Малайзия

Материал из «Вольной энциклопедии»
(перенаправлено с «Countries/malaysia»)
Перейти к: навигация, поиск
Questionmark.pngНеполная статья
В этой статье имеется несколько важных разделов, которые не заполнены или заполнены явно недостаточно. Если вы были в этих местах и вам есть что сказать — дополните, пожалуйста, эту статью.


noframe

noframe

Столица:Куала-Лумпур [1]
Площадь:329.800 км2
Население:30.220.000 чел.
Валюта:малайзийский ринггит (MYR)
Язык:малайский, английский
Движение:левостороннее
Телефонный код:+60
Виза для РФ:не требуется

По какой-то загадочной причине эта дешёвая, интересная, безопасная и безвизовая для всего СНГ страна не завоевала популярность у российских туристов — а вот туристов западных в Малайзии навалом. Многим путешественникам Малайзия полюбилась — помимо многочисленных природных и культурных достопримечательностей, это ещё и одна из самых удобных в бытовом плане стран мира для путешествий. Стоит иметь в виду, что Малайзия — это богатая нефтеносная страна, по уровню доходов на душу населения уже обогнавшая Россию и приближающаяся к «азиатским тиграм» — Южной Корее и Тайваню. Следствие — высотное строительство, хорошая дорожная сеть и благоустройство городов. При этом Малайзия пока что остаётся по-азиатски дешёвой страной и сохраняет культурную самобытность.

География

Малайзия делится на две части: Западная Малайзия и Малайское Борнео. Западную Малайзию (она же Малайя) иногда ошибочно называют материковой, хотя в неё также входит несколько островов: Пинанг, Лангкави, Перхентианы. Западная Малайзия заселена не очень плотно: население концентрируется вдоль побережья, а глубь полуострова покрыта джунглями. В Западной Малайзии находятся почти все крупные города страны. Малайское Борнео крупнее по площади, но населено значительно реже. Население концентрируется вдоль северного побережья, а район вдоль границы с Индонезией практически не имеет постоянного населения и дорог. Малайское Борнео в свою очередь делится на три части. В первую входит запад штата Саравак до границы с Брунеем. Вторая часть — штат Сабах и восток штата Саравак. Эти две части разделены карликовым государством Бруней, которое плохо выдаёт визы россиянам. Хотя по карте видно, что между Брунеем и Индонезией есть перемычка, соединяющая две части Малайского Борнео, на практике через эту перемычку нет никаких дорог, поэтому проехать можно только через Бруней. Наконец, третья часть — это крошечный участок штата Саравак с городом Лимбанг, делящий Бруней на две части — туда нет никаких дорог ни с запада, ни с востока Борнео, кроме как через Бруней.

Административное деление

Административное деление Малайзии весьма необычно. Страна делится на 13 штатов, из которых 9 являются монархиями, а 4 — генерал-губернаторствами. 11 штатов находятся в Западной Малайзии, а на Борнео — только два генерал-губернаторства Саравак и Сабах, по площади значительно превосходящие прочие 11 штатов. Другие два генерал-губернаторства — Малакка и Пинанг, ранее входившие в британскую колонию Стрейтс-Сетлментс. Кроме штатов, существуют три территории федерального подчинения: формальная столица Куала-Лумпур, фактическая столица Путраджая и маленький островок Лабуан у побережья Борнео, имеющий статус СЭЗ.

Главой государства является король, который избирается раз в 5 лет из числа 9 монархов, причём согласно имеющейся договорённости монархи заранее знают, кто именно будет избран следующим королём. В отличие от соседнего Таиланда, король не имеет никакого влияния на жизнь страны, его портреты сложно где-либо обнаружить, а вот региональные монархи могут иметь какое-то влияние в своём штате.

Климат и ландшафты

Климат Малайзии влажный, экваториальный. Сезоны не выражены. Весь год стоит температура в 30-35 градусов. Сезон дождей в Малайзии не выражен, осадки распределены относительно равномерно в течение года.

Малайзия — в целом холмистая страна, но настоящих гор почти нет. Только на востоке штата Сабах имеется горный хребет, содержащий высочайшую вершину ЮВА — гору Кинабалу. Холмы покрыты труднопроходимым тропическим лесом. Сельский пейзаж тоже выглядит как лес: в Малайзии плохо растут злаки, а крестьяне сажают разные деревья — бананы, кокосы, гевею и др.

История

Исторический квартал Малакки

Письменная история Западной Малайзии началась с VII—VIII вв., когда регион находился под влиянием суматранских и яванских государств. После их ослабевания крупнейшим государством стала Малакка, которая была исламизирована мирным путём под влиянием арабских торговцев в XIV в. В начале XVI в. Малакка стала первой территорией в ЮВА, захваченной колонизаторами-португальцами, а султан сбежал в Джохор-Бару. Португальцев в Малакке сменили голландцы, а в начале XIX в. — англичане. В конце XVIII в. англичане купили у султана Кедаха остров Пинанг, а чуть позже заняли Сингапур. Эти три разрозненные прибрежные зоны были объединены в колонию Стрейтс-Сетлментс. Остальные части Западной Малайзии продолжали управляться автономными султанатами, сохранившимися до сего дня.

Малайское Борнео в средневековье формально принадлежало брунейскому султану, но реально Бруней его почти не контролировал, а власть была сосредоточена у мелких князьков народа даяков, промышлявших пиратством. В XIX в. англичанин Чарлз Брук, который был аферистом, выдававшим себя за агента Ост-Индской компании, смог приобрести влияние на даяков, а позже убедил брунейского султана отдать ему Саравак в обмен на символическую дань. Брук, которого стали называть «белый раджа», оказался успешным правителем и основал единственную в своём роде династию, правившую Сараваком без малого 100 лет. Территория штата Сабах была куплена у того же брунейского султана частной американской компанией, после чего перепродана Британии.

В 1957 г. Британия дала независимость Стрейтс-Сетлментс, султанатам и территориям на Борнео, которые решили объединиться в федеративное государство. В федерацию вошёл также Сингапур, но вскоре был исключён за нежелание следовать националистическому курсу. Велись переговоры и о вступлении Брунея, но они в итоге провалились. В течение всего периода независимости Малайзия находилась в капиталистическом лагере, но в международных конфликтах заявляла о нейтралитете. Нынешнее процветание Малайзии связано во многом с политикой Махатхира Мохаммеда, который был премьер-министром в течение всех 80-х и 90-х годов. Махатхир укреплял экономику и обеспечил политическую стабильность, но при этом подавлял оппозицию и проводил идеологию пан-исламизма. После добровольной отставки Махатхира премьером стал его заместитель, и общий курс страны не изменился.

