Сербия

Материал из «Вольной энциклопедии»
Перейти к: навигация, поиск
noframe

noframe

Столица:Белград
Площадь:77.400 км2
Население:7.186.800 чел.[1]
Валюта:сербский динар (RSD)
Язык:сербский
Движение:правостороннее
Телефонный код:+381
Виза для РФ:не требуется

Страна-ядро бывшей Югославии, которая, несмотря на многочисленные территориальные потери, остаётся крупнейшим югославским «осколком» и по территории, и по населению. «Благодаря» военным конфликтам и давнишней конфронтации с ЕС Сербия является одной из беднейших стран Европы, внешне напоминая Украину. Для путешественника Сербия не является самой интересной из стран региона по причине отсутствия ярких достопримечательностей — соседние Хорватия и Босния интереснее. Но и у Сербии есть свои плюсы: не нужна виза, сохранился аутентичный «непричёсанный» жизненный уклад, а уровень цен существенно ниже, чем в соседних приморских странах.

Регион Косово, отделившийся от Сербии после военной операции НАТО в конце 90-х годов, с позиции формального международного права остаётся частью Сербии, однако на практике имеет отдельный визовый и пограничный режим и поэтому описан в отдельной статье.

Не стоит путать Сербию с Республикой Сербской — автономным регионом Боснии и Герцеговины.

География и климат

Сербия — небольшая страна с довольно унылыми и однообразными ландшафтами. Почти вся она представляет собой распаханную степь, слегка напоминающую украинскую. Горы имеются только на юго-западе, возле черногорской и боснийской границ. Климат типичный для Восточной Европы, несколько более резкий, чем в приморских районах Хорватии и Черногории. Дождя выпадает меньше, чем в средней полосе России. Снег в Сербии бывает, но лежит недолго, даже в январе температуры обычно немного выше нуля.

После отделения Косова единственный оставшийся автономный регион Сербии — Воеводина, частично населённая венграми. Реально венгерское присутствие заметно только на севере Воеводины.

История

Крепость Калемегдан, Белград

До прихода славян Сербия входила в Римскую, а позже в Византийскую империю. Первые славянские княжества появились в IX веке, а с XIII по XV вв. Сербия была королевством. Первым столкновением с Турцией была знаменитая битва на Косовом поле 1389 г., в ходе которой две армии практически уничтожили друг друга. В течение XV в. турки постепенно завоёвывали Сербию и закончили этот процесс в начале XVI в.

Север Сербии, известный как Воеводина, был отвоёван у турок Австрией на рубеже XVII—XVIII вв. и включён в Венгерскую корону. Остальная часть Сербии получила широкую автономию в 1815 г., а полную независимость — в 1878 г. После развала Австро-Венгрии в ходе Первой мировой было создано королевство Югославия, править которым стали бывшие сербские короли. В 1945 г. вся территория Югославии была отбита у немцев войсками Тито без какой-либо помощи со стороны союзников. Это позволило Тито создать свой «нейтральный» режим, который не зависел ни от СССР, ни от НАТО, хотя больше симпатизировал социалистическому блоку.

В конце 80-х к власти в Югославии пришёл Слободан Милошевич, который пытался урезать автономию Косово и Воеводины, спровоцировав этим отделение Словении и Хорватии, а потом также и Боснии с Македонией. В Косове начались этнические столкновения между сербами и албанским большинством, а нежелание Милошевича идти на компромисс привело к военной операции НАТО, в ходе которой авиабомбардировке подвергся Белград. Косово вышло из-под контроля сербов и объявило о независимости. Наконец, в 2006 г. черногорцы на референдуме проголосовали за отделение от Сербии, и Югославия окончательно перестала существовать.

Население

В результате пертурбаций 90-х годов Сербия стала почти моноэтничной страной. Сербы — необычный народ, про который даже нельзя чётко сказать, является ли он отдельным этносом. Три народа — сербы, хорваты и босняки — разговаривают на одном языке и имеют общую культуру, но отличаются религией — православие, католичество и ислам соответственно. Из-за многовековой исторической раздробленности между сербами и хорватами возникли также отличия в национальном характере: сербы выглядят более «азиатскими». Крупнейшим нацменьшинством остаются венгры Воеводины, которые составляют 3,5 % населения.

