Демократическая Республика Конго

Материал из «Вольной энциклопедии»
(перенаправлено с «Countries/zaire»)
Перейти к: навигация, поиск
Hourglass2.gifСтатья устарела!
Материал, на основе которого написана эта статья или отдельные её разделы, был собран более пяти лет назад. Вероятно, статья уже устарела и не соответствует текущим реалиям. Мы будем рады более свежему материалу по теме этой статьи.


Questionmark.pngНеполная статья
В этой статье имеется несколько важных разделов, которые не заполнены или заполнены явно недостаточно. Если вы были в этих местах и вам есть что сказать — дополните, пожалуйста, эту статью.


noframe

noframe

Столица:Киншаса
Площадь:2.345.000 км2
Население:75.500.000 чел.
Валюта:конголезский франк (CDF)
Язык:французский
Движение:правостороннее
Телефонный код:+243
Виза для РФ:требуется

Вторая по величине страна Африки после Алжира и самая бедная страна в мире. Раньше называлась Заир, поэтому и сейчас её многие называют «Конго-Заир», дабы не путать с другим Конго со столицей в Браззавиле.

Конго-Заир — одна из самых неудобных стран мира для путешествий. Тут почти нет дорог, транспорта крайне мало, а там, где он есть, ходит крайне медленно, по лесам шуруют повстанцы и военные, в столице множество воров и бандитов, на территории страны есть закрытые районы, куда требуются пропуска, да и в основную часть страны получить визу бывает непросто. Поэтому ехать в ДР Конго следует только путешественникам опытным и только при наличии большого запаса времени.

Географическое положение и рельеф

Страна расположена на экваторе. Линия экватора имеет здесь наибольшую протяжённость по сравнению с другими экваториальными странами — более 1300 км. К океану же Конго выходит только на небольшом 37-километровом участке, примыкающем к правому берегу реки Конго. Причём по обе стороны этой береговой линии расположены территории Анголы: к югу — основная ангольская земля, к северу — ангольский анклав Кабинда, которому власти Луанды никак не дадут отделиться.

Центр и северо-запад страны занимает обширная впадина реки Конго, по периферии которой находится пояс плато. Вдоль восточной границы ДРК от Южного Судана до Замбии простирается зона горных массивов, где в зоне Великого африканского рифта (разлома тектонической плиты) располагаются красивейшие Великие озера: Альберт, Эдуард, Киву, Танганьика, Мверу.

Богатейшие месторождения полезных ископаемых в основном находятся в восточной части страны. ДРК занимает одно из ведущих мест в мире по запасам кобальта, меди, германия, золота, алмазов, урана.

Речная сеть густая и многоводная, 90 % территории принадлежит к водосбору реки Конго. На реках много порогов и водопадов, каскад знаменитых водопадов Ливингстона отрезает фарватер Конго от Атлантики, и только во внутренней части страны реки образуют единую систему судоходных путей, из-за отсутствия автомобильных дорог остающихся единственным средством сообщения столицы с внутренними территориями.

Длина таких путей составляет тысячи километров, среди крупнейших связующих водных артерий: Конго, Касаи, Убанги. Активное судоходство существует на озере Танганьика. Конго — постоянно полноводная река из-за одновременного протекания её и её притоков в двух полушариях. Идущие в мае-сентябре дожди выше экватора в северном полушарии и ливни в октябре-апреле ниже экватора в юном полушарии питают водой реку круглогодично, стабильно поддерживая в ней высокий уровень воды.

Климат — экваториальный и субэкваториальный, постоянно влажный в дождевом лесном поясе в центре страны, переменно влажный и сухой — в зоне лесистой и редколесной саванны провинции Катанга (юго-восток). Средняя температура самых теплых месяцев декабря и февраля — 30-35 градусов Цельсия, самых прохладных месяцев июля и августа — 20-25. В гористых восточных районах климат прохладнее. Осадки в экваториальной зоне — 1700—2200 мм, на юге — 1000—1200 мм. Более половины территории страны занимают труднопроходимые малонаселенные экваториальные джунгли.

История

Конго в прошлом — бельгийская колония, независимость обретена 30 июня 1960 г. 1960-е годы отмечены внутриполитической борьбой просоветских сил во главе с первым премьер-министром Патрисом Лумумбой и бывших колониалистов-прозападников во главе с президентом Ж.Касавубу и начальником генштаба Мобуту.

После убийства П. Лумумбы в январе 1961 г. и краткого правления группировки Ж. Касавубу в стране установился авторитарный режим Мобуту (1967—1997). В мае 1997 года к власти в стране пришёл бывший соратник П. Лумумбы и лидер оппозиционного «Союза демократических сил за освобождение Конго» Лоран-Дезире Кабила, возглавивший вооружённую борьбу против режима Мобуту и пользовавшийся военной поддержкой соседней Руанды.

С началом правления Л. Д. Кабилы в ДРК обострились межэтнические и клановые противоречия, перешедшие в открытую вооруженную борьбу. Центральному правительству противостояли два крупных военно-политических объединения: «Конголезское объединение за демократию» и «Движение за освобождение Конго». Страна оказалась разделённой на три зоны. После убийства в результате заговора Л. Д. Кабилы 26 января 2001 г. президентом страны был назначен его сын, генерал-майор Ж. Кабила. Гражданская война в ДРК продолжалась до 2002 г. и, по оценкам, унесла жизни 3 миллионов человек.

Важную роль в прекращении этой войны сыграло посредничество ООН, Африканского союза, ЮАР. В декабре 2002 г. в Претории лидерами враждующих группировок было подписано соглашение о переходном периоде в стране (2002—2006 гг.), по завершении которого в ДРК должны быть проведены президентские выборы. Однако, несмотря на подписание перемирия между повстанческими формированиями, на востоке страны продолжают действовать многочисленные разрозненные бандформирования, периодически происходят вспышки насилия, зачастую носящие спонтанный и непредсказуемый характер. В целом с бандами обстановка на востоке ДРК напоминает ситуацию в Чечне образца 1997—2003 годов со всем сопутствующим букетом беспредела.

Экономическое положение

Экономическая ситуация в стране продолжает оставаться тяжелой: страна находится в долгах, дефицитный государственный бюджет на 90 % используется для поездок чиновников по самым богатым странам Запада, либо для собственных нужд. Очень высокий уровень коррупции.

Минимальные макроэкономические показатели достигаются в основном за счёт добычи алмазов, редкоземельных металлов, лесозаготовок. Положение в промышленности остаётся крайне тяжелым из-за изношенности оборудования, недостатка инвестиций.

Социальная сфера характеризуется крайне низким уровнем развития. Социальная политика и социальные программы отсутствуют как таковые. По прежнему не решены проблемы здравоохранения и санитарии городов и населенных пунктов, безработицы и беспризорничества, роста преступности и сексуального насилия.

По данным ООН, страна остается одной из самых бедных на планете — 167 место из 177 по индексу человеческого развития ООН. ВВП на душу населения в 2005 году — 90 долларов США. Высоки материнская и детская смертность, подавляющее большинство населения не охвачено медицинским обслуживанием, начальным и средним образованием.

Гуманитарная ситуация также остается сложной. Число беженцев и перемещённых лиц вследствие гражданской войны (1997—2002 гг..) составляет 2,7 млн человек. Их возвращение на родину создает дополнительные очаги напряженности, связанные с нехваткой транспорта, запасов медикаментов и продовольствия. Нередко репатриация приводит к новым конфликтам, вызванным противодействием со стороны местного населения.

Внутриполитическое положение

Остается весьма напряженным. Отмечается существенное отставание в сроках реализации основных целей переходного периода и подготовки выборов. В 2004—2005 годах это давало повод оппозиции для проведения многотысячных митингов и демонстраций, которые неизменно превращались в массовые беспорядки и погромы.

В структурах власти сохраняются неразрешимые противоречия и недоверия. Периодически обостряющиеся разногласия ставят под угрозу срыва переходный период и хрупкий мир. В 2004 году имело место две попытки государственного переворота.

Остается напряженной военно-политическая ситуация в округе Итури Восточной провинции, а также пограничных провинциях Южное и Северное Киву, где продолжаются столкновения на этнической почве и действуют вооруженные бандформирования. Армия Конго, находящаяся в зачаточном состоянии, не в состоянии решить проблемы бандформирований силовым путем.

Население

Народы

Свыше 95 % населения ДРК принадлежит к народам банту. Языками межплеменного общения, помимо французского, являются лингала, киконго, чилуба, суахили. В стране насчитывается более 200 народностей и этнических групп, крупнейшие из них — конго, куба, луба, лунда. Население страны определятся только приблизительно (перепись не проводилась никогда) в 60 млн человек. Крупнейшие города: Киншаса (около 9 млн.), Лубумбаши (1 млн.), Матади, Кананга, Кисангани, Мбужи-Майи. В городах наблюдается высокий уровень безработицы и уличной преступности. Наибольшая плотность населения — на востоке и в атлантической провинции Нижнее Конго.