Население

Народы

Основным народом Малайзии являются малайцы. Вопреки названию страны, Малайзия не является главным местом проживания малайцев — в Индонезии их гораздо больше. Да и в самой Малайзии процент малайцев не очень высок — около 60 %, проживают они в основном в малых городах и сельской местности Западной Малайзии. На Борнео большинство населения составляют даяки и ибаны — народы, родственные малайцам. Собственно малайцы на Борнео проживают в городах вдоль побережья.

Крупнейшее немалайское нацменьшинство — китайцы, они составляют 30 % населения страны и большинство в наиболее посещаемых туристами городах Куала-Лумпур, Малакка, Джорджтаун. На втором месте — индийцы, их около 10 %, проживают также в больших городах. Большинство индийцев — этнические тамилы. В штате Келантан около 10 % составляют тайцы.

Западная Малайзия — крупнейший в мире регион обитания негритосов — расы, родственной австралийским аборигенам и папуасам. Негритосы отличаются низким ростом, живут в лесу, занимаются охотой и собирательством. По-малайски они называются «оранг асли», что в переводе значит «настоящие люди».

Языки

Главным языком является малайский. Этот же язык является государственным в Индонезии и Брунее. Разница между малайзийским и индонезийским диалектами незначительна. Язык достаточно простой для произношения, записывается латиницей, правила чтения понятны интуитивно за единственным исключением: буква C читается как русское Ч. Тонов нет.

Впрочем, учить малайский в Малайзии, в отличие от Индонезии, необязательно, так как почти все знают английский. Английский также имеет государственный статус, им дублируется большинство надписей. Уровень английского у малайзийцев довольно высокий, многие могут поддерживать осмысленную дискуссию. Также в быту и на вывесках используются китайский и тамильский языки.

Религии

Главной религией в Малайзии является суннитский ислам. В известной мере Малайзия — это исламское государство, так как шариат интегрирован в судебную систему. Но тут есть интересный момент — для немусульман есть свой набор законов, который не включает шариат. Например, в немалайских городах разрешена свободная продажа алкоголя, а многие местные женщины ходят в лёгкой открытой одежде.

Кроме ислама, есть несколько официально разрешённых религий: католичество, протестантизм, буддизм, индуизм и сикхизм. Каждый гражданин страны по закону «приписан» к одной из этих религий, причём из других религий в ислам переходить разрешено, а вот наоборот — нет. Помимо этого, все этнические малайцы «приписаны» к мусульманам. В городах, где малайцы не составляют большинство, можно найти удивительное многообразие храмов разных религий и конфессий.

Менталитет

Малайцы по менталитету существенно отличаются от других народов ЮВА. Им присущи многие особенности ближневосточной ментальности: общительность, открытость, склонность к хвастовству и «показухе». Во многих районах выражена исламская религиозность. При этом малайцы Малайзии за века политической раздробленности приобрели черты характера, отличные от индонезийцев: они более строгие, меньше раздолбайства, больше уважения к законам и государственному строю. Хотя и черты юго-восточной расслабленности у малайцев всё же присутствуют, но в меньшей мере, чем у тайцев и индонезийцев.

Китайцы Малайзии не особо отличаются от своих собратьев в Китае, а вот индийцы выглядят более современно и богато, чем в Индии.

Визы

Визовая политика Малайзии уникальна и не имеет аналогов среди крупных и богатых материковых стран. Виза в Малайзию для пребывания с туристическими целями на срок до 30 дней не нужна почти никому, кроме граждан самых бедных и иммиграционно опасных стран мира. В частности, граждане всех постсоветских государств могут попасть в Малайзию без визы. Но оставаться в Малайзии на долгий срок, не имея визы и катаясь через границу раз в месяц, как это принято в соседнем Таиланде, не выйдет, так как пограничники отслеживают и пресекают такие случаи: «развернуть» могут после второго или третьего штампа.

А вот гражданам Израиля въезд в Малайзию запрещён вообще, даже при наличии второго гражданства. Конечно, израильтянин может обмануть малайцев, въехав по другому паспорту, но стоит иметь в виду, что на наземных границах пограничники Малайзии всегда проверяют штамп страны выезда, поэтому «поменять» паспорт на границе не выйдет.

Ещё один интересный момент с малайзийскими штампами — это штат Саравак на острове Борнео, у которого имеется отдельное миграционное законодательство. Обычные малайзийские штампы на Саравак не действуют, поэтому при приезде туда в паспорт ставится ещё один штамп, позволяющий находиться в Сараваке ещё 30 дней после въезда. Но пользоваться этой лазейкой для обновления основного штампа Малайзии не выйдет, так как при возвращении из Саравака новый штамп не ставится, а возобновляется действие изначального въездного штампа, и оверстея можно избежать, только если выехать непосредственно из Саравака в третью страну.

Получение других виз

У Таиланда имеется три дипмиссии в Малайзии — в Куала-Лумпуре, Джорджтауне и Кота-Бару. Первые два работают с понедельника по пятницу, последнее с воскресенья по четверг. Все три консульства известны некоторой непредсказуемостью и периодически то облегчают, то усложняют условия выдачи виз. Сейчас туристическую визу без подтверждающих документов проще всего делать в Джорджтауне.

Сингапурская виза делается, как и в других странах, только через фирмы. Проще всего делать эту визу через Москву в интернете.

Индонезия содержит большое число дипмиссий в Малайзии. Имеются консульства в Куала-Лумпуре, Джорджтауне, Куала-Тренггану, Джохор-Бару, Кучинге, Кота-Кинабалу, Тавау. Обычно индонезийцы требуют авиабилеты в оба конца, но некоторые консульства (например, Джохор-Бару и Куала-Тренггану) давали визы путешественникам и без билета.

Бруней держит консульства в Куала-Лумпуре, Кучинге и Кота-Кинабалу. Известны случаи получения визы Брунея в Малайзии в сжатые (2-3 дня) сроки, что делает здешние консульства более перспективными, чем в других странах.

