Также в стране неплохо работают международные сайты гостеприимства.
Еда
Тайская кухня — одна из самых известных в Азии и в мире. Самые известные блюда — суп «том-ям» на кокосовом молоке, салат из недозрелой папайи «сом-там», плоские макароны «пхат-тхай», жареный рис с яйцом, овощами и мясом «кхао-пхат». Во многие блюда добавляют в больших количествах острый перец-чили, но есть и совсем неострые блюда. Цены смешные: в маленькой забегаловке в провинции небольшая порция риса с мясом в провинции стоит 20 бат, в понтовом ресторане с англоязычным меню — 40 бат, в Бангкоке и на курортах — примерно в два раза дороже. Пообедать за 100—120 бат можно практически везде.
Дешевле всего брать еду не в ресторанах, а на народных фуд-кортах, которые расположены на базарах. В крупных торговых центрах также имеются фуд-корты с национальной едой — несколько более дорогие, но тоже вполне народные. Интересное тайское явление — ночные базары по продаже еды, они работают с заката до 2-3 часов ночи. Там тоже бывают фуд-корты. На тех же базарах можно купить разных экзотических фруктов.
Также в стране есть много отделений сетей общепита — как транснациональных типа «Макдоналдса» и KFC, так и своих, азиатских, в меню которых есть блюда тайской и японской кухонь. Почти в любом городе можно найти такое место, особенно часто в гипермаркетах сетей Big C и Tesco Lotus.
Магазинная еда в Таиланде тоже вкуснее, чем в России. Всю страну захватили пришедшие из Японии сети минимаркетов шаговой доступности 7-Eleven и FamilyMart. В одном Бангкоке их несколько тысяч, да даже и в самых глухих городках есть пара-тройка таких магазинов. По ассортименту, организации пространства и слаженности работы эти магазины дадут фору даже Западной Европе. В каждом таком магазине имеются горячие бутерброды, хот-доги, булочки с мясом, разные виды готовых тайских блюд в пластиковых контейнерах, которые могут разогреть при вас. Всё это стоит дёшево, хотя и чуть дороже, чем в простонародных ресторанах: маленькая порция еды — 30 бат, напиток — от 10 бат.
Напитки
Тайцы пьют очень мало алкоголя, а если и пьют, то в основном пиво. Крепкие напитки в магазинах почти не продаются, за ними ходят в бары. По всей стране в магазинах действует запрет на продажу любого алкоголя в середине дня, а также после 10 часов вечера.
Горячие напитки типа чая и кофе тоже не особо популярны. Зато тайцы любят холодный бутылочный чай, который продаётся повсюду в широком ассортименте. Кофеен в стране много, как традиционных, так и современных. Кофе там в основном тоже холодный или даже взбитый со льдом, хотя можно взять и горячий. Качество кофе высокое.
Главный тайский национальный напиток — энергетики. Их очень много, но продаются они в основном в маленьких стеклянных банках по 100—150 мл. Все тайские энергетики — безалкогольные, негазированные и приторно-сладкие, но при этом хорошо утоляют жажду.
Покупки
Для шоппинга Таиланд — одно из приятнейших мест в Азии. Здесь имеются самые разные варианты шоппинга — от традиционных изделий на базарах до электроники и бутиков в современных торговых центрах. Особенно хорошо, конечно, в Бангкоке с его многочисленными роскошными ТЦ. Но и в провинциальных городах имеются крупные гипермаркеты с хорошим выбором и ценами. Цены на традиционные товары в Таиланде могут быть весьма низкими, тогда как на современные — примерно на российском уровне или немного дешевле.
Торговаться в Таиланде можно, но это не очень эффективно. Могут сбить цену на одежду, электронику, проживание в гостиницах — примерно на 10-15 %, а не в два раза, как на Ближнем Востоке. Во многих местах цены фиксированы, попытка торговаться приведёт продавцов в недоумение.
Туристы могут вернуть НДС в размере 7 % от стоимости товара, но только при соблюдении двух условий: а) надо вылетать из страны по воздуху в течение 30 дней от совершения покупки, б) к товару должен прилагаться специальный формуляр, который выдают не во всех магазинах.
Достопримечательности
По количеству культурно-исторических достопримечательностей Таиланд занимает первое место в регионе. Прежде всего, конечно, надо отметить храмы и монастыри, среди которых многие выделяются интересной архитектурой и росписями. Светская застройка в городах обычно малоинтересна. Стоит выделить разве что дома в колониальном стиле конца XIX в. в Бангкоке и Пхукете.
Древние руины имеются во всех регионах страны, кроме юга. Особенно высока их концентрация в городах Аюттхая и Сукхотхай. Тем не менее, таких гигантских руинированных городов как камбоджийский Ангкор и бирманский Баган в Таиланде нет.
Крепостная архитектура сохранилась плохо — лишь в нескольких городах имеются остатки крепостных стен. Эти крепости маловыразительны и не идут в сравнение с величественными замками Индии и Ближнего Востока.
Королевские дворцы сконцентрированы в Бангкоке и его окрестностях. Некоторые дворцы ещё используются королём, но многие открыты для посещения. Дворцы построены в эклектическом стиле, сочетающем европейские и тайские особенности.
Музеи имеются во многих городах, но далеко не везде они интересны. К счастью, в последние годы в крупных городах и на курортах создаются музеи современного типа, многие из которых представляют большой интерес.
Базары Таиланда — это тоже своеобразная достопримечательность, многие из них смотрятся интересно и аутентично. Особенно интересны плавучие базары, где товары продают прямо с лодок.
