Йемен
Единственная из стран Аравийского полуострова, где нет нефти. Как следствие — страна бедная, бомжовая и очень традиционная. Путешественниками посещается редко из-за практической невозможности наземного попадания (Саудовская Аравия визу не даёт) и многочисленных проблем с безопасностью и ментами. Тем не менее, Йемен — пожалуй, самая интересная из стран полуострова по причине общей колоритности и обилия старой архитектуры.
Содержание
Население
Языки
Большая часть населения Йемена говорит только по-арабски. Однако, среди образованной верхушки встречаются англоговорящие (преимущественно в западной части страны); в восточной и южной частях, бывшем народно-демократическом Йемене, небольшая, но заметная часть чиновников некогда училась в СССР и может вспомнить русский.
В целом, западная часть более традиционна и консервативна, в «народно-демократической» более заметны следы образованности, характерной для просоциалистических стран. Хотя все относительно.
Религии
Йемен — весьма религиозная страна. Ещё при жизни Пророка здесь появились мусульмане и мечети. Некоторые памятные исламские места сохранились тут до сих пор. Страна обладает богатой историей и большим количеством исторических памятников, однако некоторые из них охраняются и недоступны для посещения. В мечети и на территорию мусульманских кладбищ вход неверным (в отличие от большинства других стран Ближнего Востока) обычно запрещен — спрашивайте разрешения и, может быть, вам позволят войти.
Виза
Виза Йемена выдаётся, как правило, всем желающим в соответствующих посольствах, в течение одного-двух-трёх дней, и стоит обычно около $25. Посольство в Дамаске сейчас (2005 год) испортилось. В Каире виза стоит $40. Мудрецы получали сию визу и в Судане, и в Омане. Делая визу вне своей родной страны, обычно нужно принести рекомендательное письмо. В Эфиопии и Джибути надеяться на визу Йемена не стоит. Также виза ставится по прилету за 55 долларов — но не на наземных границах.
Можно получить визу и в Москве (приглашение, 3 фотографии, $50, делают неделю). Посольство Йемена в РФ: Москва, 2-й Неопалимовский пер., 6, метро «Парк Культуры», тел. 246-0648, факс 230—2305.
Общий дефект всех йеменских виз — короткий срок годности (не более одного месяца). Другими словами, вы должны въехать в страну не позже чем через месяц после получения визы. Через две недели после въезда надо зарегистрироваться в полиции. Продлить йеменскую визу можно легко — просто надо незадолго до ее окончания сходить в полицию и получить выездную визу (сроком на 1 месяц).
Попадание
Йемен находится в крайнем южном углу Аравийского п-ова. Наземное добирание непросто.
1) Добирание через Иран и Оман. Граница с Оманом уже несколько лет как официально открыта! Имеются трудности: ненадёжная переправа из Ирана в Оман и весьма плохая дорога между Оманом и Йеменом (ездят там редкие перегонщики ОАЭ-шных машин, а вот обратно, в Оман, с машинами совсем плохо).
2) Переправа в Джибути. Регулярно, пару раз в неделю, из Аль-Мохи (на Красном море) плавают оказии в Джибути. Стоимость переплытия договорная, обычно в района $25 с человека. По некоторым сведениям, аналогично бывают оказии и из Адена.
3) Через Саудовскую Аравию проехать непросто — саудийцы не спешат на выдачу виз вольным путешественникам. Единственная возможность — отправиться в хадж (если вы мусульманин), а после заглянуть в Йемен. Существует возможность получить краткосрочную транзитную визу Саудовской Аравии для проезда на своей машине, но этот вариант ненадёжен.
4) С Эритреей существует сообщение (из Аль-Мохи — порядка раза в неделю), возможно и из Ходейды. Также существуют оказии в Сомали, однако они подвержены влияниям изменений политической ситуации и сезонным колебаниям грузопотоков. Преимущество этих перевозок в том, что их осуществляют в основном небольшие частные суда, с которыми проще договориться, перевозка пассажиров на них не является чем-либо исключительным. Однако, устойчивый пассажиропоток (например, в Джибути) порождает существование устойчивых тарифов на перевозку, и перевозчики опасаются вызвать гнев своих конкурентов, делая кому-либо послабление в цене. А вот уплыть в Суэц и иные местности проблематично — это уже область дальнего судоходства со всеми его проблемами.