Языки

Официальным государственным языком Демократической Республики Конго является французский, доставшийся от бывшей метрополии Бельгии. Колониальное наследие проявляется в том, что существующая в Конго система государственного устройства и управления, юриспруденция и законодательство были в свое время целиком скопированы с бельгийских образцов, и в практически неизмененном виде продолжают существовать и сейчас. Соответственно, это означает лингвистическое копирование бельгийских реалий и явлений в конголезском преломлении. Хотя, в целом, нельзя сказать что в Конго используется бельгийский вариант французского языка, большинство конголезцев не так хорошо знают этот европейский язык, чтобы блистать знаниями тонкостей его территориальных вариантов. Существуют, однако, особенности, которые французский язык воспринял на африканской почве, в первую очередь это касается названий ряда животных, трав, объектов и предметов национальной истории и культуры. Французский язык используется для государственного администрирования, бизнеса, газет и книг.

Знание французского: в столице и крупных городах у госслужащих, интеллигенции, образованной прослойки — отличное, многие учились в Европе. Обычный народ знает язык Гюго хуже. В деревнях знание французского либо минимальное, либо отсутствует вообще. Английский не знает никто. Местные жители говорят на своих языках которых, по числу племен, насчитывается более двухсот, кроме северо-восточных нилотских племен и азанде все языки принадлежат к семье банту. Среди самых распространенных — чилуба, киконго, но только два языка — суахили и лингала, используются в качестве линга-франка (для межъязыкового общения). На суахили говорят в восточных провинциях Конго, на лингала — в западных и в столице, плюс этот язык используется также в южной части соседнего государства — Республики Конго.

Народный язык лингала исторически возник среди племен рыбаков и охотников, населявший район впадения реки Касаи в реку Конго. Позднее с формированием Бельгией колониальной наемной армии из числа местных жителей сфера употребления языка расширилась и закрепилась в столице Леопольдвилле (Киншаса). Первые словари и грамматика составлялись бельгийскими миссионерами для перевода Библии. Отечественное языкознание занялось лингала только в 70-е годы, в 1983 году издательством «Русский язык» был выпущен лингала-русский словарь с грамматическим приложением. Русских словарей для киконго и чилуба так и не составили. Для иностранца язык лингала звучит немного грубовато, тем более что в силу анатомических особенностей речевого аппарата голоса у африканцев очень громкие. Сфера применения — бытовые ситуации, покупки, а также когда ругаются и спорят. В лингала много заимствований из французского, поэтому из-за галльских вкраплений в речи приезжий сначала не понимает — является ли этот язык французским. На лингала также происходят богослужения и проповеди в христианских церквях, издается несколько газет и книги, вещают радиостанции, изредка можно услышать его по ТВ. Литературы на лингала нет. К иностранцу обращаются как на французском, так и на лингала, в первом случае говорят Monsieur, Madame (вариация — Monsieur le blanc — господин белый), в последнем mundelli — белый человек. Последнее слово вы будете слышать во время своего путешествия чаще всего.

Религии

Католическая монахиня в ДР Конго

Подавляющее большинство населения ДРК исповедуют христианскую веру, очень велико влияние и удельный вес католической церкви Конго, что не мешает существовать и процветать многочисленным протестантским деноминациям и сектам. Среди замеченных есть адвентисты, баптисты, пятидесятники, мормоны, дарохранители, музыкальные (рок-н-ролльные) церкви и ряд других. Принадлежность многих церквей с ходу определить трудно, так как они носят непривычные названия: Церковь Христа Хлеб жизни, Церковь Христа в Конго и т. д. Есть также своя доморощенная церковь кимабангистов, которые верят в божественную миссию Симона Кимбангу — пророка Иисуса Христа в Конго. Симон обрел славу мученика в период роста антиколониального движения в 50-е годы, про него ходит множество мифическо-мистических легенд: согласно одной из них поезд, на котором бельгийцы конвоировали его в тюрьму, простоял два дня — машинисты не могли тронуться с места.

В Киншасе и Лубумбаши есть православные церкви, подчиняющиеся Александрийской метрополии Греческой православной церкви, прихожане — греки-иммигранты, проживающие в Конго.

Несмотря на христианизацию, остаются традиционные верования в силу природы, в духов и колдунов. В глухих местах остается анимизм и одушевление предметов, присутствуют идолы. Вообще все церкви и богослужения — с явным африканским оттенком, духовная работа над собой и моления зачастую поверхностные и чисто символические. В литургии много коллективного и хорового песнопения, танцы, иногда превращающиеся в банальную дискотеку. Африканизации религии пока с трудом удается избежать лишь католической церкви, где порядки таинств и богослужений соблюдаются четко. Во многих церквях проповеди читаются на местных языках, в католических — только на французском. Священнослужители пользуются среди населения большим авторитетом.

Мусульман среди конголезцев поразительно мало, они находятся как бы на положении маргиналов, что не способствует распространению этой религии. В столице и крупных городах есть несколько мечетей, в которые ходят представители крупной ливанской диаспоры, а также выходцы из Северной Африки.

Обычаи и менталитет

В стране есть своя специфика и экзотика, но нет разительных особенных обычаев, которые можно было бы упомянуть. Что важно помнить иностранцу. Конголезцам присуще обостренное чувство патриотизма и обидчивость на чужаков, такого чувства к их родине не проявляющего. «Священные коровы» — это флаг, гимн, портрет президента, вообще вся госсимволика. Не рекомендуется проявлять явное неуважение к данным предметам. Также не стоит писать на дензнаках, рвать их и комкать, делать на них пометки и надписи ручкой или карандашом. Своим поведением и словами выражайте лояльность и одобрение к стране и населяющим ее людям, даже если таких добрых чувств в данный момент к окружающим вам людям вы и не испытываете.

Отношение к иностранцам, имея в виду белых европейцев — двоякое. В столице — зачастую негативное, но в целом мирное (бывают и исключения), в провинциях — отношение нормальное, для многих из них «мунделли» — человек из другого мира, поэтому многие проявляют интерес и любопытство. Идя по улицам, можно часто услышать резкие высказывания, обращенные в свой адрес, судя по интонации — не дружественные. Обращают внимание и тыкают пальцем часто. Однозначно определить отношение к русским невозможно, для конголезцев есть белые, бельгийцы и французы, больше никто не существует. 99 % никогда не слышали о России.

Присущая Конго особенность — тупой и абсолютно нерациональный запрет на фотографирование. Разумного объяснения этому нет, но при попытке сделать снимок возникают практически все, кто находится рядом, даже те, кого это вообще никак не каcается. Многие европейцы фотографируют понравившиеся места как в городе так и на природе либо на ходу из автомобиля, либо железно убедившись что рядом никого нет. Фотографировать, например, городские пейзажи, находясь вне автомобиля, просто-напросто небезопасно. Если вы будете снимать природу, например, у обочины дороги, то из каждого проезжающего мимо автомобиля будут доноситься возмущенные крики. Особенно негативно и нервно появление фотоаппарата в руках белого европейца воспринимается военными и полицейскими, поскольку ДР Конго — стопроцентно полицейская страна, люди в форме ощущают полную власть над остальными людьми. В шестидесяти процентах случаев они будут просто вымогать деньги за сделанные снимки, в остальных сорока процентах их поведение непредсказуемо. В Конго «стратегическим» считается практически любой объект, в том числе проходящие под дорогой дренажные трубы, полицейские и военные охраняют практически всё, особенно в Киншасе. Категорически не рекомендуется фотографировать аэропорт, порт, вокзал, мосты, реку Конго — по ней проходит госграница (!), центральные улицы, правительственные здания и подобные объекты, самих военных и полицейских, особенно с оружием и т. д.

И вообще нужно помнить, что конголезцам присуща ксенофобия и закрытость от внешнего мира, крайний эгоизм и тупость, отношение к иностранцам поэтому зачастую враждебное. Хотя душевные и добрые люди во время путешествия вам также будут попадаться постоянно.

Виза

Для въезда в Демократическую Республику Конго гражданам России требуется виза, которая обычно стоит дорого, зато выдается легко. Несмотря на то что в Конго имеет дипломатические отношения с более чем 50 государствами, и в Киншасе находится более 50 посольств этих государств, посольство Конго является редким явлением из-за того, что у конголезцев просто нет денег содержать свои дипмиссии по всему миру.

На сегодняшний день посольства Конго существуют в следующих странах: Россия, Япония, Китай, США, Германия, Франция, Великобритания, Бельгия, Италия, Испания. Из африканских стран: Кения, Танзания, Зимбабве, Замбия, ЮАР, Ангола, Республика Конго, Камерун, Нигерия. В Уганде, Руанде, Бурунди посольств ДРК нет.