Национальных парков в Таиланде довольно много, в основном они находятся в горах. Вход в нацпарки стоит 200—400 бат, на ночь никто не выгоняет, гидов не приставляют, можно ставить палатку (дёшево или бесплатно), в некоторых парках много почти ручных зверей. В тайских нацпарках много водопадов и пещер, по которым и водят туристов. В некоторых местах страны имеются природные аномалии — районы с выходами скальных пород причудливой формы. Эти места также входят в состав нацпарков.
Пляжи
В Таиланде много пляжей, где купаться можно круглый год, но пляжи эти в основном не похожи на пляжи стран СНГ и Европы. Средний тайский пляж обычно невелик и зажат между всевозможными лавочками и ресторанчиками. Кабинки для переодевания и душевые найти нелегко, обычно они имеются при каком-нибудь ресторане и пользование ими платное. Вход на пляж всегда свободный, частные пляжи при отелях в стране отсутствуют. Дикие пляжи имеются при так называемых национальных морских парках, там запрещён любой бизнес. Также бывают и пляжи, до которых просто ещё не добралось развитие туризма, но их становится всё меньше, да и узнать о таких местах непросто.
Обратите внимание: вовсе не всё тайское побережье покрыто пляжами. На островах большой процент берега — это резко обрывающиеся в море горные образования, а под Бангкоком (от которого до моря менее 10 км) на 100 км в каждую сторону идут мангровые болота и креветочные фермы.
На пляжах Таиланда присутствуют все обычные водные аттракционы: водные лыжи, дайвинг, сёрфинг и пр. Тем не менее, любители активного отдыха недолюбливают тайские пляжи, так как тут недостаточная сила волн для сёрфинга и не особо красивая подводная жизнь.
Безопасность
В целом Таиланд можно назвать очень безопасной страной. Даже карманное воровство происходит крайне редко, не говоря уже о более серьёзных преступлениях. Ночью можно ходить по улицам без особых проблем, по ночам открыты многие магазины и даже базары. Нет также «неблагополучных» кварталов в больших городах. Гопников нет как явления. Единственное, на что следует обращать внимание — это мошенники, которые будут пытаться вам что-то продать (больше всего их в турагентствах). Также можно попасться на «разводку» в злачных районах с проститутками. Полиция не пристаёт к людям, разве что ищут наркотики по дискотекам. В силу особенностей менталитета к девушкам тайцы очень редко пристают, нет у них такой манеры.
Некую осторожность следует проявлять при поездках на крайний юг Таиланда (провинции Паттани, Яла, Наратхиват), там местные мусульмане борятся за независимость, иногда что-то взрывают, открывают стрельбу на поездах и в автобусах. Ещё один источник опасности — бродячие собаки. По их количеству Таиланд находится на первом месте в мире, они постоянно нервируют и могут укусить. Особенно сильно пристают почему-то к людям с рюкзаками. Больше всего собак на островах, кроме тех, где живут мусульмане.
Информация
Государственная компания Tourism Authority of Thailand (TAT) [10], содержащая офисы в каждом сколько-то крупном городе, весьма полезна: там сотрудники неплохо разговаривают по-английски и раздают разные брошюры с картой города, списки отелей, расписания автобусов и пр.
Книги и карты
Книжки по Таиланду на английском языке совсем несложно купить в стране: в крупных городах есть англоязычные книжные магазины с отличным выбором. Много хорошей краеведческой литературы как по всей стране, так и по отдельным регионам. На английском языке выходят две общенациональные газеты Bangkok Post и The Nation и несколько городских. В Паттае издаются и русскоязычные газеты. Стоимость книг на английском языке высокая: обычно от 500 бат и выше.
Свой путеводитель по Таиланду издало любое сколько-то себя уважающее западное издательство. В стране можно найти многочисленные путеводители по Таиланду, Бангкоку, островным курортам на английском, французском, немецком. В том числе бывают старые и сильно уценённые книги. Более того, тайцы делают пиратские переиздания книг самых известных марок и продают их за полцены. Путеводители (как настоящие, так и пиратские) можно найти не только по Таиланду, но и по соседним странам, и по другим странам мира. Если поездка включает в себя несколько стран, то лучше заранее закупиться путеводами в Таиланде — например, в Мьянме достать книгу по этой стране куда сложнее.
На русском языке имеется полезный путеводитель по стране марки «Путешествуем сами», предназначенный специально для самостоятельных путешественников. В магазинах страны русские книги не продаются — разве что в качестве секонд-хэнда.
Карты страны и городов также продаются в большом количестве, как на английском, так и на тайском. Особенно полезны двуязычные англо-тайские карты издательства ThinkNet: названия на этих картах можно показывать местным жителям, когда спрашиваете дорогу. В этом же издательстве регулярно переиздаётся книга формата A3 Thailand Deluxe Atlas, где имеются карты около 100 разных городов.
Связь
Набор телефонных номеров
Код Таиланда — 66. Используются 8-значные номера для стационарных номеров, 9-значные для мобильных. При наборе номера внутри страны перед номером надо набрать ноль. При звонках из других стран в Таиланд этот ноль набирать не надо. Код города при стационарных вызовах надо набирать всегда, даже если звонишь из того же города.