Языки

Государственным языком является сербскохорватский, на котором разговаривают и во всех прочих частях бывшей Югославии, кроме Словении и Македонии. Общераспространённое мнение о том, что в Хорватии сербскохорватский язык записывается латиницей, а в Сербии — кириллицей, не вполне верно. Хотя в Хорватии кириллицу встретить и впрямь невозможно, в Сербии оба алфавита распространены примерно в равной степени. Тенденция такая: «неофициальные» надписи вроде граффити и объявлений на столбах чаще пишутся кириллицей, а более официальные вроде уличных указателей — латиницей, хотя оба алфавита в принципе можно увидеть в любом месте. Между хорватским и сербским диалектами есть и другие небольшие отличия.

Познания в английском языке у сербов одни из наихудших в Европе. Даже в сфере обслуживания туристов можно встретить людей, не знающих английский вовсе — узнав, что вы говорите по-русски, они начнут говорить на странной смеси русского с сербскохорватским.

В районе Суботицы часто можно встретить надписи на венгерском, тогда как в столице Воеводины Нови-Саде венгерский не используется.

Религии

Доминирующей религией в Сербии является православие, календарь церковных праздников — юлианский. Сербские церкви выглядят как нечто среднее между русскими и греческими: например, имеется иконостас, скрывающий алтарь, но и сам этот иконостас, и другие элементы декора зачастую выполнены в нехарактерном для России барочном стиле.

Из других религий наиболее распространено католичество, сохранившееся в Воеводине, однако роскошные костёлы австрийской постройки часто стоят пустыми.

Режим въезда

Сербия — уникальная в своём роде европейская страна, куда виза на срок до 30 дней не требуется гражданам большинства постсоветских стран, включая Россию, Украину, Белоруссию, Молдавию, Казахстан. Но прямое попадание из СНГ в Сербию без визы по суше невозможно — надо ехать через визовые Венгрию или Румынию. Граждане ЕС могут посещать Сербию не только без визы, но и без загранпаспорта на срок до 90 дней.

Попадание

Самолётом

Национальная авиакомпания Сербии называется Air Serbia (до 2013 г. — JAT). Великим авиационным узлом Белград назвать никак нельзя, аэропорт весьма невелик. Имеются прямые рейсы в Москву (Аэрофлот и Air Serbia) и Минск (Белавиа), в другие города СНГ рейсов нет. Одно время также существовал прямой рейс в Москву из второго международного аэропорта Сербии в Нише, но в 2014 г. все рейсы из Ниша были отменены.

Из лоукостеров можно отметить Easyjet и Wizz Air, летающие из Белграда в Западную Европу, а также Pegasus в Турцию и FlyDubai в ОАЭ.

По железной дороге

Несмотря на скверное состояние сербской ЖД, сохраняются международные рейсы со всеми соседями, кроме Боснии. Имеются поезда из Белграда в Загреб, Будапешт через Келебию, Тимишоару, Софию, Скопье. Также имеются согласованные пригородные поезда Суботица — Хоргос — Сегед (Венгрия). Линия Белград — Сараево имеется, но поезд то назначается, то отменяется и в 2014 году он был не в ходу. Знаменитая горная железная дорога из Сербии в черногорский Бар через Подгорицу продолжает функционировать. Эта ЖД несколько километров проходит по боснийской территории, но поезда не делают остановок в Боснии и поэтому паспорта не штампуются.

В Косово из Сербии идут две железные дороги — из Кралева и из Ниша. Вторая не действует, тогда как по первой имеется сообщение на участке Кралево — Звечан. Далее от станции Звечан в Приштину сообщения нет, как нет и прямых поездов из Белграда в Косово.

Следует иметь в виду, что из-за отвратного состояния путей на Сербской ЖД автобус будет гарантированно быстрее поезда по любому направлению.

На автобусе

Со всеми сопредельными странами бывшей Югославии имеется обильное автобусное сообщение как из Белграда, так и из других городов страны. Обратите внимание, что многочисленные рейсы Белград — Баня-Лука могут идти как напрямую, так и через Хорватию, причём второй вариант существенно быстрее по времени.