Для получения конголезской визы не нужно предъявлять стандартный буржуазный пакет документов, состоящий из приглашения, авиабилета, медицинской страховки, прививки (сертификат о вакцинации против желтой лихорадки спрашивают только по прибытии в аэропорту Киншасы), справки об отсутствия ВИЧ-СПИДа, наличия мужа-жены-детей, справки с места работы о зарплате, выписки из банковского счета, подтверждения об обладании недвижимостью в России. Единственным условием получения конголезской визы является наличие денег, четкая цена — 100 (Москва, Ангола, Браззавиль, Дар-эс-Салаам, Браззавиль, практически везде) долларов. До недавнего времени в Москве виза стоила 91 доллар, брали наличными в иностранной валюте, если заявитель расплачивался стодолларовой купюрой, сдачи не давали под предлогом отсутствия мелких разменных денег.

Сейчас цена установилась и составляет 100 долл. — за месячную визу, 180 — за двухмесячную и так далее по «гибкой» шкале сборов. Транзитная виза, как правило, выдается редко, ставится обычная въездная-выездная.

Находясь в стране, можно «продлиться», если виза не просрочена, обратившись в Главное управление по делам миграции ДРК — Direction Generale de Migration, отделения которого находятся во всех крупных городах страны. В Киншасе — на центральной улице Бульвар 30 июня, возле зданий горводоканала Regideso и отделения Миссии ООН «Лосония». Но стоит заранее предупредить, что дело это геморройное, стоит дорого, ставки колеблются обычно в районе 100 долларов и до плюс бесконечности. Необходимые документы, которые от вас потребуют — заявку или рекомендацию резидента Конго. В принципе можно рекомендацию от конголезца заменить рекомендацей от российского посольства, однако тогда придется еще предъявлять справку о хорошем поведении (Certificat de bonnes vie et moeurs) и справку о гражданстве (Certificat de nationalite). В качестве продления вклеивают новую визу, обычно в посольствах ставят мастичную печать, поэтому нужно хорошо взвесить стоит ли продолжать в Конго свой маршрут, и если ли необходимость тратить лишнюю страницу, если путь еще предстоит долгий. Обычно есть два этапа продления — сначала на семь дней, потом — более долгий срок. Но в любом случае стоить это будет столько, что мало не покажется.

«Легализоваться», въехав в страну без визы, нельзя. Местные чиновники очень «ревностно» относятся к своим законам, и крайне любят их нарушения иностранцами, несмотря на то, что свои нарушают конголезское законодательство повсеместно. Поэтому стоит избегать любых форм нелегального нахождения на территории Конго, в противном случае велик риск больших штрафов или тюремного заключения. И вообще, из-за повсеместной коррумпированности очень высока вероятность повторения ситуации с С. Лекаем, когда под любым благовидным предлогом «нарушения» правил пребывания иностранцев в стране с вас будут откровенно вымогать деньги или посадят в каталажку, за пребывание в которой потом выставят счет (!). К тому же «спасательные» возможности посольства России на территории страны, равной по размерам Якутии, крайне ограничены, что тоже нужно учитывать.

Обычно виза Демократической Республики Конго выдается без проблем, даже если в вашем паспорте уже есть визы разных нежелательных в другом месте стран (Ливия, Алжир, Иран, Сирия и т. д.), однако на протяжении последних десяти лет у Конго сложились очень напряженные отношения со своими восточными соседями Угандой, Руандой, Бурунди из-за их скрытого участия в кровавом гражданском конфликте, который продолжается в восточных провинциях ДРК. Наличие в паспорте виз данных государств может вызвать лишние вопросы и подозрения в шпионаже, и даже отказ в выдаче в случае очередного спонтанного обострения отношения.

Посольство Конго в Москве находится в обычной девятиэтажке по адресу Симферопольский бульвар, 7А (м. Нахимовский проспект) в обычных трехкомнатных квартирах под номерами 49 и 50. Чтобы попасть туда, желательно заранее позвонить по телефонам 113-83-48, 791-69-086-086 или 792-62-671-029 и договориться о встрече, в противном случае можно никого не застать. На входе охранник запишет вас в гроссбух, после чего пропустят во двор, посольство находится на первом этаже в третьем подъезде, еще нужно будет объяснить свою сущность через домофон. В посольстве работают люди, учившиеся в России и знающие русский язык, так что если вы не знаете французский, проблем не будет. Стоит виза ДРК в Москве также 100 долларов, однако получать её в России неудобно, так как после её выдачи предполагается ваш немедленный въезд в Конго, и если вы не летите туда самолетом это автоматически влечет за собой протухание визы.

Внимание! В 2004—2005 годах в посольстве ДРК в результате внутренних разборок сложилась ситуация двоевластия. В результате противозаконных действий первый секретарь госпожа Фани Муики присвоила себе функции посла, после чего «альтернативное» посольство, находясь на Большой Грузинской улице, немедленно приступило к торговле алмазами, выдаче «левых» виз иностранцам, паспортов своим гражданам и дипломатических номеров на автомобили всех желающих. Сообщение В.Лысенко о том, что он «обхаживал дам из этого посольства» означают что он пытался получить визу в лже-посольстве, что далее могло привести к негативным последствиям. В декабре 2004 года трое граждан России, получив в Москве незаконные визы от Фанни Муики, были задержаны в аэропорту Киншасы и в тот же день депортированы обратно. В связи недавним назначением нового посла ДРК в России (ноябрь-2005) ситуация с двумя посольствами должна разрешиться, однако надо учитывать, что легальной будет считаться только виза, на которой будут стоять факсимильный штамп и подпись главы дипмиссии ДРК — Моиса Кабаку Мутшаля. Ходили слухи, что Ф. Муики планировала сбежать из России в одну из европейских стран.

Попадание

Погранпереходы

ДРК имеет тысячи километров границы с девятью государствами, граница не охраняется и по сей день остается прозрачной, ежедневно её в различных местах пересекают бандиты, контрабандисты, торговцы «кровавыми» алмазами, а также вполне мирные охотники, рыбаки, местные племена, для которых государственная граница остается чисто условным понятием — гораздо большее значение имеет невидимая линия, разделяющая места обитания племен. Несмотря на полное отсутствие контроля за трансграничными миграциями со стороны властей и полиции, во избежание серьёзных проблем не рекомендуется нелегальный переход границы. Для законопослушных вольных путешественников существует несколько международных пограничных переходов.

С Анголой

Матади / Ноки — единственный на сегодняшний день нормально функционирующий погранпереход между двумя странами-союзниками — обслуживает приграничную торговлю и грузопотоки из порта Матади на Луанду и обратно. Открылся в 2003 году после подписания в ДРК мирного соглашения между воюющими сторонами и нормализации обстановки в стране, а также установления власти центрального правительства Анголы над северной провинцией Зайри. Режим работы неизвестен. Других легальных переходов между Конго и Анголой нет. В перспективе, с восстановлением железнодорожной ветки Дилоло-Лобиту, возможно открытие перехода между внутренними провинциями ДРК и Анголы, в настоящее время ПКПП Дилоло-Тейшейра-ди-Соза работает крайне нерегулярно из-за неспокойной обстановки вдоль восточной границы Анголы. Местные переходом пользуются, но возможность пересечения границы там иностранцами неясна.

Есть неподтвержденные и лично непроверенные данные о существовании и работе перехода между ДРК и ангольским анклавом Кабинда. Скорее всего, данный переход существует полуофициально, что в любом случае не удерживает местное население от его использования.

С Замбией

Единственный легальный переход Касумбалеса / Чилилабомбве обслуживает пересечение границы мощным потоком грузовиков, везущих из конголезской провинции Катанга в Замбию экспортную медную руду. Работает в будни. Интересен для тех, кто хочет въехать в юго-восточное Конго из Замбии, иными путями недостижимое. На погранпереходе — крайне взяточная таможня и полиция, коррумпированная контролем за мафиозным вывозом природных ресурсов из ДРК. Поэтому возможно возникновение нездорового интереса к белым путешественникам. Переход открыт для граждан третьих государств. Пассажирского движения между двумя странами нет, грузовое движение спонтанное и непредсказуемое, осложняется убитостью ж/д полотна и подвижного состава в Конго. Местное население активно использует редкие товарняки и локомотивы для передвижения.