Мобильные операторы и симки
В Таиланде, как и во многих других странах, имеется «большая тройка» мобильных операторов — компании True Move [11], AIS (торговая марка 1-2-Call) [12] и DTAC (торговая марка Happy) [13]. Различия между этими компаниями минимальны. Сим-карта каждой компании стоит 50 бат, продаются симки повсеместно, включая магазины 7-Eleven. Пополнить счёт можно в том же 7-Eleven. Ловит мобильник почти повсеместно, даже в глухой провинции. Обратите внимание: симки, работающие по предоплате, действуют не вечно, чаще всего месяц после даты последнего пополнения счёта. После этого сим-карта блокируется для звонков, а ещё через месяц номер возвращается в базу. При пополнениях на суммы больше 200 бат срок годности увеличивается, после пары месяцев безлимитного 3G-интернета он достигает года с даты последнего пополнения и дальше уже не растет.
Тарифы на связь сложно понять, так как они мало где написаны по-английски, но в целом они невысоки — около 1 бата в минуту за средний звонок на тайский мобильный номер.
По поводу международных звонков всё довольно сложно — у каждой компании есть несколько префиксов выхода на международную связь, и стоимость звонка в разные страны на разных префиксах может серьёзно различаться. Следует читать буклет, прилагаемый к симке, или спрашивать о звонках в интересующую страну работников салонов связи. Звонок в Россию в лучшем случае может стоить менее 10 бат в минуту.
Значительная часть страны охвачена сетями 3G, позволяющими пользоваться быстрым интернетом на смартфонах и планшетах. Все три компании предоставляют тарифы для 3G, которые начинаются где-то от 150 бат в месяц.
Интернет
Бесплатный вай-фай в Таиланде имеется во всех отелях, кроме самых дешёвых, во многих пунктах общепита и торговых центрах. В некоторых отелях в фойе стоят компьютеры, подключённые к интернету.
Интернет-кафе встречаются в бэкпекерских районах, прямо внутри офисов турфирм. Средний тариф — от 40 до 60 бат в час, на островах дороже. Есть и другие интернет-кафе, дешёвые, они предназначены для тайских детей и имеют вывески с картинками из разных компьютерных игр. В провинции интернет проще всего найти в таких местах. Там тариф будет порядка 20 бат в час, но придётся терпеть шумящих детей.
В целом найти интернет, даже не имея своего компьютера, не является серьёзной проблемой ни в провинции, ни на курортах.
В Таиланде, как и в Китае, имеется общенациональный файрволл, блокирующий неугодные властям сайты. Но в чёрном списке тут сайтов совсем немного — в основном это порнография и сайты оппозиционной политической направленности, популярных в России и СНГ ресурсов в тайском чёрном списке нет.
Прочее
Часовой пояс
Весь Таиланд живёт по поясу UTC+7. В России в этом поясе находятся Новокузнецк и Красноярск. К московскому времени следует прибавлять 4 часа. Из соседних стран по тому же времени живут Камбоджа и Лаос. При поездке в Мьянму часы надо переводить на полчаса назад, в Малайзию — на час вперёд. Поясное время в Таиланде примерно соответствует солнечному: солнце каждый день восходит примерно в 6 утра, заходит примерно в 6 вечера. На летнее время Таиланд не переходит.
Календарь и праздники
Таиланд живёт по обычному григорианскому календарю, но годы считаются по-другому — от предполагаемой даты смерти Будды в 543 г. до н. э. От любой тайской даты следует отнимать 543 для получения даты европейской. Европейское летоисчисление используется редко. Выходные в Таиланде — суббота и воскресенье. По выходным закрываются банки, офисы и госучреждения, а транспорт, магазины и рестораны работают в обычном режиме. Музейный выходной — понедельник.
Таиланд отмечает как праздники, связанные с монархией, так и буддийские праздники. Последние исчисляются по лунному календарю. Также празднуются китайский новый год в феврале и католическое Рождество. Главный праздник года называется Сонгкран. Это единственный праздник, о котором следует помнить путешественнику, так как в это время жизнь страны парализуется: население выходит на улицы и радостно обливает друг друга, а также иностранцев, водой. По этой причине в Сонгкран опасно ездить на мотоцикле, выходить из дома с электронной техникой вроде телефонов и фотоаппаратов. «Официальный» Сонгкран длится три дня с 13 по 15 апреля, но в разных городах реальные даты празднования могут отличаться.
Стандарт электричества
В тайской сети, как и в российской, используется напряжение 220—240 вольт с частотой 50 герц.
Тайские розетки являются уникальными и не встречаются более нигде. Они мультифункциональны: туда можно вставить как европейскую вилку (тип C), так и американскую (тип A), также обычно имеется гнездо для третьего штыря, куда можно вставить американскую вилку типа B или даже модернизированную израильскую типа H. Современные розетки, продающиеся в супермаркетах, также принимают и британские вилки типа G. Таким образом, где бы ни было куплено электрооборудование, проблем с тайскими розетками, скорее всего, не возникнет.
А вот при покупке оборудования в самом Таиланде стоит проявлять бдительность. Большая часть продающихся устройств имеет американскую вилку типа A, которая с «советскими» розетками несовместима. Бывают и приборы с евровилками, но тут как повезёт. Обратите внимание: в соседних с Таиландом странах стандарты вилок и розеток другие.
Туалеты
В Таиланде повсеместно распространены туалеты европейского типа с обычными унитазами. Туалетная бумага есть всегда, но кроме неё имеются также специальные устройства для опрыскивания. Общественные туалеты в большинстве случаев чистые и ухоженные. Легче всего найти туалет в торговых центрах — там они уютные и бесплатные. Также можно воспользоваться туалетом в заведениях общепита типа «Макдоналдса» (кодовых замков там не бывает). На вокзалах и автовокзалах туалеты платные — до 10 бат. Бесплатны и чисты туалеты в различных достопримечательностях — музеях, руинах и т. п. В каждом монастыре имеется туалет для монахов, пользоваться им можно свободно. В популярных монастырях есть также туалеты для посетителей.