Плыть в Сомалилэнд (северную часть Сомали) без визы Сомалилэнда не следует — вас туда не пустят!
5) Самолётом. Почти все рейсы - внутри региона, дальних мало и выполняются они в основном национальной компанией Yemenia: Париж, Рим, Стамбул, Бомбей, Найроби и даже Куала-Лумпур. Летают лоукосты в Сану: Air Arabia из Шарджи, FlyDubai из Дубая, Felix из Джибути.
Перемещение по стране
Самолёты
Как ни странно, существует национальный лоукостер, причём весьма давно — компания Felix Airways. Летают в несколько городов Йемена из Саны, в том числе есть рейсы на Сокотру. Цены низкие.
Автобусы и такси
Автобусы уходят утром (6-00, 6-30). Иногда есть еще рейсы после обеда (в районе трех часов). На дальние расстояния (напр., Аден — Мукалла) — только утром. Комфортабельны. Автобус Аден — Мукалла (850 км — считай через всю страну) стоит 2000 й.р. (10 долл). На этот автобус не посадят без пермита. В Сане автобусы на юг (Таиз, Аден) и на запад (Ходейда) отправляются от городской стены, не доходя до Йеменских Ворот Старого Города. В Адене отдельный автовокзал в районе Шейх Осман плюс еще некоторые автобусы идут с вокзала для коллективных такси в том же районе.
Коллективные такси — вместительные легковушки, куда на переднее сидение садятся двое, на второй ряд — четверо, а на третий — трое. На втором ряду реально тесно. Да и в принципе не рекомендуется так перемещаться на очень дальние расстояния. У них отдельный вокзал в каждом городе. В Сане такси на юг идут от вокзала, что немного южнее Йеменских Ворот. В Адене — в районе Шейх Осман (прямо на трассе). В Таизе — где-то на окраине города. В Саюне — в центре, у рыночной площади.
Дороги
Дороги западной части страны асфальтированы, с неплохим потоком, красивы (горы!) и не особенно отягощены полицией. Дороги восточного Йемена малочисленны и отсутствуют (или ошибочно показаны) на большинстве карт.
Они следующие:
- Сана — Мариб — Сайун (оазис Хадрамаут): новый идеальный асфальт с полицейскими блок-постами через 10 км. На пути Сана — Мариб — ок. 150 км — стоит 11 КПП. Приготовьтесь к двум дням пути до Сайуна. Не исключено, что через Аден может быть быстрее.
- Прибрежная дорога от Адена на восток: асфальт до Аль-Мукаллы и восточнее, но восточнее дорога завершается тупиком — до Аль-Гайды вдоль берега проезда нет. От оазиса Хадрамаут (г. Сайун, Теарим) на восток продолжается асфальт, но недолго, скоро его сменяет грейдер, потом исчезает и он. Дорога эта, ведущая в Аль-Гайда, реально строится, но пока большая ее часть, 300—400 км, представляет собой колею в пустыне. «Песчано-гравийная поверхность», как написано было на советских военных картах, местами изрезанная причудливыми глубокими оврагами — вади, образующими марсианский пейзаж, усыпанная булыжниками и совершенно безводная, способна вымотать душу из путешественника, даже привычного к отсутствию комфорта. Машины преодолевают этот путь примерно за сутки с небольшой остановкой у единственного на всё это расстояние жилища-кафе на полпути. Ехать стараются в менее жаркое ночное время; ваши руки пригодятся для вытаскивания машины из песков. Основной поток на запад образован караванами перегонных машин из ОАЭ. На восток поток пока исчисляется единицами в день. Согласно опросам местного населения уже есть асфальт до Омана. По крайнем мере, на 70 км на восток от Саюна асфальт есть.
- Аль-Гайда — Оманская граница: как ни странно, новый асфальт, не сообщающийся пока с остальным миром. Погранпереход с Оманом расположен не на побережье, а в глубине страны.
Автостоп
Йеменский автостоп нельзя назвать приличным для арабской страны. Многочисленные деньгопросы, повальные платные автостопщики (конкуренты), боязнь населения подвезти вас вследствие полиции, и, наконец, МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ПРЕПОНЫ со стороны этой самой полиции.