С Республикой Конго

Единственный и очень оживлённый пограничный переход между двумя Конго представляет из себя паромную переправу через реку Конго между столицами Киншасой и Браззавилем. Речной порт Киншасы называется Beach Ngobila и находится в центре: ориентиром служит «визитная карточка» города — высокое многоэтажное коричневое здание «Сизаком», от него идти по главному бульвару 30 июня в сторону разрушенного монумента, где находится рынок и место тусовки инвалидов. Переулок от рынка влево приведет к воротам порта. Чтобы попасть внутрь, нужно купить билет или наплести что-нибудь охраннику типа «я забыл свой паспорт на иммиграционном контроле» или «я из службы протокола и иду встречать посла Франции, который должен приехать из Браззавиля». Охранники покочевряжатся, проверят документы но потом пропустят. Можно рассказать им о своей международной сущности. Если иметь билет на руках, то проблем с проходом не будет. Билет приобретается в кассах, находящихся слева от ворот, при покупке билета будьте внимательны с наименованием катера и деньгами, спрашивайте кассира, когда отходит нужное вам судно. Они располагают такой информацией и чаще всего сами подскажут вам, на чем можно уехать в ближайшее время. У касс вас тут же окружит толпа помощников, которая захочет корыстно поживиться с вас, не давайте им ничего и не обращайте внимания, их расчет строится на том, что все белые — лохи и им за скромную плату нужно помогать в этом кавардаке. Люди в белых халатах с номерами являются сотрудниками порта и при случае можно воспользоваться их услугами (номер 3 — Жак, всегда обслуживает на переправе русских, за доллар поможет вам с покупкой билета и прохождением иммиграции), все остальные — леваки и сомнительные личности, если не хотите славы Гиляровского — не общайтесь с ними. Переправа обслуживается несколькими катерами, от скорости и комфорта которых зависит стоимость билета. Canot rapide (Быстрый катер) — стоит 19 долларов, TransVip — 25. Народная баржа стоит 15, но можно и бесплатно. Для этого нужно дожидаться момента, когда до отправления баржи остается две минуты, после чего полиция расступается и обезумевшая толпа штурмует паром, при этом вопя от радости что ей удалось так ловко насадить полицию. Есть шанс попасть вместе с толпой на паром, где о наличии билета никто не спросит. Четкого графика движения не существует даже для вип-катеров, поэтому всегда нужно ждать отправления 1-2 часа. Иммиграция находится во внутренней территории в белом здании, зайти внутрь в проход со стороны реки, по коридору и налево: в комнате, заваленной запылёнными папками и гроссбухами сидит иммиграционный офицер, который проверит ваши визы, запишет ваши установочные данные и поставит выездной штамп. С ожиданием в очереди это займет от силы минут 15. Потом нужно зайти в соседнюю дверь, предъявить другому таможенному офицеру билет и паспорт и записаться на «манифест» (список пассажиров, выезжающих водным транспортом). Данная процедура может занять до часа. Офицер соберет паспорта отъезжающих и вручит их вам перед посадкой на катер. Отвергайте любые поползновения на дополнительную оплату услуг, все равно все сделают бесплатно!

Сам порт — довольно злачное место, где концентрируются инвалиды на колясках, путешествующие по льготным билетам за дефицитным товаром в Браззавиль и обратно, кучи снующих с тюками людей. Полицейские, стегающие плетками правонарушителей, к белым относятся корректно. Много ворья, поэтому нужно следить за вещами, нередко возникают драки — держитесь от них подальше. Также не общайтесь с солдатами в черной форме и в бардовых беретах — специальная гвардия президентской охраны — самые большие отморозки. Никак не реагируйте на их реплики, они потеряют к вам интерес. Можно пройти за решетку с самому причалу и ждать отправления там. Возможны нелегальные переправы на других участках водной границы с РК, на пирогах, по договоренности с их владельцами за определённую плату.

С ЦАР

Водная переправа по реке Убанги между центральноафриканской столицей Банги и конголезским населённым пунктом Зонго. Обслуживается частными владельцами катеров и лодок, точных сведений о стоимости переезда и порядке получения иммиграционных штампов нет. Переправа используется для перевозки товаров из ЦАР в Конго.

С Танзанией

Сухопутная граница отсутствует, два государства разделены озером Танганьика, по которому осуществляется не привязанное к расписаниям судоходство, регулярных паромных рейсов нет. Иногда бывают пароходы между Калеми (Альбертвиль) и Уджиджи, а также баржи ООН, перевозящие беженцев из Танзании в Конго. Из Бужумбуры есть регулярное сообщение с Замбией, однако данные рейсы старательно избегают причаливать к конголезскому берегу. До недавнего времени по озеру ходил немецкий теплоход 1901 года выпуска, потом его списали, но на Танганьике еще остаются раритетные суда-трудяги.

С Угандой

Существует несколько пограничных полуофициальных переходов, которые закрываются при очередном обострении отношений между странами или из-за ухудшения военной обстановки на границе. Граница Конго с этими странами прозрачна и охраняется только участками, существуют сотни тропинок, по которым многие люди ежедневно ходят на работу в соседнюю страну, использование таких тропинок иностранцами не приветствуется.

С Угандой открыт переход в населенном пункте Касинди, который связан разбитой дорогой с городом Бени (около 60 км), с угандийской стороны качество покрытия гораздо лучше. Данная дорога проходима только для джипов, грузовиков, велосипедистов и пешеходов. Переход открыт для граждан третьих государств, на границе выдается как виза ДРК, так и виза Уганды, стоимость её — 50 долларов. Пограничники, таможенники, солдаты и прочие службы сильно вымогают деньги. Здесь есть офис по туризму — требуют взнос на развитие туризма.

Есть ещё два перехода. Северный через Аруа не исследован — туда ехать не советует из-за военной ситуации на севере Уганды и юге Судана. Третий — на юге, в самом южном углу Уганды, недалеко от границы с Руандой.

С Руандой и Бурунди

С Руандой есть переход в районе города Букаву, которым местные жители также активно пользуются. Виза как для Руанды, так и ДРК также ставится на месте, ее стоимость колеблется в районе 50 долларов.

Возможно существование подобного перехода с Бурунди в районе Увиры и Бужумбуры, что, однако, требует дополнительной проверки.

С Южным Суданом

Официального перехода нет, район конголезско-суданской границы является одним из самых нестабильных в стране, что вызвано как боевыми действиями в южном Судане, так и на северо-востоке ДРК. Регулярно происходит инфильтрация вооруженных группировок повстанческо-бандитского толка через границу в обоих направлениях, что не добавляет безопасности данному району.


Самолётом

В Конго существует несколько центров воздушных перевозок: Киншаса, обслуживающая в основном Европу и самые крупные города страны и Гома-Букаву, ориентированные в первую очередь на Уганду и Руанду.

Из Киншасы есть регулярные рейсы:

  • в Париж (вторник-четверг-пятница, прилет в Киншасу в 17.30, отлет в 21.30, стоимость билета до Москвы с пересадкой в Париже, если брать в оба конца как вариант со скидкой — 1500—1700 долларов), обслуживается авиакомпанией Air France, офис представительства компании в Киншасе, где лучше всего без толкотни сделать регистрацию и сдать багаж в день отлета (c 9.00 до 14.00, потом — только в аэропорту) — первый этаж отеля «Мемлинг», для граждан России транзитная французская виза не требуется;
  • в Брюссель (понедельник-четверг-пятница-суббота-воскресенье, стоимость билета 1300—1500 долларов, отлет из Киншасы в 20.50, 21.35 или 22.05 от дня недели, регистрация заканчивается за час до отлета, промежуточная посадка в Дуале или Яунде), обслуживается авиакомпанией Sabena-Brussels Airlines, офис представительства компании в Киншасе — в центре города на центральной улице Бульвар 30 июня, дом 33, www.flySN.com, для граждан России транзитная бельгийская виза не требуется,

в Найроби (все дни кроме среды, прилет в 10.00 или в 11.00, отлет в 12.00 или 13.00), тоже неплохой вариант отлета в Россию — Киншаса — Найроби — Дубай — Москва-Домодедово, стоимость билета около 1500 долларов, обслуживается авиакомпанией Kenya Airways, офис представительства компании в Киншасе — первый этаж административного здания, возле посольства Бельгии на Бульваре 30 июня, данный рейс активно используется конголезцами, так как в этом случае им не надо получать обязательные для них французские или бельгийские транзитные визы. В качестве вариант возможен маршрут через Амстердам, что на цену билета не влияет;

  • в Луанду (среда и суббота, прилет в 16.00, отлет в 18.30, но это самый ненадёжный рейс — пяти-шести часовые опоздания являются нормой), обслуживается авиакомпанией TAAG-Angola Airlines, офис представительства компании в Киншасе — первый этаж жилого дома на Бульваре 30 июня, напротив желтого здания почты, увешанного антеннами, необходима регистрация в представительстве на рейс за два дня до отлета, аэропортовый сбор, который надо оплатить — 20 долларов;
  • а также в Лагос, Котону, Йоханнесбург, Дуалу.

Рейсы из Гомы, Букаву, Бени на восток осуществляются самолетами типа АН и бельгийскими DC мелкими частными авиакомпаниями, не имеющими представительств в Киншасе, цена билетов до Кампалы и Кигали дорогая и колеблется от 250 до 400 долларов. Много грузовых рейсов, возможно попадание на них по договоренности.