В большинстве туалетов используются стандартные пиктограммы мужчины и женщины. Если таких пиктограмм нет, то мужской туалет обозначается тайским словом ชาย, а женский — словом หญิง.
В связи с жарким и влажным климатом некоторые путешественники придумали принимать душ в тайских туалетах. Для этого можно использовать вышеупомянутое устройство-прыскалку.
По стране
Бангкок
Единственный по-настоящему крупный город в стране, размерами, шумностью и пробками похожий на Москву. По-тайски называется Крунгтхеп. Город очень интересный, но шумный и хаотический, застроен аляповато. В Бангкоке находится огромное множество достопримечательностей — дворцов, храмов, музеев, парков и пр. Также он имеет славу одного из самых «злачных» городов мира.
Старый город
Бангкок — единственная столица в восточноазиатском регионе, где сохранился крупный старый город. Он занимает весь искусственный остров Раттанакосин, образованный излучиной реки и каналом, а также примыкающие к нему с востока кварталы. Архитектура обычных домов старого города малоинтересна, но зато тут находятся самые крупные из традиционных достопримечательностей Бангкока: Большой дворец, ват Пхра-Кэо, ват Пхо, Золотая гора, а также ещё несколько монастырей и музеев. Большинство достопримечательностей сгруппировано вокруг большой пустой овальной поляны, называемой Санам-Луанг.
Дешёвые отели находятся в районе Банглампху, к северу от Санам-Луанг, в котором особенно прославилась его центральная улица Кхао-Сан. Весь этот район оборудован специально для западных бэкпекеров, которые расхаживают по нему огромными толпами. Цены за номер в плохой бэкпекерской гостинице в этом районе — от 150 бат.
Метро в старом городе, к сожалению, появится ещё не скоро, единственный вид транспорта, кроме автобусов — речные лодки, ближайшая к Банглампху пристань называется Phra Athit.
Китайский квартал
Ещё один крупный традиционный район к юго-востоку от старого города. Центральная часть занята огромным хаотическим рынком, вечно наводнённом людьми. Рядом с рынком имеются тайские и китайские храмы, а в узких переулках легко заблудиться. С запада к китайскому кварталу примыкает Маленькая Индия, где находится базар с традиционной индийской едой и одеждой.
Дусит
Богатый район к северу от старого города. Здесь в одном квартале находятся три интересных дворца: Анантха-Самакхом в итальянском стиле, большой деревянный дворец Виманмек и маленький Апхисек-Дусит. Все дворцы открыты для посещения. Напротив этого квартала находится небольшой зоопарк. Метро в районе нет, ближайшая станция — BTS Victory Monument.
Саям-сквер
Саям-сквер или просто Саям — это не сквер и не площадь, а квартал, который считается самым центральным местом в городе. Здесь рядом друг с другом стоят несколько огромных торговых центров, крупнейших в стране. Кроме шоппинга и ресторанов, в ТЦ находятся две интересные, но дорогие достопримечательности: большой океанариум в ТЦ Siam Paragon (900 бат) и филиал лондонского музея восковых фигур Мадам Тюссо в ТЦ Siam Discovery (800 бат).
Улица Сукхумвит
Длинная улица, которая идёт на юго-восток от центра и переходит в трассу на Паттаю. Здесь находится множество отелей разных ценовых категорий, небоскрёбы, торговые центры и два злачных района: Нана у одноимённой станции BTS и «сой Ковбой» у станции BTS Asok. Наиболее туристизированной является участок между 3-м и 11-м соями Сукхумвита, там всё застроено отелями, ресторанами и злачными местами, ориентированными в основном на туристов с деньгами.
Силом
Район в центре города к югу от Саяма. Здесь тоже много отелей, хотя и меньше, чем на Сукхумвите. Главной достопримечательностью является центральный городской парк Лумпхини. Также тут находится много посольств, включая российское, и крупнейший в городе злачный район Патпонг.
Остров Крет
Крупный речной остров в черте города Пак-Крет к северо-западу от Бангкока, населённый монами. На острове имеются несколько монастырей, квартал горшечников, музей острова, традиционные деревни и большой аутентичный рынок, работающий только по выходным. По периметру остров обходит круговая дорога. Машин нет, всё перемещение — пешком или на мототакси. На острове много туристов-тайцев, а вот иностранцев куда меньше. До паромной переправы можно добраться на бангкокском городском автобусе.
Мыанг-Боран
Он же Ancient Siam. Гигантский музей под открытым небом в полях к юго-востоку от Бангкока. Здесь собрано более 100 копий в натуральную величину самых известных построек Таиланда — дворцов, храмов, скульптур, руин. Копии были созданы профессиональными реставраторами с большой тщательностью. Также имеются реконструкции традиционных деревень и плавучего рынка. Ходить по парку пешком утомительно, поэтому в стоимость билета (500 бат) включены прокат велосипеда и проезд на рейсовых вагонетках по парку.
Попасть сюда нетривиально — сначала надо доехать на городском автобусе до центра города Пак-Нам, откуда ко входу в парк идут сонгтхэо маршрута 36. Ехать из центра Бангкока около 2 часов.
Центральный Таиланд
Аюттхая
Столица страны до XIX века. Аюттхая — это современный город к северу от Бангкока, центр которого находится на крупном речном острове. Внутри этого острова, а также вокруг него сосредоточено большое число руин главных храмов бывшей столицы. Осмотр этих храмов и является главным занятием туристов в Аюттхае.