После похищения итальянцев в январе 2006 иностранцам запрещено самостоятельно перемещаться по стране. Теперь на любом посту, если вас заметят, то не просто проверят документы, а обязательно снимут с машины. Долго будут пытаться понять вашу сущность (с мозгами у йеменцев как-то не очень), а потом поступят с вами одним из двух вариантов:
1. (Редко) Скажут, что остановят для вас машину. В таком случае УХОДИТЕ С ПОСТА НЕМЕДЛЕННО, не поддаваясь на уговоры и посулы. Копы будут стараться просить деньгопросов следующим способом: «слушай, возьмешь без денег вот того туриста — нет?» Лучше застопить машину самому за постом.
2. (Часто) Повезут вас до следующего поста на полицейской машины, а на следующем уже будет ждать другая машина. Все эти многочасовые проверки, несогласованность постов друг с другом (даже если вас пропустят на одном посту, то на следующем все начнется сначала), а главное — ВСЕОБЪЕМЛЮЩАЯ ТУПОСТЬ аборигенов зверски задерживает вас и вызывает подчас бешенство.
К счастью, не все так плохо. Йеменцы хоть тупые и необразованные, но добрые. Полностью дегенерирующие вследствие повального употребления ката, но любопытные. Грязные, нечистоплотные, немытые, но гостеприимные.
Деньгопросы часто подвозят иностранца бесплатно. Копы все-таки везут (порой довольно быстро), а также кормят, останавливают машину в нужном вам месте для фотографирования и вписывают (правда, спать на полицейском участке — это все равно что спать на помойке — настолько грязно). Правда, несколько раздражают насильственные телохранители, которые с полным вооружением будут таскаться с вами по достопримечательностям в опасных для иностранцев регионах.
Городской транспорт
Маршрутки в Сане и Адене стоят 20 й.р. (на дальние расстояние — 30). В прочих городах — 15 й.р. (на дальние расстояния — 20 й.р.). В Адене из-за огромных расстояний (район Шейх Осман отделен от центральных районов дамбой длиной в 8 км) придется ездить на коллективных такси или договариваться с частниками. За 200—300 й.р. (1-1,5 долл) вас довезут из Шейх Османа в Кратер или в аэропорт (если водителю примерно по пути). Между районами Кратер и Ат-Тавахи есть маршрутка (20 й.р.).
Деньги и цены
Йеменская валюта — риал. Валюта стабильная, курс — около 200 риалов за доллар.
Страна дешёвая, сильно дешевле, чем соседние Оман и Саудовская Аравия.
Еда
С едой в Йемене плохо. Есть два типа еды: рис с курицей и курица с рисом. К тому же, они любят все делать острым. Из мяса еще есть баранина, но она неоправданно дорогая. Знатоки, конечно, подскажут неплохие рестораны с хорошей йеменской кухней, но мы предпочитаем не делать из еды культа, питаясь в пролетарских забегаловках. Плебейская еда вообще в стране дорогая, особенно исходя из их доходов. Иностранцам всегда мило завышают цены в 2-3 раза, иногда беззастенчиво называя совсем другие цены, чем те, которые называли изначально.
Большая порция с целой курицей, рисом и лавашом должна быть где-то в районе 300—500 й.р. (1,5 — 2,5 долл). За 150—200 можно взять небольшой кусок курицы и рис. Вместо риса может быть овощная похлебка. Если цены нагло завышают при расчете (хотя изначально называли другую сумму) — оставляйте изначальные деньги и уходите, не обращая внимания на проклятья. Иногда под вечер появляется шаурма или фалафель. Рыба здесь дорогая даже для местных, что умеют, в отличие от нас, торговаться. В общем, по еде сложилось мнение, что йеменцы едят крайне мало, питаясь в основном святым духом, то есть катом.