Транспорт

Схема автодорог, ЖД и водных путей

Транспорт является одной из основных проблем для ДРК, отсутствие цельной инфраструктуры и неразрывной сети автомобильных и железных дорог в стране препятствует свободному перемещению людей и товаров, сдерживает экономическое развитие. Наземные пассажирские перевозки отсутствуют как таковые, в ДРК нет междугородних автобусов и поездов дальнего следования, перемещение людей осуществляется в основном личным автомобильным, а также авиационным транспортом.

Автомобильный транспорт

Автодорожная сеть не представляет собой единое целое, по мере удаления от городов плотность трафика редко снижается. Среди местного населения развит автостоп, хотя слово такое здесь и не слышали. Иностранные автостопщики -редкость. Основной способ передвижения — грузовики МАН. Специфика товарно-денежных отношений и экономики в ДРК (как и во многих странах Африки) приводит к тому, что многие люди, производящие в деревнях продукты сельского хозяйства (маниок, трава фуфу, батат, понду, маис, рис, пальмовое масло, древесный уголь), осуществляют на принадлежащих им старых грузовиках типа МАН и Мерседес поездки в ближайшие крупные города для сбыта произведенных товаров. Основной поток такого автотранспорта направляется в Киншасу, где существует стабильно высокий спрос на дешевые продукты питания, а также в Лубумбаши, Канангу, Кисангани, Киквит и Букаву. Обратно везут товары промышленного производства и импортные продукты питания для собственного потребления и перепродажи в провинциях. На дорогах можно часто увидеть подобные безумные грузовики, загруженные в три-четыре яруса, сзади и сбоку к бортам привязывают проволокой или бечевой желтые канистры с пальмовым маслом, бочки с бензином, пластиковые стулья и прочий хлам. Поверх груза на брезенте обычно едет от 20 до 50 человек, в основном жители той же или близлежащих деревень, для которых это возможность съездить в город. Из-за явной перегрузки часты аварии: ломаются оси и рессоры, лопаются камеры. Нередко такие аварии приводят к значительным человеческим жертвам, в газетах тогда появляются сообщения о числе погибших, достигающих иногда 40 человек. Все грузовики — потенциальные деньгопросы.

В настоящий момент существует несколько дорог, пригодных для передвижения.

Автотрасса № 1 Матади — Киншаса — Киквит. Ранее, до 1980-х, представляла собой сплошную дорогу от океана до Лубумбаши, где участки асфальта чередовались с грунтовкой. Дорога была построена еще в колониальную эпоху бельгийцами и эффективно функционировала, после 1960 года никакие ремонтно-восстановительные работы не производились, из дороги «выжимали» все что могли, пока она не пришла в то состояние запустения, в котором пребывает и сейчас. Сейчас участок после Киквита малопроходим даже для грузовиков и внедорожников. В настоящее время отрезок Матади — Киншаса покрыт довольно качественным асфальтом, по которому 500 километров, разделяющие эти города, проходятся на автомобиле за один световой день. До 2000 года дорога также, как и остальные, находилась в разрушенном состоянии, пока Всемирный банк не дал крупный транш на ее реабилитацию. С помощью итальянских и китайских подрядчиков дорогу восстановили, за исключением остающихся коротких участков грунтовки. Трасса № 1 связывает столицу ДРК Киншасу с портовыми городами провинции Нижнее Конго — Матади, Бома (существует действующий мост им. Маршала Мобуту через Конго — единственный в стране), выходит на пограничный переход с Анголой. Из-за хорошего качества покрытия на дороге наблюдается устойчиво хороший поток автотранспорта, много дальнобоя и контейнеровозов, перевозящих доставленные морем грузы из Матади вглубь страны. Автостопом пользуются многие местные жители (см. выше), вольному путешественнику при везении можно пройти расстояние, если повезет, за один день, если нет — за два. Дорога по большей части проходит по холмистой местности с красивыми пейзажами и захватывающими дух серпантинами, напоминающими американские горки. Отрезок Киншаса — Киквит находится в гораздо более запущенном состоянии. Первые 150 километров асфальта после Киншасы на восток находятся в хорошем состоянии, после чего в покрытии появляются дыры и огромные выбоины, вместо обочины — полуметровая колея, дорога сужается и два грузовика разъезжаются с трудом. На расстоянии 200 км от Киншасы асфальт исчезает и дорога — две колеи, по которым с трудом едут даже грузовики. В сезон дождей езда превращается в настоящее испытание.

Автотрасса № 2 Мбужи-Майи — Букаву. Как автодорога в настоящее время не существует, а является только проектом. Ранее эта дорога существовала, была обозначена на всех картах, но очень быстро пришла в негодность, и уже лет тридцать полностью никем не проходилась. В мае 2005 года, опять же, на деньги Всемирного банка, было начато восстановление этой трассы, которая должна соединить алмазную столицу город Мбужи-Майи с Букаву. Судя по темпам работ, восстанавливать её будут еще очень долго: за 2005 год было построено только 50 километров. Первая очередь восстановления — отрезок М.-Майи — Касонго, вторая очередь — Касонго — Букаву. Строительство продлится неопределённый срок, хотя изначально предусматривался период работ длительностью 18 месяцев (для Конго — срок нереальный). Планируется, что когда дорога будет построена, средняя скорость передвижения на ней составит около 45 км/час, длина пути — 520 километров.

Остальные автодороги находятся в гораздо более худшем состоянии, разобщены и не проходимы. Многие из них нельзя назвать даже национальными автотрассами, хотя они могут носить такое название.

Направление Лубумбаши — граница с Замбией. Асфальта нет, есть редкий частный легковой транспорт, а также частые грузовики, перевозящие медную и оловянную руду в Замбию. Ситуация с автостопом на участке не изучена.

Направление Кисангани — Букаву: существовавшая ранее грунтовая дорога совершенно разбита, никто по ней не ездит. Возможно только прохождение пешком. Точно также выглядит ситуация с направлением Кисангани — Буния. В Кисангани, городе, отрезанном от внешнего мира, автомобильный транспорт отсутствует как таковой, местные жители передвигаются на велосипедах.

На востоке страны в окрестностях многих городов (Бени, Букаву, Гома, Калеми) существуют локальные дороги в пределах 20-30 километров, далее они исчезают, а вместе с ними и трафик.

Реальной проблемой остаются бандитизм на дорогах и поборы. В 100 % случаев взятки вымогаются военными или полицией, которые устанавливают на маршруте самодельные шлагбаумы и барьеры, за право проезда с которых взимают незаконные поборы. Иностранец легко может стать объектом вооруженного разбоя или грабежа. Так что будьте особенно осторожны.

Железнодорожный транспорт

Прибытие поезда Лубумбаши — Кинду

Несмотря на то что ДРК стоит на втором месте в Африке после Египта по протяженности железных дорог (4700 км), железнодорожное транспортное сообщение развито хуже всего и для вольных путешествий малопригодно. Пассажирские перевозки отсутствуют в принципе. За редким исключением все железные дороги Конго были построены еще в колониальную эпоху бельгийцами и предназначались для вывоза природных ресурсов из самых богатых районов. В силу чего железные дороги, так же как и автомобильные, не представляют собой единой системы, участки разобщены, удалены друг от друга, имеют разную ширину колеи и техническое оснащение. После 1960 года развития сети практически не было.

В ДРК имеются следующие железные дороги:

Киншаса — Матади. Длина участка — 360 километров. Пассажирских перевозок нет, хотя товарные поезда по прежнему ходят. Местные активно пользуются пустыми вагонами для поездок, иногда проделывая весь путь, что однако чревато зависаниями на каком-нибудь разъезде. Дорога живописна и проходит по крайне пересеченной местности.

Железная дорога Великих озер — гораздо более оживленный узел, состоящий из нескольких отрезков, соединяющих Лубумбаши, порт Калеми на Танганьике, Камину, замбийскую границу. Движение только товарное, за исключением маленьких участков дорога не электрифицирована, поэтому активно практикуется проезд на крышах вагонов. Товарных поездов гораздо больше чем на линии Киншаса-Матади, в основном они везут на экспорт руду и лес.

Железная дорога из Лубумбаши через Тенке на Анголу существует, но функционирует только до ангольской границы, так как находится в разрушенном состоянии с начала гражданской войны в Анголе в 1975 году. Обсуждаемые в настоящее время планы её восстановления из-за масштабности задачи и проблемы поиска инвестиций еще очень долго не будут реализованы. Изолированные участки железных дорог северо-востока не функционируют из-за состояния полного развала, поэтому для путешествий не пригодны.

Киншаса — единственный город, где остается некое подобие пригородных пассажирских перевозок по двум направлениям — в сторону международного аэропорта Нджили и по дороге на Матади. Поезда отходят с вокзала, который находится в центре города, за день уходит в каждом направлении около 4-5 поездов. Расписание не соблюдается, так как его нет. Проезд в данных поездах, представляющих собой составы из разбитых вагонов без окон и дверей, довольно опасен: в вагонах постоянно тусуются наркоманы, покуривающие местные галлюциногенные травы, нередки случаи забрасывания автомобилей и прохожих камнями агрессивно настроенной молодежью, которая часто ездит на крышах. Постоянно происходят конфликты между пассажирами и контролерами, которых сопровождает полиция, после драк пассажиров на ходу выбрасывают из вагонов. Проезд поэтому в принципе бесплатный, пока не нарвешься на контролеров.