Попадание

Самолётом

Аэропорт Куала-Лумпура

Малайзия является одним из крупнейших авиационных хабов ЮВА. Тем не менее, так как страна не особо популярна у россиян, прямых рейсов из России нет вовсе, а из СНГ — только Air Astana из Алма-Аты и Uzbekistan Airways из Ташкента. Обычно в Малайзию добираются арабскими авиакомпаниями, а билет Москва — Куала-Лумпур стоит в среднем на 100 долларов дороже, чем Москва — Бангкок.

Зато из других азиатских стран в Малайзию можно попасть просто и дёшево благодаря обилию бюджетной авиации. Знаменитая компания Air Asia связывает три основных аэропорта (Куала-Лумпур, Пинанг, Кота-Кинабалу) со всеми странами ЮВА, а также с Китаем, Тайванем, Кореей, Японией, Индией и Австралией. Хотя Air Asia — единственный собственно малайзийский международный лоукост, в Малайзию летают и лоукосты других стран Азии — сингапурские Tiger и Jetstar, индонезийский Lion Air, филиппинский Cebu Pacific и др.

Из Таиланда

Небольшая граница Таиланда с Малайзией содержит аж 6 автодорожных переходов, один железнодорожный и один морской. Наиболее полезны следующие сухопутные переходы.

Сунгай-Колок / Рантау-Панджанг. Находится в 40 км от Кота-Бару. До 7 вечера из Кота-Бару ходят городские автобусы, также имеются ночные рейсы в Куала-Лумпур непосредственно от границы. На тайской стороне от центра городка Сунгай-Колок до границы около 1 км, в центре имеется вокзал с поездами в Бангкок. Железная дорога идёт через границу, но пассажирского сообщения нет.

Бетонг / Керох. Единственный переход в центральной части границы. Находится в глухом месте, населённых пунктов рядом с границей нет.

Чанглон / Чанглун. Он же Садао. Главный переход на трассе Бангкок - Куала-Лумпур. Единственный КПП, открытый ночью. С тайской стороны городок стоит прямо возле КПП, есть гостиницы и рестораны. С малайзийской стороны город спрятан в стороне от трассы. Здесь проходят сквозные ночные автобусы Куала-Лумпур - Хат-Яй малайзийского формирования, а также нелегальные туристические микроавтобусы на Пинанг из Хат-Яя, Пхукета и Самуя. С тайской стороны ходят маршрутки в Хат-Яй, с малайзийской также есть автобусы от границы в Куала-Лумпур.

Паданг-Бесар. Находится немного западнее Чанглона. Сдвоенный автомобильно-железнодорожный переход. Здесь, наоборот, городок с малайзийской стороны стоит у границы, а с тайской - в стороне. На машине тут мало кто ездит, а вот по ЖД идут два поезда: Бангкок - Баттерворт (тайский) и Хат-Яй - Куала-Лумпур (малайзийский). Станция находится с малайзийской стороны непосредственно рядом с границей.

Морской переход обслуживает паромы с острова Лангкави в город Сатун. Они ходят раз в 2 часа, в пути меньше часа.

Обратите внимание: от Бангкока до Куала-Лумпура более 1500 км, прямого наземного транспорта не существует - надо делать пересадку в Хат-Яе или Баттерворте.

Из Сингапура

Сингапур де факто является экономической столицей Малайзии: он существенно больше любого малайзийского города и здесь находят работу многие граждане Малайзии. Поэтому транспорт между странами фактически является внутренним, а из многих городов Западной Малайзии в Сингапур попасть проще, чем куда-либо ещё. Кроме того, авиакомпании-лоукостеры часто устраивают акции, из-за которых самолёт между Сингапуром и Малайзией может стоить столько же, сколько автобус - от 50 ринггит.

Через пролив, отделяющий Сингапур от материка, перекинуты два моста. Первый (и главный) ведёт из центра Джохор-Бару в сингапурский район Вудлэндс. Междугородние автобусы обычно ходят через этот переход и достигают разных точек Сингапура. Пограничный пункт находится прямо рядом с вокзалом Джохор-Бару, его можно перейти пешком, но дальше через мост идти нельзя, надо сесть в спецавтобус, идущий к одной из станций сингапурского метро. В непосредственной близости от моста метро нет!

Рядом с этим мостом находится другой, железнодорожный, там проходит несколько пар поездов в день. С сингапурской стороны конечная поездов находится прямо рядом с границей.

Второй мост расположен в западной части пролива, на дальних окраинах Джохор-Бару. Там также имеется рейсовый транспорт, но менее многочисленный.

Кроме мостов, имеются паромные переправы к востоку от главного моста. Есть несколько паромных маршрутов, выводящих в разные точки Сингапура.

Из Индонезии

Главная паромная переправа из Западной Малайзии на Суматру соединяет города Малакка и Думай. Паромы ходят часто и пользуются популярностью у путешественников, хотя особого смысла не имеют — паром стоит более 100 ринггит, за эти деньги несложно найти авиабилет из Куала-Лумпура в Медан, а иногда и в Джакарту. Из Думая также ходят более редкие паромы в Муар и Порт-Кланг. Также можно попасть на Суматру с Пинанга или из Джохор-Бару на близлежащие к Сингапуру курортные острова Батам и Бинтан.

На Борнео имеется единственный международный сухопутный переход на трассе Кучинг — Понтианак, но пользоваться им удобно только при движении в сторону Малайзии, так как индонезийцы не ставят там визы по прибытии. В восточной части Борнео дорог и переходов нет, но есть паромное сообщение между Тавау и Нунуканом.

Из Брунея

Из Брунея имеются автобусы и паромы, идущие как на запад, так и на восток Малайского Борнео. Также есть прямой паром с Брунея на остров Лабуан.

С Филиппин

Несколько раз в неделю ходят паромы, соединяющие Самбоангу на западе Минданао с городом Сандакан в Сабахе. Время в пути — около суток.