Пьют в Йемене кофе (с молоком) и чай. Еще все виды газировки и безалкогольное пиво. Алкоголь официально не продается, но как в Сане, так и в Адене его можно купить на конспиративных квартирах (узнавайте у местных). Говорят, весьма дорого — пиво в районе 5-6 долл за банку. Единственное светлое пятно — свежевыжатые соки (50 й.р. в миксере, 100 й.р. — в ручной давилке, самые вкусные — в ручной). Апельсин, манго, клубника, яблоко…эх…
Менты и безопасность
Йемен находится в «чёрном списке МИДа», потому что йеменцы (особенно восточные) любят похищать иностранцев. Похитив, они содержат их в хороших условиях, кормят, не убивают, и тем временем выставляют свои требования правительству. Будучи похищенным, не паникуйте, изучайте местные нравы и арабский язык. В 99 % случаев похищение заканчивается благополучно, вас отпустят через неделю или месяц. За 15 последних лет в Йемене было похищено свыше 100 иностранцев, в их числе были и российские граждане. Всех их потом отпускали. Так что радуйтесь проявлениям своеобразного йеменского гостеприимства. Есть негативная сторона сего: по причине похищений иностранцев, правительство старается вас охранять, хуже чем в Египте. При движении автостопом вас могут задерживать, и отпускать только в сопровождении вооружённой охраны. Поэтому, автостоп в Йемене (особенно в восточном) менее чем в паре невозможен, так как к автостопщикам немедленно будет приставлен охранник с автоматом Калашникова, обычно призывного возраста юноша, говорящий только по-арабски и имеющий задачу доставить вас в следующее по вашему пути отделение полиции, откуда, после процедуры выяснения личностей и звонков начальству, вы поедете дальше с другим охранником. При этом, если дело происходит вечером, вас ни за что не отпустят продолжать ваш путь до наступления следующего утра, вначале предлагая идти в гостиницу, а при вашем отказе — оставляя спать на полицейском участке, где, впрочем, вы обычно сможете помыться, поесть и пообщаться с гостеприимными полицейскими. Посему автостоп в Йемене может быть небыстр.
Впрочем, не все местности Йемена отличаются таким полицейским режимом — это свойственно прежде всего районам к востоку от Саны. КПП в Йемене много. Даже на безопасных, с точки зрения властей, участках типа Сана — Аден. На каждом проверяют минимум один паспорт. На некоторых переписывают данные и потом сверяют, когда возвращаешься. Опасным считается крайний север страны (провинция Сада). Здесь правительство периодически перестреливается с последователями некого «нового Мухаммеда». Крайне интересную в архитектурном и пейзажном плане деревню Шихара можно посетить только в составе тура (тур дорогой — аренда джипа, охрана, водитель — в общем где-то 300 долл с носа). В пустынном центре страны живет много племен, которые периодически выражают недовольство правительством и, чтобы последнее обратило на них внимание, тоже похищают иностранцев. Поэтому попасть в Шабву и окрестности обычно тоже можно только с туром.
Весьма желательно иметь какой-либо документ на арабском языке для объяснения вашей сущности.
Йеменцы не очень охотно приглашают иностранцев в гости. Видимо, вовсе не от отсутствия традиционного арабского гостеприимства, а из опасения, что их могут обвинить в похищении иностранца. По этой же причине в некоторых местностях вас могут отказаться везти и водители (например, дальше какой-либо точки, хотя машина идет дальше). Отнеситесь к этому с пониманием — его ожидают задержки из-за вас на каждом блок-посту, а расположены они весьма часто, на некоторых трассах через каждые 10 км, ну и, конечно, на выездах из городов.
В стране с 20-миллионным населением существует около 30 миллионов «стволов», оставшихся со времён советизации Йемена и гражданской войны. Поэтому весьма много вооружённых людей. Не удивляйтесь.
Прочее
Связь
Интернет — дешевый. Час стоит 90 й.р. (менее полудоллара). В интернет-кафе выделенка с не самой большой скоростью, но этого вполне достаточно. Единственная проблема, что инет-кафе (как и все магазины страны) работают весьма хаотично, без четкого расписания.
Сувениры
Везти из Йемена (если у вас уже есть традиционные кальян и куфия) нечего. Главные сувениры — это Калашниковы (от 180 долл) и кат (3-5 долл за порцию), но этого не поймет наша таможня. Туристы охотятся за серебряными талерами — монетами с портретом австрийской императрицы Марии Терезии, которые использовались в стране до 70-х гг 20 в. Теперь настоящих осталось не так уж и много. Туристам часто продают подделки. Цена — от 10 долл. Талер запрещен к вывозу из страны, так что не берите его в ручную кладь (карман), а кладите в багаж — его вообще, похоже, не просвечивают. Йемен вообще знаменит изделиями из серебра. Джамбия (племенной кинжал) богатого йеменца имеет серебряные ножны. Магазины по продаже изделий из серебра расположены на ул. Гамаля Насера и окрестностях. Еще из страны не стыдно везти кофе. Он тут действительно хороший.