В целом железная дорога — не самый безопасный и надежный способ путешествий по Конго. Часто происходят аварии, за месяц в среднем фиксируют до 20 сходов с рельс.

Водный транспорт

ДР Конго обладает густой речной сетью, водный транспорт остается важным средством связи столицы с экваториальными районами. Важнейшая водная артерия — река Конго и её притоки — Убанги и Касаи. Из-за многочисленных порогов и водопадов река распадается на несколько судоходных участков, основной из них — Киншаса — Кисангани. Выхода в море из-за каскада водопадов Ливингстона нет. Водный транспорт в Конго представляет более реальную возможность для путешествий чем железнодорожный транспорт.

Между Киншасой и Кисангани ходит множество барж и судов, перевозящих как пассажиров так и грузы. Путь вверх по течению до Кисангани занимает до двух месяцев, вниз до Киншасы — до полутора месяцев. Проезд возможен но неприятен из-за чрезвычайной перегруженности барж и столпотворений народа на них, которые зачастую вести тихо себя не умеют, предпочитая орать, бегать, толкаться и драться. Условия проезда — антисанитарные из-за соседства животных с людьми на одном судне. Для попадания на баржи нужно спрашивать в порту ближайшие отходящие «рейсы». Попадание на территорию порта не представляет сложностей. В Кисангани и Киншасе порты находяся в центре города. Непосредственно в порту уже стоит выяснять назначение отходящего судна, так как поток распределяется между Конго, Касаи и Убанги.

В Киншасе порт Нгобила используется только для паромов в Браззавиль, поэтому нужно выходить на улицу Poids Lourds, она находится на вокзалом, ориентир — нефтебаза с хранилищем ГСМ, её также легко найти, так как она пролегает вдоль единственной в городе магистральной железнодорожной ветки. Вдоль улицы расположено несколько десятков работающих частных причалов, на которых постоянно идет разгрузка и загрузка прибывших из провинции с товаром барж. У входа на некоторые причалы вывешены таблички на которых иногда появляется написанная мелом дата отправления очередной баржи. Попадание на отходящую баржу не представляет проблем, возьмут однозначно, денежный вопрос — по договоренности.

Авиационный транспорт

Из-за транспортной блокады авиатранспорт остается наиболее развитым средством сообщения, соединяющем многие внутренние районы страны и обеспечивающим доставку в недоступные по земле города промышленные и продовольственные товары. Практически любой мало-мальски крупный город имеет аэропорт или аэродром, в стране насчитываются сотни посадочных площадок, которые ежедневно принимают и отправляют сотни самолетов. Из-за особой стратегической значимости авиатранспорта для жизнедеятельности Конго воздушные перевозки осуществляются всегда, в любые праздники и выходные дни. С налаживанием мирного процесса отмечается общее оживление авиабизнеса, появляются новые компании-перевозчики. Много внутренних рейсов, билеты на которые дороги. Так, билет из Киншасы в Гому стоит 400—500 долларов. Билеты на международные рейсы также очень дороги.

В ДРК распространены российские самолеты марки АН и ИЛ, на которых летают в основном русские летчики, есть также русские бизнесмены, владеющие самолетами и нанимающие экипажи из стран СНГ для работы на конголезских авиалиниях. Всего, включая украинцев и белорусов, в ДРК по контрактам с частыми авиакомпаниями работает около 200 пилотов из стран СНГ. Многие из них летают в Африке и в ДРК, в частности, уже много лет. Вписка на самолет с нашими летчиками теоретически возможна. Многое зависит от политики безопасности руководства компании, настроения и характера самих пилотов. До недавнего времени в сфере авиаперевозок в ДРК царил бардак, зачастую самолеты сначала загружались товарами, а потом в оставшееся свободное пространство забивалось как можно больше людей. Но участившиеся в 2005 году случаи авиакатастроф, повлекшие за собой гибель десятков людей (в том числе наших летчиков), заставили Министерство транспорта ДРК принять комплекс жестких мер в отношении эксплуатации воздушных судов. В сентябре 2005 был введен запрет на перевозку пассажиров на грузовом рейсе, более чем у 30 компаний были отозваны лицензии за нарушение условий безопасности воздушных судов, теперь перед вылетом каждый самолет проверяется. Однако, как мне рассказал один летчик, прежде всего обращают внимание на присутствие на борту посторонних конголезцев, которых тут же высаживают. Белого русского можно запросто выдать за члена экипажа и лишних вопросов не возникнет, однако захотят ли сами пилоты брать на себя на такой риск, остается неизвестным.

Основные города, где сосредоточены наши пилоты — это Киншаса, Кисангани, Бени, Букаву, Гома, Лубумбаши, Мбандака, Исиро. Их легко можно найти в аэропортах и узнать по форме с погонами, которую они носят. А еще можно спросить любого работника аэропорта где можно найти «пилот рюс», и вам тут же их покажут. Существует несколько конголезских авиакомпаний, которые эксплуатируют самолеты АН с русскими экипажами, обычно на самолетах пишут название авиакомпании с её эмблемой, что облегчает проблему поиска.

В Конго также есть много самолетов Миссии ООН в ДРК, которые также обслуживаются русскими летчиками и вертолетчиками (например Нефтеюганский объединенный авиаотряд — работает порядка 50 пилотов), но возможность проезда автостопщиков на них маловероятна, слишком жесткий порядок доступа. К тому же в 2011 году мандат Миссии должен закончится, после чего весь русский авиаперсонал ООН вместе с техникой (МИ, АНы, Илы) покинут страну.

Городской транспорт

Кроме Киншасы и Лубумбаши общественного транспорта нет вообще, в городах восточной части страны (Кисангани, Мбандака) иметь автомобиль считается роскошью. Местное население передвигается пешком или на велосипедах.

В Киншасе транспортная проблема решается частниками — улицы города буквально забиты маленькими автобусами Фольксваген, на них нет номеров и обозначений маршрута, поэтому угадать куда он едет практически невозможно. Спрашивайте направление, иначе завезут не туда. Автобусы всегда переполнены, обычно набивается человек под тридцать, еще человек пять цепляется сзади, европейцы в них не ездят. Так как Киншаса — очень большой город, то стоимость проезда зависит от расстояния, но обычно не превышает 500 франков (чуть больше доллара) до окраинных районов. Трамваев, троллейбусов и муниципальных автобусов в городе нет.

В городе много такси, распознать их в потоке транспорта трудно — на них нет отличительных знаков. Горожане подзывают такси, помахивая указательным пальцем на уровне пояса. Стоимость проезда — до 10 долларов, но с белого постараются содрать побольше, нужно активно торговаться. Такси, кроме обкуренного поезда — единственный способ добраться в Киншасе до аэропорта, такса — 10 долларов. Автобусов до аэропорта нет.

Деньги и цены

Национальная валюта ДРК называется конголезский франк. Мелочи — сантимов — уже давно нет, в обращении ходят бумажные купюры достоинством 100, 200 и 500 франков, реже — 50 франков. Банкноты в 20 и 10 франков встречаются крайне редко, поэтому их можно брать на коллекционные сувениры как раритетные.

Конголезский франк — нестабильная валюта, с годами дешевеет. В начале 2014 г. за доллар давали около 900 франков, а за франк CFA (ходящий в соседних Конго-Браззавиле, Чаде и ЦАР) — около 2 конголезских.

Доллар США, наряду с франками, является второй национальной валютой, имеет неограниченной свободное обращение и принимается к оплате всеми. Многие юридические лица предпочитают производить расчеты исключительно в долларах, избегая неконвертируемых франков. Хотя в сельской и удаленной местности по-прежнему превалируют франки. Проблема — при совершении мелких покупок на улице могут не найти сдачи с крупной купюры, типа 100 долларов, к тому же, из соображений безопасности светить такой купюрой вне помещения магазина не рекомендуется. Другая проблема — в обращении много ветхих купюр, никто не принимает надорванные доллары, даже если величина надрыва составляет всего один миллиметр. Поэтому при приеме сдачи нужно проверять края каждой купюры, рваные купюры покупатель также имеет право не брать от продавца. Несмотря на такое правило, франки принимаются любые, какие бы грязные и вонючие они ни были, рваные и заклеенные скотчем, затертые до такой степени что не разобрать рисунок. И наконец, последняя проблема — многие магазины, предназначенные для европейских покупателей, не выставляют на товар цены, а приклеивают на них индексы, согласно которым нужно смотреть в вывешенных перечнях цену нужного товара. Например, индекс А33 по перечню может иметь цену 3498 франков, которую и нужно оплачивать. При оплате долларами цен во франках начинаются неудобства, связанные с понятной одним конголезцам системой пересчета цен и цифр с одной валюты на другую. Даже прожив определенное время в Конго, возникает с этим путаница, продавцы постоянно пытаются обсчитать франков на 200. также в обращении много фальшивых купюр, Конго — хороший рынок для их сбыта. Однодолларовые купюры к оплате не принимаются!