Также есть прямые автобусы в некоторые страны Западной Европы, в особенности во Францию и Германию. Рейсы в Венгрию и Румынию существуют, но их значительно меньше.

Транспорт внутри страны

После разделения Сербии и Черногории внутренняя авиация в стране перестала существовать.

Железная дорога

Городская электричка «Беовоз» в Белграде

Сербская железнодорожная система является одной из наименее развитых в Европе. Хотя в принципе железнодорожная сеть большая и плотная, сообщение по многим веткам является спорадическим, а кое-где и вовсе прекращено. Особенно прискорбным является состояние путей, по которым поезда едут со скоростью 50-70 км/ч, грохоча и подпрыгивая. Даже основные магистрали являются однопутными, поэтому поезда простаивают на разъездах и регулярно опаздывают на час и более. На всех без исключения направлениях автобусом ехать быстрее, чем поездом — но и стоят поезда дешевле примерно вдвое.

Впрочем, изнутри сербские дальние поезда выглядят довольно приятно, имеются удобные мягкие кресла. А вот на отдалённых второстепенных ветках можно увидеть настоящие железнодорожные раритеты. Например, по направлению Суботица — Канижа ещё в 2014 г. курсировал старинный автобус, переделанный под железнодорожный вагон.

Цены, сидячка (сентябрь 2014): Ниш — Вранье: 490 динаров, Белград — Ниш — 800 динаров.

Имеется единственная узкоколейная ЖД, которая отходит от магистрали в Черногорию и идёт в Боснию, однако сообщение там сохранилось лишь на коротком 15-километровом участке.

Автобусы и дороги

В условиях деградации железных дорог главное место в системе транспорта стали занимать автобусы, которых в Сербии значительно больше, чем в любой из западноевропейских стран. Автобусы ходят и быстрее, и чаще, чем поезда, и всем, кроме фанатов ЖД, следует пользоваться именно ими. Автовокзалы в большинстве городов или совмещены с ЖД вокзалами, или находятся поблизости от них. Обычно на одном направлении имеется несколько маршрутов автобусов, которые могут принадлежать как одной компании, так и различным: они отличаются количеством заездов на промежуточные автостанции провинциальных городков.

С дорогами в Сербии ситуация неоднозначная. С одной стороны, здесь, в отличие от некоторых других стран региона, есть четырёхполосные автобаны: Белград — Загреб, Белград — Нови-Сад и др. С другой, качество асфальта, в том числе и на этих «автобанах», зачастую вполне российское и явно уступает Хорватии, Венгрии и даже Боснии. Но всё же по основным направлениям автобусам удаётся идти со скоростью около 80 км/ч.

Деньги и цены

Сербский динар — одна из самых дешёвых по номиналу валют Европы. Курс составляет 80-90 динаров за доллар, 110—120 динаров за евро. В Белграде имеется довольно много обменных пунктов, в провинции с ними могут быть проблемы, а имеющиеся могут менять только доллар и евро, но не соседние валюты. Тем не менее, с обменом денег в Сербии дела обстоят лучше, чем в Венгрии и Хорватии, поэтому форинты и куны лучше менять внутри Сербии. Банкомат, берущий зарубежные карты, найти несложно.

Уровень цен в Сербии можно назвать низким по меркам Европы и средним по меркам СНГ. Цены последовательно ниже, чем в Хорватии и Венгрии, примерно соответствуют Румынии и Боснии.

Инфраструктура

Гостиничный сектор в Сербии устроен аналогично нетуристическим городам других стран региона. В каждом крупном городе имеется несколько крупных «советских» гостиниц и многочисленные частные «пансионы», а также хостелы и квартиры на агрегаторах типа AirBNB. Цены на ночлег ниже, чем в соседней Хорватии, примерно в 2 раза: неплохой двухместный номер в Белграде стоит в среднем 20 евро, цена падает по мере удаления от центра.