Консульства РФ
Посольство РФ в Сане: 26 September str., tel (8-10-9671) 278—719, fax 283—142. Генконсульство в Адене: Abyan Beach Road, tel/fax (8-10-9672) 232—792.
Другие посольства
Виза Джибути (месячная) делается в тот же день и $30, транзитная не дешевле. Виза Омана тоже $30.
По стране
Мариб
Древнейший город в Йемене, имеющий самую большую археологическую значимость во всей Аравии. Когда-то Мариб был столицей великого Сабейского царства. Ученые называют эту местность «Колыбелью цивилизации». И небезосновательно. За 700 лет до Христа здесь, в ущелье перед обширной долиной, было начато строительство знаменитой Марибской плотины. Это был гигантский комплекс гидротехнических сооружений на юго-западе Аравийского полуострова — едва ли не самый большой в античности, состоящий из десятков километров дамб, сотен шлюзов, множества каналов. Она и была одним из чудес Счастливой Аравии в течение тысячи лет, ведь вода в пустыне — это богатые урожаи, и цветущие сады, и рыба. Все сооружение рухнуло в год рождения пророка Мухаммеда. Интересно, что разрушение привело к великому переселению одних народов и вымиранию других, полному уничтожению когда-то великого королевства, постепенно оказавшегося во власти песков.
Здесь же был дворец царицы Савской, ездившей в гости к Соломону.
Достопримечательности
Все они находятся по дороге в сторону вади Хадрамут, что весьма удобно.
Старый город. Находится в 1 км от Мариба слева от дороги. Представляет собой комплекс двух-трехэтажных глиняных зданий, построенный за 1000 до н. э., неплохо сохранившихся на протяжении столетий, но, к сожалению, изрядно разрушенных в 1962 г бомбардировок во время гражданской войны.
Старая и новая дамбы. Поворот направо через 5 км после Мариба, далее 10 км. Вы можете посетить Шибам и Марибскую плотину — и смело потом заявить, что вы были в Йемене. К сожалению, остатки стен использовались варварскими йеменцами для строительства нового города. Только на двух из них остались хорошо сохранившиеся сабейские надписи (обязательно их разыщите). Вообще, даже разрушенное 1400 лет назад сооружение впечатляет! Особенно, когда видишь ширину ущелья, которое оно некогда перегораживало. В 3-х километрах далее по дороге — Новая дамба. В принципе, ничего интересного.
Махрам Билгис (храм Солнца). Находится в 8 км на восток и в 1 км от дороги налево (указатели). Храм, посвященный Богу Солнца, был построен за 800 лет до н. э. и являлся крупнейшим сабейским религиозным сооружением. Сохранился довольно неплохо: колонны, 9-ти метровая стена, водосборник и хорошо видные сабейские надписи. Чем-то напоминает Персеполис в Иране.
Арш Биглис (храм Луны). Находится справа от дороги в 2 км от Махрам Билгиса на восток. Раньше каменным частоколом глядели в небо колонны храма прямо из песка, однако в 2005-м году начались раскопки. Судя по виду, мало чем отличается от храма Солнца.
Особенности попадания
Как уже говорилось ранее, дорога в Мариб весьма трудна для неорганизованного туриста вследствие опасности (мнимой или настоящей) для иностранца в данном регионе. Ситуация обострилась после похищения итальянцев в январе 2006. Учтите, что попасть в Мариб будет весьма непросто — могут снять с машины.
А уж если доберетесь сюда, то сразу попадете под опеку полиции. Лучше всего подстапливать грузовики — их почему-то меньше тормошат на постах, нежели легковушки.
Шахара
Одна из самых красивых (если не самая) достопримечательностей Йемена. Древний каменный мост над зияющей пропастью (высота горы — 2600 м). Поверьте, вид впечатляет! Нужно ехать 120 км по дороге Сана-Сада до Хута, потом еще 40 км по горной дороге. Несмотря на небольшое расстояние, на путь туда-обратно нужно закладывать сутки-полтора. Трафик — средненький, дорога — так себе, и менты!!!
С точки зрения йеменцев, даже если вы выжили в районе Мариба, то здесь вас точно похитят. Поэтому для посещения сих мест нужно разрешение, которое выдается, естественно, самостоятельным туристам. Через 10 км после Саны — большой пост, который тщательно обыскивает все машины.