К югу от города находится городок Банг-Паин, в котором у берега реки расположена крупнейшая в стране дворцово-парковая резиденция, своего рода тайский Версаль. Дворцы Банг-Паина — лучшие в стране за пределами Бангкока. Часть дворцовых помещений, парк и необычный монастырь в форме готического храма открыты для публики.
В Аюттхаю и Банг-Паин проще всего попасть из Бангкока на поезде, также туда ходят микроавтобусы от бангкокского Монумента. Между двумя городами ходят сонгтхэо.
Лопбури
Исторический городок к северу от Аюттхаи. Главная достопримечательность — руины единственной в Таиланде крепости европейского типа, построенной иезуитами. Также в центре города имеются руины древних храмов, среди которых бегают многочисленные обезьяны.
Канчанабури
Город к западу от Бангкока, через который проходит «Железная дорога смерти». В черте города находится знаменитый «мост через реку Квай» (на самом деле это река Кхвэ-Яй), на который съезжаются посмотреть туристы. Также имеется несколько занятных музеев, посвящённых Второй мировой.
В горной части провинции Канчанабури к западу от города расположено несколько небольших нацпарков с пещерами и водопадами.
Пхетчхабури
Не особо туристический, но очень интересный городок, изобилующий историко-культурными достопримечательностями. Стоит у трассы Бангкок — Хат-Яй. Прямо на трассу выходит главная достопримечательность — холм Кхао-Ванг, на котором расположен большой дворцовый комплекс, открытый для посещения. На холм можно подняться на фуникулёре, также интересны обезьяны, живущие на холме в большом количестве.
В центральной части города обращает на себя внимание огромное количество монастырей, включая весьма красивые. На восточной окраине прямо внутри действующего монастыря стоят хорошо сохранившиеся руины древнего кхмерского храма, которым около 1000 лет. К северу от города расположена большая полуоткрытая пещера Тхам-Луанг, в залах которой имеются сталактиты и статуи Будды. Ещё одна религиозная пещера находится к западу от города, а на южной окраине стоит ещё один небольшой дворец. Отелей в Пхетчхабури мало и они недороги, большинство туристов приезжает на день из Хуа-Хина.
Восточное побережье
Си-Рачха
Маленький, но богатый и цивильный портовый городок в 50 км к северу от Паттаи. Интересен как раз своей цивильностью — имеются хорошие торговые центры, высокие современные дома, рестораны европейской кухни, набережная у моря, большой парк, современный храм возле пристани. Из Паттаи сюда ходят автобусы 2-го класса, микроавтобусы и сонгтхэо, из Бангкока — автобусы 1-го класса и микроавтобусы.
Остров Си-Чханг
Ближайший к Бангкоку обитаемый морской остров. Как ни странно, редко посещается туристами, потому что пляж всего один и предназначен для тайских отдыхающих. Кроме этого пляжа, имеются такие достопримечательности: огромный китайский храм на холме возле пристани, рыбацкий посёлок, руины дворца XIX в., институт океанологии с музеем. Недавно на северо-западной оконечности острова построили набережную с красивыми видами на море. Южная часть острова ненаселена, там горы. Интерес представляет море между Си-Чхангом и материком — там стоят на рейде многочисленные торговые суда, выгружающиеся в Си-Рачхе. Имеется несколько недорогих гостиниц.
Лодки на остров ходят из Си-Рачхи ежечасно в течение дня. Транспорт на острове — мототакси и тук-туки.
Паттая
Самый русский город Таиланда и крупнейший курорт страны, гавань для любителей группового пляжного туризма и платного секса. Вытянут на много километров вдоль берега моря. Холм Пратамнак делит пляж, а с ним и весь город, на две части — центральную Паттаю к северу и район Джомтьен к югу. В обеих районах имеется множество отелей, ресторанов и баров.
Центральная часть города образована тремя параллельными морю улицами — 1-й, 2-й и 3-й, и тремя перпендикулярными — Северной. Центральной и Южной. Южная секция 1-й улицы по вечерам становится пешеходной, её называют Уокинг-стрит. Она славится обилием публичных домов, вечером мужчинам туда лучше не ходить. Крупнейший в центре города ТЦ Central Festival расположен на углу 2-й и Центральной улиц. По железной дороге ходит всего один поезд в Бангкок, вокзал находится к востоку от города. Главный автовокзал, откуда ходят автобусы в Бангкок и в аэропорт Суваннапхум, стоит на Северной улице. Автобусы в другие города Таиланда отправляются от маленьких автостанций, натыканных вдоль трассы Сукхумвит, проходящей по восточной части города.
Транспортная система города хаотична и неудобна, представлена только чёрными сонгтхэо, которые не имеют своего маршрута, а ходят, куда хотят. Теоретически проезд внутри центральной Паттаи стоит 10 бат, в Джомтьен — 20 бат, но на практике с иностранцев пытаются стрясти больше. Вдобавок, некоторые маршрутчики подрабатывают таксизмом, и поэтому сложно сказать, является то сонгтхэо, куда вы сели, рейсовым или нет. Более упорядоченные белые и синие сонгтхэо для местных ходят только по трассе Сукхумвит.
Русских действительно много, хотя вольные путешественники среди них попадаются крайне редко — разве что те, кто решил подзаработать туристическим гидом… Паттая — не самый красивый город, но весьма большой и довольно интересный из-за обилия разных аттракционов: музеи, зоопарки, кабаре и т. д. К сожалению, многие аттракционы находятся далеко от центра, туда сложно попасть самостоятельно, лучше брать экскурсию в многочисленных русскоязычных отделениях турфирм, которые в центре города стоят прямо на улице. Никаких древностей нет, город появился в 1960-х годах. На холме Пратамнак находится симпатичный парк.