В отношении еды Сербия — одно из самых приятных мест в Европе. Какой-то своей выраженной кулинарной традиции не имеется, но кругом полно разного рода заведений общепита с невысокими ценами — около 6-8 евро за обед в кафе с официантами. Есть и «Макдоналдсы», и хорошие кофейни, а вот крупных ТЦ с фуд-кортами не замечено. Супермаркеты и минимаркеты имеются в большом количестве, причём здесь, в отличие от соседней Хорватии, они всегда открыты по выходным, а многие работают круглосуточно.

По стране

Белград

Белград, район Земун

Крупнейший город бывшей Югославии — впрочем, мегаполисом его назвать нельзя, население составляет немногим более миллиона. В отличие от Загреба и Сараева, Белград никогда не входил в Австро-Венгрию, а потому и интересной архитектуры тут меньше на порядок, а имеющаяся находится в скверном состоянии. В целом город похож на крупный российский облцентр Урало-Поволжского региона. Хорошие достопримечательности тут есть, но они разбросаны по разным районам и не образуют ансамбля.

ЖД вокзал находится в самом центре города, рядом с ним — аж два больших автовокзала: один обслуживает ближние рейсы, второй — дальние. Городской транспорт представлен автобусами, троллейбусами и трамваями, оплата — по проездным или по покупаемым у водителя билетам, причём по проездному поездка стоит 40 динар, а у водителя — аж 100 динар.

Если планируете перемещаться наземным транспортом, то лучше купить карту БусПлюс (окупается за одну поездку), есть две разновидности: картонная (40 динар), пластиковая (150 динар). Если вы в городе ненадолго, то сгодится и картонная. Одна поездка (по любой из карт) — 73 динара. Пополнять — в киосках на остановках. Можно пересаживаться в течение 90 минут (типа московской «Тройки»).

Если ездите вдвоем-втроем и планируете пересаживаться, то схема не работает, нужно покупать, соответственно, две-три картонки. Если пересадки делать не планируете, то достаточно обзавестись одной картонкой на всех и в автобусах пробивать столько, сколько нужно (выбирать определенное кол-во «человечков» на экранчике внутри автобуса).

Также имеется очень странная линия метро под названием «Беовоз»: по сути дела это подземная электричка, проложенная крайне неудобно — она огибает центр с юго-востока. Станции никак не маркированы и обнаружить их нелегко. Билеты в недометро не продаются вообще нигде — ни на станции, ни в поезде, ездить можно или по проездному, или зайцем. Интервалы движения составляют около 30 минут.

Выезд из города на юг, в сторону Вальево: автобусы 501, 510, 511, стартуют от ж.д. вокзала.

Главная достопримечательность — красивая и фотогеничная крепость Калемегдан на холме на берегу Дуная в северо-западном углу центра. Также интерес представляет большое здание в квартале к востоку от вокзала, разбомблённое натовскими самолётами в конце 90-х — его не стали восстанавливать намеренно. Собор св. Саввы на холме к югу от центра — якобы самая крупная православная церковь в мире (на самом деле храм Христа Спасителя в Москве существенно крупнее), по сути не особо симпатичный новодел. Наиболее интересный район города называется Земун и расположен в нескольких километрах к западу от центра вдоль Дуная. Это единственное место в городе, где последовательно сохранилась старая застройка. Между Земуном и центром вдоль Дуная проложена длиннейшая пешеходная набережная.

Отельно-туристического района в Белграде нет, большинство недорогих гостиниц хаотически раскиданы по центру и ближним окраинам.

Нови-Сад

Третий город Сербии, столица Воеводины. Стоит на Дунае в полутора часах езды от Белграда. Нови-Сад — наиболее интересный город страны в архитектурном плане, так как он сохранил классический австро-венгерский ансамбль в центре города, несколько напоминающий львовский. Исторический центр расположен где-то в 2 км к югу от совмещённых ЖД вокзала и автовокзала. Рядом с центром находится мост через Дунай, на другом берегу реки стоит крепость. Городской транспорт — только автобусы. Город является крупным транспортным узлом, много рейсов как на юг Сербии, так и в сторону Суботицы, и в Хорватию.

Примечания

  1. Данные по площади и населению приведены без учёта региона Косово.