Хадрамаут
Название провинции и название самого большого вади в этом районе. Разветвленная сеть вади, где ниже уровня поверхности земли прячутся целые города глиняных небоскребов. Стоит провести здесь, как минимум, неделю исследуя все закоулки.
Шибам
Прославившийся на весь мир город глиняных небоскребов. Внесен в наследие ЮНЕСКО; является музеем под открытым небом. Город обнесен мощной стеной, вход через одни ворота. Как не странно, вход пока бесплатен — спешите!
Сайюн
В центре города обязательно нужно найти Аль-Хаддад и расположившуюся рядом могилу Аль-Хабши, которая представляет собой необычное пирамидообразное сооружение. Также красив располагающийся на возвышении дворец султана. Внутри него находится не очень интересный этнографический музей (вход по справке АВП — бесплатен). Зато из его окон открывается замечательный вид на город вообще, и на упомянутые могилу и мечеть — в частности.
В 10 км от города по дороге на Тарим не пропустите справа на горе могилу эмигранта Ахмета Бин Эйза, видную издалека. Она представляет собой красивое белое здание на склоне горы с помпезной зигзагообразной лестницей.
Тарим
Город славится своими глиняными домами и полуразрушенными дворцами. В нем, даже больше, чем в Шибаме, присутствует атмосфера 1001 ночи. Обязательно разыщите дворец Аль-Каф и мечеть Аль-Мухдар.
Айнат
Небольшая деревня Айнат находится в 17 км от Тарима на восток. Примечательна древним кладбищем, на котором во множестве располагаются необычные пирамидообразные каменные могилы.
Остров Сокотра
Остров расположен в 250 км от побережья Африки и в 350 км от Аравийского полуострова. Его размер 40 на 100 км, чего достаточно, чтобы чувствовать себя на нём, как на материке. Население, по официальным данным, около 50 тыс. человек. В центре острова расположен горный массив высотой 1700 метров, представляющий большой интерес для спелеологов. Остальная территория — холмы и карстовые плато.
Попасть на остров очень непросто. И нецивильные способы не испытывались. На остров летают самолеты два раза в неделю. Один рано утром в пятницу из Саны (столица), еще один из города Аден. Иногда с материка ходят зафрахтованные суда с грузами для местных жителей. Для попадания на остров нужно разрешение на въезд, которое оформляется в столице.
Самое современное задние на острове — аэропорт. Его построили только в 2001 году. Еще одна гордость острова — это первая асфальтированная дорога, которая связывает Хадибу с аэропортом. Ее протяженность — несколько километров. Раньше до постройки этой дороги приходилось проезжать половину расстояния, потом идти пешком через перевал и ехать на следующей машине. Остальные дороги на острове — каменные тракты, когда-то проделанные бульдозером. Ехать по таким дорогам можно только на внедорожнике или хорошем грузовике.
Достопримечательности
Остров уникален своей своей флорой и фауной. Практически все виды растений и животных нигде в мире не встречаются. Пейзажи просто удивительные. Местные жители живут в домиках сложенных из камней и гротах. Несмотря на такой образ жизни, на острове много машин, особенно Toyota LandCruiser. Недавно спелеологами была обнаружена уникальная пещера. В ней найдены надписи на древних языках и артефакты, относящиеся к доисламскому периоду. Сейчас это место привлекает археологов всего мира.
Трудности
Туризм на острове почти отсутствует. Для приезжающих на остров существует угроза малярии, поэтому следует пить профилактические таблетки и остерегаться комаров, которые появляются в темное время суток. Другая трудность — недостаток питьевой воды. А лето тут жаркое. Языковой барьер: на острове распространен свой язык, который нигде больше не встречается. В языке много сложных звуков, а письменность отсутствует. В последние десять лет большая часть населения выучила арабский. Но англоговорящего человека можно найти только в Хадибу и аэропорту. Вывозить флору и фауну с острова запрещено.
Автостоп
Автостоп, как и в любой арабской стране, очень легок. А поток машин определяется вашим местоположением. Если на асфальтированной дороге вы уедете почти сразу, то где-нибудь в глубине острова автостоп на жаре будет сродни мазохизму.