Море в Паттае грязное, а пляжи переполнены народом. Купаться лучше на соседнем острове Лан, паромы туда регулярно ходят из Паттаи.
Ценовой уровень на основные товары и услуги в городе средний — несколько дешевле, чем на курортных островах, но дороже, чем в провинции.
Остров Самет
Туристический остров к востоку от Районга. Материковая деревня, откуда идут паромы, называется Бан-Пхе, туда ходят автобусы из Бангкока. Вся территория острова считается нацпарком, поэтому рядом с пристанью взимают мзду в 400 бат. Тем не менее, реально охраняемых участков тут мало, большая часть острова — это обычный тайский морской курорт.
Остров Чханг
Он же Ко-Чанг. Большой курортный остров на самом востоке страны. Дорога только одна, идёт вдоль побережья полукругом, внутренняя часть острова занята горами с девственным лесом. Лес входит в нацпарк, в нём имеются водопады, соединённые проезжими дорогами с побережьем. Эти водопады — единственные достопримечательности острова. На западном побережье имеется довольно много небольших пляжей, часть занята цивилами, часть — бэкпекерами. Самый крупный пляжный городок — White Sand Beach, находящийся на северо-западе острова.
Цены на отели умеренные, бывают весьма недорогие варианты. Самые дешёвые отели находятся на юго-западе острова. Все отели бунгального типа, бетонных отелей не обнаружено.
Ближайший к острову настоящий город — Трат, там есть аэропорт, но лоукостеры не летают. Из Бангкока и Паттаи до пристани, откуда ходят лодки, ходит по несколько официальных автобусов в день плюс маршрутки. На самом острове транспорт представлен маршрутками-сонгтхэо, они часто ходят только вдоль западного побережья, а к пристани и на восточное побережье — гораздо реже. Такси, мотобайков, тук-туков не имеется. Самостоятельная аренда мотобайка чревата последствиями: дороги на острове горные, опасные.
Северный Таиланд
Сукхотхай
Древняя столица Таиланда, а также самые крупные в этой стране руины. Современный Сукхотхай интересен разве что своими отелями, в остальном это невзрачный провинциальный городок. Руины расположены в Старом Сукхотхае — большом археологическом парке в 20 км к западу от города. Они делятся на несколько групп, удалённых друг от друга на несколько километров. Передвигаться по руинам удобнее на велосипеде, который можно взять напрокат у главного входа.
Кампхэнг-Пхет
Небольшой городок в 70 км от Сукхотхая, интересен большим числом исторических памятников. К северу от современного центра находятся полностью сохранившиеся крепостные стены — невысокие, но древние. Возле стен стоят руины древних храмов. Дальше к северу — главная достопримечательность города, ещё одна группа руин, более крупных по размеру, которые стоят в лесу и частично заросли джунглями. Туристов в городе немного. Сюда удобно ездить на день из Сукхотхая.
Чианг-Май
Чианг-Май — второй город страны в культурном отношении и признанная столица Севера. Город сохранил традиционный облик, небоскрёбов тут не найти. Среди других городов Таиланда необычен наличием хорошо сохранившейся городской стены и рва, также в пределах стены имеется много старых храмов, как действующих, так и руинированных. Как и Бангкок, Чианг-Май скорее интересен, чем красив, в нём есть много и традиционных, и современных аттракционов.
Главная достопримечательность — большой монастырь Дой-Сутхеп, стоящий на горе к западу от города. Туда от северных городских ворот ходят красные сонгтхэо. На той же горе в 4 км от монастыря стоит небольшой дворец, открытый для публики. Также в городе имеются интересный племенной музей и два зоопарка. Многочисленные турфирмы в Чианг-Мае предлагают организованные походы к горным племенам, однако качество таких туров здесь в среднем ниже, чем в других городах Севера.
Чианг-Май считается лучшим местом в Таиланде для прохождения разных курсов: тайской кухни, тайского массажа, тайского бокса и пр. Курсы обычно рекламируются в гестхаусах.
Уровень цен в городе ниже, чем в других популярных туристических местах страны. Дешёвые отели для бэкпекеров сосредоточены вдоль улицы Мун-Мыанг и параллельной ей Ratcha Phakhinai. Там же можно найти несколько более дорогих мест.
Чианг-Рай
Известный, но в принципе не особо интересный провинциальный город к северу от Чианг-Мая. В основном туристы используют его как базу для треккинга к горным племенам, живущим в окрестностях. Главная достопримечательность находится в 10 км к югу от города. Это ват Ронг-Кхун, также называемый Белым храмом — не столько религиозное учреждение, сколько арт-инсталляция в стиле буддийского сюрреализма, созданная тайским современным художником. Пожалуй, самое фотогеничное место в стране.
Пай
Туристическое село в 70 км к северо-западу от Чианг-Мая. Никаких достопримечательностей здесь нет, но туристов тьма-тьмущая, так как в Пае собирается определённая тусовка любителей «зависать», проводя время в безделье. Единственный вид активного отдыха здесь — это треккинг по окрестным горным деревням.
Мэ-Хонг-Сон
Маленький городок, почти село, зажатый в горах в северо-западном углу Таиланда. Большинство населения составляют шаны — народ с собственной традицией храмового строительства. Город популярен у любителей горных походов и просто пассивного отдыха среди лесистых гор. Те же архитектура и горные походы имеются и в соседнем городе Мэ-Сарианг.