Транспорт

Внутренние перелёты

Как ни странно, именно Малайзия является лидером региона по количеству и объёму внутренних авиаперевозок. И это не только рейсы, соединяющие материк с Борнео, но и многочисленные ближнемагистральные рейсы. Активно действующие аэропорты есть почти в каждом сколько-то крупном городе страны. Цены на авиаперелёты смешные и начинаются от 30 ринггит при покупке билета заранее, но тариф формируется по лоукостному принципу, то есть чем меньше мест осталось в самолёте, тем дороже билет. Основных авиакомпаний на внутренних рейсах три: Air Asia [1], Firefly [2] и Malaysia Airlines [3], последняя обычно дороже, но иногда предлагает «лоукостные» тарифы на внутренних рейсах. Основные аэропорты — Куала-Лумпур, Субанг (в Шах-Аламе), Пинанг, Кучинг, Мири и Кота-Кинабалу. Малые аэропорты в стране выглядят уютно и прилично, причём в Малайзии, в отличие от прочих стран ЮВА, еда в аэропорту стоит не дороже, чем в городе.

Железная дорога

Хотя Малайзия и была «под англичанами», железнодорожная сеть страны до обидного невелика, а многие интересные места лишены выхода к ЖД. Сеть Западной Малайзии состоит из двух веток, соединяющихся в форме буквы Y. ЖД заходит из Сингапура в Джохор-Бару, далее идёт на северо-запад до станции Гемас, где раздваивается. Западная ветка следует через Серембан, Куала-Лумпур, Ипох, Баттерворт и Алор-Стар, после чего уходит в Таиланд (крайняя станция Паданг-Бесар). Восточная ветка — гораздо более глухая, её называют «джунглевой железной дорогой», так как на большей своей части она идёт по ненаселённой местности, из сколько-то заметных городов на ней стоят только Куала-Липис и Кота-Бару. Далее эта ветка также уходит в Таиланд (крайняя станция Тумпат). Единственная крупная боковая ветка с пассажирским сообщением соединяет Куала-Лумпур с Порт-Клангом через Шах-Алам и Кланг, по ней ходят только пригородные поезда.

Междугородние поезда в Малайзии не различаются по классам. Разница имеется только в классах вагонов, которых четыре: 1-й лежачий, 1-й сидячий, 2-й лежачий и 2-й сидячий. Все вагоны кондиционированы, и в них, особенно в 1-м классе, может сильно морозить, так что обязательно берите лёгкую куртку. Во все вагоны билеты продаются с местами, на популярных направлениях может возникнуть проблема отсутствия свободных мест. Доступна опция покупки билетов заранее на сайте железных дорог [4] с оплатой по карте.

К сожалению, поездов не так много: два Куала-Лумпур — Сингапур, один Баттерворт — Сингапур, два Тумпат — Сингапур, один Тумпат — Куала-Лумпур, один Куала-Лумпур — Хат-Яй через Паданг-Бесар, один Бангкок — Баттерворт (тайского формирования), а также несколько дневных поездов Куала-Лумпур — Ипох и Тумпат — Куала-Липис. Идёт поезд обычно несколько дольше, чем автобус. Пригородные поезда есть только на куалалумпурском узле, они ходят двумя маршрутами: Порт-Кланг — пещеры Бату (в черте Куала-Лумпура на боковой ветке) и Серембан — Танджунг-Малим на главной ветке. Интервалы движения — около 30 мин. Также есть отдельная аэропортовая железная дорога, проходящая через Путраджаю.

Вокзалы в большинстве городов маленькие и не особо цивильные, хотя открыты обычно круглосуточно. Некоторые вокзалы находятся в исторических зданиях начала XX века.

Кроме того, в 2015 г. планируется начать строительство скоростной железной дороги Куала-Лумпур — Сингапур.

На Малайском Борнео существует единственная действующая ЖД-линия, которая принадлежит не малайзийским ЖД, а правительству штата Сабах. Линия имеет длину в 130 км и идёт от станции Танджунг-Ару (пригород Кота-Кинабалу) на юго-запад до станции Теном. Имеется пассажирское сообщение по всей длине ветки.

Автобусы

В условиях неразвитого ЖД сообщения главную роль в транспорте Малайзии играют автобусы. Почти все междугородние автобусы — новые и современные, с кондиционером. На ночных линиях обычно работают особенно комфортабельные автобусы, соответствующие классу VIP-24 в Таиланде: в них всего три места в ряду, много пространства для ног. В автобусах, как и в поездах, может сильно морозить кондиционер, рекомендуется брать лёгкую куртку. Имеются остановки в пути у придорожных комплексов со столовыми, как и в Таиланде, а вот на трассе малайзийские автобусы людей не подбирают вообще.

Автовокзалы устроены по-азиатски: много касс, каждая продаёт билеты какой-то одной из многочисленных компаний. При этом в крупных городах попадаются красивые современные автовокзалы с электронными табло, магазинами, ресторанами. Крупнейшая автобусная компания называется Transnasional, на её сайте [5] можно посмотреть расписание и даже купить билет.

Цены на билеты невысоки, однако несколько дороже, чем в Таиланде на то же расстояние — в среднем около 0,15 ринггита за километр. Кроме того, в отличие от Таиланда, в Малайзии нельзя выбрать класс автобуса. Билеты на все обычные междугородние рейсы продаются с местами, и поэтому может возникнуть ситуация отсутствия мест.

Кроме обычных междугородних автобусах, на незначительные (до 50 км) расстояния могут ходить пригородные маршруты, которые по сути являются обычными городскими автобусами — туда билет надо брать у водителя, места не указаны. Городские автобусы можно встретить, в частности, на линиях Куала-Лумпур — Путраджая, Кангар — Алор-Стар, Кота-Бару — тайская граница и др.

Дороги и автостоп

В Малайзии имеется сеть великолепных многополосных автобанов, которые сделали бы честь даже Западной Европе. Два главных автобана таковы: 1) Сингапур — Малакка — Куала-Лумпур — Баттерворт — Алор-Стар — тайская граница; 2) Куала-Лумпур — Куантан — Куала-Тренггану — Кота-Бару. Оба этих автобана являются платными, но пешее передвижение и автостоп на них не запрещены. Многие другие дороги являются двухполосками не обладают хорошим трафиком (Малайзия — редконаселённая страна), но асфальт отличного качества и там. Имеется ещё несколько дорог, соединяющих два побережья через горы. На Борнео имеется одна главная трасса Кучинг — Кота-Кинабалу, идущая через Бруней.

Автостоп в Малайзии довольно хороший, хотя отличается некоторой непредсказуемостью и немного хуже, чем в Таиланде — в основном из-за того, что нельзя ездить в кузовах пикапов.

