Железные дороги Ирана

Материал из «Вольной энциклопедии»
(перенаправлено с «Countries/rriran»)
Перейти к: навигация, поиск
Это подстатья, относящаяся к стране или региону: Иран
Hourglass2.gifСтатья устарела!
Материал, на основе которого написана эта статья или отдельные её разделы, был собран более пяти лет назад. Вероятно, статья уже устарела и не соответствует текущим реалиям. Мы будем рады более свежему материалу по теме этой статьи.


noframe

Протяжённость:8160 км
Ширина колеи:1435 мм
Электрификация:146 км
Скоростные поезда:отсутствуют
Владелец:Islamic Republic of Iran Railways (IRIR)
Веб-сайт:[1]

Возможно, русским читателям будет приятно узнать, что первую настоящую железную дорогу в Иране построили наши соотечественники. Эта магистраль длинной 148 км соединила в 1915 г. столицу иранского Азербайджана Тебриз с городом Джульфа на российской-персидской границе и далее собственно с железнодорожной сетью России. Очень обидно, что из-за армяно-азербайджанского конфликта сейчас эта дорога разорвана, и прямое сообщение между двумя великими странами отсутствует. Таким образом, железные дороги появились в Иране весьма поздно, однако строительство сразу набрало высокие обороты. Конечно, в стране, где более 90 % территории — горы, рельсовый транспорт не мог занять столь значительную нишу, как в России или Китае. До сих пор большая часть грузооборота (не говоря уже о пассажирах) в Иране приходится на автомобили. Однако длина железнодорожных путей в этой стране сейчас превысила 6500 км. Исламское правительство Ирана очень заботится о том, чтобы граждане массово совершали паломничество к главной религиозной святыне страны — усыпальнице Имама Резы в Мешхеде — и это, безусловно, хорошо отражается на развитии железнодорожной сети. Так, в 2004 году была открыта довольно дорогостоящая магистраль («иранский БАМ») через безлюдные места пустыни Деште-Лут, связавшая Мешхед с городами Язд, Керман, Бандер-Аббас через городки Бофг и Табас.

До этого глобального строительства карта основных железных дорог Ирана скорее напоминала россиянину схему метро вроде питерского. Сходства добавляет разрыв сети между Бамом и Захеданом, столь похожий на недавно ликвидированный разрыв на первой питерской ветке. Большинство иранских железных дорог однопутные; электрификация в богатой нефтью стране не распространена. ЖД находится в исключительной собственности государства. Подвижной состав постепенно заменяется вагонами иранского производства.

Международные связи

На 2007 год у Ирана имелось 4 места пересечения с ЖД-сетью других стран (см. схему). Однако два из них могут использоваться только в очень малой мере: Захедан не соединен с основной иранской ЖД, а Нахичеванская АО Республики Азербайджан блокирована враждебной Арменией, так что поезд с иранской стороны не может доехать даже до основного Азербайджана!

На данный момент точно известно лишь о двух пассажирских поездах, связывающих Иран с соседними странами: маршрут Тегеран — Стамбул (Турция), выезд поезда из Тегерана каждый вечер в 20:20, и поезд Захедан — Кветта (Пакистан). Первый стоит около 60 долларов, за второй по некоторым сведениями нужно платить одновременно и иранскими, и пакистанским деньгами!

Что касается поездок в Азербайджан и Туркмению, то они если и возможны, то с ближайших к границе станций на поездах местного значения.

Планов громадье

Иран предпринял в последние годы прямо-таки устрашающе-гигантские шаги в целях проникновения в железнодорожное пространство соседних стран, да и в усовершенствовании собственных путей. Правда, пока это только слова — но довольно быстрое строительство «иранского БАМа» показывает, что они вполне могут исполниться.

Итак, что же планируется? Наиболее вероятна постройка в ближайшем будущем ЖД Исфаган — Шираз. Более интересны международные проекты: восстановления ЖД-связи с Ираком, прерванной в 1979 году в связи с ирано-иракской войной; а также со странами СНГ путем строительства ЖД до Ардебиля и Астары. Тогда, может быть, поезд Москва — Тегеран снова станет явью! Правда, Ардебиль — самый высокогорный остан Ирана, и прокладка ЖД здесь очень затратна. Другой вариант гипотетической железнодорожной связи Ирана и России — проект строительства ЖД в Армению.

Также снова ведутся разговоры о соединения Ирана и Пакистана через Захедан, однако этому долгострою уже очень много лет… Но самый впечатляющий прожект — строительство монорельсовый дороги Тегеран — Мешхед (более 900 км) для паломников!

Путешествия по Иранской ЖД

Rriran1.jpg

Железные дороги в Иране принадлежат государству; следовательно, они дешёвые, но персонал не очень заботлив — почти как в России. Впрочем для иностранцев, наверно, сделают исключение. Говорят, каждый день ЖД перевозит 55 тысяч пассажиров. Поезда бывают четырех видов: локальные, дальние сидячие, дальние купейные и сверх-люкс. Как вы уже поняли, каждый поезд имеет вагоны только одной категории, в крайнем случае, разных подкатегорий (например, шести- и четырехместные купе). В 2007 г. проехать на локальном поезде 200 км стоило дешевле, чем одна поездка на московском метро! На дальние поезда цены на начало 2007 г. примерно такие, за 1000 км: в сидячем вагоне 4-5 доллара, в лежачем с 6-местными купе 7,5 долларов.