Доллары можно обменять на франки и наоборот везде, начиная от банков и заканчивая уличными менялами, т. н. «камбистами». Обычно цены в банке и на улице не сильно разнятся, так как камбисты сами ориентируются на официальный курс, установленный Центробанком. В принципе любой обмен денег на улице в Конго может считаться «черным» рынком, что однако не является преступлением и ничем не карается.

Банкоматов и банков, обслуживающих международные пластиковые карточки, в ДРК нет. Трэвел-чеки также нигде не принимаются. Ограничений на ввоз и вывоз иностранной валюты нет, конголезские франки запрещены к вывозу. На выезде (в аэропорту, паромной переправе, погранпереходах) всегда можно обменять на оставшиеся франки на доллары — менялы тусуются везде. Перед отправлением в Браззавиль можно обменять конголезские франки на центральноафриканские. Стоит еще отметить, что центральноафриканский франк (общая валюта для ряда государств) в ДРК в обращении не ходит.

В ДРК можно получить денежный перевод через систему Western Union, всего по стране в административных центрах провинций и в столице открыто более 60 отделений. В Киншасе имеется более 30 отделений Western Union, многие из них расположены в окраинных районах. В центре города лучше всего пользоваться точками, расположенными в Гранд-отеле или отеле Мемлинг — там спокойнее всего. ЗЕсть также отделения системы MoneyGram и MoneyTrans. Отделения этих компаний также находятся в указанных отелях.

Питание

Страна бедная, поэтому рацион среднего конголезца крайне прост и скуден. Основные продукты питания, которые потребляет местное население — маниок и маниоковая мука, батат (сладкий картофель), фасоль, маис, картофель, травы фуфу, понду, орико, рыба и рыбные продукты и прочее. Мясо присутствует в рационе редко, слишком дорого.

Почти половина населения питается на более одного раза в день, поэтому рассчитывать на угощение не приходится. Несмотря на определенный дефицит продовольственных товаров (55 миллионов человек с трудом могут прокормить себя), продукты питания, производимые и реализуемые на местном рынке, стоят для обладателя иностранной валюты относительно дешево.

  • 12 бананов — 100 франков.
  • 1 ананас (средний) — 500 франков.
  • 1 булочка хлеба (около 100 грамм) — 70 франков.
  • 1 килограмм маниока — 500 франков.

Продукты, предназначенные для европейцев, стоят безумно дорого. Картошка — 3 доллара за килограмм, кетчуп — 5 долларов за бутылочку, чипсы — 5 долларов за пакет, шоколад — до 10 долларов за плитку, банка пепси-колы — 70 центов. Подобные магазины, где можно купить европейскую еду, можно встретить только в Киншасе, в других городах их просто нет. В Киншасе все они находятся в центре города: Pelustore и Express Alimentation — самые дорогие и поэтому беспонтовые, находятся на бульваре 30 июня, их легко найти, так как они выкрашены в ярко-желтый цвет. Магазин Hassan Brothers, мелкооптовый и розничный супермаркет, находится в районе порта и «костного» рынка. Несколько дешевле чем другие магазины. Чтобы его найти, нужно дойти до раскуроченного монумента в конце бульвара 30 июня, откуда и будет виден этот выкрашенный в коричневый цвет магазин. Самые дешевые продукты вообще — в лавочках, принадлежащих ливанским торговцам, их также можно найти в центре города.

Еда в ресторанах и кафе также дорога. Порция картофеля фри будет стоить 5 долларов, в магазине за эти же деньги можно купить 1,5-килограммовую замороженную пачку той же картошки. Основные места, где любят сидеть иностранцы, принимают к оплате доллары по явно заниженному курсу (400 франков за доллар вместо 450), потому расплачиваться долларами там невыгодно — получаются большие потери. Придорожное питание не развито.

Связь

Интернет-кафе есть только в крупных городах. В Киншасе и Лубумбаши их можно найти в центре и прилегающих к центру районах. Часто они прячутся в очень неприметных местечках, поэтому обнаружить их бывает иногда проблематично. Интернет-связь — устойчивая, однако в любой момент могут отключить электричество. Стоимость выхода в сеть — 2 доллара за час. Интернет-телефонии нет.

Городская телефонная сеть отсутствует, поэтому все пользуются мобильными телефонами с карточками. Основные мобильные операторы — конкурирующие Vodacom и Celtel. Последняя компания работает более чем в пятнадцати африканских странах, однако в Конго роуминг Celtel не действует. Зато сеть Celtel распространяется на все крупные города страны, из Лубумбаши можно спокойно позвонить в Киншасу и наоборот. Самые ходовые — карточки по 5 долларов, их хватает на 4 минуты разговора (около 40 центов за минуту) по внутренним номерам, за связь с абонентом, находящимся в другом городе, взимается такая же плата. Сотовая сеть Celtel также удобна для связи с Россией. Стать обладателем своего телефонного номера — дело десяти минут. Стоимость сим-карты, которую можно приобрести в любом сервис-центре, составляет 5 долларов. После чего нужно приобрести карточку и загрузить на сим-карту единицы. Цена связи с Россией — 70 центов за минуту, качество связи хорошее. Дозваниваться так — код России 007 — код города — номер абонента.

Если нет с собой мобильного телефона, то можно позвонить прямо с улицы в специальных лотках с надписью «appel» (звонок). Стоимость разговора с Россией в таком месте обойдется чуть больше доллара. Стоимость разговора из России с абонентом в ДРК дороже — 3 доллара за минуту. Намного дешевле стоят услуги телефонной связи у конголезско-китайской компании CCT — Congo Chine Telecom, которая только начинает осваивать местный рынок телекоммуникаций. ССТ просит за минуту разговора с Россией 40 центов. Но пока у них недостаточно сервисных центров, не везде можно купить их карточки.

Большой напряг возникает с почтой. Формально почта существует, но, похоже, качество ее работы оставляет желать лучшего. Известно только одно работающее отделение в Киншасе, расположенное на улице Полковника Лукусы (Avenue Colonel Lukusa), рядом с банком Codeco (нужно спрашивать местных). За отправку письма в Россию просят 3000 франков, конвертов в продаже нет, нужно иметь свои. Гарантий по доставке никто не дает, срок доставки может занять до полутора месяцев. Также большие сомнения вызывает возможность получения писем до востребования. Именно в этом отделении сортируются и выдаются письма, приходящие из-за рубежа. Больше шансов никогда не дождаться письма.

Ночлег

Ночлег в Конго для человека в дороге есть очень важная и трудная проблема. Суровых законов, запрещающих иностранцам ночевать в гостях у местных жителей, нет, однако всеобщая бедность, скорее всего, не позволит им пригласить путников к себе домой. Не возникает желания ночевать в жилищах местных, особенно в сельской местности. В домах почти всегда либо грязно, либо пыльно и стоит не очень приятный запах.

Ночевка в палатке не запрещена, но может быть осложнена тем, что вам просто не дадут покоя. Особенность Конго — даже в самом пустынном месте через десять минут собирается толпа человек в тридцать. Наличие в пределах их жизненного пространства белых иностранцев в яркой палатке может вызвать разнообразную реакцию — от агрессии до сотни дурацких вопросов. В покое в любом случае не оставят, к себе не пригласят. Появление полиции — вообще признак того, что спокойной ночевки вам не видать.

На вокзалах и в скверах в городах лучше вообще не ночевать — много полиции, беспризорников, высока уличная преступность. В Киншасе, например, ночевка на улице — проблема. В этом городе нет ни одного спокойного места, где бы не было людей, полиции, военных или охраны.

Кемпингов и хостелов нет. Гостиничный бизнес развит слабо, в основном в крупных городах, в деревнях и вдоль дорог гостиниц нет вообще. Цены высокие — цена за сутки в гостинице средней паршивости достигает 50 долларов. Дешевле вряд ли найдутся.

Представляет интерес изучение возможностей ночевки в церквях. Из-за обилия церквей, думается, этот вопрос может быть решен. Если не впишут в одной, но впишут в другой. Церквей много, они встречаются в самых разных местах — от трущоб до районов фешенебельных вилл. Прежде всего стоит изучить возможность вписки в католических церквях. Как и в других странах, обычно это не просто церковь, а целый культурно-образовательный комплекс со школьными классами, магазинчиками, аптеками и кухней. Таких церквей много, они встречаются везде, из окружающего ландшафта они выделяются наличием высокой башни с крестом. В Киншасе на бульваре 30 июня есть греческая православная церковь, там встречаются очень хорошие люди. Возможность ночевки там также нужно прорабатывать.