Морской транспорт

К сожалению, в Малайзии отсутствует пассажирское морское сообщение между Борнео и материком, также не получится попасть с западной части Борнео на восточную в обплыв Брунея. Принципиальные нелюбители авиации всё же могут попасть на Борнео с материка, но очень уж хитрым путём: паром на Суматру, потом оттуда в Понтианак на индонезийской части Борнео, а потом по суше в Малайзию, но это отнимет немало времени и денег.

Внутренние морские паромы имеются только на линиях, соединяющих близкие к материку или Борнео острова с большой землёй, такие паромы обычно ходят довольно часто.

Городской транспорт

Роботизированный поезд метро в Куала-Лумпуре

Малайзия — единственная страна ЮВА, где большие городские автобусы есть не только в крупных городах. Впрочем, мелкие городки без автобусов тоже бывают, но всё же обычно с автобусами проблем не будет. Все автобусы — современные и оборудованы кондиционером, а вот хорошие оборудованные остановки — это скорее исключение. Впрочем, на крупных автобусных конечных встречаются даже электронные табло, сообщающие, сколько осталось ждать автобуса.

Стоимость проезда обычно зависит от зоны, оплата водителю на входе в специальную коробку. Сдачу водитель не даёт, поэтому обязательно наменивайте в магазинах мелкие деньги. Во многих городах автобусы перестают ходить рано, часто после захода солнца добраться можно только на такси.

В Куала-Лумпуре имеются городские электрички, метро и монорельс, ещё один монорельс есть в Малакке, а вот трамваев и троллейбусов в Малайзии не имеется. Кроме того, в отличие от других стран ЮВА, в Малайзии запрещены альтернативные виды городского транспорта — маршрутки, пикапы, тук-туки, мототакси.

Большие такси имеются во всех крупных и средних городах в большом количестве, проезд по счётчику стоит очень дёшево, но не все машины оборудованы счётчиком, а некоторые таксисты пытаются мухлевать.

Деньги и цены

Малайзийские деньги называются ринггитами. Ринггит делится на 100 сенов. Ринггит много лет «привязан» к тайскому бату по курсу 1 ринггит = 10 бат, за доллар дают около 3 ринггит. Обмен наличности особых проблем не вызывает, имеется довольно много легальных обменников, которые берут и тайские баты, и индонезийские рупии. В свою очередь, ринггиты можно обменять в большинстве соседних стран.

Банкоматы расположены повсеместно и обычно работают с иностранными картами. В некоторых банкоматах есть возможность снимать иноземные валюты, минуя конвертацию в ринггиты.

В отношении цен Малайзия является весьма выгодной страной. Хотя тут сложнее, чем в бедных странах ЮВА, найти на базаре народные продукты «за копейку», фабричные товары в супермаркетах и еда в цивильном фаст-фуде стоят подчас изумительно дёшево, а качество при этом вполне на уровне. Транспорт также недорог по российским меркам, хотя в пересчёте на километр автобусы выходят слегка дороже, а поезда сильно дороже, чем в соседнем Таиланде. Это же касается и отелей: они дороже тайских, но явно дешевле, чем в России или Европе.

Интересности

Малайзия является одной из самых интересных стран ЮВА как в природном, так и в культурном отношениях. Большинство туристов едут в страну ради природы — здесь лучше всего в регионе сохранились джунгли, причём малайзийский лес больше, чем где-либо в ЮВА, отвечает народным представлениям о джунглях — он болотистый и очень труднопроходимый. В стране имеется хорошая упорядоченная система нацпарков, самыми известными являются Таман Негара в Западной Малайзии и несколько парков на Борнео. Правила посещения более жёсткие, чем в Таиланде: при палаточной ночёвке на территории парка требуются гид, самостоятельно передвигаться можно только в течение светового дня. Также нельзя подняться без гида на высочайшую вершину, гору Кинабалу (4200 м). Но и без нацпарков в Малайзии немало диких лесов и крупных городских парков, по которым можно с интересом гулять. Также к природным достопримечательностям можно отнести разного рода зоопарки, которых в стране немало и они обычно высокого качества.

Основные пляжные курорты в Малайзии, как и в Таиланде, находятся на островах. Почти все острова возле побережья Западной Малайзии — курортные: прежде всего это Пинанг, Лангкави, Перхентианы и ещё несколько мелких островков. Устройство пляжных курортов Малайзии похоже на Таиланд и отличается некоторой «азиатщиной», хотя на Пинанге уже можно встретить и более цивильные курорты.

Культурные достопримечательности — это прежде всего памятники архитектуры в различных разновидностях колониального стиля и храмы разных религий. Интересная архитектура в Западной Малайзии сохранилась лучше, чем где-либо ещё в ЮВА — почти в каждом городе есть старый колониальный квартал, а Малакка и Джорджтаун являются одними из самых интересных колониальных городов Азии. Кроме того, во многих городах имеются интересные объекты современной архитектуры и планировочные решения — особенно в этом отношении знаменита столица страны Путраджая.

Традиционная жизнь в стране тоже сохранилась неплохо, несмотря на свалившееся на малайцев богатство — прежде всего её стоит наблюдать в китайских и индийских кварталах городов, а также в деревнях негритосов, расположенных в центральной части Западной Малайзии.

Ночлег

Устройство системы платного ночлега в Малайзии не обладает какой-то особой спецификой по сравнению с другими странами региона. В любом городе можно обнаружить несколько недорогих отелей. Цены на ночлег несколько выше, чем в Таиланде (в провинции — от 80 ринггит за двухместный номер с кондиционером), но всё же довольно низкие. Комнаты с вентилятором за 30-40 ринггит постепенно исчезают, но и их пока что можно найти. Отношение цены к качеству хорошее, даже в Куала-Лумпуре можно найти хорошую комнату в «многозвёздном» отеле за 100—120 ринггит. В популярных у туристов Куала-Лумпуре и Пинанге есть настоящие хостелы, но там же имеются и несколько более удобные «бэкпекерские» места, аналогичные бангкокскому району Кхао-Сан.

Бесплатный ночлег в Малайзии несколько сложнее, чем в Таиланде, из-за почти полного отсутствия буддийских монастырей. Тем не менее, нет особых сложностей с палаткой, а зачастую можно найти вписку.