Исан (Северо-Восточный Таиланд)
Накхон-Ратчхасима
Столица северо-востока. В народе город называют Кхорат. Главная достопримечательность — реконструированная городская стена и ров, внутри которых расположена старая часть города. Также имеется несколько интересных монастырей. Город пользуется популярностью у тайских туристов, иностранцам малоизвестен. Крупный транспортный узел, порождает много автобусов и поездов в разные места страны.
Нацпарк Кхао-Яй
Самый известный национальный парк страны. Вход — 400 бат. Много всякой живности: дикие слоны, гиббоны и пр., человека не боятся. Парк большой, много разных тропок. Внутри два кемпинга с ресторанами, магазинами и душевыми, стоят 40 бат за ночь, есть прокат палаток. Также имеются дорогие бунгало. Попасть в нацпарк можно из городов Прачинбури (с юга) или Пак-Чхонг (с севера), в обоих имеется железная дорога. Общественный транспорт не ходит, попасть в парк можно только автостопом или на своём транспорте.
Нонг-Кхай
Приграничный город на Меконге, в 20 км от лаосской столицы. Тут часто останавливаются едущие на виза-ран в Лаос. Кроме нескольких старых монастырей и приятной набережной Меконга, интересен большой скульптурный парк Сала-Кэоку, сделанный местными сектантами в 1970-х годах — любительские бетонные скульптуры изображают разных монстров и мифологических существ. На лаосском берегу есть другой такой же парк, но тайский парк больше и интереснее. Аэропорта в Нонг-Кхае нет, ближайший — в Удон-Тхани (60 км к югу), туда летают лоукосты.
Убон-Ратчхатхани
Крупный провинциальный город. Ничем особо не примечателен, кроме того, что стоит на широкой реке Мун. У реки оборудована приятная набережная, имеется пляжик на речном острове.
Кхмерские руины
Главная «фишка» Исана — это руины древних храмов, оставленные в XI—XIII веках, когда эти земли были частью могущественной Ангкорской империи. Внешне руины похожи на храмы Ангкора, несколько меньше в размерах, но без свойственных Камбодже грязи и попрошаек. Руин в Исане довольно много, самыми известными считаются храм Пхимай, что прямо в центре одноимённого городка возле Накхон-Ратчхасимы, и храм Пханомрунг в сельской местности в 10 км от города Нанг-Ронг.
Кроме того, непосредственно на камбоджийско-тайской границе возле города Кантхаралак стоит другой руинированный храм — Пхра-Вихан (по-кхмерски Преах-Вихеар). Этот храм принадлежит Камбодже, но из Камбоджи туда сложно попасть, поэтому существует возможность пройти к храму из Таиланда без камбоджийской визы и штампов в паспорте, для этого надо просто заплатить 200 бат за пропуск. К сожалению, из-за вялотекущего приграничного конфликта между Таиландом и Камбоджей границу иногда закрывают, поэтому текущую обстановку возле храма следует выяснять заблаговременно на форумах, посвящённых Таиланду.
Средний Юг
Хуа-Хин
Морской курорт в 40 км к югу от Пхетчхабури, ближайший пляж к западу от Бангкока. Имеет репутацию элитного курорта, хотя недорогие места тут тоже есть. Сам Хуа-Хин больше похож на провинциальный тайский городок, чем на Паттаю. Дорогие отели выстроились на несколько километров вдоль побережья. Разные туристические аттракционы расположены на окраинах. Интересен пляж Хуа-Хина — тут, в отличие от всех остальных тайских курортов, запрещено торговать и предлагать услуги на пляже, из-за чего побережье выглядит более похоже на курорты Крыма, Кавказа и Европы. В отличие от малых пляжей на тайских островах, в Хуа-Хине пляж один, очень длинный и абсолютно ровный.
В Хуа-Хин ходит много прямых автобусов из Бангкока. Дальше на юг проще всего ехать на поезде. Прямых автобусов на юг мало, надо пересаживаться в городе Прачуап-Кхири-Кхан.
Остров Самуй
Большой остров в Тихом океане, второе по популярности после Паттаи место у русских туристов. Через весь остров проходит круговая дорога, в центре круга — горы, леса и водопады, которые и являются единственными достопримечательностями острова. Имеется несколько курортных посёлков, из них крупнейшие — Чхавенг и Ламай, настоящих городов нет. Плюс острова — несколько очень длинных и красивых пляжей, но любителям культуры и активного отдыха тут будет скучновато. Цены довольно высокие, особенно на главных пляжах.
Попасть на остров можно на больших паромах, которые ходят от пристани Донсак, что возле города Сурат-Тхани. На острове есть аэропорт, но оттуда летают только дорогие самолёты в Бангкок, а лоукостеры продают комбинированные билеты «самолёт до Сурат-Тхани + автобус + паром».
Остров Пха-Нган
Ещё один остров недалеко от Самуя. Отличается сильно гористым рельефом: между горными участками побережья зажаты маленькие пляжи. На юго-восточном краю острова находится пляжный посёлок Хат-Рин, известный тем, что там каждое полнолуние проходит самая крупная в мире рейв-вечеринка под открытым небом — Full Moon Party. Почти все туристы на острове — это молодые любители дискотек, съезжающиеся потанцевать под полной луной. Соответственно, отели — в основном бэкпекерского уровня, но при этом цены явно выше, чем на материке, а во время вечеринок все отели могут быть забиты.
Лодки на Пха-Нган ходят как с материка (тот же причал Дон-Сак, от которого идут лодки на Самуй), так и с Самуя. Транспорт по острову — самый дорогой в Таиланде: сонгтхэо на любое расстояние стоят 150 бат.