Посольства и визы других стран

Бульвар 30 Июня в Киншасе — район посольств

Во всем мире, даже среди соседей по континенту, ДРК считается иммиграционно опасно страной. Едва получив желанную визу, конголезцы напрочь забывают о своем патриотизме и рвут когти за кордон. Жесткие визовые правила иностранных посольств, нацеленные на пресечение нежелательной иммиграции, зачастую распространяются не только на граждан ДРК, но и на граждан третьих государств, подающих запрос на визу в Киншасе. Поэтому Конго — не самое лучшее место получения виз.

Ангола

Blvd du 30 Juin, 4413. Открыто с понедельника по пятницу с 9.00 до 12.00. Не самое ждущее автостопщиков посольство, в котором требуют:

  1. Prise en charge, что означает просто приглашение или обязательства/ ответственность ангольской стороны по отношению к вам во время вашего там пребывания. Никакой четко установленной и жесткой формы приглашения нет, поэтому в принципе можно, например, заранее состряпать «приглашение» от ангольского отделения АВП, поставить левую печать и идти получать визу.
  2. Две анкеты.
  3. Две фотографии.
  4. Ксерокопии паспорта и международного сертификата о прививках.
  5. Рекомендательное письмо (по-французски называется «вербальной нотой» — note verbale) от российского посольства.
  6. Письмо с просьбой выдать визу, написанное подателем.

Стоимость — 60 долларов, ждать 7 рабочих дней.

Республика Конго

Blvd du 30 Juin (рядом с посольством Анголы). Выдают без проблем и лишних вопросов.

  1. Анкета.
  2. 1 фотография.
  3. Стоимость визы: 50 долларов — через три дня, 100 долларов — в день обращения.

Габон

Avenue Colonel Mondjiba, 167 (данная улица является продолжением Бульвара 30 июня, нужно ехать в противоположную от порта сторону). Посольство открыто с понедельника по пятницу с 9.00 до 14.00.

  1. Рекомендательное письмо от российского посольства (note verbale).
  2. Стоимость: 200 долларов — многократная, 100 долларов — однократная.
  3. Срок изготовления — 72 часа.

ЦАР

Kinshasa/Gombe, Avenue Mont des Arts, 2803, Quartier Golf. Чтобы найти это посольство, нужно дойти до перекрестка Бульвар 30 июня и Avenue de la Liberation, на перекрестке стоит скульптура — Белый цветок. От скульптуры нужно идти по авеню Либерасьон в сторону, противоположную реке Конго. Посольство будет слева метров через пятьсот. Открыты с понедельника по четверг с 9.00 до 15.00.

  1. 2 фотографии.
  2. Анкета.
  3. 120 долларов.

Виза выдается многократная на один месяц.

Камерун

Blvd du 30 Juin, 171 (находится рядом с посольством Р.Конго и Анголы). Открыто с понедельника по пятницу с 8.00 до 15.00. Не самый лучший вариант.

  1. Авиабилет туда-обратно.
  2. Бронь в отеле.
  3. Делают за два дня.

Замбия

Av. De l`Ecole, 54-58. открыто в понедельник, среду и пятницу.

  1. Билет в оба конца.
  2. 2 фотографии, паспорт.
  3. Стоимость: 40 долларов.

Нигерия

Blvd du 30 Juin, 141. Открыто в понедельник, среду и пятницу с 10.00 до 14.00.

  1. Ксерокопии трех первых страниц паспорта.
  2. Билет в оба конца.
  3. Рекомендательное письмо от российского посольства.
  4. Стоимость: 85 долларов.

Судан

Blvd du 30 Juin, 24 (Immeuble Aforia, ex-Shell). Открыто с понедельника по субботу с 12.00 до 15.00. Резидентам ДРК выдают за 50 долларов в тот же день, плюс требуют рекомендательное письмо от российского посольства. В посольстве в принципе можно сделать справку о том что заявитель является резидентам Конго, может быть это и поможет. Нерезидентам: документы отправляются в Хартум — дальше все как обычно.

ЮАР

Blvd du 30 Juin, (напротив магазина Pelustore).

1. Бронь отеля. 2. Выписку с банковского счета. 3. Рекомендательное письмо. 4. Паспорт. 5. Стоимость: 63 доллара.

Зимбабве

Avenue de la Justice, 75B. Открыто с понедельника по пятницу с 10.00 до 12.00.

1. Действительный паспорт. 2. Две фотографии. 3. Стоимость: 50 долларов, выдают на следующий день.

Танзания

Blvd du 30 Juin, 142 (напротив посольства Анголы). Открыто с понедельника по пятницу с 9.00 до 15.00.

  1. Анкета.
  2. Две фотографии.
  3. Стоимость: 50 долларов, срок действия — 1 месяц, выдают в день обращения.

Прочее

Праздники

Государственные праздники, во время которых жизнь в стране полностью замирает:

  • 4 января — День мучеников независимости
  • 1 мая — День труда
  • 17 мая — День освобождения
  • 30 июня — День независимости
  • 1 августа — Родительский день
  • 25 декабря — Рождество.

Посольство России

Посольство России в ДРК находится на Avenue de la Justice, 80, также в районе Гранд-отеля. Найти его легко — это высокое белое здание в 11 этажей. Относятся там к российским гражданам нормально, но в плане вписки, ночевки, помывки и стирки оно малополезно — просто нет возможности. Однако консульские работники готовы сделать рекомендательное письмо для получения необходимых виз. Российских граждан в Конго немного, всего где-то около 500 человек, включая сотрудников Миссии ООН и летчиков, работающих по частным контрактам. В основном это женщины, вышедшие замуж за конголезцев, бизнесмены и предприниматели. Торгового представительства нет, также нет ни совместных предприятий, ни русских больниц. Моряков можно встретить в Матади, но обычно они там долго не задерживаются. Изредка появляются геологи и разные старатели с неясными намерениями, поскольку сфера их интересов — добыча и перепродажа алмазов, свое присутствие они не афишируют и их местонахождение неизвестно. Вообще, российские граждане в ДРК во многом разобщены и не часто знают друг друга, даже прожив в стране не один год. Поэтому никаких общин, клубов и неформальных объединений не существует. Места, где чаще всего можно встретить соотечественников, как ни странно — продуктовые магазины.

По стране

Маршрут от границы с Угандой в Киншасу

От КПП внутрь Заира дорога ведет через Вирунгу. Из Касинди до Бени можно добраться на маршрутке ($5) или пассажирском грузовике.

Бени — крупный город, здесь находятся представительства различных международных организаций (MONUC, Premiere Urgence) — у них можно получить последнюю информацию о ситуации в Заире и безопасном маршруте. Вписаться сложно, боятся. Есть недорогие гостиницы, $2-5.

На дороге из Бени до Ня-Ня через Мамбасу иногда бывает транспорт — грузовики и пикапы, следующие на коротких расстояниях между деревнями, но бывают они очень редко. Даже если удастся найти такой транспорт, водитель может отказать — боятся проблем с властями. А от Мамбасы до Кисангани можно идти только пешком или ехать на велосипеде; местные жители предлагают перевозку вас (или вашего рюкзака) на велосипеде за деньги. А пешком можно идти неделями.

Много барьеров, проверяют документы. Каждая провинция — своя власть. Навязывают всякие пермиты, сопроводительные письма и проч, вымогают деньги. Дорожная грамота иногда помогает. Регистрация необходима в крупных населенных пунктах, стоит она реально 200 франков (полдоллара), но требуют $5-10-20. В восточном Заире от границы с Угандой до Кисангани передвигаться можно либо пешком, либо на мотоциклах или велосипедах, но такой транспорт стоит недешево (мотоцикл из Мангины до Мамбасы, 130 км — $30). Хорошая вписка в церквях в Мангине и Мамбасе.

В деревнях без проблем можно поставить палатку (иногда сначала надо обсудить с шефом деревни). Из Ня-Ня до Кисангани дорога очень плохая, даже на велосипеде и мотоцикле ехать — сплошное мучение (полпути приходится идти пешком). Велосипед из Бафосенде до Кисангани $30, 3-4 дня пути (около 250 км).

В Кисангани со впиской сложно, но есть недорогие отели 1-2 долл. Из Кисангани до Киншасы где-то раз в неделю бывают корабли и баржи. Дорога до Киншасы может занять до месяца (баржи садятся на мель и ломаются, много времени занимают формальности и погрузка маиса в транзитных портах). Можно сначала добраться на моторизованной пироге до Бумбы — 3 дня, $5 (но это довольно сложная дорога — спать негде, тесно, грязно, опасно при штормовом ливне), потом из Бумбы на корабле — $20 на палубе (на прицепленной барже дешевле): из Бумбы больше кораблей и барж до Киншасы.

См. также