Еда

Национальная малайская кухня не сильно отличается от тайской, также основана на жареном рисе с мясом, овощами и специями. Еда обычно очень острая. В целом общепит несколько менее изобилен, чем в Таиланде, а фаст-фуд представлен в основном заведениями западной кухни, хотя попадаются и фуд-корты с национальной едой. Обычные же малайцы питаются в типичных азиатских открытых кафе, которые зачастую выглядят нецивильно и неаппетитно. В месяц Рамадан эти кафе, как и многие базары, открываются только вечером, тогда как более современные едальни работают в штатном режиме.

Западный фаст-фуд в виде Макдоналдса, KFC и пиццерий довольно широко распространён и отличается крайней дешевизной: например, в Макдоналдсе полный обед может стоить от 6 ринггит. Обратите внимание, что цены в заведениях фаст-фуда указаны без учёта налогов.

Азиатские минимаркеты сетей 7-Eleven и Family Mart представлены в стране довольно широко, но ассортимент хуже, чем в Таиланде — например, может не оказаться горячей еды. Гипермаркеты обычно имеются на окраинах городов, а в центре больших и средних городов почти всегда есть 1-2 больших ТЦ с ресторанами и фуд-кортом.

Разное

Связь

Хотя Малайзия работает с обычным для Европы мобильным стандартом GSM 900, сим-карту купить на удивление нетривиально: цены начинаются от 25-30 ринггит за пустую симку. В аэропортах часто имеются льготные программы по раздаче симок туристам, рекомендуется ими пользоваться. Таксофоны с оплатой монетами кое-где ещё сохранились, но многие из них нерабочие.

С вай-фаем в отелях проблем нет, также вай-фай имеется в большинстве цивильных кафе. Сохранились и интернет-кафе, основная клиентура которых — дети.

Безопасность

Малайзия считается спокойной страной, особых инцидентов в ней почти не бывает. Милиция не мешает людям жить. Исключение — некоторые районы штата Сабах, где имеется вялотекущее сепаратистское движение — впрочем, районы эти невелики в размерах. Бродячие собаки почти отсутствуют, в отличие от Таиланда.

Часовой пояс

Вся Малайзия живёт по пекинскому времени (UTC + 8), которое на 4 часа опережает московское летнее. При этом страна сильно вытянута с запада на восток, и если на Борнео астрономическое время ещё близко к поясному, то в Западной Малайзии оно серьёзно «запаздывает», поэтому солнце там восходит и заходит на час позже, чем в соседнем Таиланде. При въезде в Малайзию из Таиланда, Суматры, Явы и Индонезийского Борнео часы надо переводить на час вперёд, при въезде из Сингапура или Бали часы не переводятся. На летнее время Малайзия не переходит.

Режим работы

В Западной Малайзии солнце восходит поздно, и поэтому для малайцев характерен «совизм»: учреждения начинают и заканчивают работу позже, чем это обычно принято в тропиках. Например, в Таиланде в 8 утра уже все работают, а Малайзия только просыпается. Большинство учреждений открывается где-то в 10 утра.

Выходными в Малайзии являются суббота и воскресенье, но есть одно важное исключение: в штате Келантан, где у власти исламисты, воскресенье рабочее, а пятница выходная, и это касается всех государственных учреждений и музеев. В месяц Рамадан многие заведения народного общепита закрыты до вечера, а некоторые учреждения работают короткий день или не работают вовсе.

Электричество

К сожалению, в отличие от Таиланда, в Малайзии розетки британского типа, с двумя прямоугольными горизонтальными входами и вертикальным входом для заземления. Иногда в такую розетку получается запихнуть евровилку, но рассчитывать на это не стоит — обзаводитесь переходником. В некоторых отелях имеются переходники или универсальные розетки, понимающие европейскую вилку. Напряжение в сети — 220 В.

Туалеты

В отличие от Таиланда и Сингапура, Малайзия не полностью перешла на туалеты европейского образца (с унитазом). Большинство общественных туалетов устроены таким образом: часть кабинок азиатские, часть европейские. Также в отличие от соседей, в Малайзии в торговых центрах туалеты обычно платные, хотя и недорогие.

Западная Малайзия

Куала-Лумпур

Деловой центр Куала-Лумпура

Крупнейший город Малайзии. Окружён штатом Селангор, хотя сам в этот штат не входит. В Куала-Лумпуре находятся все посольства, тогда как правительственные учреждения выведены в Путраджаю.

Про Куала-Лумпур прежде всего надо сказать, что это относительно небольшой город — население около 1,5 млн, существенно меньше Бангкока и Сингапура. Город основан в середине XIX в., а расти начал уже в веке двадцатом, так что каких-то особых древностей тут нет. Основные достопримечательности — природного характера.

Планировка Куала-Лумпура весьма необычна и отличается от большинства азиатских городов. Город не образует единого массива застройки, а разделён на несколько частей автомагистралями и железными дорогами, вдоль которых высажены небольшие рощи. Из-за этого город кажется меньше, чем он есть: даже близкие к центру участки выглядят как загородная местность. К морю город не выходит, до моря ехать больше часа на электричке. В Куала-Лумпуре имеется довольно много кварталов с типовой многоэтажной застройкой, большими дворами и прочими атрибутами современной цивилизации, но при этом имеются и весьма неприятные трущобные кварталы.

Главным транспортным узлом города является Центральный вокзал (KL Central). Это огромное крытое помещение над землёй, похожее не на вокзал, а на торговый центр. Имеются магазины и рестораны, но повсюду массы народа. Заблудиться на вокзале весьма легко, так как поезда разных веток отправляются от разных его концов. Под вокзалом расположена стоянка аэропортовых автобусов. Старый вокзал (станция Куала-Лумпур) находится чуть севернее Центрального, там останавливаются некоторые поезда, но в целом интереса он не представляет.

Главный автовокзал называется Пуду-Централ, находится в северо-восточном углу Чайнатауна. Рядом находится станция метро Pudu. Это старое здание весьма хаотического типа. Автобусы южного направления (Малакка, Джохор-Бару) вывели на новый, более просторный и приятный автовокзал, совмещённый с пересадочной станцией Bandar Tasik Selatan. Автобусы восточного направления отправляются от автовокзала, что чуть к северу от центра, у станции Putra.