Остров Пхукет
Самый крупный остров Таиланда отделён от материка узеньким проливом, через который перекинули мост. Как по атмосфере, так и по ценам Пхукет больше похож на материковые курорты, чем на другие острова.
Административным и культурным центром острова является город Пхукет (Пхукет-Таун, Мыанг-Пхукет) на юго-востоке. Сюда приходят многочисленные автобусы с материка: Бангкок, Хат-Яй, Краби, Сурат-Тхани и др. Центр города застроен старинными домами в так называемом китайском колониальном стиле. Немало и китайских храмов. Население — в основном китайцы и малайцы. В Мыанг-Пхукете находятся дешёвые бэкпекерские отели, тогда как туристы побогаче живут обычно в пляжных посёлках. В Мыанг-Пхукете есть море и порт, но пляжей нет. Во все пляжные посёлки из города ездят сонгтхэо, а иногда и автобусы 3-го класса. Цены на проезд ниже, чем на других курортных островах, но многие маршруты ходят редко. Прямых рейсов на пляжи с материка не существует.
Сами пляжные посёлки выглядят довольно стереотипно и мало отличаются друг от друга. Наиболее выделяется крупнейший из них — Патонг. Его скорее можно назвать городом, он сильно напоминает Паттаю, хотя и существенно меньше в размерах. В Патонге, кроме множества отелей разных ценовых категорий и длинного забитого туристами пляжа, имеется огромный торговый центр Jungceylon, пожалуй самый интересный по архитектуре ТЦ в стране.
На северо-западе острова находится аэропорт, крупнейший в стране после двух бангкокских. Он принимает много внутренних и международных рейсов, включая лоукосты, имеются и прямые регулярные рейсы в Россию. Прямо рядом с аэропортом находится пляж, принадлежащий нацпарку — это самое тихое и медитативное место на острове, если не считать шума от садящихся самолётов. Также интерес представляют аквариум на южной оконечности острова и лесопарк к северу от Мыанг-Пхукета.
Краби
Курортный район на Андаманском море к северо-востоку от Пхукета. Центром района является город Краби. Это довольно ухоженный провинциальный городок с интересной современной архитектурой. Главная достопримечательность — ват Тхам-Сыа к северу от города, там имеются пещеры и Большой Будда на горе. Но туристы обычно не задерживаются в городе и едут в крупнейший здешний курортный городок Ао-Нанг. Он мало отличается от курортных посёлков Пхукета.
Более интересен курорт Райле, находящийся на полуострове к западу от Краби и к востоку от Ао-Нанга. Перешеек, отделяющий полуостров от материка, пересечён отвесными скалами, поэтому фактически Райле — это остров, попасть туда можно на лодке от Ао-Нанга. Там имеется хороший пляж и красивые виды на упомянутые скалы. На скалах проводят курсы для скалолазов.
На севере города Краби находится аэропорт, откуда лоукосты летают как в Бангкок, так и в соседние страны.
Остров Большая Ланта
Один из самых интересных и неиспорченных туризмом островов страны. Хотя пляжные посёлки тут имеются, почти вся южная часть западного побережья занята девственными пляжами, застройка которых запрещена. На восточном побережье находится старинный малайский городок. Население в основном состоит из малайцев-мусульман. Попасть сюда можно на туристическом автобусе из Краби, который по пути проходит ещё один остров Малая Ланта, на котором пляжей нет.
Дальний Юг
Накхон-Си-Тхаммарат
Единственный средневековый город на юге страны. Впрочем, от средневековья тут мало что осталось. Главная достопримечательность — огромный монастырь Махатхат, украшенный 173 маленькими ступами. Также сохранилась секция средневековой оборонительной стены.
Хат-Яй
Столица юга, крупный современный город, возникший вокруг узловой ЖД станции. Достопримечательностей не содержит, для путешественника важен как транзитный пункт. Город выглядит бедновато, хотя в центре имеется пара современных кварталов с торговыми центрами. Там же находятся и вокзал, и гостиницы, где можно перекантоваться между поездами или автобусами. В Хат-Яе имеется крупный международный аэропорт. Часто ходят автобусы и сонгтхэо до приграничных с Малайзией городков Чанглон и Паданг-Бесар, ехать до границы примерно 2 часа. Также есть прямые автобусы в города Малайзии: Джорджтаун, Баттерворт, Куала-Лумпур.
Сонгкхла
Красивый, но абсолютно нетуристический город в живописном месте на мысу между озером Сонгкхла и океаном. Населён в основном китайцами. Содержит несколько памятников архитектуры и пустынные пляжи, сохранился старый город. Сонгкхла — самый южный из чисто буддийских городов, в Хат-Яе уже много мусульман. Прямых автобусов сюда почти нет, ехать лучше через Хат-Яй.
Яла, Паттани и Наратхиват
Три провинции на самом юге страны, где большинство населения составляют малайцы-мусульмане. Среди них уже много лет орудуют террористические группы, добивающиеся независимости от Таиланда. Чуть ли не каждую неделю что-то взрывают, кого-то убивают. Регион фактически находится на военном положении, города и дороги патрулируются вооружёнными солдатами. Формальных ограничений на пребывание иностранцев тут нет, но возможны разного рода полицейские проверки. В Наратхивате имеется маленький аэропорт.
Острова Тарутао
Единственное место на Дальнем Юге с морскими курортами. Главный остров Тарутао и несколько соседних островов принадлежат нацпарку и подходят для любителей «дикого» отдыха. Единственный остров архипелага с более типичной для Таиланда курортной инфраструктурой — крошечный остров Липе. Паромы на Тарутао и Липе ходят от пристани рядом с городом Сатун.