Прочие интересные места
Неплохой район для треккинга — горы между двух трасс, идущих из Саны в Аль-Ходейду. Например, из Эль-Махвита в Манаху. Горы, напоминающие острые скалы, высоки и круты. Реально идти можно только по сухим руслам (вади). Места очень живописные. В руслах растут деревья и много зелени. Можно найти воду. На 50 км расстояния по прямой вам может потребоваться 4-5 дней пути.
Таиз
Приятный город с офигительным музеем Имама Ахмада в стиле ретро. Рядом с городом стоящий зоопарк. Также стоит побродить по старому городу, посмотреть древние мечети.
Эт-Торба
Городок на обрыве плато. Красивый вид. Стоит того, чтобы ехать 70 км из Таиза. По дороге не пропустите большой баобаб!
Аль-Джанад
Мечеть, которой более 1300 лет. Стоит посмотреть.
Джибла
Супер городок. Обязательно побывайте. Славится узкими улочками, древними домами с красивейшими фасадами, мечетью Куббат Байт аз-Зум и дворцом королевы Арва.
Ибб
Старый город с супер узкими улочками. Обязателен для посещения.
Дамар
В 12 км от города есть вулкан высотой 400—500 метров. Имеется кратер диаметром 150 метров. На любителя; в принципе, если вы уже были в кратерах близ Бир Али и Хамам-Дамта, то можно и пропустить. Там, где раньше из-под земли шел пар, построены бани (хамам). К сожалению, в них нет воды, так если хотите помыться — запаситесь водой у военных на вершине.
Дафар
Маленькая деревня. Знаменита древними сабейскими блоками (1800 лет) в стенах домов. Очень интересно. При въезде в деревню вы окажитесь окруженным кучей ребятишек, которые подхватят вас под мышки и потащат показывать интересности. Естественно, в последствии они захотят бакшиш, так что либо заранее запаситесь мелочью, либо предложите им в качестве оплаты (сувениров) деньгозаменители. Сабейские блоки — это что-то типа барельефов. Отыщите хорошо сохранившуюся голову коровы, руку человека, женщину, схватившую себя за груди. Рядом можно осмотреть древний пещерный город. Здесь все интересно: сами дома с прорубленными в скалах дверьми и окнами, стойла для животных, искусно сделанный водосборник. Попросите ребятишек показать вам древнюю виселицу — каменное кольцо над пропастью.
Хамам-Дамт
Знаменит своим вулканическим конусом. Вулкан обустроен. Стоит того, чтобы забраться по лестнице внутрь (на вершине, в кратере — озеро). Прямо напротив вулкана, через дорогу, еще одна местная достопримечательность — горячие источники. Они оборудованы, построены общественные бани. Рекомендую искупаться. К вашим услугам — бассейн с горячей водой, душ и специальное отделение для постирки. Вход — всего 1$.
Аден
Сохранил очарование британской колонии. В настоящее время спящий город. Бизнес почти не наблюдается. Рекомендую посмотреть рыбный базар напротив крепости, старинную дамбу, красивый английский дом в центре города на холме.
Трасса до и после городка Аль-Махвид проходит через красивые горы. Часто дорога идет просто в ущелье. Имеет смысл походить по окрестностям.
Бир-Али
Рыбацкая деревня. Красиво смотрятся рыбацкие лодки, в большом количестве стоящие в заливчике. За 5 км до Бир-Али, около скалы Al-Ghurab — кемпинг, где можно переночевать (за 2-3 доллара), а можно и в палатке бесплатно. Места очень красивые. Черные лавовые потоки спускающиеся к морю, пересыпанные белым кварцевым песком.
В море у берега в камнях водятся морские змеи. Будьте осторожны! В районе Бир-Али недалеко от берега видны несколько скалистых островков. Некоторые совсем близко, пролив всего 100—200 метров. Видно, что там сразу начинается глубина. Места очень стоящие.
В 2-3 км после Бир-Али справа еще один вулканический конус. Обязателен для посещения — самый красивый вулкан в Йемене. Внутри, в кратере, огромное озеро. Открывается замечательный вид на окрестности: причудливые горы, дюны, островки в море.
Аль-Мукала
Старая прибрежная часть города достойна прогулки на пол дня. На выезде в сторону Хадрамута не пропустите главную достопримечательность города — Hush Al-Ghuwayzi — очень красивый дом-крепость, примостившийся на краю наклонной горы.