Аэропортов в городе два. Аэропорт Куала-Лумпур, он же KLIA, находится в 50 км к югу от города по трассе на Сингапур. Состоит из двух терминалов — Main Terminal Building (MTB) и Low-Cost Carrier Terminal (LCCT). Последний выглядит более «пролетарски» и более набит народом, оттуда отправляются только лоукостеры. Недорогая еда есть в обоих терминалах, но в MTB рестораны выглядят приятнее, а народа меньше. Терминалы весьма удалены друг от друга, ехать между ними около 30 мин. на специальном автобусе за 3 RM. Самый удобный способ попасть из города — на автобусе от Центрального вокзала, проезд стоит 8 RM, ходят раз в 10-15 минут в каждый из терминалов. Железная дорога существенно дороже, причём поезда ходят только в терминал MTB. Также бывают автобусы из других городов Малайзии, например, Малакки.

Второй аэропорт называется Субанг, он принимает только внутренние рейсы. У туристов популярен гораздо менее. Находится к северо-западу от города, проезд — специальными автобусами от метро Titiwangsa или Kelana Jaya.

Городской транспорт устроен довольно хитро. Кроме обычных автобусов, имеются аж 4 вида скоростного рельсового транспорта. Электрички — две линии — синяя и красная. В центре города идут рядом с путями основной железной дороги. Одна из линий идёт в Кланг. Метро — две линии — жёлтая и розовая. Жёлтая линия полностью надземная, розовая в центре проходит под землёй. Жёлтая линия в южной части раздваивается: часть поездов уходит по одному направлению, часть — по-другому. Монорельс — одна линия (зелёная). Проходит над землёй. Аэропортовая электричка — одна линия (из Центрального вокзала в KLIA через Путраджаю), но два типа поездов — обычные и экспрессы. Все виды электричек и метро выглядят прилично и современно. Пересадки являются бесплатными между: двумя линиями электрички, двумя линиями метро, любой из линий метро и монорельсом. Все остальные пересадки платные. Проезд везде зональный, но довольно дёшев, за исключением дорогой аэропортовой ветки. Билеты покупаются в автоматах или в кассе. Обратите внимание: пересадка у Центрального вокзала, нарисованная на схемах, существует для всех видов транспорта, кроме монорельса, так как станция монорельса расположена немного в стороне от вокзала. Такси в Куала-Лумпуре много, несложно поймать машину на улице. Проезд на такси по счётчику здесь один из самых дешёвых в мире, в пределах центра — порядка 5-6 RM. К сожалению, не во всех машинах есть счётчик, а без него иностранца могут попытаться обмануть.

Исторический центр города называется Чайнатаун. Красивых старых домов там почти нет, но есть разные храмики, аутентичные рынки и пр. Чайнатаун находится немного к северу и северо-востоку от Центрального вокзала, обойти его можно за час. К северу от Чайнатауна находится современный центр с небоскрёбами, он тоже весьма невелик. Там имеются сразу две смотровые — одна в телебашне, другая — в знаменитом здании башен-близнецов Petronas. Вторая смотровая считается главной достопримечательностью города, хотя на самом деле её слава преувеличена — на бангкокскую башню Байок и попасть легче, и виды оттуда лучше. Индийский район находится чуть западнее современного центра, он мал и не особо колоритен. Напротив Чайнатауна с другой стороны железной дороги находится огромный зелёный массив, а в нём — лучшие достопримечательности города: национальный музей, сад бабочек, очень большой открытый птичник и парк с озером. На северной окраине расположены пещеры Бату — комплекс индуистских пещерных храмов.

Дешёвые отели кучкуются в Чайнатауне. Качество не лучшее, но жить можно и расположение удобное. Более приличные места рассеяны по современному центру и окраинным районам.

Пригороды Куала-Лумпура известны как Долина Кланга. Кроме Путраджаи, описанной ниже, интерес представляют сам Кланг, маленький городок с хорошо сохранившимся старинным центром, суперсовременный город Шах-Алам и довольно крупный Серембан, столица штата Негри-Сембилан, где также имеются примечательные постройки. В холмах к востоку от Куала-Лумпура расположен развлекательный центр Гентинг, где имеются единственное в Малайзии казино, нацпарк и зоопарк.

Путраджая

Дворец юстиции, Путраджая

Суперсовременный город, уникальный для региона ЮВА. Фактически Путраджая является столицей страны, так как там находятся парламент, резиденция премьер-министра и дворец короля Малайзии. Город был основан в 1995 г. и построен по регулярному плану. Он нисколько не похож на другие города страны, да и вообще мало на что похож. Город состоит из широченных проспектов и бульваров, вдоль которых стоят красивые небоскрёбы правительственных зданий. На окраинах расположены столь же красивые и зелёные жилые районы. Весь город разделён на нумерованные районы (Precinct), центром считаются районы 1 и 2. В северной части центрального проспекта находится главная достопримечательность — огромная центральная мечеть. К северу от неё вокруг королевского дворца идёт проезжая дорога, там находится ботанический сад с бесплатным входом. К югу от мечети — главный проспект с наиболее известными небоскрёбами. Параллельно проспекту течёт река, по которой устраивают прогулки на речных трамваях. На западе возле вокзалов находится единственный старый район города, застроенный ещё до основания Путраджаи в 70-х годах.

Ночлег представлен только многозвёздочными отелями, которые, впрочем, тут дешевле, чем отели того же качества в Куала-Лумпуре. Еды в центре города мало — можно отметить только кафешки в туристическом центре возле мечети и рынок на центральном проспекте.

Попасть в Путраджаю можно автобусом или поездом аэропортовой ветки от центрального вокзала Куала-Лумпура. Автобусы КЛ — Путраджая считаются городскими, часто набиты народом. Поезда существенно дороже и поэтому пустые. Автостанция и ЖД вокзал находятся рядом друг с другом на западной границе города. До центра далеко, рекомендуется садиться на городской автобус.

Малакка

Город-музей, лучший по сохранности ансамбль колониальной архитектуры в ЮВА. Малакка стала старейшей европейской колонией в регионе, захвачена португальцами в начале XVI века, потом перешла к голландцам, потом к англичанам. Объём исторической застройки здесь меньше, чем в Джорджтауне, но выглядит она более цельной из-за отсутствия в центре современных зданий, да и состояние домов заметно лучше.