Расписание поездов по Ирану достать не очень просто. Обычно рекомендуют официальный сайт железной дороги [2], где есть и расписание (кроме локальных), однако относиться к сайту надо скептически. Желаемое там принимается за действительное: многих поездов, указанных на сайте, просто не существует! А вот цены показаны довольно объективно. Кстати, ездить зайцем категорически не рекомендуется! Ведь цены весьма невелики, а контроль есть всегда. Что не сказать о проводниках — они появляются на станциях, чтобы открыть двери, а в промежутках таинственным образом пропадают. В купе проводника продается печенье, чипсы и газировка — чая не найти, как не найти часто и самого проводника. В поездах с лежачими местами есть вагон-ресторан. Пассажиров четырехместных купе обязаны бесплатно кормить завтраками, обедами и ужинами, которые приносят прямо в купе. Во всех лежачих купе бесплатно положено белье.

Сидячих дальних поездов, увы, мало. В основном вы, наверное, будете пользоваться купейными. Чаще всего будут попадаться недорогие и удобные шестиместные купе («Шеш нафар люкс»). Четырехместный люкс на такое же расстояние потребует уже порядка шестнадцати тысяч туманов. Правда, в стоимость билета входит обильная еда и — сомнительное удовольствие для уставшего путешественника — просмотр телевизоров, коих в каждом купе имеется аж две штуки! Что касается локальных поездов, то они колоритны и неплохи, комфортнее русских электричек, проходят до 300 км. Иногда в них затаскивают всякий мелкий скот, что довольно забавно смотрится. Есть и дальние местные поезда, например, Тегеран — Мийане, на котором можно удобно проехать в сторону азербайджанской границы. Но беда в том, что расписания этих поездов сложно узнать даже на самом вокзале, откуда они отправляются (говорите «Махали»).

На одном локальном поезде точно стоит проехать! В 2007 г. он отправлялся в 5:20 со станции Андимешк, что на юго-западе Ирана в провинции Хузистан, и доезжает до Доруда (данные конца осени 2006). Горная железная дорога на этом участке — одна из красивейших в мире!

Кстати, поскольку эта живописнейшая ЖД не дублируется автомобильной дорогой (редкий случай для Ирана), на ней распространено путешествие в кабине товарного поезда. Вы сообщаете о своем желании проехаться в тепловозе дежурному по станции, он выбегает перед носом товарняка на перрон и бешено машет руками! Машинист дает по тормозам, метров 200 поезд скрежещет, и теперь уже вы в компании нескольких других алчущих бежите к локомотиву, где залезаете в заднюю кабину — довольно грязную. В первом крупном городе (Доруде) машинист сбавляет ход до скорости пешехода и вы выпрыгиваете из поезда. Такое путешествие бесплатно и для вас, и для местных.

Такое возможно и в других местах, однако там особого смысла в подобных экспериментах нет, ибо вообще-то сеть автодорог в стране на два порядка более развита, чем рельсовая, и поезда ходят редко. Однако ради принципа можно попробовать — хоть и удивите машиниста, он даже может вписать вас бесплатно в цивильный вагон, но на небольшое расстояние.

Поскольку ЖД — госорганизация, она реально не заинтересована в своей качественной работе, и есть большая проблема: нехватка билетов на поезда с лежачими местами. Шансы купить билеты в день отправления поезда на промежуточной станции — меньше половины! Это сильно затрудняет дальние железнодорожные поездки вольных путешественников. Но если вы купили-таки билет заранее, а потом решили не ехать и сдать его, то вам вернут практически всю сумму, кроме 10 % комиссионных! Можно купить билет в одном городе, а сдать в другом. Помните только, что сдавать билеты нужно не позднее чем за два часа до отправления поезда!

В священном городе Куме есть одна особенность — большая часть поездов останавливается не в самом городе, а на неком буранном полустанке посреди пустыни под названием Мухаммадие, отстоящем от Кума примерно на 20 километров. Однако на каждый поезд есть специальный бесплатный автобус с вокзала, а затем этот же автобус забирает с буранного полустанка приехавших. Так что вы не волнуйтесь и приходите всегда на главный ж/д вокзал. А вот во втором священном городе Мешхеде проблема посерьезнее — билеты на вокзале вообще перестали продавать, алчущих отсылают в частные фирмы в городе!

Да, купить и сдать все виды билетов можно в негосударственных кассах (их около 420 по всей стране), рассыпанных по любому сколько-нибудь крупному городу, и сдать там же, причем в отличие от России никаких комиссионных сверх госцены частники не берут. Удивительно, но факт!

Самое же, наверно, неприятное качество иранских ЖД — то, что на билете никогда не указано ни время прибытия на нужную вам станцию, ни время отправления с промежуточных станций. То есть если вы покупаете, например, билеты из Язда на поезд Тегеран — Бандер-Аббас, то из своего билета вы узнаете только, когда поезд выезжает из Тегерана! Когда же лично вам нужно отправляться — извольте высчитывать сами… Можно спросить сотрудников вокзала, но сами они, как все восточные люди, имеют весьма приблизительные представления о времени. Потребуйте, чтобы они реально посмотрели расписание по данной станции. Но если вы покупаете билеты не на вокзале, а в частной конторе (что обычно удобней), то вы эту информацию вряд ли получите.

Ссылки