Автовокзал находится далеко к северу от центра, в современном районе. Это довольно крупное здание в форме креста, внутри есть торговый центр. Рейсы в Куала-Лумпур ходят каждые полчаса, также имеются автобусы в Сингапур, Джохор-Бару, куалалумпурский аэропорт и др. Также от автовокзала ходит автобус в центр города, идущий по круговому маршруту. В центре размеченных остановок нет, автобус надо останавливать рукой. В Малакке есть скоростной транспорт в виде монорельса, но линия проходит таким образом, что если не ездить по современным районам города специально, то вы её и не увидите. Также в центре имеется транспорт в виде очень богато украшенных велорикшей — едва ли не единственное место в стране, где их не запретили. Пассажирский порт расположен рядом с центром, немного в стороне от него. Оттуда отправляются быстрые лодки в индонезийский Думай, стоят относительно дорого.

В центре имеется несколько пешеходных улиц, вдоль которых сосредоточены достопримечательности. Это красивая мечеть в эклектическом стиле, китайские храмы, большой собор, реконструированный парусник. Общий объём исторической застройки — около сотни домов. На холме в центре города находятся руины сгоревшей церкви, вокруг этого холма идёт ещё одна пешеходная улица. Непосредственно к морю старые кварталы не выходят, но подходят близко к нему. Между старым городом и морем находится райончик с парой крупных ТЦ и несколькими недорогими отелями. Там же стоит большая башня обозрения. Ещё ближе к морю находится более современный, но тоже интересный жилой район, внешне напоминающий европейские городки.

Остров Пинанг и Джорджтаун

Мечеть Капитан-Келинг, Джорджтаун

Главный из курортных островов Малайзии, часто неправильно называется «Пенанг». В плане Пинанг представляет собой почти правильный прямоугольник размерами 15х20 км. Остров весьма интересен обилием как культурных, так и природных достопримечательностей.

Аэропорт находится на юго-востоке острова. Он не очень велик, но выглядит современно и опрятно. Все рейсы — в пределах азиатского региона, есть лоукостеры в Таиланд, Индонезию, Сингапур и на Борнео.

С материка на остров можно попасть двумя путями. Паромная переправа ведёт из центра Джорджтауна в центр города Баттерворт, от парома недалеко до ЖД вокзала. Баттерворт — довольно крупный город, но особых достопримечательностей не содержит. Мост длиной 8 км соединяет остров с материком к югу от Джорджтауна и Баттерворта. По этому мосту идут междугородние автобусы из ряда городов Малайзии, автовокзал на Пинанге расположен на южном краю Джорджтауна возле трассы. Обычных автобусов в Таиланд нет (но есть два поезда из Баттерворта), в разных точках Джорджтауна рекламируются микроавтобусы в города юга Таиланда.

Кроме того, паромы соединяют Джорджтаун с островом Лангкави. Рейсы на Суматру то вводят, то отменяют.

Внутри острова действует система городских автобусов: одно- и двухзначные маршруты ходят внутри Джорджтауна, трёхзначные — по острову. Автобусы соединяют все полезные пункты острова, включая аэропорт. В Джорджтауне имеются два автобусных терминала: первый — возле парома (конечная большинства маршрутов), второй — у небоскрёба «Комтар» в центре Джорджтауна.

Столица острова — город Джорджтаун, находящийся в северо-восточном углу. Джорджтаун — лидер всего региона ЮВА по объёмам английской колониальной архитектуры, но в нём, в отличие от Малакки, нет ансамбля старого города, а исторические здания перемешаны с современными. Многие дома находятся в аварийном состоянии. «Бэкпекерского» квартала в городе нет, дешёвые отели разбросаны по разным районам. Единственное высотное здание в центре — небоскрёб «Комтар», в нём и рядом с ним находятся основные торговые центры города.

Главный курорт называется Бату-Феринги, он находится на северном побережье к западу от Джорджтауна. Выглядит более цивильно, чем тайские курорты, за счёт наличия высотных зданий роскошных отелей.

Другие достопримечательности Пинанга — это фуникулёр и крупный ботанический сад в центре острова, а также национальный парк со свободным входом и дикими пляжами в северо-западном углу.

Остров Лангкави

Курортный остров в штате Кедах на северо-западе страны, возле тайской границы. Аттракционы довольно стандартные для курортов Азии — пляжные посёлки с барами, водопады, парки, туристические деревни. Остров довольно крупный, больше Пхукета, но меньше Пинанга. Паромная пристань находится на востоке острова, возле неё — крошечный городок, единственный на острове. Пляжные посёлки находятся в основном на юго-западе, внешне пляжи похожи на тайские.

Для путешественника Лангкави неудобен из-за отсутствия какого-либо рейсового транспорта. Уехать можно или на довольно дорогом (от 20 ринггит) такси, или автостопом. Самые дешёвые и часто ходящие паромы соединяют Лангкави с городом Куала-Перлис. Также есть паромы в Куала-Кедах и Джорджтаун. Международный паром в тайский Сатун ходит раз в 2 часа, в пути меньше часа. Имеется аэропорт, откуда летают самолёты в Куала-Лумпур, Пинанг и Сингапур, имеются лоукостеры.

Джохор-Бару

Столица штата Джохор, расположена на самом юге Западной Малайзии, напротив Сингапура через узенький пролив. Центр компактен, состоит из ЖД вокзала, крупного ТЦ, нескольких храмов и главной достопримечательности — крупной крепости, напоминающей итальянские. За пределами центра делать особо нечего, в целом город скучноват. Автовокзал расположен на северной окраине, от ЖД вокзала туда ходит городской автобус. КПП в Сингапур находится в непосредственной близости от ЖД вокзала, границу надо переходить пешком, после чего садиться в сингапурский автобус на нейтральной полосе возле моста.

В 20 км к юго-западу от Джохор-Бару находится мыс Пьяй, самая южная точка материковой Евразии. К сожалению, никакой рейсовый транспорт на мыс не ходит, доехать можно только автостопом.

Кота-Бару

Столица штата Келантан, находится в 40 км от тайской границы, до которой можно добраться на городском автобусе. Город довольно крупный, по сравнению с южнотайской провинцией кажется «центром цивилизации». При этом центр, где находятся автовокзал, музеи и недорогие отели, весьма компактен. Традиционной архитектуры в городе мало, но есть интересные небоскрёбы. Все учреждения и музеи закрыты в пятницу и субботу. Железная дорога проходит по западной окраине города, вокзал называется Вакаф-Бару, туда из центра ходит автобус.

Нацпарк Таман-Негара

Малайское Борнео

Примечания

  1. Реально король, парламент и правительство заседают в городе Путраджая.